Тема 2. Механизм функционирования закупочной логистики

 

1.Виды закупок. Понятие потребности.

2.Модели организации процесса закупки ресурсов.

3.Рыночные исследования предприятие – потребитель.

4.Методы прогнозирования потребности в товарно – материальных ресурсах. 5.Особенности разработки плана снабжения/закупок на предприятиях.

6.Ценовая политика закупочной деятельности.

7. Предметное содержание прокьюремента.

8.Факторы, влияющие на решение дилеммы: производить или закупать.

9 Обзор методов закупки ресурсов.

 

1.Виды закупок. Понятие потребности.

Закупки в логистике снабжения можно объединить в две большие группы: традиционные и нетрадиционные виды закупок. К традиционным видам закупок можно отнести:

1. Сырье – так называемые «подвижные товары» (медь, пшеница).

2. Особые товары – товары и сырье, которые нужны для конкретного производства.

3. Стандартные товары – это болты, гайки, многочисленные профили стали, трубы, цены на которые относительно стабильны и определяются на основе «прайс-листа со скидкой».

4. Малоценные предметы – товары относительно небольшой стоимости, приобретаемые для содержания и ремонта.

К нетрадиционным видам закупок относят:

1. Услуги – эта категория закупок довольно широка и включает в себя многие виды услуг (реклама, аудиторские услуги, архитектурный дизайн, юридические услуги, услуги по страхованию, туристические услуги и т. д.).

2. Товары для перепродажи – эта категория подразделяется на две группы:

а) комплектующие изделия, которые ранее изготовляли на предприятии, а теперь заказывают у внешних источников;

б) товары, реализуемые через розничную сеть (одежда, продаваемая в универмагах, продукты питания, продаваемые через супермаркеты, и т. п.) Такие закупки обычно осуществляются мерчандайзерами, которые предварительно должны спрогнозировать дальнейший спрос на данную продукцию, на основании чего принимают решение о закупке.

Отдельно можно выделить международные и государственные закупки.

Международные закупки. В отношении каждого конкретного товара существует много причин его закупки за рубежом. Тем не менее, общей причиной использования международных поставщиков является более приемлемая цена, чем при закупке у внутренних поставщиков.

Основными причинами предпочтения при выборе иностранного поставщика в качестве источника снабжения являются:

1. Способность иностранного поставщика осуществлять поставку с меньшим объемом общих затрат, чем местные поставщики, например, из-за значительно низкой доли трудовых затрат, благоприятного курса обмена валюты, высокой производительности труда и т. д.

2. Обеспечение высокого постоянного качества продукции в мотивации поддержания деловых долгосрочных отношений.

3. Отсутствие товаров на внутреннем рынке (принтеры и видеооборудование, некоторые виды сырья и т. п.).

4. Более короткие сроки международных поставок по причине ограниченного количества оборудования и сужения возможностей внутренних поставщиков.

5. Наличие у иностранных поставщиков хорошо организованной сети дистрибьюции и возможности предоставлять улучшенное снабжение запасными частями, гарантийное обслуживание и техническое содействие.

6. В силу специализации национальных и зарубежных компаний иностранные поставщики могут намного опережать отечественных в технологическом плане.

7. Бартерная торговля. Это означает, что для продажи собственной продукции в каких-либо странах приходится соглашаться на покупку товаров в этой стране.

8. Использование внешних закупок (импорта) в качестве оказания давления на отечественных поставщиков с целью получить уступки.

 Организация международных закупок сопряжена с рядом трудностей, а именно:

– поиск и оценка поставщиков являются трудоемкими и дорогостоящими процедурами;

– цикл поставки международных закупок длиннее, несмотря на то, что транспортная система постоянно совершенствуется и системы связи сократили сроки осуществления международных закупок;

– из-за расстояния экспедирование производства и отгрузки товара иностранной компании весьма затруднено;

– способ оплаты при осуществлении международных закупок существенно отличается от способа оплаты закупок внутри страны. Как правило, право собственности на товар возникает в момент оплаты, т. е. из-за риска неуплаты за продукцию редко предоставляется возможность оплаты продукции в кредит;

– затруднено движение соглашений между покупателем или продавцом по вопросу использования процедуры контроля качества или приема товара, так как в разных странах могут быть разные стандарты качества;

– высокие затраты на оформление документов при осуществлении международных закупок.

Государственные закупки.

2.Модели организации процесса закупки ресурсов.

В промышленно развитых странах существует отработанный механизм материально-технического снабжения. Традиционная система организации материально-технического снабжения основана на принципе хранения запасов. В этом случае требуется оформление документов о получении необходимых материалов на складе фирмы, где эти материалы подбирают и передают получателю. Если требуемые материалы отсутствуют на складе, то делают запрос в орган закупки, который, в свою очередь, оформляет заказ и посылает его поставщику. Поставщик обеспечивает отправку товаров. Хранение запасов при традиционной системе закупок предполагает наличие обширной сети складских помещений. Затраты на содержание складов могут достигать значительных сумм.

 Хорошо зарекомендовала себя на практике система договоров с производителями. Структура ее имеет меньшее количество звеньев, существенно упрощая прохождение запросов и вызванных ими материальных потоков. Система обеспечивает более короткие сроки доставки товаров и грузов. Закупочные органы фирмы и склады освобождаются от рутинной работы. Сокращаются административные издержки. Функция отбора и доставки груза переходит к поставщику.

 В последние десятилетия разработан ряд методов снабжения, ориентированных на конкретную потребность производства:

1. Метод «канбан» (в переводе с японского означает «карточка»). Разработан в Японии в целях управления поставками в условиях поточного производства. В этом методе учтена потребность в товарно-материальных ценностях, исходя из конечного монтажа.

2. Система планирования потребности в материалах охватывает планирование на трех уровнях: на первом происходит программное планирование, на втором – распределение материалов, на третьем – управление закупками. Фактическое отклонение от плана передается через обратную связь на уровень планирования и таким образом возникает замкнутая система.

3. Метод «точно в срок» позволяет сократить частоту поставок и значительно урезать запасы.

4. Система снабжения по запросам предполагает заключение с поставщиками типовых договоров на длительный период существования потребностей.

5. Метод прогнозируемых показателей заключается в том, что спрос на большие партии закупок формируется на определенном уровне, а затем конкретный объем поставок приводят в соответствие со спросом.

6. Электронно-информационный метод коммуникации клиента и поставщика на основе передачи необходимых данных, когда запрос поступает в виде заказа, а данные о поставке и транспортировке уточняются в прямом межкомпьютерном общении.

3.Рыночные исследования предприятие – потребитель.

Успешное осуществление закупок предполагает наличие обширной информации о рынках, где они осуществляются. Что же касается задач исследования рынка закупок, то они заключаются в регулярном сборе и оценке подробной информации в целях определения емкости рынка и создания предпосылок для оптимизации закупок.

 Исходным пунктом исследования рынка должна быть точно сформулированная постановка проблемы. Толчком к проведению исследования могут стать соображения относительного размера издержек, изменений в собственной программе сбыта, использования технического прогресса, повышения удельного веса фирмы на рынке, конкуренции, ненадежности поставщиков, неясности размеров предложения в будущем и многое другое. Простейший алгоритм решения задачи исследования рынка может быть представлен в виде структуры его информационного обеспечения, перечня типов рынка и приведенных ниже вопросов относительно их.

 Основные этапы исследования рынка:

1. Постановка проблемы.

2. Анализ потребности в информации.

3. Поиск источников информации.

4. Обработка информации.

5. Хранение информации.

Цель проведения исследований рынка закупок сырья и материалов определяет одновременно и тип рынков, которые должны быть изучены. Это:

– непосредственные рынки (обеспечивающие в настоящее время потребности в сырье и материалах);

– опосредованные рынки (рынки, используемые поставщиками);

– рынки заменителей (полностью или частично заменяемых продуктов);

– новые рынки.

 Полученная информация должна отражать такие рыночные категории, как предложения, спрос и рыночный баланс. На базе полученной информации, как правило, получают ответ на следующие вопросы:

1. Какова структура исследуемого рынка? (Какая форма рынка существует?).

2. Как организован исследуемый рынок? (Как протекает балансирование спроса и предложения?).

3. Каким образом будут развиваться структура и организация рынка?

 Для того чтобы можно было глубже уяснить смысл перечисленных вопросов и получить на них достоверные ответы, информацию часто подают в трех аспектах:

1. Современный анализ рынка («моментальный снимок»).

2. Динамика изменения конъюнктуры рынка.

3. Прогнозы изменения рынка.

Рыночные исследования предприятие-потребитель может осуществлять самостоятельно, совместно со сторонними специалистами и только сторонними специалистами.

 

4.Методы прогнозирования потребности в товарно – материальных ресурсах.

Любая закупка начинается с определения потребностей в материальных ресурсах организации. Потребность в материальных ресурсах – их количество, необходимое к определенному сроку на установленный период для обеспечения выполнения заданной программы производства или имеющихся заказов. При прогнозе потребностей на предприятии должны учитывать три группы показателей: внешние, внутренние, сезонные. К внешним факторам относятся демографические изменения (численность, половозрастной состав, уровень образования), экономическая ситуация (уровень и структура доходов). Внутренними факторами являются финансовое положение предприятия, изменения объемов продаж в стоимостном или натуральном выражении по конкретным товарам. Для некоторых предприятий наиболее важен фактор сезонности.

Формула прогноза продаж в общем виде:

П = f (А, Б, В),                                                                        (1)

где П – объем продаж;

 А – внешние факторы;

 Б – внутренние факторы;

 В – сезонные факторы.

Потребности производственного предприятия можно разделить на две большие группы. В первую группу можно включить общую потребность, брутто-потребность (валовая потребность) и нетто-потребность (чистая потребность). Во вторую группу можно включить: первичную потребность, вторичную потребность, третичную потребность. Эту классификацию используют при определении объемов закупок и установлении их очередности.

Существует множество методик определения потребности, например, определение потребностей на основе заказов, когда спецификацию разделяют на комплектующие с учетом уже имеющихся складских запасов.

Определение потребности в материальных ресурсах осуществляется следующими методами:

1) по торговой марке;

2) по аналогу;

3) по спецификации (физических или химических характеристик; сырья и метода производства; функций);

4) по инженерной схеме;

5) по образцам;

6) путем сочетания двух или более методов.

В связи с использованием изделий с торговой маркой существуют два важных вопроса. Один относится к популярности использования этого вида описания, другой - к проблеме выбора конкретной марки.

Описание по торговой марке используется в случае:

- производственный процесс является коммерческой тайной или изделия охраняются патентом, поэтому спецификации не могут быть предоставлены;

- покупатель не может предоставить спецификацию с достаточной точностью;

- закупаемое количество так мало, что составление спецификации покупателем неоправданно дорого;

- по причине расходов или ряду подобных причин контроль качества покупателем невыполним;

- потребители отдают, пусть негласное, предпочтение конкретной торговой марке.

Суть метода по аналогу состоит в том, что дается запрос на расценки или предложения, которые указывают специфический тип торговой марки или номер производителя, за которым следуют слова "или аналог". Покупатель стремится перенести ответственность за установление идентичности или превосходства характеристик сырья на лицо, подавшее предложение с расценками, снимая с себя бремя расходов на разработку.

Метод по спецификации используется, когда:

1) изучены потребность и способ ее удовлетворения;

2) установлен стандарт для оценки и контроль поставленного сырья,;

3) существует возможность закупки одинакового товара из различных источников снабжения;

4) существует потенциал для справедливой конкуренции;

5) полная ответственность продавца за исполнение заказа, если элементы этой ответственности определены покупателем.

Физические или химические характеристики отражают определенные свойства сырья, которые необходимы покупателю. Эти спецификации представляют собой попытку установить соответствие между свойствами сырья и минимально возможной стоимостью, гарантирующей качество.

Метод описания по сырью и методу производства применяется при существовании особых требований и когда покупатель готов нести ответственность за результаты поставки. Применяется сравнительно редко.

Спецификация по функции или по назначению в сочетании с запросом о расценках применяется в значительной степени потому, что она переносит ответственность за сырье удовлетворительного качества на поставщика.

Описание по проектной схеме или чертежу - дорогой, но наиболее точный метод описания.

Описание по образцу применяется тогда, когда никакой другой метод описания неприменим.

Если потребности на основе заказов не могут быть установлены, тогда используют метод определения потребностей на основе расходов или прошлого опыта. Прогнозируемую потребность в этом случае определяют с помощью простейших расчетных методов. В дополнение к ним на практике часто пользуются интуитивными методами прогноза – прежде всего в тех случаях, когда расходы не подвержены сезонным колебаниям и не испытывают воздействия каких-либо внешних факторов.

 Потребности в материалах можно вычислить, исследуя определенную программу производства конечного продукта. В этом случае речь идет о независимом спросе, который рассчитывают по методике МRР-1 (планирование потребности в материалах). Принцип ее прост: исходная точка – это предсказуемый или известный спрос на конечную продукцию. Сборку конечной продукции из закупаемых и производимых самостоятельно материалов закрепляют в списках. При этом должно быть известно время поставок материалов и время производства их на собственном предприятии.

Далее определяют брутто-потребность в поставляемых и производимых самостоятельно материалах. Брутто-потребность переводят затем в нетто-потребность, при этом учитывают: наличный запас, плюс заказанные материалы и уже запланированное собственное производство, минус уже предназначенный для предыдущей серии продукции заказ. На основе данных расчетов определяют время выполнения заказа. Это время с момента подачи заказа до момента поставки продукции. Преимущество применения методики планирования потребности в материалах заключается в том, что закупки и производство планируют, исходя из потребности в конечном продукте.

Если спрос потребителей колеблется, следует пользоваться методом сглаживания таких колебаний. Применение этого метода целесообразно, если регулярно повторяются колебания спроса на конечный продукт.

Сглаживание достигается сравнением фактического потребления в предшествующем периоде и прогнозируемыми значениями, рассчитанными для этого же периода:

Прогноз на новый период = Прогноз на предшествующий период + АХ (фактическое потребление в предшествующем периоде – прогноз на предшествующий период) (2)

Весомость цифр в отдельные периоды корректируют с помощью так называемого фактора «а», значение которого находится в пределах от 0 до 1. Чем больше «а», тем весомее влияние ближайших прошедших периодов, и метод больше подходит для оценки фактического потребления.

 

Таблица 2. Методы прогнозирования потребностей

Группы методов прогнозирования Название метода Описание

I. Математические методы

1.Количественные методы, основанные на рядах динамики 
1.1.1. Простейший (эвристический) Прогнозируемый показатель соответствует объему продаж за прошлый период, плюс процент роста, с учетом тенденции развития спроса
1.1.2. Экстраполяция временных рядов (трендов) y = f(t), где t – прогнозируемый период Используют статистические данные, отражающие объемы продаж в прошлые периоды. Тенденции развития спроса имеют вид конкретной функции (линейной и т. д.) в зависимости от временного периода, по которому делают прогноз
1.1.3. Метод скользящей средней По временному ряду значений переменной х1, х2 …. хt рассчитывают средние х2, х3 … xt - 1 и строят временной ряд

 

2. Модели факторного анализа, или регрессии 1.2.1. Одно- или многофакторная регрессия: y = a + bx y = a + b1x1 + b2x2 + b3x3, где y – значение показателя спроса; x – значение фактора (независимой переменной); a и b – коэффициенты регрессии Зависимые переменные вычисляют как функции одной или нескольких независимых переменных (х). Параметры а и b определяют методом наименьших квадратов
  1.2.2. Экономические модели Системы параллельной оценки нескольких многофакторных регрессий

II. Нематематические методы

 
2.1. Метод экспертных оценок: а) метод «мозговой атаки» б) метод «Дельфи» Высококвалифицированные специалисты оценивают факторы и дают прогноз спроса: а) взвешенное решение задачи б) индивидуальный опрос экспертов с последующим коллективным обсуждением и повторным пересмотром оценок. Окончательное решение принимают на основе совокупности индивидуальных оценок экспертов
2.2. Метод прогноза по суждениям покупателей В основе прогноза – обобщение данных о будущих желаниях потребителей (по товару, сервису)
2.3. Нормативный метод Используют нормативную и методическую документацию, например, физиологические нормы потребления продуктов питания

 

 

Из рассмотренных выше методов на практике наиболее часто используют простейший (эвристический) метод и метод экстраполяции временных рядов. Оба эти метода предполагают учет тенденции продаж, которая выражается определенным видом кривой продаж и уравнением. Так, уравнение прямой свидетельствует о равномерных продажах без замедления или ускорения. Уравнения показательной и степенной кривых, параболы 2-го порядка показывают наличие ускоренного развития с различной степенью интенсивности. Уравнение полулогарифмической кривой отражает постепенный затухающий рост продаж. Уравнение гиперболы показывает падение продаж с некоторым замедлением. Виды кривых трендовых уравнений представлены в табл. 3.

 

Таблица 3. Кривые трендовых уравнений

№ п/п Название функции (тренда) Ее аналитическое изображение
1 Степенная yt = atb
2 Показательная yt = att
3 Парабола 2-го порядка yt = a + bt + ct2
4 Полулогарифмическая yt = a + blogt
5 Гипербола yt = a + b × 1 / t
6 Линейная (прямая) yt = a + bt

Детерминированный метод используют, когда известны определенный период выполнения заказа и потребность в материалах по количеству и срокам. Стохастический метод используют, когда основой для расчета являются математико-статистические методы, дающие ожидаемую потребность.  

После определения потребности в материальных ресурсах, необходимо принять решение, закупать их или производить самим. Это решение является важным стратегическим решением для каждой фирмы. Для принятия окончательного решения обычно оценивают соответствующие затраты и достижимый уровень качества.

 

5.Особенности разработки плана снабжения/закупок на предприятиях.

 

Для эффективного функционирования логистики закупок необходимо знать, какие именно материалы необходимы для производства продукта, составить план закупок, обеспечивающих согласованность действий всех отделов и должностных лиц предприятия по решению следующих задач снабжения:

1. Анализ рынка поставщиков, определения потребностей, расчета количества материалов, подлежащих заказу.

2. Определения метода закупок.

3. Согласования цены и заключения договора.

4. Установления наблюдения за количеством, качеством и сроками поставок.

5. Организации размещения товара на складе.

Качественное планирование и информационное обслуживание логистики снабжения решает также задачу уравновешивания противоречия между необходимостью бесперебойного снабжения производства и минимизацией складских запасов. В процессе планирования закупок необходимо определить:

1) какие материалы требуются;

2) количество материала, которое понадобится для производства продукта;

3) время, когда они понадобятся;

4) возможности поставщиков, у которых могут быть куплены товары;

5) требуемые площади складских помещений;

6) издержки на закупки;

7) возможности организации производства некоторых деталей на своем предприятии.

 При планировании закупок на торговом предприятии может быть использована формула товарного баланса:

Зн + П = Р + Зк + Д,                                             (3)

Зн – товарные запасы на начало изучаемого периода;

П – поступление товара за изучаемый период;

Р – реализация товара за изучаемый период;

Зк – запасы товаров на конец изучаемого периода;

Д – документированный расход за этот период (кражи и пр.)

Если Р определяют из прогноза сбыта, Зн, Зк – по данным инвентаризации или других видов учета, то:

П = Зк – Зн + Р + Д.                        (4)

Форма плана закупок представлена в табл.3.

Таблица 3. План закупок товаров торгового предприятия на период ______

__________.

Товарные группы, виды товаров Планируемый объем продаж, (Р) (прогноз сбыта) Остатки на начало периода, (Зн) Остатки на конец периода, (Зк) Документированный расход (Д) Объем закупки – (П) годовой и по квартально
Товарная группа А          
В т.ч.          

 

Эта форма планирования закупок может использоваться по обязательным товарам в ассортиментном перечне, по товарам повседневного спроса.

После составления плана закупок необходимо учесть бюджет, выделенный на закупку в данный период и скорректировать план закупки.

 

6.Ценовая политика закупочной деятельности.

 Ценовая политика закупочной деятельности основана на классификации цен. В зависимости от уровня логистического канала можно выделить оптовые и розничные цены. В зависимости от устойчивости во времени можно выделить: стабильные, сезонные, растущие, падающие и неустойчивые цены.

В зависимости от срока согласования можно выделить: твердые (гарантированные), подвижные и скользящие цены.

В зависимости от организационных форм торговли можно выделить: цены торговых предприятий, реализующих товары в розничной или оптовой торговой сети; цены рынков, дающие возможность торговаться; цены посылочной торговли, которые устанавливают на срок действия каталога; цены ярмарок, выставок – цены презентаций товаров с целью рекламы, цены аукционов – цены на товары, устанавливаемые в ходе торгов.

Основными элементами в структуре цены являются издержки и прибыль. Это относится и к ценам производственных предприятий, и к ценам, установленным оптовым торговым предприятием, и к цене, назначенной розничным торговым предприятием. Издержки отражают затраты на производство и / или реализацию продукции, выраженные в денежной форме. Прибыль является показателем эффективности хозяйственно-коммерческой деятельности предприятия в денежном эквиваленте.

Производственное предприятие устанавливает на изготовленную продукцию изначальную цену. Однако в процессе движения товара по логистическому каналу от производителя до конечного потребителя эта изначальная стоимость существенно меняется в сторону увеличения в зависимости от количества различных предприятий, включенных в процесс товародвижения. В результате цена товара розничного торгового предприятия включает в себя не только прибыль и издержки производства, но также торговую наценку оптовой трговли и торговую наценку розничной торговли (табл. 4).

Таблица 4.

Структура цены розничного торгового предприятия

Цена розничного торгового предприятия

Цена оптового торгового предприятия

Цена предприятия-производителя Торговая наценка оптовой торговли

 

Торговая наценка розничной торговли

Издержки предприятия-производителя Прибыль предприятия-производителя Издержки оптового торгового предприятия Прибыль оптового торгового предприятия Издержки розничного торгового предприятия Прибыль розничного торгового предприятия
           

В соответствии с процессом товародвижения розничные цены находятся в очень тесной, но не прямой зависимости от оптовых цен. Разница между ними составляет наценку розничной торговли, которая считается результатом торговой деятельности. Торговая наценка оптовой торговли, в свою очередь, определяется как разница между ценой закупки у производителя и ценой реализации товара оптовиком и тоже является результатом торговой деятельности. В структуре розничной цены торговые наценки оптовой и розничной торговли занимают весьма значительную долю.

Суть одной из стратегий закупочной деятельности предприятия состоит в покупке материальных ресурсов к моменту их непосредственного потребления, что отвечает идеологии «точно в срок». Альтернативой является покупка вперед (с отсрочкой поставки), когда фирма стремится застраховать себя от возможного повышения цен в будущем. Для страхования ценовых рисков (хеджирования) на биржевые товары многие фирмы работают с фьючерсными контрактами и опционами. Когда цена на продукцию имеет явно сезонный характер, применяют смешанные стратегии: покупку товаров к моменту потребления и форвардную покупку.

Типичная практика закупочной деятельности предприятия заключается в применении стратегии усреднения цены. При применении этой стратегии не накладывают ограничения на сезонные колебания цен – ожидают, что цена на закупаемые товары будет расти в течение года случайным образом. Закупки осуществляют с фиксированными интервалами по средней за интервал цене. Усреднение осуществляют за счет количества закупаемых товаров путем установления бюджета закупок по цене первого месяца выбранного интервала. Ограничения в применении этой стратегии в том, что, поскольку бюджет фиксирован, то закупаемого количества товара может не хватить для удовлетворения потребности производства в этот интервал времени.

Среди других решений по оптимизации процедуры закупок можно отметить различные стратегии ценовых скидок. Суть этих стратегий заключается в том, что поставщики продукции в большинстве случаев предлагают скидки, если товар закупают большими партиями. Однако в этом случае фирма может понести большие затраты на хранение и управление запасами, что может частично или полностью ликвидировать экономический эффект, полученный от ценовой скидки. Поэтому перед логистическим менеджером встает задача определения оптимального размера партии поставки. Скидки относятся к числу наиболее часто используемых методов изменения цены на товар. Среди наиболее распространенных – скидки за количество закупаемого товара, сезонные скидки, которые устанавливают задолго до сезона использования товара или сразу после окончания сезона использования, кассовая скидка, которая представляет собой процент уменьшения цены партии товара и предоставляется за быструю оплату по счету.

Серьезной задачей в управлении закупками на предприятии является установление так называемых трансакционных взаимоотношений между поставщиками и потребителями продукции, т. е. заключение контрактов, проведение тендеров, аукционов. Технология проведения тендеров будет рассмотрена в 5 разделе данного учебного пособия.

Важнейший элемент в политике закупок – анализ цены приобретаемых товаров. Для анализа цены закупок так же, как и анализа стоимости собственного производства, используют различные виды расчетов:

1. Простой метод калькуляции (показатель общих издержек делят на показатель производственной продукции).

2. Калькуляция по эквивалентным показателям (издержки дробят по отдельным статьям и берут усредненно).

3. Постоянная калькуляция (точный учет издержек по каждой операции на базе АСУ).

 Транспортно-заготовительные расходы также находятся в поле зрения органов материально-технического снабжения. Принимают во внимание не только дальность перевозок, но и вид транспорта, скорость и стоимость доставки, партионность грузов, способ их упаковки, методы разгрузки в случае смешанных сообщений. Цена перевозки товара складывается из транспортного тарифа и дополнительных расходов таких, как стоимость экспедирования и ручной переработки груза, расходы на создание запасов в пути и страховых запасов.

 

7. Предметное содержание прокьюремента.

Система государственных закупок получила название прокъюремент (procurement – доставка, обеспечение). В условиях конкуренции государственный заказчик должен найти поставщика или разработчика, который может предложить за минимальную цену необходимые товары, а также выполнить другие существенные для государственного заказчика условия (дополнительные требования к качеству продукции, срокам поставки, формам платежей). На поиск такого оптимального контрагента и направлены все процедуры, проводимые в рамках прокъюремента. Посредством системы государственных заказов государство влияет на свою экономику в целом, поддерживая или, наоборот, игнорируя определенных производителей товаров и услуг. Система государственных закупок в Российской Федерации осуществляется на 4 иерархических уровнях: федеральном, субфедеральном (окружном), региональном, местном (муниципальном).

Государственную закупку всегда осуществляют на конкурсной основе, организовав тендер в соответствии с государственным законом. Несмотря на это, злоупотреблений в этой сфере достаточно. Согласно законодательству, выбор поставщика нужно осуществлять, исходя из наиболее рациональных условий договора для государственных органов.

Федеральная контрактная система (ФКС) содержит нормы и правила поведения государственного заказчика. Она служит главным инструментом управления заказами государства на все виды продукции и услуг, и всей связанной с ними хозяйственно-предпринимательской деятельностью.

ФСК вместе с федеральным (государственным) бюджетом составляют административно-организационную и финансовую основу государственного хозяйствования. В рамках ФСК прокъюремент регламентирует система правовых актов. Исходными правовыми актами, создающими рамочные условия и общий порядок контрактации, являются Гражданский кодекс РФ и Бюджетный кодекс РФ. Гражданский кодекс определяет базовые принципы и общий характер договорных обязательств, распространяющихся на субъекты государства – участников договорных отношений (часть 1), а также устанавливает общие положения в отношении поставок товаров для государственных нужд при заключении договоров купли-продажи, подряда, выполнения НИОКР, технологических работ, оказания услуг и расчетов по ним.

Наиболее предпочтительной формой размещения госзаказа (осуществления государственных закупок) является открытый конкурс. Конкурсное размещение заказа, как правило, предусматривает квалифицированный отбор участников, который может осуществляться после подачи потенциальными поставщиками заявок на участие в конкурсе. Государственный заказчик вправе требовать от поставщиков предоставления любой информации. Неконкурсное размещение заказов допускается, если объективные обстоятельства (монополизм поставщиков, секретность, экстренность) не позволяют провести конкурс.

Форма закупок в виде специализированных торгов может быть применима, если контракт заключается на приобретение продукции для нужд государственной обороны или обеспечения национальной безопасности в части, составляющей государственную тайну.

Закрытые торги проводят в том случае, если продукция в силу ее технической сложности может быть закуплена только у ограниченного круга поставщиков.

Двухэтапные торги целесообразны, когда следует выбрать исполнителя дорогостоящих опытно-конструкторских работ. На первом этапе все разработчики предъявляют свои первоначальные заявки на участие в конкурсе, содержащие предложения без указания цены – качественные характеристики и условия разработки новой техники или модернизации уже существующей. После этого заказчик может проводить прямые переговоры с любым из будущих участников конкурса. На втором этапе заказчик предлагает участникам конкурса предоставить окончательные заявки на участие в торгах с указанием цены контракта.

Действующее законодательство предполагает, что в состав конкурсной комиссии должны входить должностные лица заказчика и претендентов исполнителя государственного контракта. Комиссия принимает решение о выигравшей заявке (предложении, оферте, котировке) путем вскрытия конвертов и сопоставления условий, записанных в них. Критериями оценки могут быть: цена заявки, расходы на эксплуатацию, техобслуживание и ремонт продукции, сроки поставки продукции.

При проведении закрытого конкурса заказчик должен привлекать заявки на участие в конкурсе от всех поставщиков.

Законодательная база госзакупок:

1.ФЗ №223-ФЗ от 18.07.2011г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (бюджетные и автономные учреждения)

2.ФЗ №44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных предприятий» (госкорпорации, госкомпании, субъекты естественных монополий, иначе говоря, коммерческие организации, находящиеся в сфере интересов государства или осуществляющие регулируемые виды деятельности).

С 1 января 2014 года бюджетные и автономные учреждения получили возможность при соблюдении определенных условий производить госзакупки по ФЗ № 223-ФЗ от 18.07.2011 г.

Основные различия законов:

- ФЗ №223-ФЗ более мягкий: 1) обоснование закупки не требуется, план закупок может быть изменен по любой причине и в любое время, 2) не требуется обоснование начальной (максимальной) цены контракта, 3) возможность внесения изменений в уже заключенный с поставщиком контракт — продление срока, увеличение цены, изменение объема и др.

- ФЗ 44-ФЗ распространяется на абсолютно любые закупки любых госзаказчиков и точно регулирует каждый из этапов сделки. Любое нарушение регламента грозит клиентам выплатой штрафов и аннулированием ранее состоявшихся закупок, недобросовестные предприниматели же попадают в специальный реестр. Однако, если победитель соблюдал все правила, то 100% гарантировано, что с ним будет заключен договор, а его деятельность и поставленные продукты - справедливо оплачены (для новичков в закупке).

- ФЗ 223-ФЗ не описывает детально все этапы сделки, а лишь дает для заказчиков общие представления и принципы закупок. Компания лично разрабатывает собственные положения, в котором расписываются условия для участников и варианты выбора поставщика. Основное положение, с которым необходимо ознакомится при участии в торгах по этому закону - положение о закупке у каждого определенного заказчика (опытных заказчиков).

- В заказчике. По ФЗ 44-ФЗ это любые государственные и муниципальные учредения, финансируемые из бюджета. По ФЗ 223-ФЗ это компании, с долей государственного участия более 50%, субъекты монополий(компании нефтегазовые, РЖД и др.), организации, занимающиеся регулируемыми типами деятельности (водоснабжение, энергетика и др.), бюджетные учреждения, проводящие закупки в счет грантов, собственных вложений.

- В поставщике. В обоих законах как физические, так и юридические лица.

- Приоритет участников. По ФЗ 44-ФЗ это учреждения уголовно-исполнительной системы, различные организации инвалидов, учреждения занимающимися поставками отечественных товаров, малые предприниматели, государственные социальные организации. У этих субъектов госзаказчики должны проводить не менее 15% от всех закупок. По ФЗ 223-ФЗ- приоритет у малого и среднего бизнеса и товаров отечественного производства. По закону годовой объем закупок не менее 18% согласно постановлению от 1.07.2015. Постановление распространяется на заказчиков с выручкой за год более, чем 10 млрд. руб.

- Варианты закупок. По ФЗ 44-ФЗ это проведение открытых или закрытых конкурсов, либо конкурсов с ограничением в участии, многоэтапных конкурсов, электронных аукционов, закрытых форм аукционов, проведение запросов предложений и ценовых котировок. Ограничены случаи закупок у одного поставщика. По ФЗ 223-ФЗ - у каждого заказчика обязательными являются два способа: электронный аукцион и конкурс. Эти способы описаны в положении заказчика. Другие формы заказчик может выбрать самостоятельно. Для случая закупок у одного поставщика должны быть отражены основания в положении.

8.Факторы, влияющие на решение дилеммы: производить или закупать.

Для организации снабжения важна проверка обоснованности логистического решения дилеммы "производить или покупать". Следует учитывать два обстоятельства. Во-первых, вариант "не производить, а покупать" влечет за собой исследование перспектив обращения к провайдерам логистических услуг и логистического аутсорсинга. Во-вторых, решение этой дилеммы в границах цепи поставок имеет определенную специфику.

Поиск решения для одного предприятия теоретически сводится к определению точки его безубыточности. Последняя показывает предельную сумму выручки от реализации продукции в стоимостной оценке и в натуральных единицах измерения, ниже которой деятельность хозяйствующего субъекта будет убыточной. Однако упрощение расчетов, что неизбежно при использовании данного метода, не гарантирует достоверного результата, поэтому его интерпретация должна подкрепляться мнениями экспертов.

На решение производить, а не покупать, влияют следующие факторы:

- объем производства продукции слишком мал или никто из поставщиков не заинтересован в ее продаже;

- требования к качеству продукции настолько специфичны, что поставщики не могут обеспечить их выполнение;

- низкая загрузка производственных мощностей;

- сохранение технологических секретов;

- стремление исключить зависимость от внешних поставщиков и т. п.

Закупка товар у внешних поставщиков осуществляется, если:

- предприятие не обладает должным опытом производства;

- решение предприятия производить продукцию может отрицательно отразиться на его отношениях с потребителями и поставщиками (бывшими и существующими);

- сложность идентификации истинных расходов на производство и т.п.

В логистическом контексте решения дилеммы "производить или закупать" наибольший интерес для предприятий представляют услуги, связанные с транспортировкой, складированием, комплектацией заказов, пополнением запасов и управлением информационными системами. В будущем операции по грузоперевозкам и перераспределению материальных потоков во многом будут осуществляться преимущественно внешними поставщиками логистических услуг.

Если закупать «услуги», то речь идет об отказе предприятия самостоятельно выполнять определенные виды логистических процессов, которые могут либо (если они существовали) ликвидируются или должны быть вынесены за его пределы.

Практика показывает, что собственные логистические затраты оправданы, по крайней мере, в двух ситуациях:

- поставщики логистических услуг присутствуют па рынке в незначительном количестве;

- выполнение логистических операций требует специфических инвестиций или дефицитных ресурсов.

Аргументами в пользу размещения всех заказов на приобретение товарно-материальных ресурсов у одного источника являются:

1) предварительные обязательства, успешные отношения в прошлом или существующий в настоящее время долгосрочный контракт с предпочтительным поставщиком может исключить саму возможность разделения заказа;

2) поставщик может быть монополистом; например, эксклюзивным обладателем конкретных патентов или процессов и поэтому единственным возможным источником поставок; при таких обстоятельствах у покупателя нет выбора при том условии, что удовлетворительной замены поставщику нет;

3) данный поставщик настолько удовлетворяет критериям качества продукции, услуг или стоимости, что нет необходимости в покупках у другого поставщика;

4) объем заказа может быть настолько мал, что нецелесообразно его делить между несколькими поставщиками;

5) концентрация закупок может привести к скидкам или понижению ставок тарифа на фрахт транспорта, что в другом случае могло быть невозможным;

6) поставщик будет более уступчивым и заинтересованным, если у него будут все заказы покупателя;

7) простота планирования поставок;

8) возможность более эффективного использования информационных технологий;

9) взаимодействие с одним поставщиком предполагает меньшие затраты;

10) наличие одного источника снабжения - первый шаг на пути к партнерству.

Аргументы в пользу нескольких источников снабжения: 1) верность традиции использования более одного поставщика, особенно для критических поставок;

2) знание того, что у него есть конкуренты, побуждает поставщика предлагать хорошую цену и условия обслуживания;

3) повышается гарантия снабжения; в случае возникновения пожара, забастовки, выхода из строя оборудования или несчастного случая, который может произойти с любым поставщиком, поставка изделий (сырья) будет осуществлена из других источников снабжения, по крайней мере, частично погасив дефицит;

4) покупатель обладает возможностью вести бизнес с многочисленными поставщиками;

5) уменьшается зависимость поставщика от покупателя;

6) большая степень гибкости в связи с возможностью задействования неиспользуемого потенциала поставщиков;

7) даже в случае тесных и согласованных отношений с поставщиками возможно иметь запасные договоренности;

8) стратегические вопросы, такие как гарантированность снабжения, могут потребовать многочисленных источников снабжения;

9) наличие правовых ограничений;

10) недостаточная мощь для удовлетворения текущих и будущих потребностей покупателя;

11) потенциальных новых или будущих поставщиков можно проверить с помощью пробных заказов, в то время как другие источники снабжения получат основную долю текущих заказов.

Практика гласит, что поставщик не должен вести более 20-30% своего бизнеса с одним клиентом. Существуют следующие методы разделения заказа среди поставщиков: равномерное разделение заказа и размещение большей части заказа у предпочтительного поставщика, а остальной части - у одного или более источников снабжения.

 

9. Обзор методов закупки ресурсов.

Основные методы определения потребности в материалах на производственных предприятиях:

1) детерминированный,

2) стохастический,

3) эвристический,

4) метод экспертных оценок (метод "мозговой атаки", метод "Дельфи"),

5) методы прогноза по суждениям покупателей, в основе которых лежит обобщение данных о будущих желаниях потребителей на основе опыта работников,

6) нормативный метод, при использовании которого используется нормативная и методологическая документация, (физиологические нормы потребления продуктов питания).

Методы определения потребности в материальных ресурсах зависят от их вида и назначения, объема и характера их потребления, от этапа планирования, применяемых средств вычисления и ряда других факторов. Основным является расчет по нормам расхода ("метод прямого счета"). При отсутствии обоснованных норм расхода используют приближенные методы расчета.

Сущность метода прямого счета заключается в том, что потребность в материальных ресурсах на программу определяется как произведение объема работ, выраженного в определенных единицах, на норму расхода материальных ресурсов на эту единицу.

Норма расхода материальных ресурсов - это максимально допустимое количество сырья, материалов, топлива, запасных частей для производства единицы продукции или работы установленного качества с учетом планируемых организационно-технических условий производства. Они должны быть прогрессивными и экономичными.

Процесс нормирования организуется в следующей последовательности:

1) определение объекта нормирования (вида нормируемого сырья, материалов, топлива и энергии) и наименований нормативных показателей;

2) определение исходной базы нормирования (виды оборудования, режим их работы, требования к качеству производимой продукции и т.п.);

3) изучение влияния реальных производственных условий на расход материальных ресурсов с учетом прогрессивной технологии и организации производства;

4) расчет первичных нормативных показателей па основе данных исходной базы нормирования, результатов наблюдений и замеров, осуществляемых на этапе изучения влияния производственных условий; расчет групповых и других укрупненных и усредненных нормативных показателей; рассмотрение (анализ или экспертиза) проектов нормативных показателей; их утверждение.

Состав нормы расхода - это перечень элементов, образующих норму расхода материальных ресурсов на производство продукции (работ).

Первым элементом нормы является чистая масса изделия (полезный расход), т.е. полезное потребление материальных ресурсов на производство продукции или объем работ (без учета каких-либо отходов и потерь). Определяется количеством материальных ресурсов, вещественно входящим в готовое изделие, составляющим окончательную массу изделия и характеризующим его конструкционную материалоемкость.

Расход полезный для формирования подетальных и поузловых норм расхода конструкционных материалов в машиностроении определяется по чертежам деталей и узлов, актам взвешивания деталей, данным полной конструкторской спецификации, а для поиздельных норм расхода - по сумме полезных расходов деталей и узлов.

С экономических позиций важнейшим оценочным показателем является материалоемкость. Материалоемкость - это величина материальных затрат в общих затратах на производство единицы продукции или выполнение единицы работы (т.е. норма расхода материальных ресурсов в стоимостном выражении).

Второй элемент нормы расхода - суммарные технологические отходы и потери (учитывает дополнительные материальные затраты, обусловленные особенностями технологических процессов производства работ). Отходы технологические - это остатки исходных материалов, которые нельзя использовать для изготовления тех деталей, при производстве которых они возникли.

По характеру возможного их применения отходы классифицируют как:

- используемые (возвратные) и неиспользуемые (безвозвратные);

устранимые и трудноустранимые. Возвратные отходы - это остатки материальных ресурсов, которые могут найти применение на данном предприятии.

Неиспользуемые (невозвратные) отходы - отходы, которые не годятся для производственного потребления в качестве исходного материала, но могут найти применение как вторичные ресурсы (стружка, металлолом, макулатура и т.д.).

Трудноустранимые технологические отходы - отходы, возникновение которых обусловлено техническим уровнем технологического оборудования и качественными характеристиками сырья и материалов. Они неизбежны даже в условиях рационального использования материальных ресурсов.

Устранимые отходы - возникают при нарушении технологической дисциплины, научной организации труда, требований стандартов и т.д. по следующим причинам:

- неисправность технологического оборудования, несоблюдение технологии производства, правил транспортировки и хранения;

- применение материалов, не являющихся наиболее экономичными для изготовления данного изделия;

- неоптимальный и нерациональный раскрой материалов;

- применение сырья и материалов, не отвечающих требованиям нормативных документов, определяющих их качество и технический уровень;

- брак.

Потери - это та часть материала, которая не может быть использована на данном этапе технического развития производства. К ним относятся, например, потери металла на угар, на травление; потери лесоматериалов, связанные с припусками на усушку, и т.д.

В зависимости от причин образования потери технологические подразделяются на трудноустранимые и устранимые.

Трудноустранимые технологические потери являются неизбежными. Устранимыми потерями считаются потери технологические, вызванные отступлением от установленных рецептур, технологии и т.п.

Для различных видов материальных ресурсов состав технологических отходов и потерь различен. Это связано как с назначением материальных ресурсов в производстве, так и с особенностями их обработки и потребления.

Следует отдельно сказать о потерях вследствие естественной убыли. Норма естественной убыли - утвержденная в установленном порядке предельно допустимая величина потерь продукции или товара от естественной убыли при соблюдении необходимых защитных мер и правил транспортирования и хранения.

Третий элемент нормы - прочие организационно-технические отходы и потери материальных ресурсов, обусловленные причинами, не зависящими от технологического процесса. Например, концевые отходы металла, связанные с поставкой немерных и некратных его размеров, потери химикатов с промывными водами, уносом в вентиляцию и т.д. На размеры данного вида потерь и отходов основное влияние оказывают организационно-технические факторы производства.

Различают следующие методы нормирования материальных ресурсов: расчетно-аналитический, оптимизационный, опытный и эталонный.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: