Организационный аспект супервизии в кризисной службе

Если о супервизии договариваются даже равные по статусу и опыту коллеги (то есть статус супервизора формально не определен), на момент сессии должны быть четко оговорены роли: кто является супервизором на данный момент. Также должны быть определены временные границы.
При супервизии необходимо соблюдать структуру консультативной сессии (от установления контакта до завершения сессии), использовать навыки консультирования и соблюдать принципы обратной связи.

1. Супервизору необходимо концентрироваться на поведении, а не на личности: что человек делает, а не каким, по нашему мнению, он является. (Необходимо использовать в своей речи глаголы, которые характеризуют действия, а не прилагательные, которые относятся к качествам).

2. Наблюдать, а не интерпретировать: расставлять акценты на том, что сказал или сделал супервизируемый, а не почему (это наши фантазии).

3. Описывать, а не судить и оценивать.

4. Быть конкретным, а не обобщать.

5. Уделять внимание информации, избегая советов.

6. Давать то количество информации, которые коллега способен принять, а не то, которое вам хотелось бы дать.

7. Говорить о поведении, которое возможно изменить.

Работа группы и супервизии один на один должна проводиться в следующем режиме: группа встречается раз в месяц, в промежутках пары встречаются еженедельно и меняются каждый месяц.

Таким образом, супервизия имеет определенный формат, и именно в этом ее специфика, в отличие, например, от дружеской беседы коллег на профессиональные темы.
Супервизорская группа организуется по тем же принципам, что и любая другая тренинговая группа. Это значит, что группа должна договориться о групповом контракте. Кроме правил: «конфиденциальности», «искренности», «права говорить: «Стоп», «Я-высказываний», «активности» - могут понадобиться дополнительные правила, которые самостоятельно устанавливает каждая группа (например, безопасности).

СПОСОБЫ РАБОТЫ СУПЕРЗИЗОРСКОЙ ГРУППЫ

1. Самый простой и распространенный - это групповое обсуждение:

Специалист (супервизируемый) рассказывает о своей проблемной ситуации, о своих затруднениях в этой ситуации и формулирует запрос (например: «Как строить дальнейшую работу с этим клиентом» Или может звучать и так: «Помогите мне сформулировать запрос».)
Члены группы конкретизируют запрос, чтобы супервизия была эффективной.
На стадии формирования запроса участники и ведущие проясняют чувства супервизируемого, задают вопросы, касающиеся ситуации клиента, а также взаимоотношений клиента и специалиста, обращают внимание на актуальное состояние супервизируемого. (Очень часто на этом этапе супервизируемый начинает видеть ситуацию иначе: высвечиваются новые аспекты ситуации, меняются акценты, проявляются новые гипотезы).
Задача ведущего на этом этапе: отслеживать изменение запроса специалиста, периодически задавая ему вопрос о том, как изменилось его видение ситуации и на чем сейчас важно сосредоточить внимание.
По окончании этого этапа ведущий подводит итог, формулируя основные вопросы.
Супервизируемый выбирает по своему усмотрению один или несколько вопросов.
Участники группы делятся своими чувствами, реакциями, идеями, предложениями по поводу запроса супервизируемого.
На этом этапе ведущий отслеживает соответствие предложений запросу и супервизорскому контракту и подводит итоги.

2. Ролевая игра

Супервизируемый должен принять на себя роль своего клиента, кто-то из членов группы выступает в роли специалиста. (Пребывание в роли клиента дает супервизируемому новое видение ситуации. Работа самого специалиста в ролевой игре и обратная связь от других членов группы дают целый спектр возможных способов работы в трудной ситуации).

После окончания игры и обратной связи проясняется запрос специалиста, и далее следует обсуждение по схеме, описанной выше.

3. Парная супервизия на группе.

Консультант и супервизор работают 20 минут в центре большого круга.

Наблюдатели дают супервизору обратную связь по процессу ведения супервизии, происходит обсуждение.

Группа завершает обсуждение случая, представленного на супервизию.

4. Супервизия по принципу «Миланской школы» семейной психотерапии.

Консультант и супервизор работают 20 минут в центре большого круга.

15 минут - пауза. В течении этого времени ситуацию разбирают наблюдатели. Если в группе более 10 человек, группа разбивается на 2-3 малые группы. (Группа наблюдателей работает по методу «мозгового штурма», т.е. когда без критики предлагаются любые идеи, ассоциации, образы, метафоры, имеющие отношение к ситуации клиента, взаимодействию клиента и консультанта, консультанта и супервизора).

Консультант и супервизор не участвуют в обсуждении, но могут ходить от группы к группе и слушать рассуждения наблюдателей.Каждая группа фиксирует предложенные идеи и делится ими в большом кругу.

Консультант и супервизор в течение 10 минут завершают ситуацию.

Если времени оказывается недостаточно, выделяется дополнительное время для завершения обсуждения в большом кругу.

5. Супервизия по принципу «Аквариум».

1. Внутри большого круга образуется малый круг из 6-7 участников.

2. Один участник (по желанию) принимает роль ведущего супервизорской группы, другой - предъявляет ситуацию на супервизию.

3. Участники (малый круг) разбирают ситуацию.

4. Наблюдатели (большой круг) отмечают, что показалось им эффективным в поведении ведущего, предлагают свои варианты его работы, делают свои замечания по ситуации супервизируемого.

5. Ведущий получает обратную связь.

6. В большом кругу участники обсуждают задачи, проблемы и трудности ведущего супервизорской группы.

7. Если это необходимо, разбор ситуации, предъявленной на супервизию, завершается в большом кругу.

 


 

 












Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: