Прогноз расходов и сбалансированность бюджетной системы на период до 2023 года

 

Суммарные расходы бюджетной системы в данном сценарии сокращаются с 34.3% ВВП в 2010 году до 31.9% ВВП в 2023 году из-за сокращения доходов бюджетной системы. При этом происходит перераспределение расходов между уровнями бюджетной системы в пользу региональных бюджетов и внебюджетных фондов, так как доля федерального бюджета в доходах в течение анализируемого периода сокращается. Так, доля федерального бюджета в общих расходах сокращается с 51% в 2007 году до 47% в 2023 году (с учетом трансфертов из федерального бюджета).

Динамика общих и непроцентных расходов по уровням бюджетной системы представлена в таблице.

                  Прогнозные расходы бюджетной системы (%ВВП)

Расходы 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023
Расширенный 34,3 33,8 33,6 33,5 33,4 33,3 33,1 32,8 32,6 32,4 32,2 32,2 32,0 31,9
Консолидированный 28,8 28,2 28,0 27,9 27,8 27,5 27,3 27,0 26,9 26,6 25,9 26,1 25,8 25,7
Федеральный 17,7 17,0 16,9 16,9 16,8 16,7 16,4 16,3 16,0 15,8 15,4 15,4 15,3 15,1
Непроцентные расходы                            
Расширенный 33,8 33,3 33,0 32,9 32,7 32,6 32,3 32,0 31,8 31,5 31,3 31,3 31,1 30,9
Консолидированный 28,3 27,6 27,4 27,3 27,1 26,8 26,6 26,2 26,0 25,7 25,1 25,2 24,8 24,7
Федеральный 17,2 16,6 16,4 16,4 16,3 16,2 15,9 15,7 15,5 15,2 14,8 14,9 14,7 14,5

Прогноз параметров расширенного бюджета, % ВВП.

Базовый сценарий предполагает постепенный рост чистого долгового финансирования как для федерального бюджета (до установленного в Бюджетном Кодексе ограничения в 1% ВВП), так и для региональных бюджетов. При этом баланс расширенного бюджета до 2016 года будет оставаться положительным из-за растущих отчислений на накопительную часть пенсий, которые не могут быть израсходованы и поэтому увеличивают профицит Пенсионного фонда.

Расходы федерального бюджета к 2023 году частично будут финансироваться из Резервного фонда в силу недостаточности нефтегазовых доходов и инвестиционного дохода от размещения средств Резервного фонда для финансирования нефтегазового трансферта объемом 3,7% ВВП, как установлено в Бюджетном Кодексе.

В таблице ниже представлена динамика общего и ненефтегазового баланса бюджетов разного уровня.

 

 

                                          Балансы бюджетов разного уровня

  2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023
БАЛАНС (% ВВП)                            
Расширенный 1,5% 1,6% 1,6% 1,5% 1,3% 1,0% 0,7% 0,4% 0,2% 0,1% 0,3% 0,0% -0,1% -0,2%
Консолидированный 0,1% 0,1% 0,0% -0,3% -0,6% -0,9% -1,2% -1,6% -1,9% -2,1% -2,0% -2,5% -2,7% -2,9%
Федеральный 0,5% 0,5% 0,4% 0,2% -0,1% -0,4% -0,7% -1,0% -1,3% -1,5% -1,4% -1,9% -2,0% -2,2%

                                          Ненефтегазовый баланс (%ВВП)

  2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023
Расширенный -5,1% -4,3% -4,1% -4,0% -3,8% -3,9% -3,8% -3,8% -3,8% -3,7% -3,3% -3,4% -3,4% -3,3%
Консолидированный -6,5% -5,8% -5,7% -5,7% -5,7% -5,8% -5,8% -5,8% -5,8% -5,9% -5,6% -5,9% -5,9% -6,0%
Федеральный -6,1% -5,4% -5,3% -5,3% -5,3% -5,3% -5,3% -5,3% -5,3% -5,3% -5,0% -5,3% -5,3% -5,3%

 

В таблице ниже приведены объемы долгового финансирования для разных уровней бюджетной системы. Долговое финансирование расходов федерального бюджета в 2020 году сокращается из-за сокращения трансферта в ПФР в результате повышения поступлений страховых взносов в этот период.

                              Чистое долговое финансирование (% ВВП)

Чистое долговое финансирование 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023
Расширенный 1,3% 1,4% 1,4% 1,4% 1,4% 1,5% 1,5% 1,5% 1,5% 1,6% 1,3% 1,6% 1,6% 1,7%
Консолидированный 1,3% 1,4% 1,4% 1,4% 1,4% 1,5% 1,5% 1,5% 1,5% 1,6% 1,3% 1,6% 1,6% 1,7%
Федеральный 0,9% 1,0% 1,0% 1,0% 1,0% 1,0% 1,0% 1,0% 1,0% 1,0% 0,7% 1,0% 1,0% 1,0%
 внешнее                            
Расширенный -0,3% -0,3% -0,1% -0,1% -0,1% 0,0% 0,0% 0,0% 0,0% 0,0% 0,0% 0,0% 0,0% 0,0%
Консолидированный -0,3% -0,3% -0,1% -0,1% -0,1% 0,0% 0,0% 0,0% 0,0% 0,0% 0,0% 0,0% 0,0% 0,0%
Федеральный -0,3% -0,3% -0,1% -0,1% -0,1% 0,0% 0,0% 0,0% 0,0% 0,0% 0,0% 0,0% 0,0% 0,0%
 внутреннее                            
Расширенный 1,5% 1,7% 1,5% 1,5% 1,5% 1,5% 1,5% 1,5% 1,6% 1,6% 1,3% 1,6% 1,6% 1,7%
Консолидированный 1,5% 1,7% 1,5% 1,5% 1,5% 1,5% 1,5% 1,5% 1,6% 1,6% 1,3% 1,6% 1,6% 1,7%
Федеральный 1,2% 1,3% 1,1% 1,1% 1,0% 1,0% 1,0% 1,0% 1,0% 1,0% 0,7% 1,0% 1,0% 1,0%

 

Как видно из таблицы, внешние заимствования не предусматриваются, внешний долг погашается полностью к 2015 году. Внутренние заимствования постепенно повышаются до 1% ВВП для федерального бюджета и до 0,7% ВВП для региональных бюджетов.

Нефтегазовые фонды

При соблюдении установленного в Бюджетном кодексе ограничения на нефтегазовый трансферт (3,7% ВВП) использование средств Резервного фонда начинается в 2021 году, когда суммы нефтегазовых доходов бюджета и инвестиционного дохода Резервного фонда становится недостаточно для финансирования нефтегазового трансферта.

Фонд национального благосостояния пополняется до 2017 года, его средства в размере 0,6% ВВП ежегодно направляются в ПФР.

Основные показатели нефтегазовых фондов (%ВВП)

% ВВП 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023
Резервный фонд, конец года 6.0% 6.0% 6.0% 6.0% 6.0% 6.0% 6.0% 6.0% 5.9% 5.6% 5.1% 4.6% 3.9% 3.1%
Нефтегазовые доходы 6.6% 5.9% 5.7% 5.4% 5.2% 4.9% 4.6% 4.3% 4.0% 3.8% 3.6% 3.4% 3.3% 3.1%
Трансферт в ФБ 4.5% 3.7% 3.7% 3.7% 3.7% 3.7% 3.7% 3.7% 3.7% 3.7% 3.7% 3.7% 3.7% 3.7%
Инвест. Доход 0.3% 0.2% 0.2% 0.2% 0.2% 0.2% 0.2% 0.2% 0.2% 0.2% 0.2% 0.2% 0.1% 0.1%
Использование средств фонда 0.0% 0.0% 0.0% 0.0% 0.0% 0.0% 0.0% 0.0% 0.0% 0.0% 0.0% 0.1% 0.3% 0.5%
Нормативная величина фонда 6.0% 6.0% 6.0% 6.0% 6.0% 6.0% 6.0% 6.0% 6.0% 6.0% 6.0% 6.0% 6.0% 6.0%
ФНБ, конец года 9.3% 9.7% 9.9% 9.9% 9.6% 9.2% 8.6% 7.7% 6.8% 6.0% 5.2% 4.4% 3.7% 3.0%
Поступл. 4.7% 1.6% 1.4% 1.2% 0.9% 0.7% 0.4% 0.1% 0.0% 0.0% 0.0% 0.0% 0.0% 0.0%
Инвест. Доход 0.3% 0.5% 0.5% 0.6% 0.6% 0.6% 0.5% 0.5% 0.4% 0.4% 0.4% 0.3% 0.3% 0.2%
Расходы из ФНБ 0.6% 0.6% 0.6% 0.6% 0.6% 0.6% 0.6% 0.6% 0.6% 0.6% 0.6% 0.6% 0.6% 0.6%

Построенные прогнозы свидетельствуют о том, что на протяжении всего рассматриваемого периода соотношение доходов бюджетной системы к ВВП будет последовательно снижаться. Сокращение нефтегазовых доходов будет компенсировано переходом от их сбережения к использованию ранее накопленных в Резервном фонде средств. Однако снижение других видов доходов создает необходимость сокращать расходы в процентах от ВВП. Это означает, что рост государственных расходов будет отставать от роста ВВП. С другой стороны, неблагоприятные демографические тенденции влекут за собой повышение спроса на услуги общественного здравоохранения и увеличивают объем пенсионных выплат.

Единственный способ не допустить снижения объема и качества государственных услуг и в то же время сохранить макроэкономическую стабильность, не допустив наращивания бюджетного дефицита и государственного долга, состоит в значительном повышении эффективности государственного сектора.

 

Говоря о конкретных направлениях расходов на 2010-2023 годы, можно предположить, что основными возможными направлениями снижения расходов являются общегосударственные вопросы, национальная безопасность и правоохранительная деятельность, национальная экономика и ЖКХ.

Рассмотрим динамику расходов бюджетной системы по разделам функциональной классификации (в процентах от ВВП).

 

Процентные расходы

  2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023
Расширенный 0,5 0,6 0,6 0,7 0,7 0,7 0,7 0,8 0,8 0,9 0,9 0,9 1,0 1,0
Консолидированный 0,5 0,6 0,6 0,7 0,7 0,7 0,7 0,8 0,8 0,9 0,9 0,9 1,0 1,0
Федеральный 0,4 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,6 0,6 0,6 0,6 0,6 0,6

 

В силу постепенного увеличения долгового финансирования дефицита бюджетной системы, процентные расходы бюджетов всех уровней также постепенно растут. Однако, их рост можно назвать незначительным, даже к концу периода процентные расходы бюджетной системы не превышают 1% ВВП.

 Общегосударственные расходы (без учета процентных расходов)

  2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023
Расширенный 3,1 3,0 2,7 2,6 2,4 2,2 2,0 1,8 1,8 1,5 1,6 1,6 1,6 1,6
Консолидированный 3,1 3,0 2,7 2,6 2,4 2,2 2,0 1,8 1,8 1,5 1,6 1,6 1,6 1,6
Федеральный 2,2 1,7 1,6 1,6 1,6 1,5 1,4 1,2 1,1 1,0 1,0 1,0 1,0 0,9

 

В прогнозе предполагается постепенное снижение доли общегосударственных расходов в ВВП, а также в общем объеме расходов.

Сокращение расходов по данному направлению можно увязывать с проведением новых этапов административной реформы. На этих этапах должен продолжиться отказ от части функций государственных органов, не вызванных необходимостью. Такое снижение прежде всего будет проводиться за счет оптимизации расходов на государственное и муниципальное управление. Кроме того, должны быть созданы механизмы, стимулирующие эффективную работу государственных служащих. 

Следует отметить, что общегосударственные расходы в настоящее время включают расходы Инвестиционного фонда, а также некоторые другие виды расходов, которые по мере проведения структурных реформ бюджетного сектора должны постепенно сократиться.

Расходы на международную деятельность, судебную систему останутся на нынешнем уровне, а расходы на фундаментальную науку возрастут.

Уменьшение общих расходов до прогнозного уровня чрезвычайно трудно и требует дополнительного анализа. Данный вид расходов должен осуществляться безусловно, поскольку обеспечивает функционирование государства.     


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: