Рекомендации военным психологам и офицерам по профилактике и выявлению лиц склонных к суициду

 

Внимательно относитесь к появлению у военнослужащих указанных признаков. Особенно, если они проявляются неоднократно.

Систематический изучайте морально-психологический климат коллектива, индивидуальные особенности военнослужащих.

Не считайте свое участие бесполезным, бессильным. Это не так. Каждый офицер, психолог способен оказать действующую помощь суициденту.

Вступайте в контакт с подчиненными. Спокойно и откровенно выясняйте его состояние, настроение, намерения.

Офицеры несут ответственность за жизнь и безопасность своих подчиненных. Не только физическую безопасность, но и нормальное, здоровое психическое состояние.

Если у вас есть сомнения, просите помощи у специалистов.

Пренебрежение к признакам суицида обесценивает ваше участие и ваши действия по предупреждению суицидальных происшествий.

Помните! Суицидент - травмирующие событие для всего воинского коллектива.

Наиболее эффективное средство предотвращения суицида - человеческое взаимопонимание.

Воспитание такого понимания, сочувствия милосердия у личного состава - важнейшая потребность нашего времени.

 



Заключение

 

В теоретической части нашей дипломной работы мы рассмотрели, что проблемы общества на прямую отражаются на армии, поэтому своевременное выявление и профилактика суицидального поведения актуальны для Вооруженных Сил.

В данном исследований использованы достижения ряда Отечественных и зарубежных исследователей проблем суицида такие как Амбурова А.Г. «Психология самоубийства», Бирюкова В.М. «Психология суицидента», Старшебаума Г.В. «Суицидология и кризисная психотерапия».

Таким образом, практическая значимость проблемы суицида среди военнослужащих срочной службы в войсках, в новых условиях прохождения службы по призыву, ее недостаточная разработанность в военной психологии определили выбор данной темы в качестве дипломной работы.

В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто, что своевременное выявление социально-психологических факторов суицидального поведения способствует проведению профилактической и психотерапевтической работы с суицидентами.

В экспериментально-исследовательской части нашей работы мы использовали методы наблюдения, беседы, анкетирования, психодиагностические тесты. Изучили 82 военнослужащих срочной служы. Из них молодое пополнение призыва «Весна -2006»- 68 человек, 14 военнослужащих раннего призыва.

Так как важную роль при разрешении возникающих трудных жизненных стуации решает насколько человек может адаптироваться к социальной среде, настолько меньшей будет степень возникновения суицидального поведения.

В книге Е.Е. Сапогова «Психология развития человека» пишется, что «Адаптированность личности характиризуется его умением ориентироваться на установленные в данном обществе требования, формироваться в зависимости от принятых здесь ценностных ориентации, гармонично входит в социальные или профессиональные группы».

Поэтому мы решили с молодым пополнением «Весна -2006» проводить психодиагностическую работу на определение личностных адаптивных способностей и выбрали многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» разработанный А.Г. Маклаковым, С.В. Чермяниным. Параллельно провели социологический опрос на адаптивность этих же военнослужащих срочной службы. Всего исследовано 68 военнослужащих. Средний возраст 18,5 лет. По результатом психодиагностики показали высокий уровень адаптивных способностей – 37 человек; средний уровень – 19 человек; низкий уровень – 12 человек;

Далее в экспериментальную группу вошли 12 военнослужащих. у которых низкий уровень личностных адаптивных способностей, проявляющие признаки дезадаптации и требующие дальнейшего определения оценки риска суицидального поведения. С которыми было проведено психодиагностический тест шкала самооценки Спилберга – Ханина. При помощи данного теста мы измерили эмоциальную стабильность, ситуативную, низкую и высокую тревожность. Оказалось, 5 военнослужащих обладают высокой эмоциональной стабильности, как следствие низкой тревожности.

У 3-х военнослужащих показали результаты среднего уровня. У 4-х военнослужащих высокий уровень тревожности.

Затем с 4-мя солдатами проводили тест оценки суицидального риска (карта риска суицида). Нами психологами было изучено биографические данные. И показали следующие результаты: У 1-го солдата слабо выраженный фактор. Наличие суцидального риска не выявлено у 2-х солдат, присутствует фактор суицидального поведения у 1-го солдата. Последнего взяли на динамическое наблюдение психолога и командования части.

Таким образом, анализ проведенного исследования показывает, что солдаты оказавшись в новой социальной среде жизнедеятельности, чувствуют тревожность и характеризуется при этом беспомощностью и неуверенностью в себе.

Далее провели социологический опрос среди солдат завершающих службу. Анализируя результаты, пришли к выводу, что основными регуляторами успешности адаптации к смене цикла семья-армия выступает показатель эмоциональной устойчивости личности, уровень адаптивных способностей, социально-бытовые, психологические факторы которые показали психологические исследования.

Как показывает практика риск суицидальности, как и первые месяцы службы, так и в последние месяцы не исчезают. Поэтому мы пришли к выводу, что профилактическую и диагностическую работу нужно проводить на протяжений всей службы военнослужащих срочной службы.

Важно: предупреждение суицидальных поступков в каждом случае носит индивидуальный характер, требует значительных усилий и не может быть в рамках одной дипломной работы. В этой работе подход к проблеме всех должностных лиц воинской части и субъектов психологической работы в частности.

Таким образом, психологи должны помнить, что своевременное выявление социально-психологических факторов суицидального поведения способствует проведению профилактической и психотерапевтической работы с суицидентами. В дальнейшем мы планируем продолжить научную работу по психокоррекции и кризисной психотерапии суицида в воинской части.


Список литературы:

1. Коваленко А.А., Косынбаев Б.Т. Организация психологической работы по профилактике суицидального поведения военнослужащих (методическое пособие) Астана, 2006.

2. Директива Министра обороны Республики Казахстан от 11 февраля 1997 года № 2 «О мерах по предупреждению суицидальных проявлений в Вооруженных Силах Республики Казахстан».

3. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А.Диагностика суицидального поведения // методические рекомендации. - М., 1980.

4. Бирюков В.М. Психология суицидального поведения. – Алматы., 2003

5. Бойко И.Б. Введение в суицидологию: Пенитенциарный аспект. - Рязань, 1995.

6. Нечипоренко В.В. Нервно-психическая неустойчивость, как фактор суицидального риска. – Л., 1984.

7. Старшенбаум Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия. - М., 2005 г.

8. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Уч. пособие. М., 2001 г.

9. Воинские артикулы Петра I. – М., 1960.

10. Коченов М.М. Введение в судебно-психологическую экспертизу.- М.: 1999

11. Толстой Л.Н. Дневники военных лет. - М.. 1968 г.

12. Бирюков В.М. Методическое рекомендации по организации индивидуально-воспитаельной работы, предупреждению нарушений уставных правил взаимоотношения между военнослужащими си суицидальных проявлений. Алматы, 2000 г.

13. Боенко А.В. Суицидальное поведение военнослужащих и его предупреждение. – М., 1993.

14. Сыромятников И.В., Чайка В.Г. Психология девиантного поведения военнослужащих и его профилактика. – М., 2001.

15. Положение о психологической и социологической службе в Вооруженных Силах Республики Казахстан, утверждено приказом Министра обороны Республики Казахстан от 30 декабря 2002 года № 505 «О создании института психологов и социологов в Вооруженных Силах Республики Казахстан».

16. Методические рекомендаций по организации деятельности внештатного изучения общественного мнения военнослужащих / под. ред. Г.П. Алпысбаева.: А, 2000 г.

17. Тест опросник "Адаптивность" (МЛО-АМ) разработан А.Г. Маклаковым и С.В. Чермяниным.

18. Тест Спилберга-Ханина «Шкала самооценки уровня тревожности».

19. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М., 1999.

20. Слободчиков В.И., Исаев Е.И.Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Уч. пособие для вузов.М., 2000 г.

21. Методическое пособие «Порядок работы при расследовании причин и обстоятельств суицидального пришествия». ДВПР КНШ МО РК, Астана, 2004.

22. Методическое пособие «Система должностных лиц по изучению индивидуальных психологических особенностей военнослужащих Вооруженных Сил Республики Казахстан». ДВСПР МО РК, Астана, 2003.

23 Методика оценки суицидального риска (карта суицидального риска)

24.Алексеев Л.В. Практикум по судебно-психологической экспертизе. – Тюмень, 199 с.;

25. Акопов Г.В. Мельченко Н.И., Ефимова О.И. (ред.) Методы профилактики суицидального поведения.- Самара – Ульяновск, 1998.

26. Амбрумова А.Г. Роль личности в проблеме суицида // Актуальные проблемы суицидологи. - М., 1981. с.35-49

27. Амбрумова А.Г., Постовалова Л.И. Социально-психологические факторы в формировании суицидального поведения // Методические рекомендации. М., 1991.

28. Амбрумова А.Г. Психология самоубийства // мед помощь. 1994 г. № 3 – С. 15-19

29. Алдашева А.А. Стратегия психической адаптации в условиях армии // Физиология человека. 2003 г. т 10-№1, - С. 16-22

30. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992 г.

31. Бердюков Е. Конкретные социальные исследования в Вооруженных Силах РФ // Мысль. 2003 № 16

32. Белянова Е. Мотивация и поведение военнослужащего // Вопросы психологии 2003 г. № 6. – С. 15-21.

33. Бголюбская Н.В. Учебно-воспитательная работа в военных коллективах, (учебное пособие). - М., 2001

34. Вроно Е.. Предотвращение самоубийства. М., 2001

35. Енгалычев В.Ф., Шипшин С.С. Судебно-психологическая экспертиза.

36. Енгалычев В.Ф. Диагностика психического воздействия в процессе судебно – психологической экспертизы // Методы психологии Российского психологического общества. - Ростов-на–Дону, 1997 г. - С. 96-97;

37. Зиновьев С.В. Суицид. Попытка системного анализа. Спб, 2002.

38. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющего поведения). Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М., 2003.

39. Израд К.Э. Психология эмоции. - Спб.1999.

40. Кибрик Н.Д., Кушнарев В.М. Профилактика дезадаптации и суицидального поведения у обучающейся молодежи // Методические рекомендации. М., 1988.

41. Климов Е.А. Психология военнослужащего в период этнических конфликтов. М., 2003.

42. Ковалев В.Н. Воинский коллектив: Социологический очерк. - М., Воениздат, 2000.

43. Ларичев О.И. Наука исскуство принятия решений. М., Наука, 2002.

44. Лапин А.Н. Диалоговый бланк тестов, ориентированный на пользователя-непрограмиста. М. 2002.

45. Мацкевич И., Эминов В. Преступное насилие над военнослужащими. М., 2001.

46.

 
 Магомед-Эминов М.Ш. Психологические исследования. М., 2001.

47. Марушина В.Н. Психологические проблемы личности. Спб, 2001.

48. Методическое руководства. 2-ое изд. Калуга-Обнинск-Москва.1997;

49. Психологическая адаптация. Под ред. Василенко Д.В. Спб, 2002.

50. Розанов П.Г. О самоубийстве. М., 1981.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: