История развития борьбы с терроризмом

 

Прежде чем мы приступим к изучению уголовного аспекта такого явления как терроризм, рассмотрим его историческое развитие, что поможет нам понять саму сущность данной проблемы и планомерно подведет нас к пониманию действующего законодательства в отношении терроризма.

Известно, что данный термин появился и получил широкое употребление во Франции в конце XVIII в., что было связано с серьезными политическими преобразованиями в стране. Это означает, что терроризм, как преступное явление неразрывно связано с политическими решениями и всегда имеет под собой политическую подоплеку.

Исходя из этого, можно предположить, что террористические акты имели место ещё в древнейшей истории, поскольку на протяжении существования государственности имеют место и конфликты власти, разрешение которых зачастую осуществляется незаконным путем и с применением физического насилия. Однако по-настоящему о терроризме как о серьезном политическом и социальном явлении, в частности в России, можно говорить, начиная с середины XIX в., когда имело место появление леворадикальных движений, перед которыми стояла задач повлиять на деятельность своих правительств. В России это были народники, функции которых позднее взяли на себя эсеры[1].

В Российской империи основным видом террора были индивидуальные убийства революционерами высокопоставленных чиновников. Нередко при этом страдали сопровождающие их лица и случайные свидетели. Самыми известными террористическими актами того времени можно назвать неоднократные покушения на императора Александра II, в результате которых погибло немало приближенных императору, а 21 марта 1881 года и сам Александр. После ряда покушений ещё при жизни императора была создана Верховная распорядительная комиссия по охранению государственного порядка и общественного спокойствия, которая должна была обеспечивать порядок следующими способами:

с использованием жестких уголовно-политических методов;

государственными методами, направленными на стабилизацию положения в обществе и искоренение антиправительственных взглядов.

После убийства императора выяснять причины, порождавшие политический экстремизм и терроризм, пришлось уже Департаменту полиции МВД империи, который состоял из девяти делопроизводств, причем третье делопроизводство осуществляло политический розыск, а именно - надзор за политическими организациями и партиями, борьба с ними, а также с массовым движением. С 1 января 1898 важнейшие дела 3-го делопроизводства были переданы в Особый отдел, где находились картотека революционных и общественных деятелей России, коллекция фотографий и нелегальных изданий всех политических партий России[2].

Новый подъём революционного терроризма произошёл в начале XX века в условиях политического кризиса, вызванного отказом правительства от осуществления назревших реформ. Как указывает А. Гейфман, одной из главных предпосылок роста террора в этот период стало "сосуществование в Российской империи социально-экономического подъёма и политической отсталости"[3]. Многие представители появлявшихся новых социальных групп не находили себе места в старой социальной структуре, что вызывало у них разочарование и толкало на путь революционной деятельности и террора.

В 1902-1907 гг. террористами в России, большую часть из которых составляли эсеры, было осуществлено около 5,5 тысяч террористических актов, включая убийства министров, депутатов Государственной Думы, жандармов, полицейских и прокурорских работников[4]. Толчком к всплеску терроризма послужили события "Кровавого воскресенья" 9 января 1905 года, когда войска правительства расстреляли направлявшееся к царю с петицией рабочее шествие. Гейфман приводит данные о статистике терроризма в начале XX века. Так, в течение года, начиная с октября 1905 года, в Российской империи было убито и ранено 3611 государственных чиновников. К концу 1907 года это число увеличилось почти до 4500 человек. Вместе с 2180 убитыми и 2530 ранеными частными лицами общее число жертв в 1905 - 1907 годах Гейфман оценивает числом более 9000 человек. По официальной статистике, с января 1908 года по середину мая 1910 года произошло 19957 террористических актов и экспроприаций, в результате которых было убито 732 госчиновника и 3051 частное лица, при этом 1022 госчиновника и 2829 частных лиц были ранены[5].

Новая вспышка терроризма произошла в России после Октябрьской революции 1917 г., а затем в 30-е годы.

После Великой Отечественной войны для борьбы с терроризмом в структуре нового министерства государственной безопасности (МГБ) в 1946 г. был образован специальный отдел "Т" (борьбы с террором).

Все подразделения МГБ, получившие соответствующую информацию, должны были передавать ее в этот отдел, который определял дальнейший ход расследования - принимался за него самостоятельно, или давал по нему указания подразделению, первым получившим исходные данные.

Немалое количество дел и сигналов, а также террористических акций в конце 40-х - начале 50-х годов приходилось на западные районы Украины и Белоруссии, а также республики Прибалтики, где сохранились и продолжали действовать националистические подполья. Поскольку некоторые из указанных "повстанческих групп" имели связи со спецслужбами иностранных государств, в первую очередь Великобритании, работа на этом направлении контрразведывательной деятельности направлялась отделом 2-Н Второго главного управления МГБ СССР.

После образования в марте 1954 г. Комитета государственной безопасности СССР этот отдел стал 2-м отделом 4 управления.

Позже, при реорганизации структуры КГБ в феврале 1960 г. штат и функции этого отдела, как и иных подразделений управления, перешли во 2 Главное управление. Задача борьбы с возможными террористическими проявлениями была поставлена перед всеми подразделениями органов КГБ, но единого учетно-координационного органа по организации противодействия терроризму в центральном аппарате Комитета не стало.

Эти реорганизации свидетельствуют о том, что количество и масштаб проявлений был незначителен, и что это направление оперативной работы органов КГБ отходило на задний план.

Общей установкой в плане противодействия террористическим проявлениям являлась организация работы по недопущению хищения и розыск похищенного оружия и боеприпасов, их незаконного оборота на территории СССР, которая ставилась перед всеми подразделениями органов КГБ.

Одной из первых акций террора после создания КГБ стал расстрел присутствовавших на трибуне на демонстрации в Архангельске 1 мая 1955 г.

Следующей акцией стал обстрел В. Ильиным кортежа автомашин с космонавтами в декабре 1968 г. у Боровицких ворот Кремля[6].

Необходимо отметить, что именно в этот период времени приходится появление и активизация террористической деятельности за рубежом различных террористических организаций (ЭТА в Испании, "Красных бригад" в Италии, "Фракции Красной армии" в ФРГ, КАЯ в Японии и т.д.), призывы и воззвания которых, по оценкам советского руководства, могли негативно сказаться на политических взглядах в нашей стране.

Для обеспечения предупреждения террористических акций 25 июля 1967 г. был создан пятый отдел, на который возлагались следующие задачи[7]:

оказание практической помощи местным органам КГБ по предотвращению массовых антиобщественных проявлений;

розыск авторов анонимных антисоветских документов - листовок, "воззваний", "обращений", инструкций и т.п., - содержащих угрозы или призывы к совершению государственных преступлений, насильственных противоправных действий;

проверка и организация работы по сигналам о вынашивании террористических намерений.

Позднее, в августе 1969 г. на базе "антитеррористического" отделения пятого отдела был образован независимый седьмой отдел, функции которого были определены как "выявление и проверка лиц, вынашивающих намерение применить взрывчатые вещества и взрывные устройства в антисоветских целях"[8].

В его составе имелось отделение по розыску авторов анонимных документов, содержавших угрозы осуществления террористических акций, отделение проведения непосредственного противодействия реализации преступных замыслов, а также контроля за организацией этой работы в территориальных управлениях и отделах органов КГБ.

В седьмом отделе сосредотачивалась вся база данных, поступавших в КГБ по различным каналам относительно террористических намерений и действий. Однако следует отметить, что масштаб его работы значительно уступает тому объему террористической угрозы, который пришелся на Россию, начиная с 1992 г.

Наибольшее количество сигналов о террористических намерениях появилось в преддверии проведения летом 1980 г. в Москве XXII летних олимпийских игр.

Например, накануне Олимпиады УКГБ по г. Москве и Московской области в Подмосковье усилено велся розыск "взрывника", подбрасывавшего взрывные устройства в Клину, Химках и других районах области.

Жертвой этого террориста, более полугода терроризировавшего Подмосковье в канун предстоящей Олимпиады, стал один человек, а еще несколько были ранены[9].

В 80-е годы, в связи с изменением социально-политической и оперативной обстановки в стране и мире количество сигналов и дел с террористической окраской стало возрастать. Именно в этот период стали создаваться объективные предпосылки для проявления массового терроризма во многих точках Советского Союза. В январе 1988 года события в Нагорном Карабахе, провозгласившим выход из состава Азербайджана - Азербайджанской ССР, стали катализатором вспышки кровавого национализма в Баку и Сумгаите, где погибли сотни граждан армянской национальности, тысячи людей вынуждены были покинуть республику. Затем последовали кровавые события на националистической почве в Фергане и Коканде, в Ошской области (Киргизская ССР), военные конфликты правительства Грузии с Юго-Осетинской республикой и республикой Абхазия, Молдавско-Приднепровский конфликт, образование криминального режима в Чечне и развертывание массового террора против местного "некоренного" населения и, как ответная реакция со стороны Федеральных властей - применение вооруженных сил против боевиков и мирного населения республики, в результате чего погибло более 100 тысяч человек[10].

Поворотным моментом в развитии противодействия терроризму можно назвать 1992 г., когда следствие распада Советского Союза в Российской Федерации начались важные и крупные подвижки почти тектонического характера и масштаба. В июне 1992 г. Министерство безопасности Российской Федерации организовало первую межведомственную конференцию по проблемам противодействия терроризму с участием представителей ГРУ и министерства обороны, Генеральной прокуратуры, Главного управления охраны РСФСР и МВД.

Напряженная ситуация в стране, которая обострялась в связи с нестабильностью в ряде пограничных регионов и последствиями войны в Афганистане, стала поводом к всплеску террористических актов.

Летом 1995 г. указом президента РФ на базе УБТ был образован Антитеррористический центр ФСБ России.

Одновременно в 1998-1999 г. в ФСБ существовало Управление конституционной безопасности (УКБ), при очередном реформировании Антитеррористического центра в 1999 г. вошедшее в состав Департамента ФСБ по борьбе с терроризмом (с августа 2000 г. - Департамент по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом - ДЗКСБТ, 2-й Департамент ФСБ).

Уголовная ответственность за совершение террористических актов получила окончательное оформление с принятием Уголовного кодекса в 1996 г. Согласно ст. 205 УК РФ под террористическим актом понимается совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в политических целях, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях[11].

В 1998 году был принят Федеральный закон "О борьбе с терроризмом". Закон впервые в истории России установил правовые и организационные основы борьбы с терроризмом, вопросы координации и порядок взаимодействия органов власти в борьбе с терроризмом, а также права, обязанности и гарантии прав граждан. В частности, на законодательном уровне сформулированы такие бывшие ранее спорными понятия, как террористическая организация, террористическая деятельность, международный терроризм и ряд других[12].

Первые радикальные изменения в антитеррористическое законодательство последовали после теракта на Дубровке. В результате был принят Федеральный закон "О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" о недопущении использования средств массовой информации "для распространения сведений о технологии изготовления оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств"[13].

Очередная волна реформ антитеррористического законодательства началась после теракта в Беслане.30 ноября 2004 года в Государственную Думу на первое чтение был внесен законопроект "О противодействии терроризму". Согласно ст.3 данного закона под терроризмом понимается "идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий"[14].

16 февраля 2006 года Президент подписал Указ "О мерах по противодействию терроризму", согласно которому был создан Национальный антитеррористический комитет, который возглавляет директор ФСБ. Таким образом, был определен ответственный за борьбу с терроризмом - ФСБ.

В настоящий момент основой правовой базы по проблемам противодействия любым формам экстремизма и терроризма является Конституция Российской Федерации, запрещающая пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду, а также создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ст. ст.13, 29) [15].

Федеральный закон "О противодействии терроризму" определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом государственных органов и общественных объединений, а также ответственность организаций за террористическую деятельность.

В Федеральном законе "О противодействии экстремистской деятельности" закрепляются основные положения государственной политики противодействия всем формам экстремистской деятельности, устанавливаются меры ответственности (уголовной, административной и гражданско-правовой) за ее осуществление, а также предусматривается осуществление комплекса профилактических мер по предупреждению действий экстремистского характера. [16]

Также согласно Указу Президента Российской Федерации "О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" особо подчеркивается важность нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма[17].

Помимо этого в некоторых республиках Российской Федерации приняты законы, определяющие правовые основы, формы и методы противодействия политическому и религиозному экстремизму, а также принципы ответственности граждан и организаций за политический и религиозный экстремизм.

Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что сложившаяся в ходе исторического развития система российского законодательства в отношении противодействия терроризму, в целом обладает достаточно полным набором правовых норм, позволяющих эффективно осуществлять борьбу с терроризмом и его профилактику. Тем не менее, имеющийся потенциал мер правового противодействия терроризму не всегда используется в полной мере в силу недостаточной эффективности правоприменительной деятельности, а также в связи с существующими пробелами в законодательном регулировании этого вопроса, что требует дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы с учетом зарубежного опыта законодательного регулирования противодействия терроризму.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: