Проблемы организации борьбы с терроризмом на современном этапе

 

Как мы уже установили ранее, правовую основу борьбы с терроризмом в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

Основным субъектом руководства борьбой с терроризмом и обеспечения ее необходимыми силами, средствами и ресурсами является Правительство Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти участвуют в борьбе с терроризмом в пределах своей компетенции, установленной федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст.2 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, борьба с терроризмом должна быть ориентирована на предупреждение и пресечение противоправных действий, неотвратимость ответственности за любое преступление и на защиту права каждого человека на личную безопасность вне зависимости от национальности, гражданства, вероисповедания, взглядов и убеждений[46].

Следует отметить, что условиями успешной антитеррористической стратегии, являются:

· упреждающий характер действий;

· активность;

· соответствие задач, правомочий и ресурсного обеспечения;

· вариативность, наличие различных моделей антитеррористической деятельности в зависимости от решения задач по предупреждению, пресечению, реагированию и смягчению последствий;

· обеспечение единства в действиях в международном, межгосударственном и государственном масштабах, объединения усилий ведомств всех уровней;

· дифференциация задач, форм и содержания антитеррористической деятельности в обычной, чрезвычайной обстановке, при ведении боевых действий[47].

В общей системе мер по борьбе с террористическими акциями важнейшая роль принадлежит криминалистическим методам, приёмам и средствам её обеспечения. Поскольку терроризм относится к категории особо тяжких преступлений, оперативные работники и следователи должны, прежде всего, представлять сущность терроризма, его криминалистическую характеристику, построенную на основе анализа и обобщения закономерностей подготовки, совершения и сокрытия терроризма[48].

Важным этапом развития законодательства по противодействию терроризму является период конца ХХ - начала XXI в. В 1996 г. был принят Уголовный кодекс Российской Федерации, в котором была установлена уголовная ответственность за терроризм (ст. 205 УК РФ), вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению (ст. 205 УК РФ), организация экстремистского сообщества (ст.282 УК РФ); организация деятельности экстремистской организации (ст.282 УК РФ). В 1998 г. был принят Федеральный закон "О борьбе с терроризмом", в 2006 г. - федеральный закон "О противодействии терроризму".

Следует отметить, что российский терроризм имеет свои специфические черты, а именно: [49]

деятельность террористов всегда групповая, организованная, а не индивидуальная, даже если группы немногочисленные,

террористические акции террористы и их организаторы обосновывают некой политической и иной идеологией и программой,

наличие лидеров, способных мобилизовать людей на совершение террористических актов,

терроризм проявляется в актах социально и политически неприемлемого насилия,

любое политическое движение, совершаемое террористическими актами, преднамеренно стремится оказать психологическое воздействие на определенные группы населения насилием, с тем, чтобы изменить их отношение или политическое поведение

Среди наиболее известных терактов последних лет: захват заложников в больнице 14 июля 1995 года в городе Буденновске, Ставропольский край. В сентябре 1999 года произошел ряд терактов в Москве и Волгодонске.8 сентября на улице Гурьянова террористы взорвали жилой дом.13 сентября произошел взрыв на Каширском шоссе, 16 сентября 1999 года был взорван дом в Волгодонске.

23 октября 2002 года был совершен захват заложников в Театральном центре на Дубровке во время представления мюзикла "Норд-Ост".5 июля 2003 года у входа на аэродром Тушино, где проходил рок-фестиваль "Крылья", прогремело два взрыва.

6 февраля 2004 года произошел теракт в московском метро. Взрывное устройство было приведено в действие во втором вагоне поезда на перегоне между станциями Павелецкая и Автозаводская.

1 сентября 2004 около 30 террористов захватили школу в северо-осетинском городе Беслан. В течение нескольких минут в их руках оказалось более тысячи заложников - учеников, учителей, родителей. Тремя днями позже наступила кровавая развязка.

13 октября 2005 года нападение на столицу Кабардино-Балкарской Республики г. Нальчик, попытка захвата госучреждений, аэропорта, объектов жизнеобеспечения. Общая статистика преступлений, квалифицируемых по ст. 205 с 2000 по 2009 гг., представлена на рис.1.

В целом же по стране за последние два года было обследовано свыше 11 тысяч мест возможного пребывания террористов, проведено более 60 тысяч проверок по настораживающим ситуациям. Были предотвращены теракты в Москве и Дагестане, задержано более 450 лиц, находившихся в розыске за ранее совершенные преступления, изъято около 120 килограммов взрывчатых веществ[50].

Говоря о системе борьбы с терроризмом, следует отметить, что до 2005 года она имела следующую структуру:

§ Федеральная служба безопасности - осуществляет борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, в том числе преступлений, преследующих политические цели, а также посредством предупреждения, выявления и пресечения международной террористической деятельности, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством проводят предварительное расследование по уголовным делам о таких преступлениях.

§ Министерство внутренних дел - осуществляет борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, преследующих корыстные цели.

§ Служба внешней разведки и другие органы внешней разведки Российской Федерации осуществляют борьбу с терроризмом посредством обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, их сотрудников и членов семей указанных сотрудников, а также осуществляют сбор информации о деятельности иностранных и международных террористических организаций.

§ Федеральная служба охраны - осуществляет борьбу с терроризмом посредством обеспечения безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов.

§ Министерство обороны - обеспечивает защиту находящихся на вооружении оружия массового поражения, ракетного и стрелкового оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, защиту военных объектов, а также принимает участие в обеспечении безопасности национального морского судоходства, воздушного пространства Российской Федерации, в проведении контртеррористических операций.

На самом деле вплоть до 2003 года основная роль в борьбе с терроризмом принадлежала исключительно ФСБ[51]. В 2003 году вторым полноправным субъектом борьбы стало Министерство внутренних дел.

Структуры, участвующие в борьбе с терроризмом:

§ В ФСБ - Служба по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом,

§ В МВД - Департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом, Внутренние войска.

Прорыв боевиков в Ингушетию (июнь 2004 года) и захват заложников в Беслане (1-3 сентября 2004 года) совпали с периодом реформ в МВД и ФСБ, которые, в свою очередь, проходили в рамках административной реформы правительства РФ. Кроме того, сразу после Беслана президент Владимир Путин фактически приказал учесть при реформировании этих ведомств опыт трагедии в Северной Осетии, подписав Указ № 1167 "О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом". Согласно указу, правительству РФ, силовым министерствам и ведомствам было поручено "в двухнедельный срок разработать и представить предложения по созданию новой системы взаимодействия сил и средств, участвующих в урегулировании ситуации на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, и по созданию системы предотвращения и ликвидации кризисных ситуаций на территории Российской Федерации"[52].

К весне 2005 года структурные реформы МВД и ФСБ по большей части были закончены. В антитеррористических же подразделениях произошли следующие изменения:

в МВД: ГУБОП преобразован в Департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом МВД России (ДБОПиТ). В оперативное подчинение ДБОПиТ переведены, кроме Центра "Т", Центр специального обеспечения (Центр "С") и отряд милиции специального назначения "Рысь".

в ФСБ: Департамент по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом переименован в Службу.

Таким образом, реформирование антитеррористических подразделений было поверхностным (в ФСБ департамент переименован в службу, в МВД главное управление - в департамент). Передача ответственности за ситуацию на Северном Кавказе МВД и его войсковым подразделениям стала положительным шагом в борьбе с незаконными вооруженными формированиями, но не в обнаружении террористов. Тактика использования полицейских сил с тяжелым вооружением не может обеспечить уничтожение законспирированных ячеек террористических групп. Для этого внутренние войска не обладают ни соответствующим опытом, ни возможностями агентурной разведки. Разведподразделения ВВ действуют только в интересах разведки тактической и не в состоянии решить задачу агентурного проникновения в террористические группы.

До августа 2004 года в случае захвата заложников или проведения терактов другого рода предполагалось, что руководителем оперативного штаба должен быть начальник областного (республиканского) Управления ФСБ (или начальник местного ГУВД, если целью захвата является получение денежных средств).

На деле этот принцип не соблюдался. То есть во всех случаях ответственность на себя брали чиновники в должности не ниже заместителя руководителя силового ведомства[53]. Этот принцип был изменен после вторжения боевиков в Ингушетию (21-22 июня 2004 года). В августе 2004 года в Южном федеральном округе были созданы новые подразделения - Группы оперативного управления (ГрОУ), которые возглавили полковники внутренних войск. Было заявлено, что ГрОУ - это постоянно действующие специальные органы, предназначенные для непосредственного управления объединенными силами и средствами, выделенными для пресечения диверсионно-террористических акций, а также ликвидации их последствий. Они включают в себя подразделения ВВ МВД, ОМОНа, Министерства обороны, ГО и ЧС. В случае захвата заложников или вторжения боевиков командир ГрОУ автоматически становится руководителем оперативного штаба, и он вправе принимать решения без согласования с Москвой. При этом имена командиров ГрОУ засекречены.

После обновления законодательства в конце 90-х гг. в мире произошло немало событий, которые повлияли на формирование правовой базы, а именно: множество террористических актов в разных странах, повлекших масштабные трагические последствия. В этот период значительно активизировались антитеррористические настроения в гражданском обществе. Международное право адекватно отреагировало на ситуацию. Например, были приняты две конвенции: против организованной транснациональной преступности (2000 г.), о борьбе с финансированием терроризма (1999 г.). Эти и ряд других важных конвенций наша страна ратифицировала и выполняет обязательства по приведению национального законодательства в соответствие с нормами международного права, как требует и Конституция Российской Федерации.

Пересмотр базового Федерального закона "О борьбе с терроризмом" вызван анализом обстоятельств и последствий террористических актов, имевших место в Российской Федерации в период с 1999 по 2004 гг., а также зарубежного опыта США, Израиля, Испании, Франции, Германии, Великобритании и других государств. Само название законопроекта - "О противодействии терроризму" - позволяет судить о его концепции. Противодействие - это широкий фронт, который объединяет все государственные и общественные институты. Если Федеральный закон "О борьбе с терроризмом" 1998 г. определял задачи в основном силовых ведомств, то действующий закон отражает изменение характера и масштабов террористической опасности[54].

По объему полномочий и предмету основной деятельности органы исполнительной власти, привлекаемые к противодействию терроризму, подразделяются на:

· осуществляющие непосредственную борьбу с терроризмом - ФСБ, МВД, СВР, ФСО, Минобороны и Вооруженные силы, Росфинмониторинг;

· обеспечивающие общие меры противодействия, то есть иные органы исполнительной власти, которые разрабатывают и реализуют политические решения, социально-экономические проекты, специальные программы и тем самым участвуют в общем противодействии терроризму.

Так, например, Совет безопасности Российской Федерации разрабатывает стратегические вопросы обеспечения национальной безопасности, проведения единой государственной политики в этой сфере, а также координирует работу органов государственной власти по реализации принятых решений; Минфин планирует бюджетные назначения на мероприятия по противодействию терроризму; МИД содействует в организации международного сотрудничества; Минтранс осуществляет комплекс предупредительных мероприятий по физической защите пассажиров, перевозимых грузов, объектов транспортной инфраструктуры, подвижного состава и другие, а в случае объявления террористической опасности выполняет задачи, поставленные оперативным штабом в соответствии со складывающейся обстановкой[55].

В связи с этим законодательно предусматривается создание постоянно действующей государственной системы противодействия терроризму, в которой каждый субъект будет наделен определенными полномочиями. Эту систему по всей вертикали образуют:

· Президент Российской Федерации, который формирует политику государства в этой сфере;

· Федеральная антитеррористическая комиссия во главе с председателем Правительства Российской Федерации, которая координирует деятельность, осуществляемую федеральными органами исполнительной власти по противодействию терроризму, а также организует обеспечение их необходимыми силами и средствами;

· региональная антитеррористическая комиссия.

Самой существенной новацией в этой части законопроекта является то, что с наступлением обстоятельств террористической опасности или контртеррористической операции антитеррористические комиссии сразу же преобразуются в оперативные штабы по осуществлению режима террористической опасности или по управлению контртеррористической операцией.

Подобные комиссии предусматривались и прежним законом, но в действующем законе полномочия комиссий наполнены конкретным объемом обязанностей, прав и ответственности[56].

Другой особенностью законопроекта явилось безальтернативное определение федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности как основного субъекта, осуществляющего борьбу с терроризмом. Это значит, что на нем лежит ответственность за проведение разведывательных мероприятий, добывание упреждающей информации, выработку проектов решений по предотвращению и пресечению террористической акции, правильную организацию проведения контртеррористической операции, координацию и взаимодействие с другими субъектами борьбы с терроризмом, а также за адекватность принимаемых мер, их соотнесение с требованием минимизации последствий.

Предусматривается принцип единоначалия и личной ответственности руководителя антитеррористической комиссии при принятии решения и проведении контртеррористической операции.

Законопроект определяет основания привлечения Вооруженных сил к пресечению террористических акций и противодействию терроризму и их полномочия, устанавливает условия применения оружия, боевой техники и специальных средств, особенности участия личного состава Вооруженных сил. Необходимость правового регулирования привлечения Вооруженных сил к противодействию терроризму особенно остро ощущалась в последние годы.

Впервые законодательно определена контртеррористическая операция как особый правовой режим - это комплекс специальных, войсковых и иных мероприятий, направленных на пресечение террористической акции, обезвреживание террористов, обеспечение безопасности физических лиц, а также на минимизацию ущерба, причиненного террористической акцией.

Обозначение этих режимов как особых правовых режимов подчеркивает намерение законодателя установить законные основания их введения и формы реализации, базирующиеся на законе, а не на произвольном понимании исполнителями.

Для общественного восприятия указанные разделы - наиболее сложная часть законопроекта, так как сопряжена с временными частичными ограничениями прав и свобод граждан. Как известно, ст.55 Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом отдельных прав и свобод в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства[57].

Перечень временных ограничений, применяемых в условиях террористической опасности и контртеррористической операции, указан в законе исчерпывающе и не может быть расширен по каким бы то ни было соображениям целесообразности. При этом не значит, что эти временные ограничения всегда будут применяться в полном объеме. Если какие-либо ограничения необязательны, они не будут вводиться. Не стоит забывать, что каждое ограничение предполагает дополнительное расходование человеческих и материальных ресурсов.

Содержание информации, послужившей основанием для введения соответствующего режима, объем временных ограничений, границы зоны террористической опасности и перечень объектов, на которые распространяется его действие, определяются лицом, принимающим решение о введении соответствующего вида режима, объявляются решением председателя антитеррористической комиссии соответствующего уровня и доводятся до сведения населения путем опубликования в средствах массовой информации. Срок действия режима не может превышать 60 суток.

Ранее мы уже упоминали о том, что для решения проблем с организацией борьбы с терроризмом был создан Национальный антитеррористический комитет. Для организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также для управления контртеррористическими операциями в составе Комитета образован Федеральный оперативный штаб. В субъектах Российской Федерации созданы собственные оперативные штабы ( их возглавляют руководители территориальных органов безопасности),а в регионах - антитеррористические комиссии ( руководство поручено главам региональных органов исполнительной власти).Объединив представителей 17 государственных структур, министерств и ведомств - в их числе ФСБ, ФСО, МВД, МЧС, Минздравсоцразвития, Минтранс России, Национальный антитеррористический комитет стал действительно коллективным инструментом противодействия терроризму[58].

К числу важнейших результатов работы созданного Комитета следует отнести реальное повышение эффективности действий всех ветвей власти в сфере борьбы с терроризмом.

Наряду с осуществлением координации предупредительно-профилактических и силовых действий соответствующих федеральных структур важнейшим направлением в деятельности Комитета было и остается совершенствование правовой основы противодействия терроризму.

В целях реализации положений Федерального закона "О противодействии терроризму" приняты постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 662 "Об источниках финансирования выплат денежного вознаграждения за содействие борьбе с терроризмом", от 12 января 2007 г. № 6 "Об утверждении Правил осуществления социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористического акта, а также лиц, участвующих в борьбе с терроризмом" и от 6 июня 2007 г. № 352 "О мерах по реализации Федерального закона "О противодействии терроризму".

В соответствии с указанным законом принято также Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июня 2007 г. № 352, которым утверждены значимые положения, регламентирующие порядок применения оружия и боевой техники Вооруженными Силами Российской Федерации для устранения угрозы террористического акта или его пресечения в воздушной среде, во внутренних водах, территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и подводной среде, а также при участии в проведении контртеррористической операции.

Итак, мы установили, что важным инструментом борьбы с терроризмом является проведение специальных контртеррористических операций. Однако, несмотря на высокую эффективность специальной операции, как инструмента противодействия террористической деятельности, при ее организации и осуществлении, безусловно, присутствуют определенные недостатки. Неполная или недостоверная информация, недооценка противника, низкий уровень подготовки личного состава все это существенно снижает результативность специальной операции, зачастую приводит к неоправданным потерям среди сотрудников правоохранительных органов и местных жителей.

Стоит также отметить важность международного сотрудничества различных государств в вопросах противодействия террористическим угрозам.

Проблему противодействия терроризму в России следует рассматривать как важнейшую общегосударственную задачу. Наступление терроризма в России требует безотлагательного нормативного регулирования и борьбы с этим явлением. Применительно к правовому обеспечению необходимо внести корректировки в действующий закон "О противодействии терроризму", напрашивается новая редакция закона о безопасности, закона о чрезвычайном положении. Существенных дополнений и коррекции требуют законы об оружии, оперативно-розыскной деятельности, об обеспечении безопасности ядерных, химических, бактериологических и т.п. объектов, об информационной безопасности, о рекламе и деятельности СМИ, о местном самоуправлении и др. В рассматриваемом аспекте необходима конкретизация договоров о размежевании и взаимном делегировании полномочий РФ и ее субъектов. Необходимые дополнения требуется внести в нормативные акты о координации правоохранительной деятельности, о государственных инспекциях, пожарной безопасности и т.д.



Заключение

 

В социально-политическом процессе современной России задача борьбы с терроризмом является особенно актуальной. В конце ХХ века началась борьба с незаконными вооруженными формированиями на территории ряда северокавказских республик, которая продолжается и в настоящее время. Сегодня рецидивы этой борьбы проявляются в виде террористических актов, как на территории образованного Северокавказского Федерального Округа, так и в различных регионах России.

Следует также отметить, что в конце ХХ века, в период роста и активизации террористической деятельности в современной России, органами власти проводились иррациональные преобразования в системе правоохранительных органов и армии, что, возможно, было связано с недооценкой степени общественной опасности подобного рода явлений. В результате этого терроризм в Российской Федерации получил приоритет по сравнению с силами поддержания правопорядка: в 90-х гг. существенно сократилось число оперативных работников органов МВД и ФСБ и их численность стала вполне сопоставимой с численностью устойчивых преступных формирований. Как следствие в результате вышесказанного в настоящее время ряд сотрудников правоохранительных органов имеет небольшой оперативный стаж и опыт работы.

Согласно общему мнению правоведов, терроризм в любых своих формах является наиболее общественно опасным из всех преступлений, описываемых уголовным законодательством ( в санкциях статей, предусматривающих уголовную ответственность за преступление террористического характера, должно быть самое суровое наказание, из всех видов наказаний предусмотренных уголовным законом).

Наша страна идет по пути становления правового государства, в котором верховенство закона затрагивает все сферы его существования, в том числе и вопросы противодействия террористической деятельности и борьбы с незаконными вооруженными формированиями в целом.

Современное законодательство России определяет террористическую деятельность как деятельность, которая включает в себя:

организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;

подстрекательство к террористическому акту;

организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;

вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

В ходе дипломной работы мы рассмотрели систему противодействия терроризму в Российской Федерации, которая включает Федеральную службу безопасности, Министерство внутренних дел, Службу внешней разведки, и другие органы внешней разведки Российской Федерации, Федеральную службу охраны, Министерство обороны.

Как уже отмечалось ранее, в российском законодательстве существует ряд недостатков в отношении регулировании вопроса о терроризме. Такие проблемы не только позволяют террористам и их пособникам избегать ответственности, но и подрывают работу по борьбе с преступностью в целом. В частности, определенных корректировок требуют законы об оружии, оперативно-розыскной деятельности, об обеспечении безопасности ядерных, химических, бактериологических и т.п. объектов, об информационной безопасности, о рекламе и деятельности СМИ, о местном самоуправлении и т.д. Помимо этого, необходимо привести в соответствие национальное законодательство и международное, а также с учетом тенденций современного терроризма модернизировать Уголовный и Уголовно-процессуальный Кодексы РФ, Федеральный закон "Об оружии", что позволит расширить возможности правоохранительных органов по выявлению, пресечению и раскрытию преступлений террористического характера.

Анализ результатов проведенных операций выявил целый ряд характерных проблем:

· отсутствие системного подхода к формированию единой государственной стратегии антитеррористической деятельности и долгосрочных программ ее реализации;

· слабое нормативно-правовое регулирование основополагающих принципов функционирования системы противодействия терроризму;

· недостаточно четкое распределение задач и функций в сфере борьбы с терроризмом;

· отсутствие слаженности в работе и единого управляющего центра;

· несовершенство системы контроля и надзора за выполнением установленных Конституцией Российской Федерации общеобязательных требований в сфере противодействия терроризму;

· недостаточное ресурсное и научно-техническое обеспечение органов, осуществляющих борьбу с терроризмом.

В целях устранения объективно существовавших недостатков в сфере контртеррористической деятельности и совершенствования государственного управления в этой области, в соответствии с Федеральным законом "О противодействии терроризму" и Указом Президента Российской Федерации "О мерах по противодействию терроризму", 10 марта 2006 года был создан Национальный антитеррористический комитет, задачи которого были описаны выше, и который по результатам своей работы продемонстрировал определенные положительные сдвиги в борьбе с терроризмом.

Огромную роль в противодействии терроризму играет налаживание сотрудничества с международными организациями и отдельными государствами. В связи с этим необходима дальнейшая разработка на международно-правовом уровне базовых принципов борьбы с терроризмом (неотвратимость ответственности за участие в актах терроризма и содействие им; обязательность национальных мер по ликвидации выявленных террористических организаций; недопустимость использования форм и методов терроризма для решения любых социальных и политических задач, включая реализацию права наций на самоопределение; недопустимость политических уступок террористам и двойных стандартов в отношении к терроризму и др.) [59] Было бы целесообразно разработать своеобразный кодекс поведения государств в борьбе с международным терроризмом, свод принципов и базовых правил взаимопомощи в конкретных ситуациях. Подобные документы были бы хорошим дополнением существующих международных договоров в этой сфере.



Список использованной литературы

 

Нормативно-правовые акты:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. - М.: Эксмо, 2010. - 400 с.

2. Конституция РФ. Принята 12.12.93. - М.: Издательство "Экзамен", 2004. - 64 с.

3. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации от 5.10.2009. (http://base. consultant.ru/cons/)

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 (по состоянию на 4 октября 2010 года). - М.: Омега-Л, 2010. - 160 с.

5. Указ Президента РФ от 13.09.2004 №1167 "О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом" (http://base. consultant.ru/cons)

6. Указ Президента Российской Федерации "О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" от 12.05.2009 (http://base. consultant.ru)

7. Федеральный закон "О борьбе с терроризмом" от 25.07.98 (base. consultant.ru)

8. Федеральный закон от 07.08.01 "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в ред. от 27.07.2010 (http://base. consultant.ru/cons)

9. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. "О противодействии экстремистской деятельности" (с изменениями от 27 июля 2006 г., 10 мая, 24 июля 2007 г., 29 апреля 2008 г.) (http://base. garant.ru/12127578/)

10. Федеральный закон "О противодействии терроризму" от 6.03.2006 в ред. от 27.07.2010 (base. consultant.ru)

Судебная практика:

11. Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 15.06.2010 "О практике применения судами закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" (base. consultant.ru)

12. Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 15.11.2007 "О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений" (base. consultant.ru)

Специальная литература:

13. Асеев И.А. Организационно-правовые основы борьбы полиции России с политическим терроризмом в начале ХХ в. / И.А. Асеев // История государства и права. - 2010. - N 7. - С.18-21.

14. Байбаков Ю.Г., Иванов В.Д. Комментарий Федерального закона "О противодействии терроризму" / Ю.Г. Байбаков, В.Д. Иванов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 96 с.

15. Белковец Л.П., Белковец В.В. История государства и права России / Л.П. Белковец, В.В. Белковец. - М.: Зерцало, - 2000. - 796 с.

16. Борьба с терроризмом. Нормативные и международно-правовые акты с комментариями. - под ред.В.П. Емельянова. - М.: Мир, 2004. - 520 с.

17. Бурковская В.А., Маркина Е.А., Мельник В.В. Уголовное преследование терроризма / В.А. Бурковская, Е.А. Маркина. - М.: Юрайт, 2008. - 160 с.

18. Варфоломеев А., Грачев С., Колобов А. и др. Терроризм и контртерроризм в современном мире / А. Варфоломеев. - М.: Экслит, 2003. - 480 с.

19. Вахания В.В. Террор и заговоры в России (XIV - XXI вв.) / В.В. Вахания. - М.: Юстицинформ, 2007. - 328 с.

20. Вишняков Я.Д., Бондаренко Г.А., Васин С.Г., Грацианский Е.В. основы противодействия терроризму / Я.Д. Вишняков, Е.В. Грацианский. - Минск: Харвест, 2006. - 448 с.

21. Гейфман А. Революционный террор в России.1894-1917/А. Гейфман. - М.: Крон-Пресс, - 1997. - 341 с.

22. Горбунов Ю.С. Терроризм и правовое регулирование противодействию ему / Ю.С. Горбунов. - М.: Молодая Гвардия, 2008. - 464 с.

23. Дикаев С.У. Террор, терроризм и преступления террористического характера / С.У. Дикаев. - СПб: Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2006. - 464 с.

24. Емельянов В.П. Терроризм и преступления с признаками терроризирования: уголовно-правовое исследование / В.П. Емельянов. - СПб: Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2002. - 320 с.

25. Журавель В. Терроризм, экстремизм, сепаратизм / В. Журавель. - Зеленоград: Макбланш, 2005. - 288 с.

26. Журавель В., Король Н., Полуев А. 2006 г. Противодействие терроризму / В. Журавель, Н. Король, А. Полуев. - М.: Эксмо, 2007. - 252 с.

27. Кокурин А.И., Петров Н.В. Лубянка: Органы ВЧК-ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ-МВД-КГБ. 1917-1991. / А.И. Кокурин, Н.В. Петров. - М., 1997. - 658 с.

28. Королев А.А. Международный терроризм на современном этапе / А.А. Королев // Информационный гуманитарный портал: Знание. Понимание. Умение (http://www.zpu-journal.ru/e-zpu)

29. Кочои С.М. Терроризм и экстремизм / С.М. Кочои. - М.: Эксмо, 2005. - 321 с.

30. Мусаелян М.Ф. Историко-правовое развитие уголовного законодательства об ответственности за терроризм в России в ХХ в. / М.Ф. Мусаелян // История государства и права. - 2009. - N 14. - С.39-41.

31. Мусаелян М.Ф. Историко-правовой анализ уголовного законодательства за терроризм в России (XI - начало ХХ в.) / М.Ф. Мусаелян // История государства и права. - 2009. - N 13. - С.27-30.

32. Ольшанский Д.В. Психология терроризма / Д.В. Ольшанский. - СПб: Питер, 2002. - 288 с.

33. Полежаев А.П., Савелий М.Ф. Терроризм и антитеррористические меры (организация, методы и средства). Вопросы и ответы / А.П. Полежаев. - М.: МВД России, 2003. - 160 с.

34. Солодовников С., Эриашвили Н., Казанцев С. и др. Терроризм и организованная преступность / С. Солодовников. - М.: Юнити-Дана, 2010. - 248 с.

35. Солодовников С.А. Терроризм и организованная преступность / С.А. Солодовников. - М.: Юнити-Дана, 2008. - 176 с.

36. Соснин В.А. Психология современного терроризма / В.А. Соснин. - М.: Форму, 2010. - 160 с.

37. Спектор А.А. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (постатейный) / А.А. Спектор. - М.: Юркомпани, 2010. - 212 с.

38. Терроризм. Правовые аспекты противодействия. Нормативные и международные правовые акты с комментариями / под ред. И.Л. Трунова. - М.: Эксмо, 2006. - 768 с.

39. Требин М.П. Терроризм в XXI в. / М.П. Требин. - М.: Эксмо, 2003. - 816 с.

40. Хлобустов О.М. Из истории борьбы с терроризмом в СССР / О. Хлобустов (http://valday.com)

41. Хлобустов О.М. Терроризм бросает вызов человечеству / О. Хлобустов // "Чекист" (http://www.chekist.ru/article/907)

42. Шулевский Н.Б. Метафизика России и терроризм / Н.Б. Шулевский. - М.: ТЕИС, 2004. - 720 с.



Приложения

 

Рис.1. Количество преступлений в Российской Федерации, квалифицируемых по ст. 205 УК РФ, за период 2000-2009 гг[60].

 


[1] Мусаелян М.Ф. Историко-правовой анализ уголовного законодательства за терроризм в России (XI - начало ХХ в.) / М.Ф. Мусаелян // История государства и права. - 2009. - N 13. - С. 27

[2] Асеев И.А. Организационно-правовые основы борьбы полиции России с политическим терроризмом в начале ХХ в. / И.А. Асеев // История государства и права. - 2010. - N 7. - С. 18

[3] Гейфман А. Революционный террор в России. 1894-1917 / А. Гейфман. - М.: Крон-Пресс, - 1997. - С. 117

[4] Вахания В.В. Террор и заговоры в России (XIV - XXI вв.) / В.В. Вахания. - М.: Юстицинформ, 2007. - С. 218

[5] Гейфман А. Революционный террор в России. 1894-1917 / А. Гейфман. - М.: Крон-Пресс, - 1997. - С. 211

[6] Вахания В.В. Террор и заговоры в России (XIV - XXI вв.) / В.В. Вахания. - М.: Юстицинформ, 2007. - С. 226

[7] Хлобустов О.М. Из истории борьбы с терроризмом в СССР / О. Хлобустов (http: //valday.com)

[8] Кокурин А.И., Петров Н.В. Лубянка: Органы ВЧК-ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ-МВД-КГБ. 1917-1991. / А.И. Кокурин, Н.В. Петров. - М., 1997. - С. 167.

[9] Хлобустов О.М. Из истории борьбы с терроризмом в СССР / О. Хлобустов (http: //valday.com)

[10] Хлобустов О.М. Терроризм бросает вызов человечеству / О. Хлобустов // "Чекист" (http: //www.chekist.ru/article/907)

[11] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13. 06.1996 (по состоянию на 4 октября 2010 года). - М.: Омега-Л, 2010. - С. 96

[12] Федеральный закон "О борьбе с терроризмом" от 25. 07. 98 (base. consultant.ru)

[13] Хлобустов О.М. Терроризм бросает вызов человечеству / О. Хлобустов // "Чекист" (http: //www.chekist.ru/article/907)

[14] Федеральный закон "О противодействии терроризму" от 6. 03.2006 в ред. от 27. 07.2010 (base. consultant.ru)

[15] Конституция РФ. Принята 12. 12. 93. - М.: Издательство "Экзамен", 2004. - С. 13

[16] Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (с изменениями от 27 июля 2006 г., 10 мая, 24 июля 2007 г., 29 апреля 2008 г.) (http: //base. garant.ru/12127578/)

[17] Указ Президента Российской Федерации "О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" от 12. 05.2009 (http: //base. consultant.ru)

[18] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13. 06.1996 (по состоянию на 4 октября 2010 года). - М.: Омега-Л, 2010. - С. 42

[19] там же

[20] там же

[21] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13. 06.1996 (по состоянию на 4 октября 2010 года). - М.: Омега-Л, 2010. - С. 96

[22] Бурковская В.А., Маркина Е.А., Мельник В.В. Уголовное преследование терроризма / В.А. Бурковская, Е.А. Маркина. - М.: Юрайт, 2008. - С. 47

[23] Федеральный закон "О противодействии терроризму" от 6. 03.2006 в ред. от 27. 07.2010 (base. consultant.ru)

[24] Федеральный закон "О противодействии терроризму" от 6. 03.2006 в ред. от 27. 07.2010 (base. consultant.ru)

[25] Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации от 5. 10.2009. (http: //base. consultant.ru/cons/)

[26] там же

[27] Федеральный закон от 07. 08. 01 "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в ред. от 27. 07.2010 (http: //base. consultant.ru/cons)

[28] Борьба с терроризмом. Нормативные и международно-правовые акты с комментариями. - под ред.В.П. Емельянова. - М.: Мир, 2004. - С. 247

[29] Требин М.П. Терроризм в XXI в. / М.П. Требин. - М.: Эксмо, 2003. - С. 314

[30] Полежаев А.П., Савелий М.Ф. Терроризм и антитеррористические меры (организация, методы и средства). Вопросы и ответы / А.П. Полежаев. - М.: МВД России, 2003. - С. 35

[31] Полежаев А.П., Савелий М.Ф. Терроризм и антитеррористические меры (организация, методы и средства). Вопросы и ответы / А.П. Полежаев. - М.: МВД России, 2003. - С. 32

[32] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13. 06.1996 (по состоянию на 4 октября 2010 года). - М.: Омега-Л, 2010. - С. 96

[33] Емельянов В.П. Терроризм и преступления с признаками терроризирования: уголовно-правовое исследование / В.П. Емельянов. - СПб: Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2002. - С. 97

[34] Вишняков Я.Д., Бондаренко Г.А., Васин С.Г., Грацианский Е.В. основы противодействия терроризму / Я.Д. Вишняков, Е.В. Грацианский. - Минск: Харвест, 2006. - С. 211

[35] Терроризм. Правовые аспекты противодействия. Нормативные и международные правовые акты с комментариями / под ред. И.Л. Трунова. - М.: Эксмо, 2006. - С. 226

[36] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13. 06.1996 (по состоянию на 4 октября 2010 года). - М.: Омега-Л, 2010. - С. 97

[37] Хлобустов О.М. Из истории борьбы с терроризмом в СССР / О. Хлобустов ( http: //valday.com)

[38] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13. 06.1996 (по состоянию на 4 октября 2010 года). - М.: Омега-Л, 2010. - С. 117

[39] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13. 06.1996 (по состоянию на 4 октября 2010 года). - М.: Омега-Л, 2010. - С. 15

[40] Требин М.П. Терроризм в XXI в. / М.П. Требин. - М.: Эксмо, 2003. - С. 209

[41] Требин М.П. Терроризм в XXI в. / М.П. Требин. - М.: Эксмо, 2003. - С. 211

[42] Горбунов Ю.С. Терроризм и правовое регулирование противодействию ему / Ю.С. Горбунов. - М.: Молодая Гвардия, 2008. - С. 218

[43] Полежаев А.П., Савелий М.Ф. Терроризм и антитеррористические меры (организация, методы и средства). Вопросы и ответы / А.П. Полежаев. - М.: МВД России, 2003. - С. 97

[44] Требин М.П. Терроризм в XXI в. / М.П. Требин. - М.: Эксмо, 2003. - С. 793

[45] Журавель В., Король Н., Полуев А. 2006 г. Противодействие терроризму / В. Журавель, Н. Король, А. Полуев. - М.: Эксмо, 2007. - С. 207

[46] Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации от 5. 10.2009. (http: //base. consultant.ru/cons/)

[47] Журавель В., Король Н., Полуев А. 2006 г. Противодействие терроризму / В. Журавель, Н. Король, А. Полуев. - М.: Эксмо, 2007. - С. 105

[48] Требин М.П. Терроризм в XXI в. / М.П. Требин. - М.: Эксмо, 2003. - С. 520

[49] Королев А.А. Международный терроризм на современном этапе / А.А. Королев // Информационный гуманитарный портал: Знание. Понимание. Умение (http: //www.zpu-journal.ru/e-zpu)

[50] По данным официального сайта МВД (http: //www.mvd.ru/)

[51] Солодовников С.А. Терроризм и организованная преступность / С.А. Солодовников. - М.: Юнити-Дана, 2008. - С. 41

[52] Указ Президента РФ от 13. 09.2004 №1167 "О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом " (http: //base. consultant.ru/cons)

[53] Хлобустов О.М. Терроризм бросает вызов человечеству / О. Хлобустов // "Чекист" (http: //www.chekist.ru/article/907)

[54] Байбаков Ю.Г., Иванов В.Д. Комментарий Федерального закона "О противодействии терроризму" / Ю.Г. Байбаков, В.Д. Иванов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - С. 74

[55] Журавель В., Король Н., Полуев А. 2006 г. Противодействие терроризму / В. Журавель, Н. Король, А. Полуев. - М.: Эксмо, 2007. - С. 151

[56] Байбаков Ю.Г., Иванов В.Д. Комментарий Федерального закона "О противодействии терроризму" / Ю.Г. Байбаков, В.Д. Иванов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - С. 74

[57] Конституция РФ. Принята 12. 12. 93. - М.: Издательство "Экзамен", 2004. - С. 36

[58] Королев А.А. Международный терроризм на современном этапе / А.А. Королев // Информационный гуманитарный портал: Знание. Понимание. Умение (http: //www.zpu-journal.ru/e-zpu)

[59] Солодовников С.А. Терроризм и организованная преступность / С.А. Солодовников. - М.: Юнити-Дана, 2008. - С. 149

[60] По данным официального сайта МВД РФ (http: //www.mvd.ru/)



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: