Правовая основа деятельности дипломатических представительств

 

Существование и развитие государства как субъекта международного права и Международных отношений не может происходить без внешних связей с другими субъектами международного права. Необходимость внешних связей требует организации аппарата осуществления этих связей и регулирования этих связей международным правом.

Формой дипломатической деятельности субъектов международного права являются непосредственные переговоры в разных видах, подготовка и заключение международных договоров и соглашений, дипломатическая переписка, повседневное представительство, участие в международных организациях, освещение позиции правительства в печати, публикация официальной информации, официальное издание международных актов и документов.

Дипломатическая деятельность нуждается в известных нормах права, правилах ее осуществления в отношении других субъектов международного права.

Дипломатическая деятельность определена рамками международного права и регулируется нормами международного права.

С развитием отношений между субъектами международного права могут возникать новые формы дипломатической деятельности, а как ее результат новые нормы, регулирующие эту деятельность. Дипломатия какого–либо государства (в первую очередь государства новой общественно–экономической формации) может способствовать возникновению новых норм, и в целом дипломатическая деятельность, сам процесс образования нормы должны находиться в соответствии с основными принципами международного права, в рамках дипломатического права.

Вопрос регламентации деятельности дипломатических пред­ставителей был решен на Венском конгрессе 1814–1815 гг., ко­торый собрался после разгрома наполеоновской империи. В чис­ле других был принят документ, известный как "Венский регла­мент 1815 г.". В соответствии с этим документом устанавлива­лось деление дипломатических представителей на классы пос­лов и папских легатов (нунциев), посланников (интернунциев) и поверенных в делах. Позднее, на Аахенском конгрессе 1818 г. был принят протокол, которым дополнительно вводился класс министра–резидента, предшествовавший поверенному в делах. Но с течением времени этот класс перестал выделяться.

Венский регламент, принятый представителями России, Австрии, Англии, Испании, Португалии, Пруссии, Франции и Швеции, а также Аахенский протокол, принятый лишь пред­ставителями России, Австрии, Англии, Пруссии и Франции, вошли в международную дипломатическую практику.

В XXI в. на политической карте мира появились новые госу­дарства, изменились формы и методы дипломатической дея­тельности. Все это требовало выработки такого международного соглашения, которое определяло бы и регулировало все стороны дипломатических отношений между государствами. Этим доку­ментом стала Венская конвенция о дипломатических сношени­ях 1961 г., участником которой был и Совет­ский Союз.

Венская конвенция определила функции дипломатических представительств, порядок их аккредитования, перечень предо­ставляемых им дипломатических иммунитетов и привилегий. Согласно Венской конвенции (ст.3), функции дипломатичес­ких представительств состоят в следующем:

- представительство аккредитующего государства в государстве пребывания;

- защита в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых меж­дународным правом;

- ведение переговоров с правительством государства пребывания;

- выяснение всеми законными средствами условий и собы­тий в государстве пребывания и сообщение о них правительству аккредитующего государства;

- поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и развитие их взаи­моотношений в области экономики, культуры и науки [4].

Практика дипломатических отношений выработала опре­деленный порядок назначения глав дипломатичес­ких представительств, который был закреплен Венской кон­цепцией. В соответствии с положениями этого документа пос­лы и посланники в качестве глав представительств аккредиту­ются при главах государств пребывания, а поверенные в делах (постоянные) в том же качестве аккредитуется при министрах иностранных дел.

Перед назначением главы представительства аккредитую­щее государство запрашивает у государства пребывания агре­ман (согласие) на кандидатуру, намеченную на этот пост. При этом сообщаются краткие биографические данные нового гла­вы диппредставительства: имя, год рождения, образование, се­мейное положение, общие сведения о служебной карьере. Зап­рос агремана при смене глав представительств делается обычно в беседе с министром иностранных дел страны пребывания или лицом, его представляющим, отъезжающим главой представи­тельства или временным поверенным в делах этого представи­тельства. Иногда запрос агремана оформляется путем направ­ления вербальной ноты. Ответ на запрос агремана дается обыч­но в течение месяца. Затягивание сроков ответа может быть расценено как отказ в агремане. В случае отказа в агремане го­сударство аккредитования не обязано объяснять его причины, хотя в дипломатической практике имели место случаи сообще­ния мотивов отказа.

Если глава представительства аккредитуется впервые, т.е. вслед за достигнутой договоренностью об установлении дип­ломатических отношений, то запрос агремана может быть сделан в третьей стране через представителя страны аккреди­тования.

Положительный ответ на запрос агремана свидетельствует о том, что лицо, назначаемое на пост главы представительства, является для страны назначения "персоной грата" (желатель­ным лицом). В случае отказа в агремане предлагаемый канди­дат считается "персоной нон грата" (нежелательным лицом).

После получения агремана производится назначение главы дипломатического представительства государственным актом аккредитующего государства, о чем сообщается в печати.

При отъезде к месту назначения глава дипломатического представительства – посол или посланник (но не постоянный поверенный в делах) – получает на руки верительные грамоты, подписанные главой аккредитующего государства. Название "ве­рительные грамоты" в русском значении происходит от слова "верить". Примерно то же значение или близкое к нему имеет этот документ и на других языках. Так, по–английски веритель­ные грамоты обозначаются словом credentials, что переводится также "мандат", "удостоверение личности". Это слово происхо­дит от другого английского слова credence, т.е. вера, доверие. В самом тексте документа имеется поэтому фраза, содержащая просьбу "верить всему тому", что будет говорить посол от имени главы государства и правительства своей страны. [4 с. 78]

Поверенный в делах (постоянный) как глава дипломатическо­го представительства получает соответствующие полномочия от своего министра иностранных дел, адресованные министру инос­транных дел страны назначения.

Процедура вступления в должность главы дип­ломатического представительства в различных странах зависит от существующей практики и установившихся традиций. Венская конвенция 1961 г. предусматривает, что вступление в должность следует считать либо с момента вручения верительных грамот, ли­бо с момента сообщения главой представительства о своем прибы­тии и предоставлении копий верительных грамот министерству иностранных дел государства пребывания или другому министер­ству, в отношении которого имеется договоренность.

В момент прибытия главы дипломатического представи­тельства к месту назначения его обычно встречает лицо, воз­главляющее протокольный отдел внешнеполитического ведом­ства. Он же разъясняет и процедуру вручения верительных грамот, так как она не везде одинакова и зависит от националь­ных обычаев. Например, в Англии в день вручения веритель­ных грамот за послом посылается специальная парадная каре­та. Английским протоколом в качестве парадной одежды посла предусматривается фрак. В других странах за главой диплома­тического представительства посылается специальная автома­шина. Иногда предусматриваются исполнение национальных гимнов и почетный караул.

После процедуры вручения верительных грамот посол счи­тается "вступившим в должность", о чем он, как правило, ин­формирует своих коллег личной нотой.

Глава дипломатического представительства прекращает свои функции в следующих случаях: если он освобождается со своего поста или получает иное назначение; если правительство страны, в которой посол аккредитован, требует его отзыва, считая его "персоной нон грата"; в случае смерти посла; при прерывании или разрыве дипломатических отношений, особенно во время войны; при прекращении существования государства в качестве субъекта международного права (например, при потере им самос­тоятельности, при распадении на ряд других государств) и т.д.

В случае отзыва посла (посланника) глава государства, наз­начивший его, направляет главе государства, при котором он был аккредитован, письмо об отзыве – отзывную грамоту. Этот документ либо вручается послом (посланником) при про­щальном визите главе государства перед отъездом, либо новым послом (посланником) при вручении им своих верительных грамот.

Перед отъездом из страны посол (посланник) наносит про­щальные визиты главе государства и правительства, министру иностранных дел, его заместителям, руководящим работникам МИДа, с кем он имел постоянные контакты, министрам, руко­водящим должностным лицам парламента и другим официаль­ным лицам. Посол (посланник) также наносит прощальные ви­зиты своим коллегам – отдельным послам и дуайену (главе) дипломатического корпуса [4].

Министр иностранных дел или его заместитель дает в честь отъезжающего посла завтрак или обед. Прощальный прием от имени всех послов (посланников) обычно устраивает и глава дипломатического корпуса.

Персонал дипломатического представительства состо­ит из главы дипломатического представительства, дипломати­ческого, административно–технического и обслуживающего персонала.

Возглавляет посольство дипломатический представитель, имеющий класс посла (нунция – представителя Ватикана), а миссию – дипломатический представитель, имеющий класс посланника (интернунция – представителя Ватикана). По­сольство или миссию может возглавлять временный поверен­ный в делах при отсутствии аккредитованного дипломатичес­кого представителя (в связи с отъездом за пределы страны пребывания в отпуск, в командировку, в связи с болезнью и в других случаях до момента вручения главе государства пребы­вания отзывных грамот). Это же правило существует и в случае начала деятельности вновь открытого в данном государстве посольства или миссии до прибытия дипломатического предста­вителя – посла или посланника – и вручения им верительных грамот.

Поверенные в делах (постоянные, в отличие от временных) возглавляют посольства или миссии в тех случаях, когда сто­роны или одна из сторон желают подчеркнуть, что дипломати­ческие отношения между двумя данными странами являются неполными. В настоящее время дипломатическими представи­тельствами большинства государств являются главным обра­зом посольства.

Членами дипломатического персонала считаются лица, имеющие дипломатические ранги. Под эту категорию подпада­ют лица, назначаемые на должность советников–посланников, советников, секретарей и атташе.

Членами административно–технического персонала явля­ются лица, осуществляющие административно–техническое обслуживание представительства: обычно референты, заведу­ющие канцелярией, секретари, машинистки и другие лица.

К членам обслуживающего персонала относятся шоферы, повара, уборщицы, садовники, дворники и т.д., то есть лица, которые выполняют обязанности по обслуживанию представи­тельства.

Кроме перечисленных категорий глава дипломатического представительства имеет право содержать так называемых "частных домашних работников", к которым могут относиться личный секретарь, врач, шофер, уборщица и другие лица.

Членам персонала не требуется получение агремана и им не надо вручать верительные грамоты. Их назначение, в отли­чие от главы дипломатического представительства, произво­дится по упрощенной схеме. О прибытии членов дипперсона­ла (равно как и об отъезде) принято уведомлять министерство иностранных дел страны пребывания вербальной нотой. Но перед этим для них запрашиваются въездные визы, и прини­мающая сторона имеет возможность выразить свое отношение к тому или иному лицу путем выдачи такой визы или отказа в ней. В случае, когда между государствами существует безви­зовый порядок пересечения границы, страна аккредитования так или иначе информирует о назначении сотрудников пред­ставительства.

В отличие от главы дипломатического представительства, который прибывает в страну назначения после своего предшест­венника, другие дипломатические сотрудники прибывают до отъезда лиц, которых заменяют. Такой порядок существует для того, чтобы вновь прибывшие могли обстоятельно познакомить­ся с кругом своих обязанностей, установить деловые контакты с теми людьми, с которыми общались их предшественники. Это­му способствует организуемый в честь прибывшего и отъезжаю­щего сотрудников дипломатический прием, куда приглашают­ся и лица, с которыми вновь прибывшему дипломату придется сотрудничать и поддерживать деловые контакты [25, с. 257].

Структура дипломатического представительства опре­деляется штатными возможностями аккредитующей страны и зависит от степени развитости отношений между нею и госу­дарством пребывания. Однако можно перечислить вопросы, которыми занимаются все посольства, независимо от того, ка­кое государство они представляют. К таковым относятся воп­росы: политические, экономические, консульские, культур­ных связей, средств массовой информации, протокольные. Они входят в компетенцию собственно дипломатического персо­нала посольств.

Почти во всех дипломатических представительствах можно найти консульский отдел (при отсутствии консульства как та­кового он исполняет обязанности консульства внутри посольс­тва, но с несколько меньшими правами). Заведующий отделом, в отличие от генконсулов, консулов и вице–консулов, возглав­ляющих самостоятельные консульские представительства, не получает ни консульского патента от своего государства, ни эк­зекватуры (решение на исполнение консульских обязанностей) от ведомства иностранных дел страны назначения. Он действу­ет не от имени своего правительства (точнее МИДа), а только от имени посольства, выполняя в пределах деятельности послед­него те или иные консульские функции [28, с. 221].

Отдел печати (или информации), который также сущес­твует практически в каждом посольстве, поддерживает посто­янный контакт со средствами массовой информации государ­ства пребывания, получает необходимые данные из печати и посредством регулярных встреч с корреспондентами и редакто­рами газет и журналов. Кроме того, отдел представляет мест­ной печати, телевидению и радио информацию о своей стране и проводимой ею политике.

Систематическим анализом вопросов внутренней и внеш­ней политики государства пребывания обычно занимается группа дипломатических работников, которая чаще всего ра­ботает под руководством советника посольства.

В больших посольствах имеются также отделы экономики, науки и техники, отделы по вопросам культуры и культурных связей. Здесь работают советники и прикомандированные к от­делу дипломатические работники.

Для организации протокольных мероприятий (визиты, при­емы, поддержание контактов с МИДом по протокольным де­лам) выделяются один или два человека. Обычно этим занима­ется один из секретарей посольства, который знает протоколь­ные правила и традиции данной страны, следит за их выполне­нием и организует работу по подготовке различных протоколь­ных мероприятий.

В посольстве существует и административно–хозяйствен­ный отдел. Обычно кто–нибудь из секретарей посольства или один из советников курирует его работу, так как в этой области возникает много проблем, например по заключению договоров на ремонт техники, доставку покупок и т.д.

Примерная структура посольства, обладающего достаточно большим штатом, приведена ниже.

Чрезвычайный и Полномочный Посол – осуществляет об­щее руководство посольством и несет ответственность за его деятельность.

Советник–посланник – в отсутствие Посла обычно выпол­няет функции временного поверенного в делах; он может также осуществлять руководство одной или несколькими группами, например, политическими.

Группа, занимающаяся изучением внешней политики стра­ны пребывания.

Группа, изучающая внутреннее положение в стране пребы­вания (внутриполитическая группа).

Экономическая группа, изучающая экономику страны пре­бывания, ее внешнеэкономические связи, перспективы раз­вития отношений с ней собственной страны. Группа культуры или культурных связей со страной пре­бывания [20, с. 134].

Пресс–группа, возглавляемая пресс–атташе посольства. Консульский отдел посольства.

Группа или сотрудник, занимающиеся вопросами протоко­ла. Нередко эти вопросы поручаются помощнику Посла. Канцелярия посольства и другие члены административ­но–технического персонала. Обслуживающий персонал посольства.

В тех случаях, когда штаты дипломатических представи­тельств невелики, одним и тем же дипломатическим работникам приходится заниматься одновременно различными вопросами.

Правовую основу дипломатической службы в Республике Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 года "О государственной службе в Республике Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 70, 2/953), Указ Президента Республики Беларусь от 15.05.2008 N 276 (ред. от 23.01.2009) "О некоторых вопросах дипломатической службы Республики Беларусь" утверждено "Положение о дипломатической службе Республики Беларусь", иные акты законодательства Республики Беларусь, в том числе Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года, Венская конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года и другие международные договоры Республики Беларусь.

Дипломатическая служба – вид государственной службы, осуществляемой в целях обеспечения внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь, представления и защиты за границей прав и интересов Республики Беларусь, ее граждан и юридических лиц.

Отношения, связанные с поступлением на дипломатическую службу, прохождением, прекращением дипломатической службы, не урегулированные настоящим Положением, регулируются законодательством Республики Беларусь о государственной службе, трудовым, пенсионным и другим законодательством Республики Беларусь.

Систему дипломатической службы Республики Беларусь образуют Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь за рубежом.

Дипломатическим работникам с учетом занимаемых должностей, предусмотренных в перечне должностей, соответствующих дипломатическим рангам, согласно приложению 2, и квалификации присваиваются следующие дипломатические ранги:

- атташе

- третий секретарь

- второй секретарь второго класса

- второй секретарь первого класса

- первый секретарь второго класса

- первый секретарь первого класса

- советник второго класса

- советник первого класса

- Чрезвычайный и Полномочный Посланник второго класса

- Чрезвычайный и Полномочный Посланник первого класса

- Чрезвычайный и Полномочный Посол

Дипломатические ранги Чрезвычайного и Полномочного Посла, Чрезвычайного и Полномочного Посланника первого класса, Чрезвычайного и Полномочного Посланника второго класса присваиваются Президентом Республики Беларусь и являются пожизненными.

Иные дипломатические ранги присваиваются Министром иностранных дел на основании рекомендаций комиссии Министерства иностранных дел по служебной аттестации, присвоению дипломатических рангов и классов служащих государственного аппарата и при выходе дипломатических работников в отставку или на пенсию сохраняются за ними пожизненно.

Выпускники высших учебных заведений не позже чем через два года работы на дипломатических должностях представляются к присвоению дипломатического ранга атташе [20, с. 147].

Для дипломатических работников устанавливаются, как правило, следующие сроки нахождения в дипломатических рангах:

- для атташе, третьего секретаря, второго секретаря второго класса, второго секретаря первого класса, первого секретаря второго класса – не менее двух лет;

- для первого секретаря первого класса, советников второго и первого классов – не менее трех лет.

В эти сроки засчитывается:

- служба в центральном аппарате Министерства иностранных дел;

- служба в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Республики Беларусь за рубежом;

- работа в международных организациях.

Сроки нахождения работников в дипломатических рангах Чрезвычайного и Полномочного Посланника второго класса, Чрезвычайного и Полномочного Посланника первого класса, Чрезвычайного и Полномочного Посла не устанавливаются.

Дипломатические ранги могут присваиваться во внеочередном порядке.

Дипломатические работники получают надбавки к должностным окладам за дипломатические ранги в размерах, определяемых Советом Министров Республики Беларусь.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 09.07.1996 N 247 (ред. от 15.05.2008) "Об утверждении Положения о дипломатических представительствах и консульских учреждениях Республики Беларусь":

Положением определяются основы организации и функционирования дипломатической службы Республики Беларусь (далее – дипломатическая служба), порядок приема на дипломатическую службу, ее прохождения и прекращения, а также правовое положение работников, занимающих дипломатические должности в Министерстве иностранных дел, дипломатических представительствах и консульских учреждениях Республики Беларусь (далее – дипломатические работники) [7].

Дипломатические представительства (посольства, постоянные представительства при международных организациях, миссии) и консульские учреждения являются органами внешних сношений Республики Беларусь, которые представляют Республику Беларусь в государствах пребывания (международных организациях) и выполняют функции в интересах ее внешней политики.

Дипломатические представительства Республики Беларусь осуществляют следующие функции:

- представительство Республики Беларусь в государствах пребывания (международных организациях);

- защита интересов Республики Беларусь и ее граждан в государствах пребывания в пределах, допускаемых международным правом;

- ведение переговоров с правительством и другими органами государств пребывания (органами международных организаций);

- изучение всеми законными средствами политической, экономической, культурной и научной жизни государства пребывания и информирование по данным вопросам Президента Республики Беларусь и высших государственных органов Республики Беларусь;

- участие в разработке предложений и переговорах по заключению между Республикой Беларусь и странами пребывания договоров, наблюдение за выполнением заключенных договоров;

- участие в деятельности международных организаций и их органов;

- укрепление дружественных отношений между Республикой Беларусь и государствами пребывания, развитие и расширение связей в области экономики, торговли, культуры, науки и других сферах;

- содействие министерствам и другим республиканским органам государственного управления, юридическим лицам и гражданам Республики Беларусь в осуществлении связей с зарубежными партнерами и в развитии сотрудничества с соотечественниками за рубежом;

- информирование официальных структур и общественности иностранных государств о Республике Беларусь.

Назначение на должности и освобождение от должностей послов, постоянных представителей при международных организациях осуществляется Президентом Республики Беларусь, посланников, генеральных консулов – Советом Министров Республики Беларусь, поверенных в делах, иных руководителей консульских учреждений, других дипломатических и консульских сотрудников – Министерством иностранных дел.

Таким образом, в заключении второй части исследования мы можем отметить, что дипломатическая служба – вид государственной службы, осуществляемой в целях обеспечения внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь, представления и защиты за границей прав и интересов Республики Беларусь, ее граждан и юридических лиц.

Правовую основу дипломатической службы составляют Конституция Республики Беларусь, настоящее Положение, Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 года "О государственной службе в Республике Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 70, 2/953), иные акты законодательства Республики Беларусь, в том числе Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года, Венская конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года и другие международные договоры Республики Беларусь.

Отношения, связанные с поступлением на дипломатическую службу, прохождением, прекращением дипломатической службы, не урегулированные настоящим Положением, регулируются законодательством Республики Беларусь о государственной службе, трудовым, пенсионным и другим законодательством Республики Беларусь.

Систему дипломатической службы Республики Беларусь образуют Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь за рубежом.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: