Загрязнение окружающей среды и проблемы ее решения в КНР

 

В результате тысячелетнего интенсивного хозяйственного освоения природные ландшафты Китая в значительной степени изменены человеком. На протяжении веков менялся не только растительный покров, но и в значительной степени рельеф — целенаправленно (террасирование склонов гор и холмов, нивелирование поверхности для возделывания сельскохозяйственных культур и орошения, при сооружении каналов, дорог и водохранилищ) либо в результате процессов, обусловленных хозяйственной деятельностью (возникновение оврагов, просадка грунтов, заболачивание, эрозия почвы и др.).

Условно-коренные ландшафты (16% площади Китая) сохранились в труднодоступных горных массивах, не затронутых хозяйственной деятельностью. Самая сложная экологическая обстановка сложилась в Восточном Китае и Сычуаньской котловине, где проживает 60% населения и расположены крупнейшие города и промышленные центры[59].

В период бурной индустриализации КНР (вторая половина ХХ века) проблемой загрязнения окружающей среды власти практически не занимались. С началом реформ, т. е. с 1978 года, стало меняться и отношение к экологии, однако к реальным действиям правительство перешло лишь в середине 1990-х.

Сейчас под эгидой Государственного управления по защите окружающей среды реализуется более десяти крупномасштабных природоохранных проектов, большая часть которых стартовала в 1995–1998 годах. К ним относятся мониторинг экологической обстановки в бассейне семи основных рек (Ляохэ, Хуанхэ, Хуайхэ, Хайхэ, Янцзы, Чжуцзян и Сунгари), разработка и внедрение мероприятий по очистке сильнозагрязненных водных объектов (озера Тайху, Чаоху, Дяньчи), контроль за загрязнением воздуха в городах, мониторинг и предотвращение распространения кислотных осадков, снижение объемов промышленных и бытовых твердых отходов, борьба с эрозией и некоторые другие.

Главные экологические проблемы, стоящие в настоящие время перед Китаем — это загрязнение окружающей среды, разрушительные природно-антропогенные процессы (ускоренная эрозия, дигрессия пастбищ и пр.), рост числа и масштабов стихийных бедствий. Проблему загрязнения окружающей среды можно условно разделить на три типа: связанную с загрязнением атмосферы, водных объектов и проблему бытовых отходов[60].

При оценке перспектив развития Китая, его роли в мировой экономике и политике важное значение приобретает изучение воздействия экологического фактора на процессы, происходящие в стране и за ее пределами.

Влияние экологических процессов на безопасность оценивается по-разному: традиционно – как непосредственная причина возникновения внутренних и международных конфликтов, и более широко, в контексте взаимосвязи проблем экологии, развития и безопасности. В этом случае во главу угла ставится вопрос о дестабилизирующем воздействии экологического кризиса на социально-экономическое и политическое развитие страны, на обострение внутренних проблем, способных создать угрозу национальной, региональной и глобальной безопасности. Экологическая деградация усиливает и умножает имеющиеся в общественном развитии противоречия, благоприятствуя тем самым возникновению конфликтов на этнической, религиозной, социальной или политической почве[61]. Именно этими соображениями и руководствуются власти Китая, выдвигая экологическую проблему в число приоритетов национальной безопасности.

Сегодня до 60 % энергии Китая производятся на теплоэлектростанциях, которые хотя и обходятся дешево, но особенно вредны для окружающей среды. Правительство Китая на фоне принимаемых государственного масштаба мер по сокращению бедности в стране, очевидно, не готово в ближайшей перспективе отказаться от использования минерального сырья в энергетике. Причем наблюдаемая в стране урбанизация населения ставит вопрос о необходимости строительства новых электростанций[62].

Страна изо дня в день все более нуждается в строительстве новых дорог, зданий и прочей инфраструктуры, это в свою очередь приводит к увеличению объемов производства сталелитейных заводов либо строительству новых. Увеличивается вредное производство по переработке кокса. В стране с каждым днем растет число автовладельцев. В то же время многие предприятия зачастую играют градообразующую роль, являются основными налогоплательщиками в местный и в центральный бюджет. От их деятельности во многом зависит экономическое развитие регионов страны (провинций).

Решение проблемы видится в постановке во главу приоритетов повышение эффективности переработки минерального сырья, внедрения новых технологий, сокращающих выбросы в атмосферу вредных газов, внедрения различных программ по восстановлению природных ландшафтов и предотвращению природных катаклизмов[63].

Если исходить из таких показателей, как увеличение объема инвестирования в экологическую сферу, числа закрытых вредных производств, количества принятых новых законов и программных документов, то власти в Китае действительно проявляют заинтересованность в минимизации экологического риска бурного экономического развития, исходя из однозначного вывода о негативном воздействии деградации окружающей среды на темпы экономического роста и перспективы модернизации страны[64].

Как и в начале 1980-х годов, когда государство приступило к осуществлению рыночных реформ, так и сегодня, когда оно планирует структурные преобразования экономики, интерес к экологической проблематике резко повышается. Новые задачи диктуют и изменения в экологической политике. Планируемое вхождение Китая в группу среднеразвитых стран в 2020 г., при увеличении в 4 раза объема ВВП по сравнению с 2000 г., предполагает отказ от традиционной модели экстенсивного экономического роста.

Нехватка природных ресурсов уже сегодня ставит вопрос об их рациональном использовании, что в свою очередь отвечает интересам интенсификации экономического развития и перехода страны на качественно новую ступень индустриального развития при опоре на новейшие достижения науки и техники. Последнее должно обеспечить Китаю и конкурентные преимущества на мировом рынке[65].

Именно поэтому наряду с ужесточением мер по контролю над загрязнением объектом повышенного интереса государства становятся те направления экологической деятельности, которые обладают к тому же и высокой экономической отдачей - как, например, развитие альтернативных источников энергии, внедрение «зеленых» технологий, повышение ресурсо - и энергоэффективности китайской экономики. Государство наметило в период осуществления XI пятилетнего плана сократить энергопотребление на 20%, использование воды на единицу готовой промышленной продукции - на 30%, а производство сточных отходов на 10%[66]. Переход Китая в 2004 г. на второй европейский стандарт по ограничению выхлопов автомобилей и мотоциклов наряду с расширением производства энергоэффективных моделей призван решить одновременно несколько задач - сократить уровень загрязнения, снизить спрос на топливо и повысить конкурентоспособность китайской автомобильной индустрии[67].

По мнению руководителей страны, Китаю предстоит показать миру новый сценарий индустриализации, основанный на развитии новых технологий, рациональном потребления природных ресурсов, на снижении уровня загрязнения окружающей среды, максимальной реализации преимуществ огромного человеческого потенциала страны. Эти целевые установки и находят отражение в государственной политике, направленной на создание «гармоничного», «устойчивого общества», при соблюдении паритета интересов экономического, социального и экологического развития в соответствии с задачами XI пятилетнего плана[68].

Интерес китайского руководства к проблеме охраны окружающей среды мотивируется не только прагматичными экономическими соображениями, но и политическими. Деградация окружающей среды представляет все большую угрозу для поддержания политической стабильности, поскольку может ослабить экономическую основу существующей политической власти и вызвать рост социальной напряженности. По оценкам экспертов, экономика должна развиваться не менее чем на 7% в год, чтобы гарантировать социальную стабильность в стране. И хотя среднегодовые темпы прироста ВВП в 2004-2005 гг. составляли 9,5%, однако с учетом высокого стоимостного показателя деградации окружающей среды реальные оценки снижаются на 2-3 пункта. Местные чиновники не без основания опасаются того, что если население узнает всю правду об уровне загрязнения окружающей среды, это может спровоцировать социальный взрыв[69].

Бесспорно, осознание властью наличия обратной связи между экологическими, социальными и экономическими процессами развития закладывает основу для преодоления имманентно присущего индустриальному обществу противоречия между интересами охраны окружающей среды и экономического роста и стимулирует проведение более активных мер в сфере охраны окружающей среды на национальном уровне. Поэтому сама постановка в XI пятилетнем плане задачи по повышению эффективности предпринимаемых мер по ресурсосбережению и охране окружающей среды в целях создания экономически стабильного и экологически устойчивого общества отражает корректировку приоритетов развития. Однако переход к экологически ориентированному развитию сопряжен с колоссальными трудностями и, как представляется, займет не одно десятилетие.

Руководство Китая сталкивается с объективными для современного этапа социально-экономического и политического развития страны проблемами в обеспечении экологической безопасности, главными из которых является нехватка финансовых и технических ресурсов при сохраняющейся ориентации на достижение высоких темпов экономического роста. Именно в этом и видит Государственное управление по охране окружающей среды главную причину невыполнения восьми из двадцати поставленных на период 2000-2005 гг. экологических задач. Не удалось обеспечить запланированный ввод новых водоочистных сооружений и уровень сокращения объема потребления угля, выбросов углекислого газа, твердых промышленных отходов, двуокиси серы (объем выбросов загрязнителей вырос на 27% вместо намеченного сокращения на 10% по сравнению с периодом 2000 г.)[70].

Руководители страны вынуждены сейчас открыто признать, что предпринятые ранее попытки остановить процесс деградации окружающей среды не дали ощутимых результатов. Законы о чистоте окружающей среды выполняются слабо. А у Государственного управления по охране окружающей среды, несмотря на присвоенный ему статус министерства и поддержку со стороны премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао, отсутствуют необходимые полномочия для обеспечения экологически безопасного развития, что предполагает изменение подхода к проблеме охраны окружающей среды на местном уровне[71].

Проявляемый центральной властью интерес к экологии, который явно усилился с приходом к руководству страной Ху Цзиньтао, далеко не всегда разделяется местной администрацией. А именно на нее и возложена основная ответственность за решение экологических проблем в соответствии с принципом децентрализации системы экологического управления. Сохраняющаяся приоритетная ориентация местного руководства на краткосрочные экономические интересы в ущерб экологии может свести на нет все усилия правительства страны по обеспечению экологически безопасного развития, несмотря на предпринимаемые усилия по ужесточению государственного экологического контроля.

Инспирированные сверху кампании за чистоту окружающей среды нередко превращаются в пустую формальность, как, например, в случае с закрытием грязных производств, многие из которых вскоре возобновляют свою работу, заручившись поддержкой местных властей. Дело в том, что закрытие, например, угольных шахт, электростанций и поселково-волостных предприятий, которые являются одними из основных источников загрязнения, может привести к росту безработицы и снижению поступлений в местный бюджет. Интерес к охране окружающей среды демонстрируют лишь некоторые богатые районы страны с прочными международными связями.

Конфликт между экономическими и экологическими интересами на провинциальном уровне перерастает в политическую плоскость и угрожает авторитету коммунистической партии и государства в целом. Когда в ноябре 2005 г. произошел взрыв на государственном химическом предприятии, в результате которого в реку Сунгари попали отравляющие вещества, то пассивность местных органов власти, не предпринявших никаких действий в течение четырех дней и скрывших от общественности и руководства страны информацию, могла бы иметь куда более серьезные социально-политические и международные последствии, если бы не вмешательство в это дело лично премьера страны Вэнь Цзябао.

В Государственном управлении по охране окружающей среды Китая признались, что загрязнение реки Сунгари в результате взрывов на химзаводе в городе Цзилинь стало не последним подобным инцидентом с серьезными последствиями. Как стало известно, в сентябре 2008 года специалисты зафиксировали в водах озера Дунтинху концентрацию мышьяка, превышавшую допустимую норму в 10 раз; в ноябре в городе Лучжоу (провинция Сычуань) утечка топлива на электростанции привела к загрязнению реки Янцзы. Доклад Комитета по водному хозяйству в бассейне Янцзы свидетельствует о постоянном ухудшении качества воды крупнейшей реки страны в последнем десятилетии. Только в 2005 году туда попали около 30 млрд. тонн сточных вод, что на 50% больше данных за 1998 год. Как «серьезно загрязненные» квалифицируют экологи 27,5% водной системы Янцзы. Бурную реакцию в обществе вызвал также инцидент с детьми в уезде Хойсянь провинции Ганьсу. В крови более чем 900 детей было выявлено превышение нормы содержания свинца, 62 из них госпитализированы с диагнозом «серьезное отравление»[72].

Неуклонно увеличивающийся объем вредных выбросов сотрудники Госуправления связывают с непомерно высокими темпами роста ВВП: в первом полугодии 2006 года показатели увеличились на 10,9%, выбросы основных загрязняющих веществ, включая продукты химического потребления кислорода и двуокись серы, не только не сократились, а, наоборот, увеличились. Согласно данным за первое полугодие 2006 года, выброс отработанной воды промышленными производствами составил 12 млрд. тонн, увеличившись на 2,4% по сравнению с тем же периодом прошлого года; выброс продуктов химического потребления кислорода возрос на 3,7% и достиг почти 6,9 млн. тонн, двуокиси серы – 4,2% до 12,7 млн. тонн[73].

Правительству Китая удалось выполнить не все пункты 10-го пятилетнего плана развития экономики на 2001–2005 годы, а препятствием для этого стало именно развивающееся загрязнение окружающей среды. Принимая во внимание всю серьезность ситуации, власти пытаются ее исправить, прилагая самые активные усилия. В июле 2008 года вышло решение об учреждении по всей стране 5 центров по надзору над природоохранной деятельностью, призванных усилить контрольную функцию государства в охране окружающей среды. В октябре при Госсовете создана Всекитайская руководящая группа по переписи источников загрязнения. Впервые в истории КНР планируется провести проверку с целью уточнения очагов загрязнения. Эта мера направлена на получение необходимой информации для достижения к 2010 году цели снизить на 10% выбросы вредных веществ. Одновременно Отдел ЦК КПК по организационной работе постановил с 2006 года оценивать успехи местных чиновников и по результатам природоохранной деятельности. Получившие неудовлетворительные оценки будут лишены возможности повышения по службе или перевода на вышестоящую должность[74].

Чтобы не допустить повторения подобной ситуации, государство приняло решение, обязывающее местные органы власти сообщать в центр информацию о крупных авариях в течение четырех часов. Ведется и проверка экологического соответствия нефтехимических производств на территории страны, в результате которой приостановлены или отозваны лицензии на строительство 44 объектов. И это не единичная акция. Подобным же образом Государственное управление по охране окружающей среды поступило и в отношении гидроэнергетических проектов, осуществляемых на реке Янцзы (суммарные инвестиции в которые оцениваются в 14 млрд. долл.), что является прямым подтверждением изменения отношения руководства страны к экологическим проблемам, в решении которых оно намерено использовать общественную поддержку для усиления давления на местную власть. Как показал опрос общественного мнения, число китайцев, высказывающихся за ужесточение мер экологического контроля, растет.

Введение нового индекса «зеленого» ВВП (впервые в мире) призвано повысить заинтересованность местной власти в решении экологических проблем и стать критерием оценки ее деятельности, которая до последнего времени ограничивалась исключительно экономическими показателями. Но в отсутствие финансовой поддержки сверху и эта мера борьбы за экологизацию экономического развития может стать очередной широко разрекламированной кампанией с сомнительными для окружающей среды результатами, но с предполагаемой экономической отдачей - она поможет предотвратить перегрев экономики с сопутствующими негативными экономическими и политическими последствиями.

В контексте осуществления мер по интенсификации экономического развития руководство КНР проявляет особую озабоченность по поводу решения тех экологических проблем, которые могут препятствовать притоку в страну иностранного капитала, квалифицированной рабочей силы, развитию внешней торговли. Как свидетельствует мировой опыт, степень заинтересованности страны в решении экологических проблем повышается с уровнем ее интегрированности в мировую экономику, что опровергает, по мнению экспертов МБРР, ранее распространенную в мире гипотезу о неизбежности превращения Китая, как и других развивающихся стран, в «рай для загрязнителей»[75].

И хотя, безусловно, растущий спрос на мировых рынках на китайскую продукцию стимулирует подъем китайской экономики с сопутствующим увеличением нагрузки на природные системы, однако в то же время участие в ВТО ставит перед китайской промышленностью задачу соответствия международным стандартам и, в частности, требованиям международного сертификата качества систем экологического менеджмента по стандарту ISO-14000, который к 2004 г. был внедрен на 5 тыс. предприятий Китая[76]. И хотя получение этой международной сертификации носит добровольный характер, однако компании готовы пойти на достаточно весомые материальные затраты, будучи заинтересованными в повышении своей конкурентоспособности.

Среди тех, кто более всего озабочен улучшением своего экологического имиджа, - крупнейшие государственные энергетические и металлургические предприятия с обширными международными деловыми связями, которые стремятся упрочить свое положение на мировом рынке. Для этих предприятий экологизация их деятельности - это возможность избежать риска, потери доходов, репутации, доли на рынке. Как заявил один из руководителей ведущей китайской нефтяной компании СИНОПЕК, «те компании, которые игнорируют требования техники безопасности в отношении персонала, а также экологической безопасности, столкнутся с проблемами в налаживании международных связей»[77]. В повышении эффективности экологической деятельности китайских предприятий заинтересован и международный бизнес, который видит в Китае конкурента, обеспечивающего свои конкурентные преимущества за счет снижения экологических издержек. И в данном случае в поддержку бизнеса выступает та часть мировой общественности, которая озабочена распространением на мировых рынках китайских товаров сомнительного экологического качества.

Возможности китайской экономики в целом адаптироваться к возрастающим экологическим требованиям мирового рынка вызывают сомнения, особенно когда речь идет о мелких и средних производствах, которые обслуживают только местный рынок и могут загрязнять окружающую среду годами, не боясь наказания. На многих старых заводах, в том числе и в металлургической промышленности, не осуществляются даже элементарные меры экологической защиты[78]. Треть всех китайских заводов не имеет очистного оборудования вообще, еще одна треть его имеет, но не использует (чтобы снизить производственные издержки). Руководство этих предприятий уверено в том, что местные чиновники, которые являются либо их соинвесторами, либо входят в состав высшего менеджмента, не допустят их закрытия.

Сейчас для Китая проблема не в принятии новых экологических законов, а в их соблюдении. И хотя на бумаге действует жесткое экологическое регулирование, однако на практике оно далеко не всегда применяется. Экологическое беззаконие в КНР - норма поведения. Уйти от исполнения законов можно легко, подкупив чиновников, хотя правонарушения такого рода чреваты тяжкими последствиями. В частности, крайне устаревшая технология, используемая на мелких и средних предприятиях страны, создает повышенный риск для здоровья занятых на них людей. Китай занимает первое место в мире по количеству аварий, связанных с нарушением норм трудовой и экологической безопасности[79].

Экологические успехи в первую очередь демонстрируют крупные города страны - Пекин или Шанхай, имея каждый особый интерес к улучшению своего экологического имиджа. Эти города даже готовы пойти на сокращение объема промышленного производства и пожертвовать рабочими местами для улучшения своего экологического статуса.

Однако проводимые в этих городах меры экологической защиты, предусматривающие структурную перестройку их хозяйственной деятельности, сокращение использования угля в качестве основного энергетического источника, повышение энергоэффективности и техническую модернизацию ряда предприятий, наряду с увеличением инвестиций в экологическую сферу, далеко не всегда доступны для других районов Китая, испытывающих дефицит финансовых средств и технических возможностей и сталкивающихся с проблемой занятости населения. Там по-прежнему чрезвычайно остро стоят проблемы выбросов промышленных предприятий, работающих на крайне устаревшей технологической базе, муниципальных стоков при нехватке очистных сооружений, утилизации бытового мусора и водоснабжения.

Отсутствие современной производственной, а не только экологической, технологии снимает вопрос о способности Китая в течение ближайших лет приостановить процесс разрушения природы. То, что экологическая ситуация будет ухудшаться, сейчас открыто признается руководством страны. По индексу экологической устойчивости (разработан Всемирным экономическим форумом совместно с Центром экологического права и политики Йельского университета), Китай стоит в списке из 146 стран мира на 133 месте[80].

Ситуация усугубляется тем, что расходы на преодоление экологических последствий форсированной экономической модернизации и восстановление разрушенной природной среды превышают возможности КНР, даже несмотря на высокие темпы ее экономического роста. И хотя, по оценкам Государственного управления по охране окружающей среды, государство должно израсходовать с 2006 по 2010 г. на охрану окружающей среды 156 млрд. долл. (1,5% ВВП), однако нет никакой уверенности в том, что эти вложения будут сделаны, учитывая опыт последних лет. На период с 2000 г. по 2005 г. было запланировано инвестировать в охрану окружающей среду 85 млрд. долл. (1,3% ВВП), однако в действительности было потрачено 75 млн. долл., что несопоставимо даже с запланированным расходами на эти нужды из государственного бюджета (11% от общей суммы, т.е. 9,4 млрд. долл.)[81].

Путем строительства очистных сооружений и даже модернизации устаревших тепловых станций можно несколько сократить экологический ущерб и сдержать распространение процесса деградации окружающей среды, но полностью предотвратить его вряд ли удастся. Для этого необходима структурная перестройка всей экономики с ориентацией на преимущественное развитие энерго- и ресурсосберегающих отраслей. Эта задача, поставленная еще в конце 90-х годов, все еще остается нереализованной.

Структурные изменения в экономике осуществляются медленно, однако их акцентирование в новом пятилетнем плане вселяет некоторую надежду на то, что Китаю удастся несколько минимизировать экологические потери своего бурного экономического роста. И проблема в том, насколько успешно будет осуществляться принятый сейчас руководством страны технико-экономический подход к обеспечению экологической безопасности. Спасение с помощью науки и техники - таков лозунг власти, взятый ею сейчас на вооружение и успешно апробированный в Японии.

Однако в отличие от Японии, где импульс к экологической модернизации поступил от общества, в Китае таким стимулятором процесса экологизации экономического развития выступает руководство страны. А как свидетельствует мировой опыт, в развивающихся странах эффективность государственной политики в области охраны окружающей среды определяется экологической зрелостью и образованностью правящей власти, пользующейся монопольным правом принятия решений.

И все же государство, готовое пойти на ужесточение экологического контроля, увеличение инвестиций в экологическую сферу и даже на предоставление политической площадки для экологических дебатов[82], пока не готово (а может быть, и не может) осуществлять более затратные в экономическом плане и политически рискованные меры в интересах обеспечения экологической безопасности - например, повысить плату за воду, за загрязнение и отказаться от субсидий на энергоносители, или же оказать крупную финансовую поддержку местным властям в реализации проектов водоснабжения и утилизации отходов. Государство по-прежнему не готово и к проведению реформ в политике[83]. И может быть поэтому, несмотря на провозглашенную государством установку на «развитие в интересах народа», социальная составляющая экологической политики менее выражена по сравнению с ее экономической составляющей.

Однако наметившаяся в последние годы тенденция на усиление экологизации в процессе принятия решений по управлению страной дает основания рассчитывать на укрепление политической основы экологической безопасности, обеспечение которой зависит и от усилий государства по стимулированию процесса перехода к модели интенсивного экономического роста.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие производства и ведение борьбы с загрязнением — это единство противоположностей. Это требует, чтобы одновременно с развитием производства надлежащим образом велись работы по утилизации отходов. Если, с одной стороны, производить материальные ценности, обеспечивать культурно-бытовые потребности людей, а с другой стороны, не обращать внимания на отходы, допускать, чтобы они продолжали вредить здоровью людей и оказывать негативное влияние на материальное производство, то это приведет к серьезным последствиям. Осуществляя производство, не только необходимо уделять внимание количеству продукции, производимой данной отраслью, но и нужно как следует заняться решением проблемы отходов. Уже сейчас Китай столкнулись с катастрофическими масштабами загрязнения страны. Основные направления развития экологической политики Китая включают борьбу против так называемых «трех зол»: загрязнения атмосферы, загрязнения поверхностных и подземных вод, загрязнения окружающей среды промышленными и бытовыми отходами. Кроме того, актуальны вопросы химического загрязнения почв и шумового загрязнения, сохранения биоразнообразия. Тем не менее китайское правительство осознает, что Китай находится на этапе быстрого развития индустриализации, в стране практикуется экстенсивное хозяйствование и производство, поэтому расточительство ресурсов и загрязнение окружающей среды остаются весьма серьезными.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: