Количество заданий в части 1 сокращено с 25 до 24. Соответственно, общее количество заданий сократилось с 45 до 44, а максимальный первичный балл за выполнение всех заданий работы – с 55 до 54.
В КИМ 2012 г. будут проверяться все элементы содержания и требования к уровню подготовки выпускников, проверявшиеся в 2011 г., кроме умения решать задачи на определения различий в поясном времени. При этом в КИМ 2012 г. включено новое задание (В1) базового уровня сложности, проверяющее умение читать географические карты различного содержания.
Приложение
Обобщенный план варианта КИМ 2012 года по географии
Обозначения заданий в работе и бланке ответов: А – задания с выбором ответа, В – задания с кратким ответом,
С – задания с развернутым ответом.
Уровни сложности задания: Б – базовый (примерный процент выполнения – 60-90%), П – повышенный (примерный процент выполнения – 30-60%), В – высокий (примерный процент выполнения – 10-30%).
№ | Обозначение | Проверяемые элементы содержания | Коды проверяемых элементов содержания | Проверяемые требования к уровню подготовки | Коды проверяемых требований к уровню подготовки | Уровень сложности | Макс. балл за выполнение задания | |||
Часть 1
| ||||||||||
1 | А1 | Географические модели. Географическая карта, план местности | 1.1 | Уметь определять на карте географические координаты | 2.4 | Б | 1 | |||
2 | А2 | Литосфера. Атмосфера. Гидросфера | 2.2; 2.4; 2.5 | Знать и понимать географические явления и процессы в геосферах | 1.8 | Б | 1 | |||
3 | А3 | Природные ресурсы. Рациональное и нерациональное природопользование | 5.1; 5.2 | Знать и понимать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем | 1.12 | Б | 1 | |||
4 | А4 | Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность | 2.7; 7.2.6 | Знать и понимать географическую зональность и поясность | 1.8 | Б | 1 | |||
5 | А5 | Особенности природы материков и океанов. Особенности распространения крупных форм рельефа России | 2.8; 7.2.1 | Знать и понимать географические особенности природы материков и океанов; особенности природы России | 1.9; 1.10 | Б | 1 | |||
6 | А6 | Особенности природы материков и океанов. Типы климата, факторы их формирования, климатические пояса России | 2.8; 7.2.2 | Знать и понимать географические особенности природы материков и океанов; особенности природы России | 1.9; 1.10 | Б | 1 | |||
7 | А7 | Земля как планета. Форма, размеры,движение Земли | 2.1 | Знать и понимать географические следствия движений Земли | 1.7 | Б | 1 | |||
8 | А8 | Половозрастной состав населения | 3.4 | Уметь оценивать демографическую ситуацию отдельных стран и регионов мира | 2.6 | Б | 1 | |||
9 | А9 | Городское и сельское население мира. Миграция.Основные направления и типы миграций в мире | 3.5; 3.6 | Уметь оцениватьуровни урбанизации отдельных территорий, знать и понимать основные направления миграций | 2.6; 1.3 | Б | 1 | |||
10 | А10
| Географические особенности размещения населения. Неравномерность размещения населения земного шара | 3.1 | Уметь оценивать территориальную концентрацию населения | 2.6 | Б | 1 | |||
11 | А11 | Уровень и качество жизни населения | 3.7 | Знать и понимать различия в уровне и качестве жизни населения | 1.3 | Б | 1 | |||
12 | А12 | Структура занятости населения. Отраслевая структура хозяйства | 3.8; 4.1 | Знать и понимать географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства | 1.4 | Б | 1 | |||
13 | А13 | Ведущие страны-экспортеры основных видов сельскохозяйственной продукции. Основные международные магистрали и транспортные узлы | 4.3; 4.4 | Знать и понимать специализацию стран в системе международного географического разделения труда | 1.5 | Б | 1 | |||
14 | А14 | Современная политическая карта мира | 6.2 | Уметь определять на карте местоположение географических объектов | 2.4 | Б | 1 | |||
15 | А15 | Особенности природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры крупных стран мира | 6.4 | Знать и понимать географическую специфику отдельных стран | 1.5 | Б | 1 | |||
16 | А16 | Территория и акватория, морские и сухопутные границы | 7.1.1 | Знать и понимать специфику географического положения Российской Федерации | 1.10 | Б | 1 | |||
17 | А17 | Размещение населения России. Основная полоса расселения | 7.3.3 | Знать и понимать особенности населения России | 1.10 | Б | 1 | |||
18 | А18 | Городское и сельское население. Города | 7.3.6 | Знать и понимать особенности населения России | 1.10 | Б | 1 | |||
19 | А19 | География сельского хозяйства. География важнейших видов транспорта | 7.4.4; 7.4.5 | Знать и понимать особенности основных отраслей хозяйства России | 1.10 | Б | 1 | |||
20 | А20 | Природно-хозяйственное районирование России. Регионы России | 7.5 | Знать и понимать особенности природно-хозяйственных зон и районов | 1.10 | Б | 1 | |||
21 | А21 | Россия в современном мире | 7.6 | Знать и понимать роль России в международном географическом разделении труда | 1.11 | Б | 1 | |||
22 | А22 | Определение географических объектов и явлений по их существенным признакам | 3.5; 3.6; 4.6 | Уметь выделять существенные признаки географических объектов и явлений | 2.1 | Б | 1 | |||
23 | А23 | География религий мира. Народы и основные религии России | 3.2; 7.3.5 | Знать и понимать этногеографическую специфику отдельных стран и регионов России | 1.3 | Б | 1 | |||
24 | А24 | Интеграционные отраслевые и региональные союзы | 4.6 | Знать и понимать географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей | 1.4 | Б | 1 | |||
Часть 2 | ||||||||||
25 | В1 | Погода и климат. Распределение тепла и влаги на Земле | 2.5 | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для чтения карт различного содержания | 3.1 | Б | 1 | |||
26 | В2 | Мировой океан и его части. Воды суши. Особенности природы материков и океанов | 2.4; 2.8 | Уметь определять на карте местоположение географических объектов | 2.4 | Б | 2 | |||
27 | В3 | Административно-территориальное устройство России | 7.1.3 | Знать административно-территориальное устройство Российской Федерации, уметь определять на карте местоположение географических объектов | 1.10; 2.4 | Б | 2 | |||
28 | В4 | География отраслей промышленности России. Ведущие страны-экспортеры основных видов промышленной продукции | 7.4.3; 4.2 | Знать и понимать особенности размещения основных отраслей хозяйства России. Знать и понимать географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей | 1.4; 1.9 | П | 2 | |||
29 | В5 | Столицы и крупные города | 6.3 | Знать и понимать географическую специфику отдельных стран и регионов | 1.5 | Б | 2 | |||
30 | В6
| Направление и типы миграции населения России | 7.3.4 | Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития социально-экономических объектов, процессов и явлений. | 2.5 | П | 1 | |||
31 | В7 | Географические особенности воспроизводства населения мира | 3.3 | Знать и понимать численность и динамику населения, отдельных регионов и стран | 1.3 | П | 1 | |||
32 | В8 | Природные ресурсы | 5.1 | Уметь оцениватьресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира | 2.6 | П | 1 | |||
33 | В9 | Численность, естественное движение населения России | 7.3.1 | Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений | 2.3 | П | 1 | |||
34 | В10 | Этапы геологической истории земной коры. Геологическая хронология | 2.3 | Знать и понимать смысл основных теоретических категорий и понятий | 1.1 | П | 1 | |||
35 | В11 | Особенности природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры крупных стран мира | 6.4 | Уметь выделять существенные признаки географических объектов и явлений | 2.1 | П | 1 | |||
36 | В12 | Природно-хозяйственное районирование России. Регионы России | 7.5 | Уметь выделять существенные признаки географических объектов и явлений | 2.1 | В | 1 | |||
37 | В13 | Географические модели. Географическая карта, план местности | 1.1 | Уметь определять на карте расстояния | 2.4.1 | Б | 1 | |||
38 | В14 | Географические модели. Географическая карта, план местности | 1.1 | Уметь определять на карте направления | 2.4.2 | П | 1 | |||
Часть 3 | ||||||||||
39 | С1 | Географические модели. Географическая карта, план местности | 1.1 | Составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели. | 2.8 | В | 2 | |||
40 | С2 | Направление и типы миграции | 7.3.4 | Уметь находитьв разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения обеспеченности территорий человеческими ресурсами | 2.3 | В | 2 | |||
41 | С3 | Литосфера. Гидросфера. Атмосфера. Биосфера. Природа России. Динамика численности населения Земли. Половозрастной состав населения.
Факторы размещения производства. География отраслей промышленности, важнейших видов транспорта сельского хозяйства. Рациональное и нерациональное природопользование. Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства | 2.2; 2.4–2.7; 3.3; 3.4; 4.2–4.4; 5.2 7.2; 7.4.3–7.4.5 | Уметь объяснять существенные признаки географических объектов и явлений. Уметь объяснять демографическую ситуацию отдельных стран и регионов мира,уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для и объяснения разнообразных явлений (текущих событий и ситуаций) в окружающей среде | 2.2; 2.7; 3.2 | В | 2 | |||
42 | С4 | Литосфера. Гидросфера. Атмосфера. Биосфера. Природа России. Динамика численности населения Земли. Половозрастной состав населения. Факторы размещения производства. География отраслей промышленности, важнейших видов транспорта сельского хозяйства. Рациональное и нерациональное природопользование. Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства | 2.2; 2.4–2.7; 3.3; 3.4; 4.2–4.4; 5.2 7.2; 7.4.3–7.4.5 | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов исходя из пространственно-временнόго их развития | 3.3 | В | 2 | |||
43 | С5 | География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер | 4.1 | Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития социально-экономических объектов, процессов и явлений | 2.5 | П | 2 | |||
44 | С6 | Земля как планета, современный облик планеты Земля. Форма, размеры, движение Земли | 2.1 | Знать и понимать географические следствия движений Земли | 1.8 | В | 2 | |||