Существуют следующие способы увеличения поступлений денежных средств.
1. Изыскание дополнительных денежных поступлений от более эффективного использования основных средств, для чего необходимо:
• провести, анализ степени использования оборудования/имущества с тем, чтобы определить перечень имущества, не используемого в текущей хозяйственной деятельности;
• организовать сдачу в аренду/продать мало используемое оборудование/имущество;
• рассмотреть возможности пересмотра ставок арендной платы и перезаключения арендного договора с арендодателем и арендаторами;
• организовать перевод деятельности организации в менее дорогое место. При этом необходимо учитывать все расходы, которые могут возникнуть в связи с переездом;
• рассмотреть возможность консервации имущества. Акт консервации представляется в налоговую инспекцию. Это позволит исключить это имущество из расчета налогооблагаемой базы при расчете платежей по налогу на имущество;
• рассмотреть варианты централизации деятельности организации за счет перевода подразделений в одно или меньшее количество месторасположений с целью избежания дублирования хозяйственных функций в различных подразделениях и, таким образом, высвобождения дополнительного имущества для возможной продажи/сдачи в аренду и др.
2. Взыскание дебиторской задолженности с целью ускорения оборачиваемости денежных средств. Для этого необходимо:
• создать стимулы своим клиентам для более быстрой оплаты счетов путем предоставления специальных скидок;
• создать систему оценки клиентов, которая бы суммировала все риски, связанные с таким деловым партнером. Общая зависимость от такого партнера будет включать его дебиторскую задолженность, товары на складе, подготовленные к отгрузке, продукцию в производстве, предназначаемую этому клиенту. Необходимо установить формальные лимиты кредита каждому клиенту, которые будут определяться общими отношениями с этим клиентом, вашими потребностями в денежных средствах и оценкой финансового положения конкретного клиента;
• привязать оплату труда менеджеров по продажам к реальному сбору денежных средств с клиентов, с которыми они работают;
• рассмотреть возможность продажи дебиторской задолженности банку и др.
3. Разграничение выплат кредиторам по степени приоритетности для уменьшения оттока денежных средств. Для этого можно осуществить следующие процедуры:
• разделить поставщиков на категории по степени их важности для деятельности и прибыльности организации. Интенсифицировать контакты с критически важными поставщиками с тем, чтобы укрепить взаимопонимание и стремление к сотрудничеству;
• предложить различные схемы платежей; убедить кредиторов, что новый подход был бы наилучшим способом для обеих сторон сохранить взаимовыгодные отношения, и постараться достичь соответствующего соглашения об этом;
• отложить осуществление платежей менее важным поставщикам;
• найти альтернативных поставщиков, предлагающих более выгодные условия, и использовать эту информацию для дальнейших переговоров с нынешними поставщиками.
4. Реорганизация инвентарных запасов, для чего необходимо:
• разнести по категориям запасы по степени их важности для стабильности деятельности организации. Проанализировать оборот запасов по видам: уменьшить объемы тех видов запасов, которые не являются критическими для функционирования бизнеса;
• уменьшить размеры неприкосновенных запасов (или запасов, хранящихся в качестве буфера) за счет достижения договоренности о более коротком сроке выполнения заказа на поставку такого товара;
• улучшить деятельность организации в области заказов на снабжение путем внедрения более эффективных контрольных процедур, таких как централизация хранения и отпуска товаров, перераспределение площадей хранения или улучшение/минимизация документооборота. Более плотно сотрудничать с поставщиками при решении вопросов ускоренной поставки и предоставления им стимулов в виде более привлекательных для них условий оплаты;
• рассмотреть возможность распродажи залежавшихся запасов со скидками с тем, чтобы получить дополнительные денежные средства, однако необходимо избегать перенасыщения рынка товарами по бросовым ценам, так как это негативным образом скажется на последующих продажах товаров, а также сделает невозможным реализацию стратегии повышения цен.
5. Увеличение притока денежных средств за счет пересмотра планов капитальных вложений, что включает в себя проведение таких мероприятий, как:
• оценка срочности и потребности в капитальных инвестициях и возможности отложить их на более поздний срок;
• возможности приостановки инвестиционных проектов, которые стали менее эффективными в результате изменения финансовой ситуации в России. Изучить возможность возврата полностью или частично вложенных средств;
• изменение графика инвестиций так, чтобы уменьшить пиковую нагрузку на денежные потоки, путем пересмотра этапов вложений так, чтобы сопутствующий отток денежных средств не ухудшал способность организации осуществлять другие срочные платежи;
• приостановить капитальные расходы, которые не могут дать отдачу для организации.
6. Увеличение поступления денежных средств из заинтересованных финансовых источников, не связанных с основной деятельностью организации, вследствие осуществления таких мероприятий, как:
• исследование финансовых условий краткосрочного финансирования, предлагаемого банком, обслуживающим организацию, и вариантов их улучшения;
• пересмотр условий долга (отсрочка выплаты основной суммы, снижение процентной ставки) и изучение возможности рефинансирования кредитов в других банках;
• при недостатке источников для финансирования операций проведение переговоров с акционерами или владельцами организации об изыскании дополнительных финансовых ресурсов;
• уменьшение или отмена выплаты дивидендов и др.
7. Оптимизация или уменьшение затрат путем реализации следующих процедур:
• оптимизация или уменьшение затрат на оплату труда: внедрение бонусных схем оплаты, разделение бремени сокращения зарплаты и др.;
• реструктуризация организационной структуры с целью устранения излишних уровней управления и сокращения затрат на оплату труда;
• сокращение общехозяйственных расходов (затраты на содержание автотранспорта, представительские расходы и т.д.);
• перезаключение договоров, определяющих задолженность в твердой валюте, в рублевую задолженность.
8. Внедрение методов увеличения продаж путем:
• проведения маркетинговых исследований на ежедневной/еженедельной основе. Например, проведение наблюдения за розничными/оптовыми ценами в регионах, проведение пробных ограниченных распродаж со скидками, проведение анализа официальной/отраслевой статистической информации и т.д.;
• оценки прогнозируемой наценки по группам реализуемых товаров для того, чтобы определить группы товаров, приносящих наибольшую прибыль, и, как следствие, именно те, на которых вы должны сосредоточить свое внимание (ЛВС-анализ);
• переоценки факторов потребительского спроса, таких как потребительские свойства/приоритет при приобретении, цена, качество, тенденции моды, сезонные факторы и т. д.;
• определения группы продуктов, которые наилучшим образом подходят к изменившимся рыночным условиям, и концентрации на них;
• определения области профессионального знания (анализ конкурентных преимуществ и разработка путей извлечения выгоды из них);
• анализа цен и объемов реализуемой продукции, поиска наиболее разумного компромисса, который поможет увеличить поступление дополнительных денежных средств несмотря на снижение объемов продаж (путем увеличения цены и торговых наценок);
• повышения отпускной цены, если рынок позволит, для того, чтобы увеличить валовую прибыль;
• уменьшения отпускной цены для того, чтобы увеличить долю на рынке и объемы продаж.






