Тема 4. Оптимизация закупочной деятельности на основе автоматизации операций по закупке

1.Обзор автоматизированных систем в области снабжения и закупки.

2.Управление номенклатурой ресурсов и запасами.

3.Частота поставок, методы оптимизации закупаемых ресурсов.

4.Организационно-экономические связи закупочной логистики со складской логистикой в управлении товарными запасами

.

1.Обзор автоматизированных систем в области снабжения и закупки.

 

Для эффективного управления закупочной работой предприятия важную роль играет компьютерная техника и специальное программное обеспечение.

На текущий момент в большинстве представленных на российском рынке систем автоматизации пока успешно решаются лишь задачи текущего оперативного и бухгалтерского учета, отражающие движение финансовых и товарных потоков предприятия лишь по факту их совершения. В лучшем случае поддерживается лишь небольшой перечень задач бюджетирования. Функции планирования, особенно в области планирования закупок товара пока в большей части разработок остаются в стороне.

В этой связи определенный интерес представляют системы, поддерживающие западные стандарты МRР1, МRР2, в соответствии с которыми информационные системы должны не только поддерживать функции учета уже совершившихся фактов товародвижения, но и обеспечивать планирование процесса закупок необходимых товаров у поставщиков, основываясь на уровне запасов товара, имеющегося в наличии, заказов покупателей, прогнозируемых продаж.

В качестве комплексного решения задач в области закупки рассмотрим систему «КОНКОРД» (Concord), представляемую на российском рынке фирмой Columbus IT Partner. Она содержит необходимые функции по автоматическому формированию предложений на закупку товара и внесению изменений в существующие заказы на закупки у поставщиков, а также может предоставлять пользователю информацию для анализа существующих заказов покупателей и оценки возможностей их своевременного выполнения.

При проведении оценки потребностей система позволяет учитывать, следует ли пополнять запасы исходя из оценки общей потребности за указанный пользователем период, нужно ли формировать отдельные предложения по каждому зарегистрированному в системе заказу, следует ли ограничивать поставку при достижении установленного минимума (максимума) запаса товаров, выбирать срок закупки и т.д.

Также система «КОНКОРД» может порекомендовать сократить срок поставки, ускорить выполнение оформленных закупок, увеличить объем уже сделанных закупок вместо создания дополнительны и пр.

Задача автоматического расчета потребностей в системе «КОНКОРД» предполагает выполнение следующих основных этапов:

-задание схемы планирования;

-проведение расчета потребностей;

-использование результатов расчета потребностей при формировании закупок.

Для автоматического расчета потребностей используются сведения об уровне товарных запасов из складской картотеки. По результатам обработки этих данных с помощью специальных функций расчета потребностей для одной или нескольких групп товаров автоматически формируются предложения на закупку товаров. В результате их анализа принимается решение одобрить или не одобрять сформированные системой предложения.

Основной информационной базой для выполнения расчетов является набор показателей по каждой номенклатурной единице. В соответствии с ними система рассчитывает потребности в закупках, необходимых для выполнения совокупного заказа. Оценивая потребность в товаре, система осуществляет интегральный анализ наличия данного товара на складе, ожидаемых поставок товара, прогнозируемого потребления и т.д.

Система «КОНКОРД» предлагает следующие схемы управления планированием закупки:

·по потребностям;

·сводную по периодам;

·минимум-максимум;

·по потребностям с учетом минимума закупки;

·по потребностям с учетом минимума числа предложений.

Комбинация SCM, логистики и е-коммерции приведет к значительным преобразованиям в снабженческой деятельности многих компаний. Е-коммерция предоставит возможность организациям бизнеса осуществлять необходимые коммуникации и заключать сделки друг с другом, а логистика и SCM – более эффективно использовать и интегрировать информацию для управления закуточными процедурами. Вместо двусторонних взаимоотношений между поставщиком и клиентом е-бизнес все больше будет осуществляться на основе сетевых структур цепей поставок, составленных из групп поставщиков и групп клиентов. Е-коммерция не только позволяет добиваться такой интеграции компаний в цепях поставок, но и обеспечивает необходимую гибкость, благодаря которой компании могут быстро подсоединяться к сетевым структурам электронного (на базе Интернета) бизнеса и столь же быстро выходить из нее, а также оперативно создавать новые товары и услуги или изменять прежние. Эта новая форма е-коммерции получила название – "динамичные сделки" (dynamic trading).

Говоря непосредственно о влиянии е-коммерции на закупочную деятельность компаний в цепях поставок, можно отметить, что она изменяет закупочную деятельность многих предприятий в плане обеспечения как основными МР, так и операционными ресурсами, в частности товарами MRO. Прикладные инструменты е-коммерции (например, Commerce One[2]) уже используются для достижения более высокой производительности и эффективности при покупке товаров MRO. В большинстве случаев снабжение не основными МР теперь осуществляется через е-рынки или посредством привлечения компаний, реализующих услуги снабжения на условиях аутсорсинга, предлагающих решения для е-снабжения (как части е-коммерции).

По оценкам специалистов, на предметы категории MRO (для технического обслуживания, ремонта и эксплуатации) приходится приблизительно 20–30% общих расходов бизнеса. Автоматизация бумажного документооборота при закупках MRO может реально обеспечить существенную экономию по расходам средств и времени и позволить персоналу служб закупок предприятий и организаций основное внимание уделять взаимоотношениям со стратегическими поставщиками.

Снабжение компаний основными внешними ресурсами в разрезе е-коммерции успешно интегрировалось с информационными системами автоматизации бизнеса ERP и MRP II класса, что позволило добиться огромной экономии, получаемой за счет повышения эффективности транзакций и применения программных систем поддержки принятия оптимальных закупочных решений. В большинстве случаев самые крупные преимущества достигаются за счет интеграции ERP, MRP и систем планирования спроса и поставок.

Важнейшей частью е-коммерции и е-бизнеса является электронное снабжение (е-снабжение).

Е-снабжение – это совместное использование информационных и коммуникационных технологий в виде электронных средств для улучшения процессов управления внешней и внутренней закупочной деятельностью и поставками.

Или более коротко: е-снабжение – это закупки и поставки товаров и услуг категории бизнес-бизнес через Интернет.

Эти инструменты и решения позволяют получить ряд вариантов, способствующих более качественному управлению закупками и поставками[3].

Ключевым драйвером е-снабжения является способность организаций осуществлять глобальные коммуникации, выходя за свои границы. Е-снабжение стало возможным после появления открытого стандарта XML (Extensible Markup Language), структурированного языка, позволяющего легче идентифицировать типы данных в самых различных форматах, приемлемого для всех стандартных интернет-технологий. Адаптация XML помогает организациям без стыка интегрировать приложения и обмениваться информацией с партнерами по цепям поставок.

К основным преимуществам е-снабжения относятся следующие.

1. Более совершенная организация коммуникаций между торговыми партнерами в цепях поставок в режиме реального времени за счет использования глобальной сети Интернет, е-торговых площадок, снабженческих порталов, е-заказов на закупку и т.п.

2. Снижение транзакционных издержек благодаря автоматизации подачи заявок и процессов учета, прямого размещения заказов поставщику, интеграции контрагентов цепи поставок на основе XML.

3. Сокращение числа злоупотреблений при совершении закупок, т.е. покупок, совершаемых в обход заключенных контрактов.

4. Повышение скорости и производительности сделок.

5. Способность агрегировать закупки многих подразделений или отделов компаний.

Широкое применение е-снабжения оказывает сильное влияние на ускорение транзакций по закупкам и на управление знаниями персонала многих компаний, что, в частности, подтверждается нижеследующим примером

3.Частота поставок, методы оптимизации закупаемых ресурсов.

Поставка сырья, материалов и топлива поставщиками производится, как правило, партиями; с интервалом во времени между очередными поставками.

Средняя продолжительность интервалов между поставками материалов за определенный период называется средней частотой поставок (или поступление материалов на предприятия-потребители).

Средняя частота одинаковых поставок измеряется в днях и определяется по следлюшей формуле:

Если поставка производится в различных количествах, необходимо определить средневзвешенный интервал поставки. где q - количество поставляемого материала на конец интервала

Обеспечение предприятия оптимальным товарным ассортиментом – это основная задача, на решении которой должен быть сосредоточен отдел закупки.

Причина, по которой торговое предприятие должно обеспечивать привлекательный товарный ассортимент, связана с проблемой его выживания и прибыльности.

Высокая степень оптимальности предложения конкретного предприятия предполагает наличие ряда особенностей: во-первых, товарный ассортимент должен отличаться от товарного ассортимента конкурентов, в противном случае торговая фирма не сможет выгодно для себя использовать свою уникальность. Во-вторых, конкретный ассортимент должен соответствовать тому рыночному сегменту, на котором работает торговое предприятие. На деле это соответствие – самый важный из тех факторов, которые в сочетании создают единство между собственным имиджем покупателя и имиджем торгового предприятия. Эта самоидентификация приведет к повышению удовлетворенности покупателя и, вследствие этого, к росту его лояльности.

Товарное предложение конкретного торгового предприятия должно не просто отличаться от предложения конкурентов и быть подходящим для покупателей, оно также должно иметь соответствующие характеристики по широте, длине, глубине, согласованности и гибкости.

При необходимости корректировки плана закупки требуется учет прибыльности продаж различных товаров. С целью закупки, в первую очередь, прибыльных товаров целесообразно проводить АВС-анализ.

Количество номенклатурных позиций запасов на предприятии может быть достаточно велико. Обеспечение предприятия оптимальным ассортиментом (номенклатурой) – это основная задача, на решении которой должен быть сосредоточен отдел закупок любого предприятия. Прежде всего, ассортимент должен отличаться от ассортимента конкурирующих организаций и соответствовать тому рыночному сегменту, на котором работает предприятие или спросу тех клиентов, которых обслуживает предприятие. В целях получения максимальной прибыли предприятия порой закупают неоправданно широкий товарный ассортимент, не учитывая при этом, что перенасыщение может привести к снижению общей прибыли. При большой глубине ассортимента товары конкурируют друг с другом и покупатели теряются при выборе. В этой ситуации важным представляется использование классического инструмента анализа товарного ассортимента – системы АВС.

Сущность данной системы состоит в выявлении пропорций покрытия затрат предприятия. Система позволяет определить оптимальное соотношение видов и групп товаров на предприятии с учетом предъявляемых требований для достижения поставленных целей. В рамках системы предусматривается многоступенчатое деление всего товарного ассортимента по нескольким критериям на три категории: А, В и С. 

В качестве критериев оценки могут быть выбраны прибыль, товарооборот и издержки обращения.

К категории А относятся товары, составляющие около 80 % значения критерия. К категории В относятся товары, составляющие около 10 % значения критерия. К категории С также относятся товары, составляющие около 10 % значения критерия. В первую категорию можно включить примерно 15 % наименования товаров от общего количества, во вторую – 35, в третью – 50 %.

Анализ результатов происходит в следующем порядке. Товарные группы располагаются в порядке убывания доли в прибыли, составляющие около 80 % значения критерия. К категории А относятся товары, которые дают в сумме 80 % прибыли, к категории В относятся товары, которые дают 10 % прибыли, к категории С – оставшиеся 10 % прибыли. Для каждой категории подсчитывают общее количество входящих в нее ассортиментных позиций и определяют их долю в номенклатуре товарного ассортимента. В соответствии с этим делают вывод о достаточности количества ассортиментных позиций в каждой категории, исходя из ее прибыльности.

В дальнейшем, с каждой отдельно взятой товарной категорией, проводят подобные действия по другому критерию – товарообороту, а каждые сформированные категории по товарообороту, в свою очередь, ранжируют на категории по издержкам.

 Проводя АВС-анализ, следует учитывать, что торговый ассортимент должен содержать не только высокодоходные товары, приносящие максимум прибыли, но и товары с меньшими показателями прибыльности для того, чтобы достичь максимального результата по привлечению покупателей и наиболее полному удовлетворению их спроса. Порядок проведения АВС-анализа можно представить в виде следующих этапов:

1. Формирование цели анализа.

2. Идентификация объектов управления, анализируемых методом АВС.

3. Выделение признака, на основе которого будет осуществлена классификация объектов управления.

4. Оценка объектов управления по выделенному классификационному признаку.

5. Группировка объектов управления в порядке убывания значения признака.

6. Разделение совокупности объектов управления на три группы: группа А, группа В и группа С.

При управлении запасами выделенных категорий необходимо учитывать характер потребления запасов, а также точность прогнозирования изменения их потребности. В этом поможет XYZ-анализ.

XYZ-анализ

XYZ-анализ материалов предполагает оценку их значимости в зависимости от частоты потребления. Он позволяет оценить качество показателей деятельности предприятия по снабжению и закупкам. Если рассматривать потребление отдельных видов материалов в течение длительного периода, то можно установить, что в их числе есть материалы, имеющие постоянный и стабильный спрос; материалы, расход которых подвержен определенным, например сезонным, колебаниям, и, наконец, материалы, расход которых носит случайный характер. Поэтому в пределах каждого из классов А-, В- и С-материалы могут быть распределены еще и по степени прогнозируемости их расхода. Для такой классификации используют символы X, Y, Z.

К классу X относят материалы, спрос на которые имеет постоянный характер или подвержен случайным незначительным колебаниям, поэтому поддается прогнозированию с высокой точностью. Удельный вес таких материалов в общей номенклатуре, как правило, не превышает 50–55 %.

К классу У относят материалы, потребление которых осуществляется периодически либо имеет характер падающей или восходящей тенденции. Их прогнозирование возможно со средней степенью точности. Их удельный вес в общей номенклатуре составляет около 30 %.

К классу Z относят материалы, для которых нельзя выявить какой-либо закономерности потребления. По этой причине прогнозирование их расхода невозможно (они составляют 15 % общей номенклатуры). Практика расходования материалов с разной степенью предсказуемости спроса позволяет установить границы изменения коэффициентов вариации по классам X, Y и Z в зависимости от удельного веса конкретной позиции материала в общей номенклатуре. Техника проведения анализа следующая:

1. Установить средний расход каждого вида материала с учетом колебания потребности в них по периодам (например, сезонные колебания);

2. Рассчитать коэффициент вариации по каждой номенклатурной позиции.

3. Расположить материалы по мере убывания коэффициентов вариации.

4. Суммировать данные о количестве материалов в соответствии с возрастанием коэффициентов вариации, нанести их на схему.

5. Разбить материалы на группы в зависимости от вариации спроса.

 XYZ-анализ служит вспомогательным средством при подготовке решений по совершенствованию планирования материального обеспечения производства.

Если такой анализ проводят самостоятельно, то для материалов класса X можно рекомендовать закупки в соответствии с плановой потребностью и их синхронным расходом в производстве, для класса Y – создание запасов, а для класса Z – приобретение по мере возникновения потребности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: