Выявление специфики статусных конфликтов в рабочем коллективе (на примере подразделения технической дирекции ООО «Красноярский завод тяжелого машиностроения»)

 

ООО «Красноярский завод тяжелого машиностроения» (далее КЗТМ) занимается производством экскаваторной техники и оборудования к ней. Организационная структура КЗТМ состоит из комплекса подразделений, каждое из которых отвечает за определенную область работы.

В настоящей главе предлагается исследование статусных конфликтов внутри подразделения технической дирекции (далее ТД).

На сегодняшний день в состав ТД входит несколько отделов:

- конструкторское бюро (далее КБ) - отвечает за разработку чертежей деталей;

- технологическое бюро (ТБ) – занимается технологическими расчетами этих деталей;

- управление качеством (УК) – отвечает за качество выполнения заказа;

- отдел технической документации (ОТД) – обеспечивает техническую документацию всего процесса производства.

В контексте разделения организационной структуры КЗТМ на производственную и управленческую части, техническая дирекция структурно относится к управлению, однако теснейшим образом связана с производством.

В рамках данной управленческой единицы присутствует своя иерархия. Так, отделы КБ, ТБ и ОТД подотчетны отделу управления качеством (УК).

Таким образом, целостно, ТД состоит из взаимосвязанных и взаимозависимых отделов, каждый из которых выполняет свои функции в общей системе производства.

Для выявления способности различать личностные и должностные факторы, провоцирующие конфликт, членами рабочего коллектива ТД применялся метод анкетирования, который выступал подготовительным этапом к проведению эксперимента.

При реализации метода анкетирования были опрошены все представители ТД (47 человек).

Анкета содержала пять вопросов, на которые каждый из членов коллектива ТД должен был выбрать ответ по восьмибалльной шкале (от 0 до 7) (Приложение 1).

Ниже приведены результаты анкетирования в виде общих среднеарифметических показателей, полученных в ходе обработки анкет.

Среднеарифметические показатели ответов на вопрос «Конфликты, какого уровня чаще всего случаются в Вашем коллективе?» представлены в виде таблицы (Таблица 2.1.).

 

Таблица 2.1. Оценка уровня конфликтов по восьмибалльной шкале рабочим коллективом технической дирекции КЗТМ

Подчиненный - руководитель 3.7 Между коллегами 5.0

Конфликты с участием всех категорий сотрудников

3.5

 

Основным уровнем конфликта в рабочем коллективе ТД являются конфликты между коллегами. Конфликты с участием всех категорий сотрудников встречаются в 1.4 раза реже.

Среднеарифметические показатели ответов на вопрос «В какой степени данные характеристики, на Ваш взгляд, чаще всего приводят к конфликту?» выглядят следующим образом (Таблица 2.2.).

Непрофессионализм выступает превалирующим фактором, приводящим к конфликту. При этом недоброжелательное отношение к людям и особенности темперамента сотрудников ТД играют не менее важную роль в возникновении конфликтных ситуаций.


Таблица 2.2. Характеристики, приводящие к конфликту, по данным опроса рабочего коллектива технической дирекции КЗТМ

Непрофессионализм 5.8 Особенности темперамента 4.1

Недоброжелательное отношение к людям

4.4

 

Среднеарифметическая оценка степени влияния характерологических особенностей подчиненного, руководителя, коллеги на возникновение конфликтной ситуации представлена в Таблице 2.3.

 

Таблица 2.3. Оценка рабочим коллективом ТД степени влияния характерологических особенностей подчиненного, коллеги, руководителя на возникновение конфликтной ситуации

Характерологические особенности Подчиненный Коллега Руководитель
Леность 5.9 4.4 3.2
Недобросовестное отношение к работе 6.2 4.8 4.5
Непрофессионализм 4.9 4.6 4.9
Бестактность 4.9 4.8 4.0
Недоброжелательное отношение к людям 3.4 4.3 5.8
Неуверенность 3.9 2.5 5.3
Безынициативность 3.7 3.5 5.2
Нерешительность 3.0 3.5 5.2
Заниженная самооценка 3.0 3.5 4.9
Завышенная самооценка 5.0 5.1 6.7

 

По данным таблицы видно, что ведущими характерологическими особенностями в образовании конфликтов в рабочем коллективе ТД являются: завышенная самооценка (5.9 баллов); недобросовестное отношение к работе (5.2 баллов); непрофессионализм (4.8 баллов).

Среднеарифметическая оценка степени влияния должностного статуса (руководящий, подчиненный) на возникновение конфликта работниками ТД составила 4.1 балла по восьмибалльной шкале.

Среднеарифметическая оценка степени влияния личного отношения к человеку (симпатии, антипатии) на возникновение конфликта работниками ТД составила 3.9 балла по восьмибалльной шкале.

Таким образом, результаты анкетирования показали, что наиболее распространенным уровнем конфликта в рабочем коллективе ТД являются конфликты между коллегами (в 62% случаев из 100%). Распространенность таких уровней как «Подчиненный - руководитель» и «Конфликты с участием всех категорий сотрудников» составили 46% и 44% случаев из 100% (Рисунок 2.1.).

 

Рисунок 2.1. Распространенность уровней конфликта в рабочем коллективе ТД

Основной характеристикой, приводящей к конфликту, выступил непрофессионализм (в 73% случаев из 100%). По данным опроса, недоброжелательное отношение к людям и особенности темперамента приводят к конфликту в 55% и 51% случаев из 100% (Рисунок 2.2.).

 


Рисунок 2.2. Основные конфликтогенные факторы в рабочем коллективе ТД

 

Наиболее значимыми характерологическими особенностями подчиненного, влияющими на возникновение конфликта, выступили: недобросовестное отношение к работе (6.2 балла); леность (5.9 балла); завышенная самооценка (5 баллов) (Рисунок 2.3.).

 

Рисунок 2.3. Основные характерологические особенности подчиненного, влияющие на возникновение конфликта (по восьмибалльной шкале)

Ведущими характерологическими особенностями коллеги, влияющими на возникновение конфликта, явились: завышенная самооценка (5.1 балла); недобросовестное отношение к работе (4.8 балла); бестактность(4.8 балла) (Рисунок 2.4.).

 

 

Рисунок 2.4. Основные характерологические особенности коллеги, влияющие на возникновение конфликта (по восьмибалльной шкале)

 

Наиболее значимыми характерологическими особенностями руководителя, влияющими на возникновение конфликта, оказались: завышенная самооценка (6.7 балла); недоброжелательное отношение к людям (5.8 балла); неуверенность (5.3 балла) (Рисунок 2.5.).

 

Рисунок 2.5. Основные характерологические особенности руководителя, влияющие на возникновение конфликта (по восьмибалльной шкале)

 

Среднеарифметическая оценка работниками ТД степени влияния должностного статуса (руководящий, подчиненный) на возникновение конфликта превысила среднеарифметическую оценку степени влияния личного отношения к человеку (симпатии, антипатии) на возникновение конфликта на 0.2 балла.

Таким образом, анкетные данные показали, что во взаимодействиях между подчиненными и руководителями ТД доминируют деловые отношения над социально-эмоциональными. На это указывают основные причины конфликтных ситуаций в ТД:

- непрофессионализм выступает превалирующим фактором, приводящим к конфликту (в 73% случаев из 100%);

- наиболее значимой характерологической особенностью подчиненного, влияющей на возникновение конфликта, выступает недобросовестное отношение к работе (6.2 балла);

- показатель среднеарифметической оценки степени влияния должностного статуса (руководящий, подчиненный) на возникновение конфликта работниками ТД преобладает над показателем оценки степени влияния личного отношения к человеку (симпатии, антипатии) на возникновение конфликта (4.1 к 3.9 баллов).

Исследовательский этап практической части работы показал, что в рабочем коллективе ТД доминируют деловые отношения над социально-эмоциональными. Данный результат лег в основу гипотезы экспериментальной части работы, состоящей в предположении, что в рабочем коллективе, где доминируют деловые отношения над социально-эмоциональными, руководящие позиции определяют принятие общегруппового решения в противоречивых ситуациях.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: