Опросник выявления эмоционального выгорания MBI

Авторами данной методики (опросника) являются американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Она предназначена для измерения степени "выгорания" в профессиях типа "человек- человек". Данный вариант адаптирован Н. Е. Водопьяновой.

Инструкция: Ответьте, пожалуйста, как часто вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте, пожалуйста, по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте ваших мыслей и переживаний: "никогда", "очень редко", "иногда", "часто", "очень часто", "каждый день".

Тестовый материал:

 

  ВОПРОСЫ Никогда Очень редко Иногда Часто Очень часто Каждый день
1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным.            
2. После работы я чувствую себя, как " выжатый лимон".            
3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.            
4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела.            
5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним).            
6. После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.            
7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами.            
8. Я чувствую угнетенность и апатию.            
9. Я уверен, что моя работа нужна людям.            
10. В последнее время я стал более "черствым" по отношению к тем, с кем работаю.            
11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.            
12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.            
13. Моя работа все больше меня разочаровывает            
14. Мне кажется, что я слишком много работаю.            
15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегами.            
16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.            
17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.            
18. Во время работы я чувствую приятное оживление.            
19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.            
20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе.            
21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.            
22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.            

 

Обработка результатов:

Опросник имеет три шкалы: "эмоциональное истощение" (9 утверждений), "деперсонализация" (5 утверждений) и "редукция личных достижений" (8 утверждений).

Ответы испытуемого оцениваются: 0 баллов - "никогда", 1 балл - "очень редко", 3 балла - "иногда", 4 балла - "часто", 5 баллов – " очень часто ",6 баллов – " каждый день ".

Ключ к опроснику

Ниже перечисляются шкалы и соответствующие им пункты опросника.

Эмоциональное истощение - ответы "да" по пунктам 1,2,3,6,8,13,14,16,20 (максимальная сумма баллов – 54).

Деперсонализация - ответы "да" по пунктам 5, 10, 11, 15, 22, (максимальная сумма баллов – 30).

Редукция личных достижений - ответы "да" по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов –48).

Чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше у обследованного выражены различные стороны "выгорания". О тяжести "выгорания" можно судить по сумме баллов всех шкал.

Факторы Эмоционального выгорания:

o неспособность реагировать на профессиональные ситуации адаптивным способом. "дезадаптивные реакции ведут нас по нисходящей спирали к выгоранию".

o неустойчивость к стрессу наиболее важно в человеке то, как разрешаются стрессовые ситуации. Наиболее уязвимы те, кто реагирует на стресс агрессивно, соперничая, несдержанно, стрессогенный фактор вызывает у них чувство подавленности, уныния из-за неосуществления того, чего хотелось достичь.

o отсутствие осознания себя компетентным, успешным и эффективно действующим

o сниженная функциональная активность и неуверенность в своих действиях

o завышенные внутренние требования по отношению к себе и результатам своего труда, вызывающие нарушение внутриличностного равновесия,

o чувство беспомощности и безнадежности, ощущение того, что нет возможности справиться со стрессом, "синдром эмоционального выгорания следует за конфронтацией с действительностью, в которой человеческий дух борется с обстоятельствами", которые трудно изменить. Таким образом, синдром эмоционального выгорания сигнализирует о "капитуляции личности перед внешними факторами"

o нереалистичные ожидания по поводу своих возможностей. Профессионалы часто сами от себя ожидают полной компетентности и чувствуют себя неадекватными, когда сталкиваются с ситуациями, к которым не были подготовлены. В подобных ситуациях они испытывают чувство вины, если идеальный результат не достигнут.

o конфликт между потребностями и достижениями

o отсутствие внимания к нашим собственным потребностям

o игнорирование положительного внимания от других

o недостаток профессионального соответствия

o неудовлетворенность работой

o отсутствие ценности и значимости профессиональной деятельности: если работа оценивается как незначимая в собственных глазах, то синдром развивается быстрее.

Рассматривая личностные факторы выгорания, идентифицируют типы личностей, наиболее склонных к СЭВу. Это:

o гиперответственный тип, полностью посвятивший себя работе, который имеет тенденцию брать слишком много на себя. Он сжат с трех сторон, находясь во власти своих собственных потребностей, потребностей клиентов и потребностей руководства.

o однонаправленный сотрудник, который чрезмерно предан работе и чья жизнь вне работы неудовлетворительна. Он использует работу как заместитель социальной жизни, настолько погружаясь в работу, что у него не остается времени на себя. Это ведет к потере своего Я.

o авторитарный работник, который полагается на свои полномочия, чтобы управлять другими, и ожидает повиновения со стороны подчиненных во что бы то ни стало, несмотря на огромные эмоциональные затраты.

o самоуверенный администратор, который оценивает себя как незаменимого работника.

o трудоголик - профессионал, который имеет тенденцию к отождествлению с теми, с кем он работает и для кого работает. Он рискует стать слишком вовлеченным в работу, работая, таким образом, долгие часы и теряя самого себя в этой жизни.

 



Приложение 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: