Методика была адаптирована сотрудниками кафедры социальной психологии МГУ (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика, М.В. Кроз), в результате создан «Самоактуализационный тест» (CAT). Опросник состоит из 14 шкал, 126-ти пунктов, каждый из которых включает два суждения ценностного или поведенческого характера. Испытуемому предлагается выбрать то из них, которое в большей степени соответствует его представлениям или привычному способу поведения.
Измеряемые параметры: компетентность во времени; самоподдержка; ценность самоактуализации; гибкость поведения; реактивная чувствительность; спонтанность; самоуважение; самопринятие; принятие природы человека; синергия; принятие собственной агрессии; контактность; познавательные потребности; креативность.
САТ измеряет самоактуализацию по двум независимым друг от друга базовым шкалам (ориентации во времени и поддержки) и 12-ти дополнительным.
Инструкция: В каждом пункте опросника представлена пара высказываний (они не обязательно исключают друг друга). Внимательно прочитайте каждое из этих высказываний и отметьте на регистрационном бланке (обведите кружком) то из них («А» или «Б»), которое в большей степени соответствует Вашей точке зрения, представлениям или привычному способу поведения.
Предлагаемые утверждения:
| 1 | А. Я верю в себя только тогда, когда чувствую, что могу справиться со всеми стоящими передо мной задачами | |
| Б. Я верю в себя даже тогда, когда чувствую, что не могу справиться со всеми стоящими передо мной задачами | ||
| 2 | А. Я часто внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты | |
| Б. Я редко внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты | ||
| 3 | А. Мне кажется, что человек может прожить свою жизнь так, как ему хочется | |
| Б. Мне кажется, что у человека мало шансов прожить свою жизнь так, как ему хочется | ||
| 4 | А. Я всегда чувствую в себе силы для преодоления жизненных невзгод | |
| Б. Я далеко не всегда чувствую в себе силы для преодоления жизненных невзгод | ||
| 5 | А. Я чувствую угрызения совести, когда сержусь на тех, кого люблю | |
| Б. Я не чувствую угрызений совести, когда сержусь на тех, кого люблю | ||
| 6 | А. В сложных ситуациях надо действовать уже испытанными способами, поскольку это гарантирует успех | |
| Б. В сложных ситуациях надо всегда искать принципиально новые решения | ||
| 7 | А. Для меня важно, разделяют ли другие мою точку зрения | |
| Б. Для меня не слишком важно, чтобы другие разделяли мою точку зрения | ||
| 8 | А. Мне кажется, что человек должен спокойно относиться к тому неприятному, что он может услышать о себе от других | |
| Б. Мне понятно, когда люди обижаются, услышав что-то неприятное о себе | ||
| 9 | А. Я могу безо всяких угрызений совести отложить на завтра то, что я должен сделать сегодня | |
| Б. Меня мучают угрызения совести, если я откладываю на завтра то, что я должен сделать сегодня | ||
| 10 | А. Иногда я бываю так зол, что мне хочется «бросаться» на людей | |
| Б. Я никогда не бываю зол настолько, чтобы мне хотелось «бросаться» на людей | ||
| 11 | А. Мне кажется, что в будущем меня ждет много хорошего | |
| Б. Мне кажется, что мое будущее сулит мне мало хорошего | ||
| 12 | А. Человек должен оставаться честным во всем и всегда | |
| Б. Бывают ситуации, когда человек имеет право быть нечестным | ||
| 13 | А. Взрослые никогда не должны сдерживать любознательность ребенка, даже если ее удовлетворение может иметь отрицательные последствия | |
| Б. Не стоит поощрять излишнее любопытство ребенка, когда оно может привести к дурным последствиям | ||
| 14 | А. У меня часто возникает потребность найти обоснование тем своим действиям, которые я совершаю просто потому, что мне этого хочется | |
| Б. У меня почти никогда не возникает потребности найти обоснование тех своих действий, которые я совершаю просто потому, что мне этого хочется | ||
| 15 | А. Я всячески стараюсь избегать огорчений | |
| Б. Я не стремлюсь всегда избегать огорчений | ||
| 16 | А. Я часто испытываю чувство беспокойства, думая о будущем | |
| Б. Я редко испытываю чувство беспокойства, думая о будущем | ||
| 17 | А. Я не хотел бы отступать от своих принципов даже ради того, чтобы совершить нечто, за что люди были бы мне благодарны | |
| Б. Я хотел бы совершить нечто, за что люди были бы благодарны мне, даже если ради этого нужно было бы несколько отойти от своих принципов | ||
| 18 | А. Мне кажется, что большую часть времени я не живу, а как будто готовлюсь к тому, чтобы по-настоящему начать жить в будущем | |
| Б. Мне кажется, что большую часть времени я не готовлюсь к будущей «настоящей» жизни, а живу по-настоящему уже сейчас | ||
| 19 | А. Обычно я высказываю и делаю то, что считаю нужным, даже если это грозит осложнениями в отношениях с другом | |
| Б. Я стараюсь не говорить и не делать такого, что может грозить осложнениями в отношениях с другом | ||
| 20 | А. Люди, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете, иногда меня раздражают | |
| Б. Люди, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете, всегда вызывают у меня симпатию | ||
| 21 | А. Мне не нравится, когда люди проводят много времени в бесплодных мечтаниях | |
| Б. Мне кажется, что нет ничего плохого в том, что люди тратят много времени на бесплодные мечтания | ||
| 22 | А. Я часто задумываюсь о том, соответствует ли мое поведение ситуации | |
| Б. Я редко задумываюсь о том, соответствует ли мое поведение ситуации | ||
| 23 | А. Мне кажется, что любой человек по природе своей способен преодолевать те трудности, которые ставит перед ним жизнь | |
| Б. Я не думаю, что любой человек по природе своей способен преодолевать те трудности, которые ставит перед ним жизнь | ||
| 24 | А. Главное в нашей жизни — это создавать что-то новое | |
| Б. Главное в нашей жизни — приносить людям пользу | ||
| 25 | А. Мне кажется, что было бы лучше, если бы у большинства мужчин преобладали традиционно мужские черты характера, а у женщин — традиционно женские | |
| Б. Мне кажется, что было бы лучше, если бы и мужчины и женщины сочетали в себе и традиционно мужские, и традиционно женские качества | ||
| 26 | А. Два человека лучше всего ладят между собой, если каждый из них старается, прежде всего, доставить удовольствие другому в противовес свободному выражению своих чувств | |
| Б. Два человека лучше всего ладят между собой, если каждый из них старается, прежде всего, выразить свои чувства в противовес стремлению доставить удовольствие другому | ||
| 27 | А. Жестокие и эгоистичные поступки, которые совершают люди, являются естественными проявлениями их человеческой природы | |
| Б. Жестокие и эгоистичные поступки, совершаемые людьми, не являются проявлениями их человеческой природы | ||
| 28 | А. Осуществление моих планов в будущем во многом зависит от того, будут ли у меня друзья | |
| Б. Осуществление моих планов в будущем лишь в незначительной степени зависит от того, будут ли у меня друзья | ||
| 29 | А. Я уверен в себе | |
| Б. Я не уверен в себе | ||
| 30 | А. Мне кажется, что наиболее ценным для человека является любимая работа | |
| Б. Мне кажется, что наиболее ценным для человека является счастливая семейная жизнь | ||
| 31 | А. Я никогда не сплетничаю | |
| Б. Иногда мне нравится сплетничать | ||
| 32 | А. Я мирюсь с противоречиями в самом себе | |
| Б. Я не могу мириться с противоречиями в самом себе | ||
| 33 | А. Если незнакомый человек окажет мне услугу, то я чувствую себя обязанным ему | |
| Б. Если незнакомый человек окажет мне услугу, то я не чувствую себя обязанным ему | ||
| 34 | А. Иногда мне трудно быть искренним даже тогда, когда мне этого хочется | |
| Б. Мне всегда удается быть искренним, когда мне этого хочется | ||
| 35 | А. Меня редко беспокоит чувство вины | |
| Б. Меня часто беспокоит чувство вины | ||
| 36 | А. Я постоянно чувствую себя обязанным делать все от меня зависящее, чтобы у тех, с кем я общаюсь, было хорошее настроение | |
| Б. Я не чувствую себя обязанным делать все от меня зависящее, чтобы у тех, с кем я общаюсь, было хорошее настроение | ||
| 37 | А. Мне кажется, что каждый человек должен иметь представление об основных законах физики | |
| Б. Мне кажется, что многие люди могут обойтись без знания законов физики | ||
| 38 | А. Я считаю необходимым следовать правилу «не трать времени даром» | |
| Б. Я не считаю необходимым следовать правилу «не трать времени даром» | ||
| 39 | А. Критические замечания в мой адрес снижают мою самооценку | |
| Б. Критические замечания в мой адрес не снижают мою самооценку | ||
| 40 | А. Я часто переживаю из-за того, что в настоящий момент не делаю ничего значительного | |
| Б. Я редко переживаю из-за того, что в настоящий момент не делаю ничего значительного | ||
| 41 | А. Я предпочитаю оставлять приятное на потом | |
| Б. Я не оставляю приятное на потом | ||
| 42 | А. Я часто принимаю спонтанные решения | |
| Б. Я редко принимаю спонтанные решения | ||
| 43 | А. Я стремлюсь открыто выражать свои чувства, даже если это может привести к каким-либо неприятностям | |
| Б. Я стараюсь не выражать открыто своих чувств в тех случаях, когда это может привести к каким-либо неприятностям | ||
| 44 | А. Я не могу сказать, что я себе нравлюсь | |
| Б. Я могу сказать, что я себе нравлюсь | ||
| 45 | А. Я часто вспоминаю о неприятных для меня вещах | |
| Б. Я редко вспоминаю о неприятных для меня вещах | ||
| 46 | А. Мне кажется, что люди должны открыто проявлять в общении с другими свое недовольство ими | |
| Б. Мне кажется, что в общении с другими люди должны скрывать свое недовольство ими | ||
| 47 | А. Мне кажется, что я могу судить о том, как должны вести себя другие люди | |
| Б. Мне кажется, что я не могу судить о том, как должны вести себя другие люди | ||
| 48 | А. Мне кажется, что углубление в узкую специализацию является необходимым для настоящего ученого | |
| Б. Мне кажется, что углубление в узкую специализацию делает человека ограниченным | ||
| 49 | А. При определении того, что хорошо, а что плохо, для меня важно мнение других людей | |
| Б. Я стараюсь сам определить, что хорошо, а что плохо | ||
| 50 | А. Мне бывает трудно отличить любовь от простого сексуального влечения | |
| Б. Я легко отличаю любовь от простого сексуального влечения | ||
| 51 | А. Меня постоянно волнует проблема самосовершенствования | |
| Б. Меня мало волнует проблема самосовершенствования | ||
| 52 | А. Достижение счастья не может быть целью человеческих отношений | |
| Б. Достижение счастья — это главная цель человеческих отношений | ||
| 53 | А. Мне кажется, я могу вполне доверять своим собственным оценкам | |
| Б. Мне кажется, я не могу доверять в полной мере своим собственным оценкам. | ||
| 54 | А. При необходимости человек может достаточно легко избавиться от своих привычек | |
| Б. Человеку крайне трудно избавиться от своих привычек | ||
| 55 | А. Мои чувства иногда приводят в недоумение меня самого | |
| Б. Мои чувства никогда не повергают меня в недоумение | ||
| 56 | А. В некоторых случаях я считаю себя вправе дать человеку понять, что он мне кажется глупым и неинтересным | |
| Б. Я никогда не считаю себя вправе дать человеку понять, что он мне кажется глупым и неинтересным | ||
| 57 | А. Можно судить со стороны, насколько хорошо складываются отношения между людьми | |
| Б. Наблюдая со стороны, нельзя сказать, насколько удачно складываются отношения между людьми | ||
| 58 | А. Я часто перечитываю понравившиеся мне книги по несколько раз | |
| Б. Я думаю, что лучше прочесть какую-либо новую книгу, чем возвращаться к уже прочитанному | ||
| 59 | А. Я очень увлечен своей работой | |
| Б. Я не могу сказать, что увлечен своей работой | ||
| 60 | А. Я недоволен своим прошлым | |
| Б. Я доволен своим прошлым | ||
| 61 | А. Я чувствую себя обязанным всегда говорить правду | |
| Б. Я не чувствую себя обязанным всегда говорить правду | ||
| 62 | А. Существует очень мало ситуаций, когда я могу позволить себе дурачиться | |
| Б. Существует множество ситуаций, когда я могу позволить себе дурачиться | ||
| 63 | А. Стремясь разобраться в характере и чувствах окружающих, люди часто бывают излишне бестактны | |
| Б. Стремление разобраться в характере и чувствах окружающих естественно для человека и поэтому может оправдать бестактность | ||
| 64 | А. Обычно я расстраиваюсь из-за потери или поломки нравящихся мне вещей | |
| Б. Обычно я не расстраиваюсь из-за потери или поломки нравящихся мне вещей | ||
| 65 | А. Я чувствую себя обязанным поступать так, как от меня ожидают окружающие | |
| Б. Я не чувствую себя обязанным поступать так, как от меня ожидают окружающие | ||
| 66 | А. Интерес к самому себе всегда необходим для человека | |
| Б. Излишнее самокопание иногда имеет дурные последствия | ||
| 67 | А. Иногда я боюсь быть самим собой | |
| Б. Я никогда не боюсь быть самим собой | ||
| 68 | А. Большая часть того, что мне приходится делать, доставляет мне удовольствие | |
| Б. Лишь немногое из того, что я делаю, доставляет мне удовольствие | ||
| 69 | А. Лишь тщеславные люди думают о своих достоинствах и не думают о недостатках | |
| Б. Не только тщеславные люди думают о своих достоинствах | ||
| 70 | А. Я могу делать что-либо для других, не требуя, чтобы они это оценили | |
| Б. Я вправе ожидать от других, чтобы они оценили то, что я делаю для них | ||
| 71 | А. Человек должен раскаиваться в своих поступках | |
| Б. Человек совсем не обязательно должен раскаиваться в своих поступках | ||
| 72 | А. Мне необходимы обоснования для принятия моих чувств | |
| Б. Обычно мне не нужны никакие обоснования для принятия моих чувств | ||
| 73 | А. В большинстве ситуаций я прежде всего хочу понять, чего хочу я сам | |
| Б. В большинстве ситуаций я прежде всего пытаюсь понять, чего хотят окружающие | ||
| 74 | А. Я стараюсь никогда не быть «белой вороной» | |
| Б. Я позволяю себе быть «белой вороной». | ||
| 75 | А. Когда я нравлюсь сам себе, мне кажется, что я нравлюсь всем окружающим | |
| Б. Даже когда я нравлюсь сам себе, я понимаю, что есть люди, которым я неприятен | ||
| 76 | А. Мое прошлое в значительной степени определяет мое будущее | |
| Б. Мое прошлое очень слабо определяет мое будущее | ||
| 77 | А. Часто бывает так, что выразить свои чувства важнее, чем обдумывать ситуацию | |
| Б. Довольно редко бывает так, что выразить свои чувства важнее, чем обдумывать ситуацию | ||
| 78 | А. Те усилия и затраты, которых требует познание истины, оправданы, так как они приносят пользу людям | |
| Б. Те усилия и затраты, которых требует познание истины, оправданы хотя бы тем, что они доставляют человеку эмоциональное удовлетворение | ||
| 79 | А. Мне всегда необходимо, чтобы другие одобряли то, что я делаю | |
| Б. Мне не всегда необходимо, чтобы другие одобряли то, что я делаю | ||
| 80 | А. Я доверяю тем решениям, которые я принимаю спонтанно | |
| Б. Я не доверяю тем решениям, которые я принимаю спонтанно | ||
| 81 | А. Пожалуй, я могу сказать, что я живу с ощущением счастья | |
| Б. Пожалуй, я не могу сказать, что я живу с ощущением счастья | ||
| 82 | А. Довольно часто мне бывает скучно | |
| Б. Мне никогда не бывает скучно | ||
| 83 | А. Я часто проявляю свое расположение к человеку, независимо от того, взаимно ли оно | |
| Б. Я редко проявляю свое расположение к человеку, не будучи уверенным, что оно взаимно | ||
| 84 | А. Я легко принимаю рискованные решения | |
| Б. Обычно мне бывает трудно принимать рискованные решения | ||
| 85 | А. Я стараюсь во всем и всегда поступать честно | |
| Б. Иногда я считаю возможным мошенничать | ||
| 86 | А. Я готов примириться со своими ошибками | |
| Б. Мне трудно примириться со своими ошибками | ||
| 87 | А. Обычно я чувствую себя виноватым, когда поступаю эгоистично | |
| Б. Обычно я не чувствую себя виноватым, когда поступаю эгоистично | ||
| 88 | А. Дети должны понимать, что у них нет тех прав и привилегий, что у взрослых | |
| Б. Детям не обязательно осознавать, что у них нет тех прав и привилегий, что у взрослых | ||
| 89 | А. Я хорошо знаю, какие чувства я способен испытывать, а какие нет | |
| Б. Я еще не понял до конца, какие чувства я способен испытывать, а какие нет | ||
| 90 | А. Я думаю, что большинству людей можно доверять | |
| Б. Я думаю, что без крайней необходимости людям доверять не стоит | ||
| 91 | А. Прошлое, настоящее и будущее представляются мне как единое целое | |
| Б. Мое настоящее представляется мне слабо связанным с прошлым и будущим | ||
| 92 | А. Я предпочитаю проводить отпуск в путешествии, даже если это сопряжено с большими неудобствами | |
| Б. Я предпочитаю проводить отпуск спокойно, в комфортабельных условиях | ||
| 93 | А. Бывает, что мне нравятся люди, чье поведение я не одобряю | |
| Б. Мне почти никогда не нравятся люди, чье поведение я не одобряю | ||
| 94 | А. Людям от природы свойственно понимать друг друга | |
| Б. По природе своей человеку свойственно заботиться о своих собственных интересах | ||
| 95 | А. Мне никогда не нравятся сальные шутки | |
| Б. Мне иногда нравятся сальные шутки | ||
| 96 | А. Меня любят потому, что я сам способен любить | |
| Б. Меня любят потому, что я стараюсь заслужить любовь окружающих | ||
| 97 | А. Мне кажется, что эмоциональное и рациональное в человеке не противоречат друг другу | |
| Б. Мне кажется, что эмоциональное и рациональное в человеке противоречат друг другу | ||
| 98 | А. Я чувствую себя уверенно в отношениях с другими людьми | |
| Б. Я чувствую себя неуверенно в отношениях с другими людьми | ||
| 99 | А. Защищая собственные интересы, люди часто игнорируют интересы окружающих | |
| Б. Защищая собственные интересы, люди обычно не забывают об интересах окружающих | ||
| 100 | А. Я всегда могу положиться на свои способности ориентироваться в ситуации | |
| Б. Я далеко не всегда могу положиться на свои способности ориентироваться в ситуации | ||
| 101 | А. Я считаю, что способность к творчеству — природное свойство человека | |
| Б. Я считаю, что далеко не все люди одарены природой способностью к творчеству | ||
| 102 | А. Обычно я не расстраиваюсь, если мне не удается добиться совершенства в чем-либо | |
| Б. Я часто расстраиваюсь, если мне не удается добиться совершенства в чем-либо | ||
| 103 | А. Иногда я боюсь показаться слишком нежным | |
| Б. Я никогда не боюсь показаться слишком нежным | ||
| 104 | А. Мне легко смириться со своими слабостями | |
| Б. Мне трудно смириться со своими слабостями | ||
| 105 | А. Мне кажется, что я должен добиваться совершенства во всем, что я делаю | |
| Б. Мне не кажется, что я должен добиваться совершенства во всем, что я делаю | ||
| 106 | А. Мне часто приходится оправдывать перед самим собой свои поступки | |
| Б. Мне редко приходится оправдывать перед самим собой свои поступки | ||
| 107 | А. Выбирая для себя какое-либо занятие, человек должен считаться с тем, насколько это необходимо | |
| Б. Человек должен всегда заниматься только тем, что ему интересно | ||
| 108 | А. Я могу сказать, что мне нравится большинство людей, которых я знаю | |
| Б. Я не могу сказать, что мне нравится большинство людей, которых я знаю | ||
| 109 | А. Иногда я не против того, чтобы мной командовали | |
| Б. Мне никогда не нравится, когда мной командуют | ||
| 110 | А. Я не стесняюсь обнаруживать свои слабости перед друзьями | |
| Б. Мне нелегко обнаруживать свои слабости даже перед друзьями | ||
| 111 | А. Я часто боюсь совершить какую-нибудь оплошность | |
| Б. Я не боюсь совершить какую-нибудь оплошность | ||
| 112 | А. Наибольшее удовлетворение человек получает, добившись желаемого результата в работе | |
| Б. Наибольшее удовлетворение человек получает в самом процессе работы | ||
| 113 | А. О человеке никогда с уверенностью нельзя сказать, добрый он или злой | |
| Б. Обычно о человеке можно сказать, добрый он или злой | ||
| 114 | А. Я почти всегда чувствую в себе силы поступать так, как я считаю нужным, несмотря на последствия | |
| Б. Я далеко не всегда чувствую в себе силы поступать так, как я считаю нужным, несмотря на последствия | ||
| 115 | А. Люди часто раздражают меня | |
| Б. Люди редко раздражают меня | ||
| 116 | А. Мое чувство самоуважения во многом зависит от того, чего я достиг | |
| Б. Мое чувство самоуважения в небольшой степени зависит от того, чего я достиг | ||
| 117 | А. Зрелый человек всегда должен осознавать причины каждого своего поступка | |
| Б. Зрелый человек совсем не обязательно должен осознавать причины каждого своего поступка | ||
| 118 | А. Я воспринимаю себя таким, каким видят меня окружающие | |
| Б. Я воспринимаю себя не совсем таким, каким видят меня окружающие | ||
| 119 | А. Бывает, что я стыжусь своих чувств | |
| Б. Я никогда не стыжусь своих чувств | ||
| 120 | А. Мне нравится участвовать в жарких спорах | |
| Б. Мне не нравится участвовать в жарких спорах | ||
| 121 | А. У меня не хватает времени на то, чтобы следить за новинками в мире искусства и литературы | |
| Б. Я постоянно слежу за новинками в мире искусства и литературы | ||
| 122 | А. Мне всегда удается руководствоваться в жизни своими собственными чувствами и желаниями | |
| Б. Мне не часто удается руководствоваться в жизни своими собственными чувствами и желаниями | ||
| 123 | А. Я часто руководствуюсь общепринятыми представлениями в решении моих личных проблем | |
| Б. Я редко руководствуюсь в решении моих личных проблем общепринятыми представлениями | ||
| 124 | А. Мне кажется, что для того, чтобы заниматься творческой деятельностью, человек должен обладать определенными знаниями в этой области | |
| Б. Мне кажется, что для того, чтобы заниматься творческой деятельностью, человеку не обязательно обладать определенными знаниями в этой области | ||
| 125 | А. Я боюсь неудач | |
| Б. Я не боюсь неудач | ||
| 126 | А. Меня часто беспокоит вопрос о том, что произойдет в будущем | |
| Б. Меня редко беспокоит вопрос о том, что произойдет в будущем | ||
При использовании теста для индивидуальной диагностики «сырые» результаты переводятся в стандартные Т-баллы, на основе которых составляются профильные бланки. Завершается исследование построением индивидуального профиля.
Специфика феномена самоактуализации и сложность составляющих тест суждений, требующих серьезного осмысления, позволяют рекомендовать его для обследования преимущественно лиц с высшим образованием. Методика используется как индивидуально, так и для группы, применяется брошюра либо компьютеризированный вариант. В случае необходимости респондент может отвечать на вопросы и в отсутствие экспериментатора. Инструкция не ограничивает время для ответов, хотя практика показывает, что в норме оно обычно не превышает 30–35 минут.
Пункты теста, оставленные без ответа, или те, в которых отмечены оба варианта, при обработке не учитываются. В случае если количество таких пунктов достигнет 13 и более, результаты исследования считаются недействительными.
Ключи к шкалам:
Базовые шкалы
1. Шкала ориентации во времени (ОВ)
| 11 | 11 | 18 | 21 | 28 | 38 | 40 | 41 | 45 | 60 | 64 | 71 | 76 | 82 | 91 | 106 | 126 |
| А | Б | Б | А | Б | Б | Б | Б | Б | Б | Б | Б | Б | Б | А | Б | Б |
2. Шкала поддержки (П)
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 7 | 8 | 9 | 10 | 12 | 14 | 15 | 17 | 19 | 22 | 23 | 25 | 26 | 27 | 29 |
| Б | Б | А | А | Б | Б | А | А | А | Б | Б | Б | А | А | Б | А | Б | Б | Б | А |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 39 | 42 | 43 | 44 | 46 | 47 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 55 | 56 | 57 |
| Б | А | Б | А | Б | Б | Б | А | А | Б | А | Б | Б | Б | Б | А | А | А | А | Б |
| 59 | 61 | 62 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 72 | 73 | 74 | 75 | 77 | 79 | 80 | 81 | 83 | 85 | 86 |
| А | Б | Б | Б | А | Б | А | Б | А | Б | А | Б | Б | А | Б | А | А | А | Б | А |
| 87 | 88 | 89 | 90 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 102 | 103 | 104 | 105 | 108 | 109 | 110 | 111 |
| Б | Б | Б | А | А | А | Б | А | А | А | Б | А | А | Б | А | Б | Б | А | А | Б |
| 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 122 | 123 | 125 | |||||||||
| А | А | А | Б | Б | А | Б | А | А | Б | Б |
Дополнительные шкалы
1. Шкала ценностной ориентации (ЦО)
| 17 | 29 | 42 | 49 | 50 | 53 | 56 | 59 | 67 | 68 | 69 | 80 | 81 | 90 | 93 | 97 | 99 | 113 | 114 | 122 |
| А | А | А | Б | Б | А | А | А | Б | А | Б | А | А | А | А | А | Б | А | А | А |
2. Шкала гибкости поведения (ГП)
| 3 | 9 | 12 | 33 | 36 | 38 | 40 | 47 | 50 | 51 | 61 | 62 | 65 | 68 | 70 | 74 | 82 | 85 | 95 | 97 | 99 | 102 | 105 | 123 |
| А | А | Б | Б | Б | Б | Б | Б | Б | Б | Б | Б | Б | А | А | Б | Б | Б | Б | А | Б | А | Б | Б |
3. Шкала сензитивности (Сен)
| 2 | 5 | 10 | 43 | 46 | 55 | 73 | 77 | 83 | 89 | 103 | 119 | 122 |
| Б | Б | A | А | А | А | А | А | А | Б | Б | Б | А |
4. Шкала спонтанности (Сп)
| 5 | 14 | 15 | 26 | 42 | 62 | 67 | 74 | 77 | 80 | 81 | 83 | 95 | 114 |
| Б | Б | Б | Б | А | Б | Б | Б | А | А | А | А | Б | А |
5. Шкала самоуважения (Су)
| 2 | 3 | 7 | 23 | 29 | 44 | 53 | 66 | 69 | 98 | 100 | 102 | 106 | 114 | 122 |
| Б | А | Б | А | А | Б | А | А | Б | А | А | А | Б | А | А |
6. Шкала самопринятия (Спр)
| 1 | 8 | 14 | 22 | 31 | 32 | 34 | 39 | 53 | 61 | 71 | 75 | 86 | 87 | 104 | 105 | 106 | 110 | 111 | 116 | 125 |
| Б | А | Б | Б | Б | А | А | Б | А | Б | Б | Б | А | Б | А | Б | Б | А | Б | Б | Б |
7. Шкала представлений о природе человека (Поп)
| 23 | 25 | 27 | 50 | 66 | 90 | 94 | 97 | 99 | 113 |
| А | Б | Б | Б | А | А | А | А | Б | А |
8. Шкала Синергии (Син)
| 50 | 68 | 91 | 93 | 97 | 99 | 113 |
| Б | А | Б | А | А | Б | А |
9. Шкала принятия агрессии (ПА)
| 5 | 8 | 10 | 15 | 19 | 29 | 39 | 43 | 46 | 56 | 57 | 67 | 85 | 93 | 94 | 115 |
| Б | А | А | Б | А | А | Б | А | А | А | Б | Б | Б | А | А | А |
10. Шкала контактности (К)
| 5 | 7 | 17 | 26 | 33 | 36 | 46 | 65 | 70 | 73 | 74 | 75 | 79 | 96 | 99 | 103 | 108 | 109 | 120 | 123 |
| Б | Б | А | Б | Б | Б | А | Б | А | А | Б | Б | Б | А | Б | Б | Б | А | А | Б |
11. Шкала познавательных потребностей (Поз)
| 13 | 20 | 37 | 48 | 63 | 66 | 78 | 82 | 92 | 107 | 121 |
| А | Б | А | А | Б | А | Б | Б | А | Б | Б |
12. Шкала креативности (Кр)
| 6 | 24 | 30 | 42 | 54 | 58 | 59 | 68 | 84 | 101 | 105 | 112 | 123 | 124 |
| Б | А | А | А | А | А | А | А | А | А | Б | Б | Б | Б |
Каждый совпадающий с ключом ответ оценивается в 1 балл. Затем подсчитывается сумма баллов, набранных испытуемым по каждой шкале.
Интерпретация полученных результатов:
При разработке теста не были однозначно определены нормы для высокого, среднего и низкого уровней самоактуализации. Однако считается, что показатели CAT у самоактуализирующейся личности ни в коем случае не должны «зашкаливать». Предельные значения свидетельствуют о слишком сильном влиянии на результаты фактора социальной желательности или о стремлении испытуемых выглядеть в наиболее благоприятном свете (такое явление Э. Шостром назвал «псевдосамоактуализацией»). Практика показала, что «диапазон самоактуализации» находится в пределах «выше среднего». Низкие шкальные оценки характерны для людей, больных неврозами, с различными формами пограничных психических расстройств. В психическую и статистическую норму попадает 68% всего населения, и только у 16% результат превышает 60 или не достигает 40 (в стенах). Значения выше 70 или ниже 30 наблюдаются только у 2,3% людей.
Результаты интерпретируются в соответствия с описанием шкал CAT. В зависимости от целей диагностики можно ограничиться анализом данных по базовым шкалам или провести полную интерпретацию. Выборочный анализ (с привлечением отдельных дополнительных шкал) может быть полезен, например, при контроле изменений в результате проведения обучающей, коррекционной или коучинговой программ. При этом следует соотносить полученные результаты со всеми имеющимися данными об испытуемом (результаты беседы, наблюдения, других использованных тестов и т. д.).
Базовые шкалы:
ü Шкала ориентации во времени (ОВ) — 17 пунктов. Высокий балл по этой шкале свидетельствует о способности человека жить настоящим (переживать текущий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей» жизни) и ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего (видеть свою жизнь целостной).
Низкий балл по шкале означает ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и (или) дискретное восприятие своего жизненного пути.
ü Шкала поддержки (П) — 91 пункт. Измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне («внутренняя/внешняя поддержка»). Человек, имеющий высокий балл по этой шкале, относительно независим в своих поступках, стремится руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, что не означает враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами. Он свободен в выборе, не подвержен внешнему влиянию («изнутри направляемая» личность).
Низкий балл свидетельствует о высокой степени зависимости, конформности, несамостоятельности субъекта («извне направляемая» личность), внешнем локусе контроля.
Дополнительные шкалы. В отличие от базовых, измеряющих глобальные характеристики самоактуализации, дополнительные шкалы ориентированы на регистрацию отдельных ее аспектов. Для дополнительных шкал высокий балл характеризует высокую степень самоактуализации.
Блок ценностей:
ü Шкала ценностной ориентации (ЦО) — 20 пунктов. Измеряет, в какой степени человек разделяет ценности, присущие самоактуализирующейся личности.
ü Шкала гибкости поведения (ГП) — 24 пункта. Диагностирует степень гибкости человека в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.
Блок чувств:
ü Шкала сензитивности (Сен) — 13 пунктов. Определяет, в какой степени человек отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах, насколько хорошо их рефлексирует.
ü Шкала спонтанности (Сп) — 14 пунктов. Измеряет способность человека спонтанно и непосредственно выражать свои чувства. Высокий балл по этой шкале не означает отсутствия способности к продуманным, целенаправленным действиям, он лишь свидетельствует о возможности и другого способа поведения (не просчитанного заранее), о том, что человек не боится вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции.
Блок самовосприятия:
ü Шкала самоуважения (Су) — 15 пунктов. Диагностирует способность человека ценить свои достоинства, положительные качества характера, уважать себя за них.
ü Шкала самопринятия (Спр) — 21 пункт. Отражает степень принятия человеком себя таким, каков он есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков (возможно, и вопреки им).
Блок концепции человека:
ü Шкала представлений о природе человека (Поп) — 10 пунктов. Высокий балл по шкале свидетельствует о склонности испытуемого в целом положительно воспринимать природу человека («люди скорее добры») и не считать дихотомии мужественности/женственности, рациональности/эмоциональности и прочие антагонистическими и непреодолимыми.
ü Шкала синергии (Син) — 7 пунктов. Определяет способность человека к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное и др.
Блок межличностной чувствительности:
ü Шкала принятия агрессии (ПА) — 16 пунктов. Высокий балл по шкале свидетельствует о способности человека принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы (конечно же, речь не идет об оправдании своего антисоциального поведения).
ü Шкала контактности (К) — 20 пунктов. Характеризует способность человека к быстрому установлению глубоких, тесных и эмоционально насыщенных контактов с людьми.
Блок отношения к познанию:
ü Шкала познавательных потребностей (Поз) — 11 пунктов. Определяет степень выраженности у человека стремления к приобретению знаний об окружающем мире.
ü Шкала креативности (Кр) — 14 пунктов. Характеризует выраженность творческой направленности личности.
Каждый пункт теста входит в одну или более дополнительных шкал и, как правило, в одну базовую.
Приложение 6
Таблица 6
Количественные показатели по методике «Диагностики уровня эмпатии»
| № n/n | баллы | № n/n | баллы | ||
| 1 | жен 26 лет | 64 | 31 | муж., 50 лет | 83 |
| 2 | жен., 50 лет | 90 | 32 | муж., 22 года | 64 |
| 3 | жен., 33 года | 74 | 33 | муж., 22 года | 72 |
| 4 | жен., 27 лет | 84 | 34 | муж., 46 лет | 38 |
| 5 | жен., 23 года | 40 | 35 | муж., 50 лет | 16 |
| 6 | жен., 23 года | 22 | 36 | муж., 48 лет | 9 |
| 7 | жен., 46 лет | 83 | 37 | муж., 23 года | 76 |
| 8 | жен., 30 лет | 42 | 38 | муж., 55 лет | 44 |
| 9 | жен., 28 лет | 85 | 39 | муж., 54 года | 22 |
| 10 | жен., 34 года | 76 | 40 | муж., 23 года | 84 |
| 11 | жен., 52 года | 82 | 41 | муж., 26 лет | 24 |
| 12 | жен., 36 лет | 46 | 42 | муж., 27 лет | 80 |
| 13 | жен., 24 года | 66 | 43 | муж., 28 лет | 28 |
| 14 | жен., 28 лет | 82 | 44 | муж., 32 года | 10 |
| 15 | жен., 29 лет | 56 | 45 | муж., 36 лет | 46 |
| 16 | жен., 48 лет | 78 | 46 | муж., 52 года | 42 |
| 17 | жен., 36 лет | 86 | 47 | муж., 38 лет | 64 |
| 18 | жен., 29 лет | 42 | 48 | муж., 44 года | 48 |
| 19 | жен., 34 года | 48 | 49 | муж., 32 года | 44 |
| 20 | жен., 30 лет | 88 | 50 | муж., 30 лет | 86 |
| 21 | жен., 36 лет | 26 | 51 | муж., 27 лет | 56 |
| 22 | жен., 42 года | 90 | 52 | муж., 28 лет | 52 |
| 23 | жен., 23 года | 60 | 53 | муж., 45 лет | 62 |
| 24 | жен., 52 года | 87 | 54 | муж., 46 лет | 30 |
| 25 | жен., 46 лет | 73 | 55 | муж., 27 лет | 90 |
| 26 | жен., 38 лет | 52 | 56 | муж., 46 лет | 47 |
| 27 | жен., 30 лет | 27 | 57 | муж., 50 лет | 21 |
| 28 | жен., 31 год | 58 | 58 | муж., 54 года | 19 |
| 29 | жен., 28 лет | 28 | 59 | муж., 32 года | 25 |
| 30 | жен., 36 лет | 82 | 60 | муж., 27 лет | 85 |
Приложение 7
Таблица 7
Количественные показатели многофакторного личностного опросник Р. Кэттелла
Факторы № | A | B | C | E | F | G | H | I | L | M | N | O | Q1 | Q2 | Q3 | Q4 |
| 1 | 8 | 5 | 8 | 8 | 8 | 10 | 6 | 8 | 6 | 8 | 3 | 6 | 4 | 3 | 10 | 6 |
| 2 | 10 | 10 | 10 | 4 | 10 | 10 | 6 | 6 | 8 | 6 | 4 | 8 | 3 | 2 | 8 | 5 |
| 3 | 5 | 10 | 8 | 4 | 8 | 8 | 8 | 8 | 6 | 6 | 1 | 4 | 4 | 2 | 7 | 6 |
| 4 | 8 | 10 | 6 | 4 | 10 | 10 | 4 | 10 | 4 | 8 | 3 | 6 | 6 | 7 | 8 | 4 |
| 5 | 10 | 6 | 4 | 4 | 8 | 8 | 6 | 6 | 6 | 4 | 4 | 6 | 4 | 4 | 8 | 6 |
| 6 | 8 | 8 | 6 | 8 | 6 | 8 | 6 | 4 | 6 | 6 | 6 | 8 | 6 | 2 | 10 | 8 |
| 7 | 6 | 8 | 6 | 6 | 7 | 8 | 8 | 8 | 8 | 4 | 8 | 4 | 7 | 2 | 8 | 6 |
| 8 | 8 | 8 | 6 | 10 | 6 | 10 | 6 | 6 | 6 | 6 | 3 | 3 | 8 | 3 | 7 | 6 |
| 9 | 6 | 10 | 10 | 4 |
Сейчас читают про:
|
Факторы № 





