Супервизия в кризисной службе: задачи, формы, технологии

«Супервизия - это сотрудничество двух профессионалов (более опытного и менее опытного, или равных по опыту), в ходе которого специалист может описать и проанализировать свою работу в условиях конфиденциальности».

Еще: «Более опытный человек помогает менее опытному человеку становиться лучше в том, что касается предмета их работы».

А также: «Запланированный регулярный период времени, которое работник и супервизор используют для обсуждения проделанной работы, а также для обучения и развития работника».

Основная цель супервизии - помочь специалисту наилучшим образом ответить на потребности клиента.

Супервизия позволяет:

1. поделиться своими чувствами;

2. выявить и обозначить затруднения, которые возникли в работе с клиентом;

3. получить обратную связь о проделанной работе;

4. проанализировать причины своих затруднений;

5. расширить свои теоретические и практические представления;

6. наметить пути дальнейшей работы с клиентом.

Типы супервизии


Один на один

Заранее запланированная встреча с повесткой дня, чтобы обсудить и оценить работу.

 

Групповая

Коллектив сотрудников совместно обсуждают и оценивают работу друг друга. Участники поднимают вопросы для обсуждения, группа обсуждает каждый случай и то, как он решался. Происходит обмен опытом и знаниями.

 

Неформальная

Незапланированная консультация, лицом к лицу или по телефону.

 

Кризисная

Незапланированное обсуждение случая, который, по ощущениям работника, привел к кризису. Происходит сразу после работы с клиентом.

 

Функции супервизии

1. Обучающая функция. Передача профессионально важных знаний, создание условий для их закрепления

2. Терапевтическая функция. Предоставление консультанту возможности осознавать свои профессиональные действия и эмоциональные реакции, помощь в определении оптимальных форм взаимодействия с абонентом и методов воздействия

3. Контролирующая и оценивающая функция. Выявление соответствия знаний и навыков консультанта, оценка используемой стратегии работы

4. Поддерживающая функция. Личное эмоциональное участие супервизора в опыте консультанта

Формы супервизорской работы:

1. Индивидуальная супервизия – диалог супервизора с одним консультантом по поводу случая из практики.

Требования к супервизору:

1. целостное восприятие поведения супервизируемого со всеми его вербальными и невербальными проявлениями

2. соблюдение определенных правил профессиональной этики при обсуждении личных, глубинных проблем супервизируемого

Индивидуальная супервизия направлена на развитие способности консультанта к эмпатии и основных умений (см. ниже в основных умениях консультанта), позволяет понять, что же происходит в самом взаимодействии консультанта и абонента, обнаружить ограничения консультанта и его ресурсные возможности.

2. Групповая супервизия предполагает работу супервизора с группой специалистов (4-7 человек).

Групповые супервизорские встречи способствуют сплочению коллектива, созданию благоприятной атмосферы для сотрудничества. Для достижения этого результата в данной супервизорской программе предусмотрено обязательное включение в содержание занятий упражнений на сплочение, а для профилактики синдрома «сгорания» релаксационные упражнения различных направлений.
Уровни супервизии:

1. Супервизия, центрированная на абоненте, на предъявляемой проблеме. Задачей супервизора здесь является помочь консультанту разобраться, что происходит с абонентом, определить динамику его переживаний. В данном случае больше происходит дидактическое вмешательство супервизора.
Основные моменты:

1. анамнестический материал (история жизни, проблемы абонента, актуальные переживания)

2. представления консультанта о поведенческих и эмоциональных реакциях абонента, его особенностях взаимодействия с окружающими

3. способность консультанта взглянуть на предлагаемую абонентом ситуацию с его стороны

4. гипотезы о способах, с помощью которых абонент создает свои проблемы

5. особенности работы консультанта с абонентом

2. Супервизия, центрированная на консультанте, посвящена исследованию того, что консультант сам вносит в двусторонний процесс взаимодействия с абонентом.
Основные моменты:

1. побуждение к сознаванию реакций и чувств консультанта, относящихся к работе и абоненту

2. определение связи чувств консультанта в работе с его собственными проблемами и ограничениями

3. анализ того, что сам консультант вносит в консультацию, его личные способы прерывания контакта

4. способность консультанта позаботиться о себе в период консультации, активизировать ресурсы для обеспечения безопасности (при манипуляциях, агрессии абонента) и сохранения интереса к данной работе

3. Супервизия, центрированная на взаимоотношениях консультанта и абонента как едином пространстве. Основная задача прояснить взаимодействие консультанта и абонента, их взаимное влияние, обнаружить другие типы взаимодействия. Основные моменты включают описание первого и второго пункта.

Основные профессиональные и личностные качества супервизора:

§ Гибкость мышления

§ Высокий самоконтроль

§ Умение учиться в любой ситуации

§ Наблюдательность

§ Терпение

§ Эмпатия

§ Искренность

§ Ответственность

§ Юмор






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: