Е.С. Юдникова
Б1. В.ОД.7
«УПРАВЛЕНИЕ ЗАКУПКАМИ И ЗАПАСАМИ»
Конспект лекций
по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент»
магистерская программа
«Логистика»
форма обучения
очная
Санкт-Петербург 2016
Конспект лекций
Тема 1. Логистика управления закупками и запасами, ее место в логистической системе
1.Функциональные и отраслевые (предметные) логистики. Место логистики управления закупками и запасами в системе логистических дисциплин.
2. Основные понятия, задачи, функции закупочной логистики и логистики снабжения. 3.Трансакционные операции в сфере купли-продажи
1.Функциональные и отраслевые (предметные) логистики. Место логистики управления закупками и запасами в системе логистических дисциплин.
Логистика является системой, содержащей функциональные области. Логистическую структуру можно выразить такими функциональными областями, как производственная, закупочная (снабженческая), распределительная (сбытовая), информационная (компьютерная) и транспортная логистика. Каждая из перечисленных функциональных областей достаточно изучена и описана в соответствующей литературе, новизна же логистического подхода заключается в интеграции вышеперечисленных областей деятельности в целях достижения желаемого результата с минимальными затратами времени и ресурсов путем оптимального сквозного управления материальными и информационными потоками.
|
|
Логистика управления закупками и запасами занимает ключевое место в логистической системе как отдельного предприятия, так и экономики страны в целом. Обеспечение непрерывного и единого процесса снабжения всех стадий производственного процесса необходимыми запасами в оптимальном количестве и заданного качества – гарантия эффективного функционирования организаций и экономики регионов.
На первом плане стоит проблема рационализации материальных потоков. Ее решение на предприятиях затрудняется неэффективной системой управленческого учета, которая дает запоздалую, искаженную или слишком обобщенную информацию о движении материальных потоков и не позволяет использовать на предприятии современные методы управления запасами.
Актуальность изучения логистики управления закупками и запасами заключается в том, что оптимизация управления запасами в современных условиях рынка является необходимым условием повышения эффективности предпринимательства, создания, развития и реализации конкурентных преимуществ.
Эффективное и продуктивное управление запасами в цепи снабжения или в рамках сети производителей и дистрибьюторов способствует повышению рентабельности компаний, так как позволяет удовлетворять ожидания потребителей, создавая такие запасы, которые максимизируют чистую прибыль.
|
|
Рис.1. Место логистики снабжения (закупочной логистики) в логистической системе
2. Основные понятия, задачи, функции закупочной логистики и логистики снабжения.
Термины "закупки" и "снабжение" часто используют как синонимы, хотя они различаются по областям применения. В общем понимании термин «закупка» описывает процесс покупки: осознание необходимости, поиск и выбор поставщиков, переговоры о цене. Иными словами, при использовании понятия "закупка" имеют в виду фактическую покупку. В логистике под закупкой понимается механизм, инициирующий и контролирующий материальный поток через цепь поставок.
Более общий термин – снабжение означает приобретение всех материалов, в том числе и товаров, необходимых организации. Термин "снабжение" включает различные приобретения (закупка, аренда, выполнение по контракту и т.д.), операции по выбору поставщиков, проведения переговоров, согласованию условий, экспедированию, мониторингу показателей работы поставщиков, грузопереработке материалов, транспортировке, складированию и приемке товаров, полученных от поставщиков.
При снабжении осуществляется организация перемещения материалов. При этом поставщики информируются о необходимости поставки тех или иных материалов, происходит обмен прав собственности на материалы, т. е. в первую очередь идет обработка информации.
В широком смысле снабжение образует основное звено между организациями, входящими в цепь поставок, и служит механизмом координации материального потока между потребителями и поставщиками. В каждой точке логистического канала снабжение отправляет назад по каналу сообщения о том, чего хотят потребители, и вперед - сообщение о том, что поставщики могут предложить. После этого начинаются переговоры, уточняющие условия каждой поставки.
На организацию снабжения приходится значительная доля общих расходов. Типичный производитель тратит 60% на закупку материалов, поэтому даже относительно небольшие улучшения в области снабжения могут принести существенные выгоды.
Снабжение по своим логистическим характеристикам существенно отличается от материально-технического обеспечения. На типичном производственном предприятии за поступление материалов и компонентов от внешних источников в нужное место и в нужное время отвечает снабжение, а обслуживание всех потребностей в перемещении материалов и полуфабрикатов внутри предприятия во время производственного процесса классифицируется как материально-техническое обеспечение.
По своей экономической природе закупки представляют собой оптовый или мелкооптовый товарооборот, осуществляемый предприятиями или частными лицами с целью перепродажи закупленных товаров. Рационально организованные оптовые закупки дают возможность сформировать необходимый ассортимент сырья, комплектующих, товаров торговых предприятий для снабжения производства, клиентов, населения; осуществлять воздействие на их производство в соответствии с требованиями покупательского спроса, а также обеспечивают эффективную работу предприятия.
Логистика управления запасами и закупками является первой логистической подсистемой, основная цель которой – управление материальными потоками и услугами в процессе обеспечения организации материальными ресурсами и услугами. В обобщенном виде цель снабжения – гарантировать, чтобы организация имела надежную поставку материалов соответствующего качества в необходимом количестве, в нужное время, от квалифицированного поставщика, на высоком уровне сервиса и по приемлемой цене.
|
|
В процессе обеспечения предприятия сырьем, материалами, товарами решаются задачи закупочной логистики. На этом этапе управления материальным потоком изучают конъюнктуру рынка, определяют потребность, выбирают поставщиков, с которыми заключают договоры поставки, контролируют их исполнение, принимают меры в случае нарушения условий поставки. Любое предприятие имеет службу, осуществляющую перечисленные функции. Основные задачи логистики снабжения:
1. Налаживание надежного и непрерывного материального потока для обеспечения бесперебойного функционирования организации. Дефицит сырья, топлива, энергии может привести к остановке производства, снижению объемов производства, следовательно, и объемов реализации, невыполнению своих обязательств перед заказчиком в срок.
2. Поддержание на нормативном уровне запасов материальных ресурсов на складе.
3. Развитие отношений с подразделениями, использующими эти материалы. Деятельность снабжения не может быть эффективной без сотрудничества с другими подразделениями организации.
4. Поиск компетентных поставщиков, тесное взаимодействие с ними и формирование выгодных и долговременных отношений.
5. Договоренность о наименьшей цене стоимости с сохранением должного качества, количества, условий доставки и сервиса.
6. Повышение конкурентоспособности. Контроль над всеми расходами сети снабжения позволяет выявить операции, не приносящие прибыли.
Основу экономической эффективности закупочной логистики составляют поиск и закупка необходимых материалов удовлетворительного качества по минимальным ценам. В изучении рынка, которое проводят соответствующие отделы фирм, вопрос цен – главный, но существенную роль также играет анализ других факторов, в том числе возможных логистических расходов и сроков поставок.
Для оптового покупателя такое положение дел требует точного расчета издержек. Хотя степень влияния снабженческих издержек на уровень общих производственных затрат в трудоемких и капиталоемких отраслях не столь велика, по сравнению с другими отраслями экономики, особенно материалоемкими, расчет затрат на приобретение сырья и материалов во многом определяет дальнейшую стратегию производства и сбыта конечной продукции.
|
|
Модель процесса закупки включает семь этапов, также выделяются новая закупка, повторяющаяся с изменениями, повторяющаяся без изменений.
Рис. 1. Модель организации процесса закупки ресурсов
Первый этап процесса приобретения ресурсов направлен на формулирование потребности в ресурсах и определение ее уровня. Потребность может быть сформулирована и определена как прежняя (с выявлением претензий к ее удовлетворению), как совершенно новая и, наконец, как модифицированная. Квалификация уровня потребности определяет, в свою очередь, вид последующей закупки, планирование и организацию закупочной деятельности фирмы.
Второй этап предусматривает решение соответствующего комплекса задач на основе оценки общей полезности (продуктивности, ценности) ресурсов и соотношения этой оценки с соответствующими издержками в процессе функционально-стоимостного анализа. В результате анализа покупка, предполагаемая на предыдущем этапе как обычная, может трансформироваться в покупку с определенными изменениями или даже в новую покупку.
Третий этап предусматривает в итоге (в части ресурсов, приобретаемых со стороны) формирование списка (портфеля) так называемых квалифицированных (потенциальных) поставщиков (производителей, посредников) на основе изучения, анализа и оценки следующих, характеризующих их факторов:
- предлагаемых ресурсов;
- организации (системы и каналов) и условий сбыта;
- содержания и организации послепродажного обслуживания;
- уровня конкурентоспособности и производственного, ресурсного (финансового и др.) и в целом конкурентного потенциалов;
- надежности хозяйственных связей и репутации в деловых кругах;
- оценки результатов деятельности за прошлый период.
Четвертый этап предусматривает формирование портфеля квалифицированных предложений - предложений квалифицированных поставщиков на конкурентной основе, с акцентом на прогрессивных изменениях в их содержании и структуре.
Сравнительный анализ, проводимый на пятом этапе, предусматривает в итоге факторную оценку квалифицированных предложений.
Принимаемые на шестом этапе решения о структуре и объемах приобретаемых ресурсов, условиях их закупки, структуре поставщиков, содержании и форме хозяйственных связей и деловых отношений с ними на предмет приобретения (закупки) ресурсов являются результатом интегральной оценки и выбора на ее основе квалифицированных поставщиков.
Седьмой, заключительный, этап предусматривает документальное и юридическое оформление содержания и процедуры приобретения и поставки ресурсов в адрес производственного предприятия.
Представленная процедура носит, как уже отмечалось, принципиальный характер и в этом смысле является общей. Процессу планирования в целом также свойственен итеративный и альтернативный характер.
.
3.Трансакционные операции в сфере купли-продажи
В сфере купли-продажи основными терминами являются термины «обмен», «сделка», «контракт».
С правовой точке зрения чаще используется термин «трансакция» вместо использования терминов «обмен», «сделка», «контракт».
Трансакция — деятельность человека в форме отчуждения и присвоения прав собственности и свобод, принятых в обществе, которые осуществляются в процессе планирования, контроля выполнения обещаний, а также адаптации к непредвиденным обстоятельствам.
Особое место отводится торговым трансакциям.В торговой трансакции для осуществления фактического отчуждения и присвоения прав собственности и свобод необходимо обоюдное согласие сторон, основанное на экономическом интересе каждой из них в соответствии с относительной переговорной силой, юридическим статусом и т. п. Таким образом, в данной трансакции условием присвоения блага одним является признание контрагентом наличия ценности в вещи не меньшей, чем та, которой обладает для него вещь, находящаяся в его распоряжении.
Суть торговой трансакции состоит в обмене правами собственности на основе добровольного соглашения между обменивающимися сторонами, что является следствием симметричности правовых отношений, в которых оказываются данные экономические агенты.
Торговая трансакция — единственная форма, в которой возможно соблюдение условий симметричности правовых отношений между контрагентами.
На возможности извлечения выгод от обмена влияет общая величина трансакционных издержек и распределение их бремени между участниками обмена.
Трансакционные издержки — это ценность ресурсов (денег, времени, труда и т. п.), затрачиваемых на планирование, адаптацию и обеспечение контроля выполнения взятых индивидами обязательств в процессе отчуждения и присвоения прав собственности и свобод, принятых в обществе.
Важной составляющей механизма закупочной логистики является изучения характера взаимодействия поставщиков и покупателей. Эти взаимоотношения весьма многообразны и в большей части носят трансакционный характер.
Так же как процесс купли-продажи, эти трансакции симметричны (табл. 1).
Таблица 1Трансакционные операции в сфере купли-продажи
Закупки | Продажи |
Изучение рынка закупок | Изучение рынка сбыта |
Определение потребность в ресурсах | Определение потребности в реализуемых товарах |
Определение источников покрытия потребности | Формирование портфеля заказов |
Анализ поставщиков | Анализ потребителей |
Формирование иены спроса | Формирование цены предложения |
Функционально-ценовой анализ | функционально-стоимостной анализ |
Формирование хозяйственных связей но закупкам | Формирование хозяйственных связей по сбыту |
Определение денежных средств на закупку ресурсов | Расчет ожидаемой выручки и сбыта товаров и оказания услуг |
Изучение входящей маркетинговой информации | Формирование исходящей рекламной информации |
Анализ закупочной деятельности | Анализ сбытовой деятельности |
Прогнозирование рынка закупок | Прогнозирование рынка сбыта |