Подростки дезадаптанты с типом личностной направленности на себя

Школьники 1-го типа (8 мальчиков и 6 девочек), наиболее представленные в нашем эксперименте, обладают типом личностной направленности на себя. У таких подростков преобладают мотивы собственного благополучия. Чаще всего они заняты своими чувствами, переживаниями, эмоциями, проблемами. Потребности окружающих людей они, как правило, игнорируют, и очень часто делают поспешные и необоснованные выводы о людях. Подросткам данного типа свойственен низкий уровень мотивации в достижении, они не проявляют настойчивости в достижении целей, не стремятся к выполнению поставленных перед ними задач.

Они менее благополучны в системе межличностных отношений и менее в неё включены, менее признаваемы сверстниками. Данная группа подростков менее признаваема среди сверстников. Вследствие этого они не накапливают опыт разнообразного общения, лишены возможности самоутверждаться. У таких детей не удовлетворяется базовая потребность в общении, поэтому они ищут возможность удовлетворить ее в неблагополучных асоциальных группах, что, в свою очередь, еще больше будет провоцировать процесс дезадаптации.

Учащиеся данной группы часто пассивны. Они привыкли занимать подчинительное положение, с нежеланием включаться в любые виды деятельности.

Подростки данной группы считают, что у них нет глубоких психологических проблем. Причины большинства своих внутренних противоречий они видят во внешних обстоятельствах и конфликтах.

Несмотря на перечисленные трудности, эти подростки довольны собой и уверены в себе. Им безразлично то, что о них говорят окружающие, но сами тем не менее имеют склонность критиковать других.

Наиболее характерным стилем семейного воспитания для 1-го типа школьников является попустительский. Родители то устанавливают значительную психологическую дистанцию, сопровождающуюся жестким контролем, то при высоком уровне симбиотичности ослабляют контроль. Все это свидетельствует о воспитательной неуверенности родителей и мало способствует развитию личности младшего школьника.

Кристина Д. (13 лет). От трудностей предпочитает уходить, с большим нежеланием включается в деятельность.

В общении со сверстниками девочка не проявляет инициативы, предпочитает молчать, с трудом устанавливает контакты. Предпочитает одиночество.

При выполнении коллективных заданий без желания выполняет поручения лидеров группы. Не может выполнить задание в срок, суетиться, нервничает. Оправдывается и обвиняет других ("У меня не получилось, потому что вы меня отвлекали").

Подростки дезадаптанты с типом личностной направленности на общение

На 2-й тип приходится 37,5 % (в нашем исследовании 8 мальчиков и 4 девочек). Это учащиеся с типом личностной направленности на общение. Поступки таких подростков определяются потребностью в общении, стремлением поддержать хорошие отношения с товарищами по работе, учебе.66,7% учащихся этого типа - мальчики. Они чаще, чем девочки, проявляют импульсивность и несдержанность, могут с желанием включаться в деятельность, но иногда, не поняв до конца, что от них требуется, переключаются на другое занятие или начинают действовать под влиянием ситуативных мотивов.

Подростки данной группы имеют высокие социометрические статусы ("звезды" и "предпочитаемые"). К подросткам из этой категории сверстники испытывают большую симпатию. Они признаны в среде сверстников, более желательны в межличностном общении. У подростков с высоким социометрическим статусом более интенсивны и разнообразны межличностные контакты, они имеют более обогащенную социальную жизнь.

Большая часть подростков данной группы не видят у себя глубоких психологических проблем, которые требуют самопознания. Если какие-то противоречия и возникают, то их причину они видят во внешних обстоятельствах или других людях. Значительная часть этой группы 41,7% занимается самопознанием, но делает это нерегулярно, по настроению, ориентируюсь на мнения друзей и знакомых.

Данная группа подростков живет в согласии с собой, доверяет себе. Обладает умениями выходить из трудных жизненных ситуаций, как личного характера, так и во взаимодействии с окружающими их людьми. Такие дети могут быть источником силы сами для себя, а не за счет других.

При воспитании школьников 2-го типа встречаются попустительский и отчужденно-контролирующий стили семенных взаимоотношений. В 58,3% случаев при воспитании школьников данного типа используется попустительский стиль взаимодействия, когда родители то ослабляют контроль при высоком уровне симбиотичности, то устанавливают значительную психологическую дистанцию, сопровождающуюся жестким контролем. Все это свидетельствует о воспитательной неуверенности родителей и мало способствует развитию личности младшего школьника.

Олег Г. ( 13 лет). Очень активный в любой деятельности мальчик, но из-за частой отвлекаемости, непоследовательности он не может довести начатое дело до конца. Ему характерна бурная двигательная активность.

Проявляемая активность не связана с выполнением учебной деятельности. Учебные знания и навыки находятся на низком уровне. По результатам шкалы оценки потребности в достижении имеет низкие показатели мотивации в достижении. Интерес к выполнению учебных заданий быстро пропадает, особенно если что-то не получается. В итоге не всегда доводит начатое дело до конца и имеет низкие учебные показатели.

Чаще других проявляет инициативу во взаимодействии со сверстниками. Охотно вступает в контакт, чувствует себя свободно, раскованно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: