Авторами данной методики (опросника) являются американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Она предназначена для измерения степени "выгорания" в профессиях типа "человек- человек". Данный вариант адаптирован Н. Е. Водопьяновой.
Инструкция: Ответьте, пожалуйста, как часто вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте, пожалуйста, по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте ваших мыслей и переживаний: "никогда", "очень редко", "иногда", "часто", "очень часто", "каждый день".
Тестовый материал:
ВОПРОСЫ | Никогда | Очень редко | Иногда | Часто | Очень часто | Каждый день | |
1. | Я чувствую себя эмоционально опустошенным. | ||||||
2. | После работы я чувствую себя, как " выжатый лимон". | ||||||
3. | Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу. | ||||||
4. | Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела. | ||||||
5. | Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним). | ||||||
6. | После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего. | ||||||
7. | Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами. | ||||||
8. | Я чувствую угнетенность и апатию. | ||||||
9. | Я уверен, что моя работа нужна людям. | ||||||
10. | В последнее время я стал более "черствым" по отношению к тем, с кем работаю. | ||||||
11. | Я замечаю, что моя работа ожесточает меня. | ||||||
12. | У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление. | ||||||
13. | Моя работа все больше меня разочаровывает | ||||||
14. | Мне кажется, что я слишком много работаю. | ||||||
15. | Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегами. | ||||||
16. | Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех. | ||||||
17. | Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе. | ||||||
18. | Во время работы я чувствую приятное оживление. | ||||||
19. | Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного. | ||||||
20. | Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе. | ||||||
21. | На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами. | ||||||
22. | В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей. |
|
|
|
|
Обработка результатов:
Опросник имеет три шкалы: "эмоциональное истощение" (9 утверждений), "деперсонализация" (5 утверждений) и "редукция личных достижений" (8 утверждений).
Ответы испытуемого оцениваются: 0 баллов - "никогда", 1 балл - "очень редко", 3 балла - "иногда", 4 балла - "часто", 5 баллов – " очень часто ",6 баллов – " каждый день ".
Ключ к опроснику
Ниже перечисляются шкалы и соответствующие им пункты опросника.
Эмоциональное истощение - ответы "да" по пунктам 1,2,3,6,8,13,14,16,20 (максимальная сумма баллов – 54).
Деперсонализация - ответы "да" по пунктам 5, 10, 11, 15, 22, (максимальная сумма баллов – 30).
Редукция личных достижений - ответы "да" по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов –48).
Чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше у обследованного выражены различные стороны "выгорания". О тяжести "выгорания" можно судить по сумме баллов всех шкал.
Факторы Эмоционального выгорания:
o неспособность реагировать на профессиональные ситуации адаптивным способом. "дезадаптивные реакции ведут нас по нисходящей спирали к выгоранию".
o неустойчивость к стрессу наиболее важно в человеке то, как разрешаются стрессовые ситуации. Наиболее уязвимы те, кто реагирует на стресс агрессивно, соперничая, несдержанно, стрессогенный фактор вызывает у них чувство подавленности, уныния из-за неосуществления того, чего хотелось достичь.
o отсутствие осознания себя компетентным, успешным и эффективно действующим
o сниженная функциональная активность и неуверенность в своих действиях
o завышенные внутренние требования по отношению к себе и результатам своего труда, вызывающие нарушение внутриличностного равновесия,
o чувство беспомощности и безнадежности, ощущение того, что нет возможности справиться со стрессом, "синдром эмоционального выгорания следует за конфронтацией с действительностью, в которой человеческий дух борется с обстоятельствами", которые трудно изменить. Таким образом, синдром эмоционального выгорания сигнализирует о "капитуляции личности перед внешними факторами"
o нереалистичные ожидания по поводу своих возможностей. Профессионалы часто сами от себя ожидают полной компетентности и чувствуют себя неадекватными, когда сталкиваются с ситуациями, к которым не были подготовлены. В подобных ситуациях они испытывают чувство вины, если идеальный результат не достигнут.
o конфликт между потребностями и достижениями
o отсутствие внимания к нашим собственным потребностям
o игнорирование положительного внимания от других
o недостаток профессионального соответствия
o неудовлетворенность работой
o отсутствие ценности и значимости профессиональной деятельности: если работа оценивается как незначимая в собственных глазах, то синдром развивается быстрее.
Рассматривая личностные факторы выгорания, идентифицируют типы личностей, наиболее склонных к СЭВу. Это:
o гиперответственный тип, полностью посвятивший себя работе, который имеет тенденцию брать слишком много на себя. Он сжат с трех сторон, находясь во власти своих собственных потребностей, потребностей клиентов и потребностей руководства.
o однонаправленный сотрудник, который чрезмерно предан работе и чья жизнь вне работы неудовлетворительна. Он использует работу как заместитель социальной жизни, настолько погружаясь в работу, что у него не остается времени на себя. Это ведет к потере своего Я.
|
|
o авторитарный работник, который полагается на свои полномочия, чтобы управлять другими, и ожидает повиновения со стороны подчиненных во что бы то ни стало, несмотря на огромные эмоциональные затраты.
o самоуверенный администратор, который оценивает себя как незаменимого работника.
o трудоголик - профессионал, который имеет тенденцию к отождествлению с теми, с кем он работает и для кого работает. Он рискует стать слишком вовлеченным в работу, работая, таким образом, долгие часы и теряя самого себя в этой жизни.
Приложение 4