«Супервизия - это сотрудничество двух профессионалов (более опытного и менее опытного, или равных по опыту), в ходе которого специалист может описать и проанализировать свою работу в условиях конфиденциальности».
Еще: «Более опытный человек помогает менее опытному человеку становиться лучше в том, что касается предмета их работы».
А также: «Запланированный регулярный период времени, которое работник и супервизор используют для обсуждения проделанной работы, а также для обучения и развития работника».
Основная цель супервизии - помочь специалисту наилучшим образом ответить на потребности клиента.
Супервизия позволяет:
1. поделиться своими чувствами;
2. выявить и обозначить затруднения, которые возникли в работе с клиентом;
3. получить обратную связь о проделанной работе;
4. проанализировать причины своих затруднений;
5. расширить свои теоретические и практические представления;
6. наметить пути дальнейшей работы с клиентом.
Типы супервизии
Один на один
Заранее запланированная встреча с повесткой дня, чтобы обсудить и оценить работу.
|
|
Групповая
Коллектив сотрудников совместно обсуждают и оценивают работу друг друга. Участники поднимают вопросы для обсуждения, группа обсуждает каждый случай и то, как он решался. Происходит обмен опытом и знаниями.
Неформальная
Незапланированная консультация, лицом к лицу или по телефону.
Кризисная
Незапланированное обсуждение случая, который, по ощущениям работника, привел к кризису. Происходит сразу после работы с клиентом.
Функции супервизии
1. Обучающая функция. Передача профессионально важных знаний, создание условий для их закрепления
2. Терапевтическая функция. Предоставление консультанту возможности осознавать свои профессиональные действия и эмоциональные реакции, помощь в определении оптимальных форм взаимодействия с абонентом и методов воздействия
3. Контролирующая и оценивающая функция. Выявление соответствия знаний и навыков консультанта, оценка используемой стратегии работы
4. Поддерживающая функция. Личное эмоциональное участие супервизора в опыте консультанта
Формы супервизорской работы:
1. Индивидуальная супервизия – диалог супервизора с одним консультантом по поводу случая из практики.
Требования к супервизору:
1. целостное восприятие поведения супервизируемого со всеми его вербальными и невербальными проявлениями
2. соблюдение определенных правил профессиональной этики при обсуждении личных, глубинных проблем супервизируемого
Индивидуальная супервизия направлена на развитие способности консультанта к эмпатии и основных умений (см. ниже в основных умениях консультанта), позволяет понять, что же происходит в самом взаимодействии консультанта и абонента, обнаружить ограничения консультанта и его ресурсные возможности.
|
|
2. Групповая супервизия предполагает работу супервизора с группой специалистов (4-7 человек).
Групповые супервизорские встречи способствуют сплочению коллектива, созданию благоприятной атмосферы для сотрудничества. Для достижения этого результата в данной супервизорской программе предусмотрено обязательное включение в содержание занятий упражнений на сплочение, а для профилактики синдрома «сгорания» релаксационные упражнения различных направлений.
Уровни супервизии:
1. Супервизия, центрированная на абоненте, на предъявляемой проблеме. Задачей супервизора здесь является помочь консультанту разобраться, что происходит с абонентом, определить динамику его переживаний. В данном случае больше происходит дидактическое вмешательство супервизора.
Основные моменты:
1. анамнестический материал (история жизни, проблемы абонента, актуальные переживания)
2. представления консультанта о поведенческих и эмоциональных реакциях абонента, его особенностях взаимодействия с окружающими
3. способность консультанта взглянуть на предлагаемую абонентом ситуацию с его стороны
4. гипотезы о способах, с помощью которых абонент создает свои проблемы
5. особенности работы консультанта с абонентом
2. Супервизия, центрированная на консультанте, посвящена исследованию того, что консультант сам вносит в двусторонний процесс взаимодействия с абонентом.
Основные моменты:
1. побуждение к сознаванию реакций и чувств консультанта, относящихся к работе и абоненту
2. определение связи чувств консультанта в работе с его собственными проблемами и ограничениями
3. анализ того, что сам консультант вносит в консультацию, его личные способы прерывания контакта
4. способность консультанта позаботиться о себе в период консультации, активизировать ресурсы для обеспечения безопасности (при манипуляциях, агрессии абонента) и сохранения интереса к данной работе
3. Супервизия, центрированная на взаимоотношениях консультанта и абонента как едином пространстве. Основная задача прояснить взаимодействие консультанта и абонента, их взаимное влияние, обнаружить другие типы взаимодействия. Основные моменты включают описание первого и второго пункта.
Основные профессиональные и личностные качества супервизора:
§ Гибкость мышления
§ Высокий самоконтроль
§ Умение учиться в любой ситуации
§ Наблюдательность
§ Терпение
§ Эмпатия
§ Искренность
§ Ответственность
§ Юмор