Повышение энергоэффективности в бюджетном секторе

Для повышения энергоэффективности бюджетных учреждений необходимо решение следующих задач.

Заинтересованность менеджмента госучреждений в мероприятиях по повышению энергосбережения является ключевым фактором при их проведении. Для этого необходимо предусмотреть схемы поощрения персонала. Часть полученных от экономии на оплате коммунальных услуг средств целесообразно разрешить использовать для поощрительных выплат ответственным за проведение энергосберегающих мероприятий сотрудникам. Кроме того, в формулировке задания для бюджетного учреждения необходимо определить целевые ориентиры повышения энергоэффективности и порядок контроля за их достижением.

Использование критериев энергоэффективности при построении межбюджетных отношений поможет повысить заинтересованность субъектов и муниципалитетов в проведении программ повышения энергоэффективности на принадлежащих им объектах социальной сферы.

Крайне важно стимулировать частные компании, предоставляющие коммунальные услуги и услуги в области повышения энергосбережения. Для этого необходимо разрешить бюджетным учреждениям заключать долговременные контракты на предоставление таких услуг, определяющие и гарантирующие схему выплаты вознаграждения компании на весь срок действия контракта, не ограничивая его сроком действия закона о бюджете.

Важным моментом является определение источника финансирования инвестиций в энергосбережение бюджетных организаций. По оценкам вложения в модернизацию объектов бюджетной сферы могут потребовать значительный объем средств. В то же время зарубежный опыт свидетельствует об эффективности схем государственно-частного партнерства для достижения требуемого энергосберегающего эффекта, где практикуется частичное и полное принятие на себя расходов по модернизации бюджетного учреждения частной сервисной компанией.

Первыми шагами в данном направлении могут стать контракты на оказание коммунальных услуг определенного качества или контрактов на повышение энергоэффективности с указанием целевых параметров. Выплата вознаграждения в этом случае осуществляется из средств, освободившихся в результате снижения выплат за коммунальные услуги. То есть необходимо предусмотреть возможности временного (на срок действия контракта) изъятия части получаемой экономии из бюджетного оборота для целей оплаты услуг сервисной компании.

          Для определения целевых параметров бюджетного задания в сфере потребления энергии, необходимо оценить текущие масштабы ее потребления, а также определить потенциал энергосбережения. Важным элементом базы также должен являться сбор информации по проведенным мероприятиям по повышению энергосбережения и оценке их эффективности. В условиях развивающегося рынка предоставления энергосервисных услуг, важна широкая информационная поддержка и распространение «лучших практик» по результатам пилотных проектов, создание консультационного центра как для сервисных компаний, так и для бюджетных организаций. Наличие такого ресурса сделает более простым вход на рынок для новых участников и поможет руководству бюджетных организаций формировать заказы на услуги в области энергосбережения.

На текущий момент отсутствует единая нормативно-правовая база, позволяющая в должном масштабе проводить мероприятия по повышению энергоэффективности. В частности, отсутствуют механизмы стимулирования сотрудников бюджетных организаций к энергосбережению, механизмы привлечения ресурсов частного сектора для модернизации бюджетных учреждений. В рамках предлагаемой схемы заключения контрактов на предоставление коммунальных услуг или повышение энергосбережения с указанием целевых параметров необходимо:

1. Разработать правовые акты, регулирующие вопросы заключения долгосрочных контрактов между бюджетным учреждением и частной компанией, предоставляющие услуги по увеличению энергосбережения. Должна быть разработана типовая форма такого контракта, предусмотрена возможность извлечения части и полной бюджетной экономии на снижении коммунальных расходов на весь срок действия контракта для выплаты компенсации исполнителю и финансирования иных расходов, направленных на снижение энергопотребления.

2.Разработать систему показателей энергопотребления. На основе этих показателей разработать формы статистической отчетности для формирования единой информационной базы, а также использовать их для формулировки задания бюджетному учреждению и определения требований при заключении контракта на оказание энергосервисных услуг или услуг по повышению энергосбережения. Необходимо разработать правовую основу для проведения мероприятий по оценке потенциала энергосбережения и оценке достигнутой эффективности.

   3. Создать систему стимулирования менеджмента бюджетных организаций. В частности, законодательно предусмотреть материальное вознаграждение за успешную реализацию проектов по повышению энергосбережения. Это может быть сделано за счет части экономии средств на коммунальных платежах.

Необходима разработка комплексной программыпо повышениюэнергоэффективности бюджетного сектора и создание координационного центра, ответственного за разработку необходимой правовой документации, процедур отчетности, обеспечение межведомственного взаимодействия, организацию информационной поддержки, конкурсов проектов по повышению энергоэффективности в бюджетных организациях.



IV. Прогноз параметров бюджетной системы на период до 2023 года

БАЗОВЫЙ СЦЕНАРИЙ

       В качестве макроэкономических условий базового сценария использовались «Исходные условия на период до 2023 года» Минэкономразвития России от 8 мая 2008 года.

      Базовый сценарий предполагает:

     1. Начиная с 2010 года приведение эффективной ставки ЕСН к уровню 2005 года и формирование взносов на обязательное страхование со шкалой: для заработных плат до 1100 тыс.рублей в год – 26%, в диапазоне от 1100 тыс.рублей до 2300 тыс.рублей – 10%, свыше 2300 тыс.рублей – 2%.

      В 2020 году ставка взносов на обязательное страхование (пенсионное), уплачиваемая работодателями, увеличивается на 3%.

    2. Введение взносов на накопительную часть трудовой пенсии, уплачиваемых работниками (после 1968 года рождения включительно) по ставке 3% от налогооблагаемой зарплаты в размере до 1100 тыс. рублей в год.

3. Часть ЕСН, направляемая в настоящее время в федеральный бюджет и предназначенная для выплаты базовых пенсий, будет направляться в Пенсионный фонд. Половина взносов (3%), уплачиваемых работодателями и направляемых на накопительные счета, передается на финансирование текущих пенсий.

4. Индексацию ставки НДПИ на газ с 2011 года на индекс потребительских цен.

5. Индексацию ставок акцизов на индекс потребительских цен с 2011 года.

6. Реформирование нефтегазовых фондов. Начиная с 2010 года снижается целевой (нормативный) объем Резервного фонда с 10% ВВП до 6% ВВП. Средства Фонда национального благосостояния используются начиная с 2010 года для дополнительного финансирования пенсионной системы. Для этого ежегодно выделяется целевой трансферт в размере 0,6% ВВП.

     7.Увеличение трансфертов в Пенсионный фонд из федерального бюджета. Выделение трансфертов из общих доходов федерального бюджета в ПФР (т.е. сверх трансфертов из Фонда национального благосостояния) призвано довести коэффициент замещения до целевого уровня 30%. Существенная часть таких трансфертов будет обеспечивать финансирование дополнительных выплат, связанных с ревалоризацией пенсионных прав.

         


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: