Особенности школьной дезадаптации у подростков с разным типом личностной направленности

 

Теоретический анализ проблемы психологических особенностей школьной дезадаптации в подростковом возрасте позволил предположить, что возможно выделение различных взаимосвязей, существующих между школьной дезадаптацией и психологическими особенностями в зависимости от направленности личности. С этой целью мы предприняли попытку экспериментально констатировать у школьников с различным уровнем школьной дезадаптации выраженность тех или иных особенностей. Полученные результаты в дальнейшем нами будут использованы для планирования и проведения работы по профилактике школьной дезадаптации.

Первоначальные данные об особенностях школьной дезадаптации у подростков мы получили с помощью метода экспертных оценок классных руководителей и родителей детей. Им предлагалось оценить степень адаптированности ребенка к школе (см. прил.1). Полученные данные представлены в табл.1.

Таблица 1.

Результаты экспертных оценок степени адаптированности подростков к школе (в процентах)

Опрашиваемые

Зоны адаптации

Зона адаптации Зона неполной адаптации Зоны дезадаптации
Классный руководитель 42,4% 24,6% 33%
Родители 52% 20,9% 27,1%

 

50% родителей отметили у своих детей зону адаптации, у классных руководителей этот процент несколько ниже и составляет 42,4%. Классными руководителями отмечается наличие школьной дезадаптации у 33% подростков обследуемых классов. Родители отметили наличие школьной дезадаптации у 27,1% детей. Следует отметить, что при анализе личностных особенностей адаптированных и дезадаптированных подростков в расчет брались лишь те ученики, адаптация/дезадаптация которых была оценена как родителями, так и классными руководителями. Таким образом, в дальнейшем исследовании приняли участие 42,4% подростков из зоны адаптации и 27,1% из зоны дезадаптации. Данные полученные в нашем экспериментальном исследовании о процентном соотношении школьников с различным уровнем адаптации к школе соотносятся с теоретическими данными, в которых процент дезадаптированных школьников колеблется в пределах от 25% до 44%.

Далее для полного представления об особенностях школьной дезадаптации подростков, на основе теоретического анализа данной проблемы, мы использовали серию методик, по результатам которых выявили специфические особенности подростков со школьной дезадаптацией. Нами использовались Ориентационная анкета (предложенная Б. Басом), методика оценки потребности в достижении (Ю.М. Орлова), методика социометрических измерений, тест родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина (в модификации В.Г. Маралова). Для выявления различий между рассматриваемыми группами подростков по выделенным параметрам мы использовали критерий j*-углового преобразования Фишера. Полученные данные представлены в табл.2.

Таблица 2.

Выраженность различий между группами подростков с разным уровнем адаптации к школе по различным параметрам

№ п. п. Изучаемые параметры Подростки со школьной адаптацией Подростки со школьной дезадаптацией Различия по критерию j* углового преобразования Фишера

Тип личностной направленности (Ориентационная анкета)

1 Направленность на себя 24% 43,8% 1,86
2 Направленность на общение 30% 37,5% -
3 Направленность на дело 46% 18,7% 2,64

Мотивация достижения (Оценка потребности мотивации в достижения

4 Низкий 28% 56,25 2,56
5 Средний 72% 43,75 2,56
6 Высокий - -  

Социометрический статус (Социометрия)

7 "Звезды" 20 9,3

3,45

8 "Предпочитаемые" 46 18,8
9 "Принятые" 28 40,6

3,44

10 "Изолированные" 6 31,3

Тип родительского отношения (Тест родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина (в модификации В.Г. Маралова)

11 Оптимальный 36% 12,5% 2,49
12 Тревожно-контролирующий 0 0 -
13 Попустительский 38% 62,5% 2,18
14 Отчужденно-контролирующий 24% 18,8% -
15 Отчужденно-безразличный 2% 0 -
16 Непоследовательный 0 6,2% -

 

Примечание. Жирным шрифтом обозначены статистически значимые различия при при р < 0,01; обычным шрифтом - статистически значимые различия при р < 0,05; курсивом - отсутствие статистически значимых различий.

Данные табл.1 показывают, что у подростков с адаптацией к школе наиболее представлен тип личностной направленности на дело (23 человека - 46%). У этой группы подростков преобладает средний уровень мотивации в достижении (36 человек - 72%). Большинство из них имеют высокий социометрический статус - "Предпочитаемые" (23 человека - 46%).

Дезадаптированным подросткам наиболее свойственен тип личностной направленности на себя (14 человек - 43,75%). Они имеют низкий уровень мотивации в достижении (18 человек - 56,25%) и им наиболее свойственны низкие социометрические статусы - "Принятые" (13 человек - 56,5%) и "Изолированные" (10 человек - 43,4%).

Таким образом, группы значимо различаются по следующим параметрам: по типу личностной направленности на себя (j*=1,86 при p=0,05) и на дело (j*=2,64 при p=0,01); по мотивации в достижении (j*=2,56 при р=0,01); по социометрическим статусам (j*=3,45 при р=0,01); по типам родительского отношения: оптимальному (j*=2,49 при р=0,01), попустительскому (j*=2,18 при р=0,05).

Дальнейшим этапом исследования было проведение корреляционного анализа для составления более полного представления об особенностях школьной дезадаптации у подростков с разным типом личностной направленности.

Для этого полученные по результатам методик данные мы перевели в дихотомическую шкалу, что дало возможность использовать в расчетах дихотомический коэффициент корреляции. Наиболее значимые взаимосвязи отражены в таблице 3.

Таблица 3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: