Психоанализ в СССР

"Люди только потому считают себя свободными, что свои действия они сознают, а причин, которыми эти действия определяются, не знают".
Б. Спиноза
Рассмотрим отношение к классическому психоанализу в СССР по книге: Ф.В. Бассин «Проблемы бессознательного» (О неосознаваемых формах высшей нервной деятельности) вышедшей в 1968 году, одобренной и рекомендованной советом при президиуме АМН СССР.

Филипп Вениаминович Бассин (20 декабря 1904 (2 января 1905), Харьков — 7 марта 1992, Москва) — советский психолог и нейрофизиолог, крупный специалист по психологии бессознательного.
Родился в Харькове, в семье крупного мясопромышленника, купца первой гильдии Бейнеша Фишелевича (Вениамина Филипповича) Бассина (1859—?) — председателя правления общества 3-й Харьковской еврейской молельни «Ашкеназим» в Мордвиновском переулке, дом 15, в 1922—1927 годах председателя Харьковской еврейской религиозной общины. Мать — Ревекка Самсоновна Бассина. Бейнеш (Бейнус) Фишелевич Бассин, уроженец местечка Горки Могилёвской губернии, поселился в Харькове в 1902 году.
Мнение Ф.В. Бассина о психоанализе Фрейда следующее:
«История фрейдизма – это одна из ярких иллюстрация того, как неправильный научный метод и ложная концепция заводят науку в безнадёжные тупики и используются в реакционных целях».
В своей книге «Проблемы бессознательного» он пишет:
«Внимание к проблеме «бессознательного» в нашей науке было длительно ослаблено, и не только из выраженной «междисциплинарности» этой проблемы - из положения ее на «стыке» ряда областей знания, прежде всего таких, как психология, учение о высшей нервной деятельности, теория биологического регулирования, психиатрия и неврология, а прежде всего потому, что, фрейдизм пытался построить теорию «бессознательного» в полном отрыве от физиологического учения о мозге.
Концепция психоанализа создавалась для объяснения реальных сторон работы мозга, перед которыми, однако, ход исследований надолго остановился из-за невозможности научно их объяснить.
О трудностях анализа идеи «бессознательного»
Последние 100 лет история представлений о неосознаваемых формах высшей приспособительной деятельности мозга обрисовывается как своеобразное качание маятника теоретической мысли между двумя полюсами: откровенным и подчас крайне реакционным иррационализмом, с одной стороны, и тем, что в представлениях о «бессознательном» имеет, напротив, рациональный характер и что должно рано или поздно стать неотъемлемой частью диалектико-материалистического учения о закономерностях работы центральной нервной системы человека, с другой стороны.
Следует, прежде всего напомнить, что эта идея оказалась интимно связанной у своих истоков с теориями идеалистического направления, рассматривавшими «бессознательное» как некое космическое начало и основу жизненного процесса.
Удерживавшиеся на протяжении веков натурфилософские и иррациональные толкования «бессознательного» сменились в свое время «негативным» пониманием (согласно которому о «бессознательном» можно говорить лишь как о крайнем выражении потери переживаниями качества осознанности, если эти переживания смещаются от фокуса к периферии ясного сознания), что на смену этой столь же осторожной, сколь бессодержательной трактовке пришло подчеркивание латентной, но важной роли, которую «бессознательное» играет в формировании относительно элементарных проявлений психики — в организации восприятия, в экфории (ecphoria; греч. ekphoreo - выносить) следов памяти в становлении интеллектуальных актов и т. п., что затем это представление расширилось, постулировав влияние «бессознательного» не только на динамику частных психических функций, но и на область мотивации, влечений и аффектов, т.е. на процессы, составляющие, согласно традиционному психиатрическому пониманию, основу, «ядро» личности, и что, наконец, в центре внимания факты, показывающие, по мнению их наблюдателей, как «бессознательное» может не только обусловливать разные степени эмоциональной напряженности, но и выполнять функцию подлинного регулятора поведения, придающего отношению человека к миру не на много менее адаптационно гибкий и целенаправленный характер, чем тот, который достигается в условиях ясного сознания.
Гипотеза, по которой «бессознательное» определяет основы целенаправленного поведения индивида, то логически нужен лишь один шаг, чтобы допустить возможность влияния этого «бессознательного» и на активность общественных ассоциаций. А здесь — начало пути, который уже неотвратимо приводит к идеалистическому истолкованию «бессознательного» как иррациональной силы, направляющей историческое развитие народов и человечества в целом, как мифического «бессознательного», способного противостоять сознательной деятельности человека, неподвластного и даже враждебного последней.






