Существование и развитие государства как субъекта международного права и Международных отношений не может происходить без внешних связей с другими субъектами международного права. Необходимость внешних связей требует организации аппарата осуществления этих связей и регулирования этих связей международным правом.
Формой дипломатической деятельности субъектов международного права являются непосредственные переговоры в разных видах, подготовка и заключение международных договоров и соглашений, дипломатическая переписка, повседневное представительство, участие в международных организациях, освещение позиции правительства в печати, публикация официальной информации, официальное издание международных актов и документов.
Дипломатическая деятельность нуждается в известных нормах права, правилах ее осуществления в отношении других субъектов международного права.
Дипломатическая деятельность определена рамками международного права и регулируется нормами международного права.
|
|
С развитием отношений между субъектами международного права могут возникать новые формы дипломатической деятельности, а как ее результат новые нормы, регулирующие эту деятельность. Дипломатия какого–либо государства (в первую очередь государства новой общественно–экономической формации) может способствовать возникновению новых норм, и в целом дипломатическая деятельность, сам процесс образования нормы должны находиться в соответствии с основными принципами международного права, в рамках дипломатического права.
Вопрос регламентации деятельности дипломатических представителей был решен на Венском конгрессе 1814–1815 гг., который собрался после разгрома наполеоновской империи. В числе других был принят документ, известный как "Венский регламент 1815 г.". В соответствии с этим документом устанавливалось деление дипломатических представителей на классы послов и папских легатов (нунциев), посланников (интернунциев) и поверенных в делах. Позднее, на Аахенском конгрессе 1818 г. был принят протокол, которым дополнительно вводился класс министра–резидента, предшествовавший поверенному в делах. Но с течением времени этот класс перестал выделяться.
Венский регламент, принятый представителями России, Австрии, Англии, Испании, Португалии, Пруссии, Франции и Швеции, а также Аахенский протокол, принятый лишь представителями России, Австрии, Англии, Пруссии и Франции, вошли в международную дипломатическую практику.
В XXI в. на политической карте мира появились новые государства, изменились формы и методы дипломатической деятельности. Все это требовало выработки такого международного соглашения, которое определяло бы и регулировало все стороны дипломатических отношений между государствами. Этим документом стала Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., участником которой был и Советский Союз.
|
|
Венская конвенция определила функции дипломатических представительств, порядок их аккредитования, перечень предоставляемых им дипломатических иммунитетов и привилегий. Согласно Венской конвенции (ст.3), функции дипломатических представительств состоят в следующем:
- представительство аккредитующего государства в государстве пребывания;
- защита в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом;
- ведение переговоров с правительством государства пребывания;
- выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них правительству аккредитующего государства;
- поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и развитие их взаимоотношений в области экономики, культуры и науки [4].
Практика дипломатических отношений выработала определенный порядок назначения глав дипломатических представительств, который был закреплен Венской концепцией. В соответствии с положениями этого документа послы и посланники в качестве глав представительств аккредитуются при главах государств пребывания, а поверенные в делах (постоянные) в том же качестве аккредитуется при министрах иностранных дел.
Перед назначением главы представительства аккредитующее государство запрашивает у государства пребывания агреман (согласие) на кандидатуру, намеченную на этот пост. При этом сообщаются краткие биографические данные нового главы диппредставительства: имя, год рождения, образование, семейное положение, общие сведения о служебной карьере. Запрос агремана при смене глав представительств делается обычно в беседе с министром иностранных дел страны пребывания или лицом, его представляющим, отъезжающим главой представительства или временным поверенным в делах этого представительства. Иногда запрос агремана оформляется путем направления вербальной ноты. Ответ на запрос агремана дается обычно в течение месяца. Затягивание сроков ответа может быть расценено как отказ в агремане. В случае отказа в агремане государство аккредитования не обязано объяснять его причины, хотя в дипломатической практике имели место случаи сообщения мотивов отказа.
Если глава представительства аккредитуется впервые, т.е. вслед за достигнутой договоренностью об установлении дипломатических отношений, то запрос агремана может быть сделан в третьей стране через представителя страны аккредитования.
Положительный ответ на запрос агремана свидетельствует о том, что лицо, назначаемое на пост главы представительства, является для страны назначения "персоной грата" (желательным лицом). В случае отказа в агремане предлагаемый кандидат считается "персоной нон грата" (нежелательным лицом).
После получения агремана производится назначение главы дипломатического представительства государственным актом аккредитующего государства, о чем сообщается в печати.
При отъезде к месту назначения глава дипломатического представительства – посол или посланник (но не постоянный поверенный в делах) – получает на руки верительные грамоты, подписанные главой аккредитующего государства. Название "верительные грамоты" в русском значении происходит от слова "верить". Примерно то же значение или близкое к нему имеет этот документ и на других языках. Так, по–английски верительные грамоты обозначаются словом credentials, что переводится также "мандат", "удостоверение личности". Это слово происходит от другого английского слова credence, т.е. вера, доверие. В самом тексте документа имеется поэтому фраза, содержащая просьбу "верить всему тому", что будет говорить посол от имени главы государства и правительства своей страны. [4 с. 78]
|
|
Поверенный в делах (постоянный) как глава дипломатического представительства получает соответствующие полномочия от своего министра иностранных дел, адресованные министру иностранных дел страны назначения.
Процедура вступления в должность главы дипломатического представительства в различных странах зависит от существующей практики и установившихся традиций. Венская конвенция 1961 г. предусматривает, что вступление в должность следует считать либо с момента вручения верительных грамот, либо с момента сообщения главой представительства о своем прибытии и предоставлении копий верительных грамот министерству иностранных дел государства пребывания или другому министерству, в отношении которого имеется договоренность.
В момент прибытия главы дипломатического представительства к месту назначения его обычно встречает лицо, возглавляющее протокольный отдел внешнеполитического ведомства. Он же разъясняет и процедуру вручения верительных грамот, так как она не везде одинакова и зависит от национальных обычаев. Например, в Англии в день вручения верительных грамот за послом посылается специальная парадная карета. Английским протоколом в качестве парадной одежды посла предусматривается фрак. В других странах за главой дипломатического представительства посылается специальная автомашина. Иногда предусматриваются исполнение национальных гимнов и почетный караул.
После процедуры вручения верительных грамот посол считается "вступившим в должность", о чем он, как правило, информирует своих коллег личной нотой.
Глава дипломатического представительства прекращает свои функции в следующих случаях: если он освобождается со своего поста или получает иное назначение; если правительство страны, в которой посол аккредитован, требует его отзыва, считая его "персоной нон грата"; в случае смерти посла; при прерывании или разрыве дипломатических отношений, особенно во время войны; при прекращении существования государства в качестве субъекта международного права (например, при потере им самостоятельности, при распадении на ряд других государств) и т.д.
|
|
В случае отзыва посла (посланника) глава государства, назначивший его, направляет главе государства, при котором он был аккредитован, письмо об отзыве – отзывную грамоту. Этот документ либо вручается послом (посланником) при прощальном визите главе государства перед отъездом, либо новым послом (посланником) при вручении им своих верительных грамот.
Перед отъездом из страны посол (посланник) наносит прощальные визиты главе государства и правительства, министру иностранных дел, его заместителям, руководящим работникам МИДа, с кем он имел постоянные контакты, министрам, руководящим должностным лицам парламента и другим официальным лицам. Посол (посланник) также наносит прощальные визиты своим коллегам – отдельным послам и дуайену (главе) дипломатического корпуса [4].
Министр иностранных дел или его заместитель дает в честь отъезжающего посла завтрак или обед. Прощальный прием от имени всех послов (посланников) обычно устраивает и глава дипломатического корпуса.
Персонал дипломатического представительства состоит из главы дипломатического представительства, дипломатического, административно–технического и обслуживающего персонала.
Возглавляет посольство дипломатический представитель, имеющий класс посла (нунция – представителя Ватикана), а миссию – дипломатический представитель, имеющий класс посланника (интернунция – представителя Ватикана). Посольство или миссию может возглавлять временный поверенный в делах при отсутствии аккредитованного дипломатического представителя (в связи с отъездом за пределы страны пребывания в отпуск, в командировку, в связи с болезнью и в других случаях до момента вручения главе государства пребывания отзывных грамот). Это же правило существует и в случае начала деятельности вновь открытого в данном государстве посольства или миссии до прибытия дипломатического представителя – посла или посланника – и вручения им верительных грамот.
Поверенные в делах (постоянные, в отличие от временных) возглавляют посольства или миссии в тех случаях, когда стороны или одна из сторон желают подчеркнуть, что дипломатические отношения между двумя данными странами являются неполными. В настоящее время дипломатическими представительствами большинства государств являются главным образом посольства.
Членами дипломатического персонала считаются лица, имеющие дипломатические ранги. Под эту категорию подпадают лица, назначаемые на должность советников–посланников, советников, секретарей и атташе.
Членами административно–технического персонала являются лица, осуществляющие административно–техническое обслуживание представительства: обычно референты, заведующие канцелярией, секретари, машинистки и другие лица.
К членам обслуживающего персонала относятся шоферы, повара, уборщицы, садовники, дворники и т.д., то есть лица, которые выполняют обязанности по обслуживанию представительства.
Кроме перечисленных категорий глава дипломатического представительства имеет право содержать так называемых "частных домашних работников", к которым могут относиться личный секретарь, врач, шофер, уборщица и другие лица.
Членам персонала не требуется получение агремана и им не надо вручать верительные грамоты. Их назначение, в отличие от главы дипломатического представительства, производится по упрощенной схеме. О прибытии членов дипперсонала (равно как и об отъезде) принято уведомлять министерство иностранных дел страны пребывания вербальной нотой. Но перед этим для них запрашиваются въездные визы, и принимающая сторона имеет возможность выразить свое отношение к тому или иному лицу путем выдачи такой визы или отказа в ней. В случае, когда между государствами существует безвизовый порядок пересечения границы, страна аккредитования так или иначе информирует о назначении сотрудников представительства.
В отличие от главы дипломатического представительства, который прибывает в страну назначения после своего предшественника, другие дипломатические сотрудники прибывают до отъезда лиц, которых заменяют. Такой порядок существует для того, чтобы вновь прибывшие могли обстоятельно познакомиться с кругом своих обязанностей, установить деловые контакты с теми людьми, с которыми общались их предшественники. Этому способствует организуемый в честь прибывшего и отъезжающего сотрудников дипломатический прием, куда приглашаются и лица, с которыми вновь прибывшему дипломату придется сотрудничать и поддерживать деловые контакты [25, с. 257].
Структура дипломатического представительства определяется штатными возможностями аккредитующей страны и зависит от степени развитости отношений между нею и государством пребывания. Однако можно перечислить вопросы, которыми занимаются все посольства, независимо от того, какое государство они представляют. К таковым относятся вопросы: политические, экономические, консульские, культурных связей, средств массовой информации, протокольные. Они входят в компетенцию собственно дипломатического персонала посольств.
Почти во всех дипломатических представительствах можно найти консульский отдел (при отсутствии консульства как такового он исполняет обязанности консульства внутри посольства, но с несколько меньшими правами). Заведующий отделом, в отличие от генконсулов, консулов и вице–консулов, возглавляющих самостоятельные консульские представительства, не получает ни консульского патента от своего государства, ни экзекватуры (решение на исполнение консульских обязанностей) от ведомства иностранных дел страны назначения. Он действует не от имени своего правительства (точнее МИДа), а только от имени посольства, выполняя в пределах деятельности последнего те или иные консульские функции [28, с. 221].
Отдел печати (или информации), который также существует практически в каждом посольстве, поддерживает постоянный контакт со средствами массовой информации государства пребывания, получает необходимые данные из печати и посредством регулярных встреч с корреспондентами и редакторами газет и журналов. Кроме того, отдел представляет местной печати, телевидению и радио информацию о своей стране и проводимой ею политике.
Систематическим анализом вопросов внутренней и внешней политики государства пребывания обычно занимается группа дипломатических работников, которая чаще всего работает под руководством советника посольства.
В больших посольствах имеются также отделы экономики, науки и техники, отделы по вопросам культуры и культурных связей. Здесь работают советники и прикомандированные к отделу дипломатические работники.
Для организации протокольных мероприятий (визиты, приемы, поддержание контактов с МИДом по протокольным делам) выделяются один или два человека. Обычно этим занимается один из секретарей посольства, который знает протокольные правила и традиции данной страны, следит за их выполнением и организует работу по подготовке различных протокольных мероприятий.
В посольстве существует и административно–хозяйственный отдел. Обычно кто–нибудь из секретарей посольства или один из советников курирует его работу, так как в этой области возникает много проблем, например по заключению договоров на ремонт техники, доставку покупок и т.д.
Примерная структура посольства, обладающего достаточно большим штатом, приведена ниже.
Чрезвычайный и Полномочный Посол – осуществляет общее руководство посольством и несет ответственность за его деятельность.
Советник–посланник – в отсутствие Посла обычно выполняет функции временного поверенного в делах; он может также осуществлять руководство одной или несколькими группами, например, политическими.
Группа, занимающаяся изучением внешней политики страны пребывания.
Группа, изучающая внутреннее положение в стране пребывания (внутриполитическая группа).
Экономическая группа, изучающая экономику страны пребывания, ее внешнеэкономические связи, перспективы развития отношений с ней собственной страны. Группа культуры или культурных связей со страной пребывания [20, с. 134].
Пресс–группа, возглавляемая пресс–атташе посольства. Консульский отдел посольства.
Группа или сотрудник, занимающиеся вопросами протокола. Нередко эти вопросы поручаются помощнику Посла. Канцелярия посольства и другие члены административно–технического персонала. Обслуживающий персонал посольства.
В тех случаях, когда штаты дипломатических представительств невелики, одним и тем же дипломатическим работникам приходится заниматься одновременно различными вопросами.
Правовую основу дипломатической службы в Республике Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 года "О государственной службе в Республике Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 70, 2/953), Указ Президента Республики Беларусь от 15.05.2008 N 276 (ред. от 23.01.2009) "О некоторых вопросах дипломатической службы Республики Беларусь" утверждено "Положение о дипломатической службе Республики Беларусь", иные акты законодательства Республики Беларусь, в том числе Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года, Венская конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года и другие международные договоры Республики Беларусь.
Дипломатическая служба – вид государственной службы, осуществляемой в целях обеспечения внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь, представления и защиты за границей прав и интересов Республики Беларусь, ее граждан и юридических лиц.
Отношения, связанные с поступлением на дипломатическую службу, прохождением, прекращением дипломатической службы, не урегулированные настоящим Положением, регулируются законодательством Республики Беларусь о государственной службе, трудовым, пенсионным и другим законодательством Республики Беларусь.
Систему дипломатической службы Республики Беларусь образуют Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь за рубежом.
Дипломатическим работникам с учетом занимаемых должностей, предусмотренных в перечне должностей, соответствующих дипломатическим рангам, согласно приложению 2, и квалификации присваиваются следующие дипломатические ранги:
- атташе
- третий секретарь
- второй секретарь второго класса
- второй секретарь первого класса
- первый секретарь второго класса
- первый секретарь первого класса
- советник второго класса
- советник первого класса
- Чрезвычайный и Полномочный Посланник второго класса
- Чрезвычайный и Полномочный Посланник первого класса
- Чрезвычайный и Полномочный Посол
Дипломатические ранги Чрезвычайного и Полномочного Посла, Чрезвычайного и Полномочного Посланника первого класса, Чрезвычайного и Полномочного Посланника второго класса присваиваются Президентом Республики Беларусь и являются пожизненными.
Иные дипломатические ранги присваиваются Министром иностранных дел на основании рекомендаций комиссии Министерства иностранных дел по служебной аттестации, присвоению дипломатических рангов и классов служащих государственного аппарата и при выходе дипломатических работников в отставку или на пенсию сохраняются за ними пожизненно.
Выпускники высших учебных заведений не позже чем через два года работы на дипломатических должностях представляются к присвоению дипломатического ранга атташе [20, с. 147].
Для дипломатических работников устанавливаются, как правило, следующие сроки нахождения в дипломатических рангах:
- для атташе, третьего секретаря, второго секретаря второго класса, второго секретаря первого класса, первого секретаря второго класса – не менее двух лет;
- для первого секретаря первого класса, советников второго и первого классов – не менее трех лет.
В эти сроки засчитывается:
- служба в центральном аппарате Министерства иностранных дел;
- служба в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Республики Беларусь за рубежом;
- работа в международных организациях.
Сроки нахождения работников в дипломатических рангах Чрезвычайного и Полномочного Посланника второго класса, Чрезвычайного и Полномочного Посланника первого класса, Чрезвычайного и Полномочного Посла не устанавливаются.
Дипломатические ранги могут присваиваться во внеочередном порядке.
Дипломатические работники получают надбавки к должностным окладам за дипломатические ранги в размерах, определяемых Советом Министров Республики Беларусь.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 09.07.1996 N 247 (ред. от 15.05.2008) "Об утверждении Положения о дипломатических представительствах и консульских учреждениях Республики Беларусь":
Положением определяются основы организации и функционирования дипломатической службы Республики Беларусь (далее – дипломатическая служба), порядок приема на дипломатическую службу, ее прохождения и прекращения, а также правовое положение работников, занимающих дипломатические должности в Министерстве иностранных дел, дипломатических представительствах и консульских учреждениях Республики Беларусь (далее – дипломатические работники) [7].
Дипломатические представительства (посольства, постоянные представительства при международных организациях, миссии) и консульские учреждения являются органами внешних сношений Республики Беларусь, которые представляют Республику Беларусь в государствах пребывания (международных организациях) и выполняют функции в интересах ее внешней политики.
Дипломатические представительства Республики Беларусь осуществляют следующие функции:
- представительство Республики Беларусь в государствах пребывания (международных организациях);
- защита интересов Республики Беларусь и ее граждан в государствах пребывания в пределах, допускаемых международным правом;
- ведение переговоров с правительством и другими органами государств пребывания (органами международных организаций);
- изучение всеми законными средствами политической, экономической, культурной и научной жизни государства пребывания и информирование по данным вопросам Президента Республики Беларусь и высших государственных органов Республики Беларусь;
- участие в разработке предложений и переговорах по заключению между Республикой Беларусь и странами пребывания договоров, наблюдение за выполнением заключенных договоров;
- участие в деятельности международных организаций и их органов;
- укрепление дружественных отношений между Республикой Беларусь и государствами пребывания, развитие и расширение связей в области экономики, торговли, культуры, науки и других сферах;
- содействие министерствам и другим республиканским органам государственного управления, юридическим лицам и гражданам Республики Беларусь в осуществлении связей с зарубежными партнерами и в развитии сотрудничества с соотечественниками за рубежом;
- информирование официальных структур и общественности иностранных государств о Республике Беларусь.
Назначение на должности и освобождение от должностей послов, постоянных представителей при международных организациях осуществляется Президентом Республики Беларусь, посланников, генеральных консулов – Советом Министров Республики Беларусь, поверенных в делах, иных руководителей консульских учреждений, других дипломатических и консульских сотрудников – Министерством иностранных дел.
Таким образом, в заключении второй части исследования мы можем отметить, что дипломатическая служба – вид государственной службы, осуществляемой в целях обеспечения внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь, представления и защиты за границей прав и интересов Республики Беларусь, ее граждан и юридических лиц.
Правовую основу дипломатической службы составляют Конституция Республики Беларусь, настоящее Положение, Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 года "О государственной службе в Республике Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 70, 2/953), иные акты законодательства Республики Беларусь, в том числе Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года, Венская конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года и другие международные договоры Республики Беларусь.
Отношения, связанные с поступлением на дипломатическую службу, прохождением, прекращением дипломатической службы, не урегулированные настоящим Положением, регулируются законодательством Республики Беларусь о государственной службе, трудовым, пенсионным и другим законодательством Республики Беларусь.
Систему дипломатической службы Республики Беларусь образуют Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь за рубежом.