Проблема опустынивания земель, эрозии почв и водный кризис в КНР

 

Опустынивание — это процесс деградации всех природных систем жизнеобеспечения: чтобы выжить, местное население должно или получить помощь со стороны, или уйти в поисках земель, пригодных для жизни.

Вызвано оно совокупным действием природы и человека. Особенно губительно это действие в аридных районах со свойственными им хрупкими, легко разрушающимися экосистемами. Уничтожение скудной растительности из-за чрезмерного выпаса скота, вырубки деревьев и кустарников, распашка земель, малопригодных для земледелия, и другие виды хозяйственной деятельности, нарушающей хрупкое равновесие в природе, многократно усиливают действие ветровой эрозии, иссушение верхних слоёв почвы. Резко нарушается водный баланс, снижается уровень грунтовых вод, колодцы пересыхают. Разрушается структура почв, усиливается их насыщение минеральными солями. Опустынивание и опустошение могут возникнуть в любых климатических условиях как результат разрушения природной системы.

Проблема опустынивания в Китае существует давно, и начиная с 50-х г.г. ХХ века правительством страны предпринимаются усилия по борьбе с опустыниванием. Несмотря на это, с каждым годом площади потерянных земель до настоящего времени постоянно увеличивались. Наибольшие усилия по борьбе с песками были предприняты на протяжении последних двух десятилетий. Опустынивание является одной из самых серьезных экологических проблем Китая. В стране насчитывается 2,62 млн. квадратных километров площади пустыни, это составляет 27% от территории всей страны. В настоящее время, в некоторых районах эта тенденция находится под контролем, однако, опустынивание продвигается вперед достаточно быстрыми темпами.

В последние годы Китай достиг заметных успехов в сфере упорядочения ситуации по предотвращения песчаных бурь. Однако негативные тенденции в этой связи продолжают расти. Непрерывно растет эрозия почв и площадь пустынь. Согласно второму кадастровому подсчету пустынных земель в Китае, состоявшемуся в 1999 году, общая площадь пустынных земель в стране превышает 1 млн. 740 тыс. кв. км, что составляет около 20% от общей площади. Скорость опустынивания составляет 3 тыс. 400 кв. км. в год. В настоящее время 170 млн. китайцев непосредственным образом пострадали от опустынивания. Прямой экономический ущерб от опустынивания превысил 54 млрд. юаней[84].

Проблема опустынивания земель связана с природными факторами, например, засушливым климатом, однако главным виновником специалисты считают хищническое отношение человека к земельным, лесным, водным и другим природным ресурсам. Общие же причины этой проблемы в Китае заключаются в том, что в отдельных районах эту ситуацию упорядочивают, а в общем проблема становится все более насущной. В настоящее время треть китайских пахотных угодий страдает от опустынивания земель.

В наибольшей степени от этой проблемы страдает сельское население, которое сталкивается с неурожаями и сокращением пастбищных земель. Люди, живущие в городах, только начинают осознавать масштабы этого бедствия - а жители сельской местности сталкиваются с ним каждый день.

По оценке Азиатского банка развития, в Китае около 400 миллионов человек испытывают на себе влияние опустынивания - главным образом, сельские жители. Многих из них опустынивание заставляет забрасывать свои фермы и отправляться в города на поиск источников к существованию.

Многочисленные правительственные инициативы привели к появлению проекта, получившего название «Великая зеленая стена». Его целью является восстановление лесов на деградированных землях, приведение этих земель в исходное состояние, и создание заслона пыльным бурям, ежегодно приходящим на восточное побережье страны из засушливых районов запада. Однако, по оценкам специалистов, предпринимаемых усилий недостаточно. Хотя Китай уже является мировым лидером в области лесоразведения (обладая 54 миллионами гектаров рукотворных лесов), увеличение площади пустынь продолжается. По данным правительства, в Китае удалось значительно снизить скорость распространения пустынь, но ситуация все еще остается угрожающей. В дополнение к посадкам леса, в 2008 году в Китае был введен сезонный или круглогодичный, в зависимости от региона, запрет на выпас скота на угрожаемых землях, на общей площади 86,7 миллионов гектаров.

Ежегодно потери почвы в общей сложности составляют 5 млрд. тонн, питательные вещества почвы равняются 40 млн. тоннам стандартных удобрений. Главные причины этого бедствия заключаются в нерациональных методах обработки и нарушении экологического баланса. В горной и холмистой местности Китая насчитывается около 400 млн. му земли, среди которой террасовые поля составляют 100 млн. му, а остальное в разной степени подвержено опустыниванию земель.

На сегодняшний день Государственное управление лесного хозяйства Китая начало осуществлять всекитайскую программу по борьбе с опустыниванием. Согласно плану, к 2010 году опустынивание будет в основном приостановлено; к 2030 году площадь пустынных земель будет ежегодно снижаться; а к 2050 году в районах опустынивания будет создана комплексная экологическая система по борьбе с ним.

Почвенная эрозия — сугубо местное явление — в настоящее время приобрела всеобщий характер. Особенно велика в самых больших и густонаселённых странах. Почвенная эрозия не только уменьшает плодородие и снижает урожайность. В результате почвенной эрозии гораздо быстрее, чем обычно предусматривается в проектах, заиливаются искусственно сооружаемые водные резервуары, сокращаются возможность орошения получения электроэнергии от гидроэлектростанций. Особенно тяжёлая ситуация возникает, когда сносится не только почвенный слой, но и материнская порода, на которой он развивается.

В результате «глубокой» вспашки и нарушения растительного покрова, а также широкого использования химических удобрений проблема эрозии черноземов в северо-восточной части Китая становится все более актуальной и вызывает озабоченность у китайских специалистов.

Равнина Дунбэйпинъюань в провинциях Цзилинь и Хэйлунцзян, известная как крупнейший зернопроизводящий район в Китае, является одной из трех крупнейших черноземных зон в мире. Центральная часть провинции Цзилинь, расположенная в центре равнины Дунбэйпинъюань, является главным районом по производству кукурузы и сои в северном Китае, а также важной государственной базой по производству товарного зерна и скотоводству. В центральной части провинции Цзилинь площадь чернозема составляет приблизительно 100 тыс. квадратных километров[85].

Согласно статистическим данным соответствующих ведомств, в последние годы площадь подвергающегося эрозии чернозема составила 44,7 тыс. квадратных километров или 37,9 процента от общей площади чернозема. Эрозия чернозема привела к снижению плодородия почвы и ухудшению экологической среды. В связи с этим местные специалисты предложили немедленно разработать политические меры и законоположения по защите чернозема наряду с ужесточением борьбы с эрозией почвы и посадки природоохранного леса.

Другой глобальной проблемой обещает стать нехватка водных ресурсов, в том числе и в самом Китае. По данным экологов, в КНР уже сложилась такая ситуация, когда почти вся территория вокруг Пекина испещрена скважинами глубиной до 1000 м. Эти отчаянные попытки обеспечить потребности сельского хозяйства в водных ресурсах могут обернуться в буквальном смысле катастрофой для грядущих поколений, и если потребление воды в ближайшие годы не будет сбалансировано, Китаю может угрожать водный кризис.

Уже сейчас его проявления испытывают на себе особенно остро северные районы страны, где от нехватки воды страдают все без исключения промышленные предприятия. Процесс индустриализации в Китае развивается сложнее по сравнению с Японией или Южной Кореей, где воды было в достатке. Экономические затраты, связанные с нехваткой водных ресурсов, дополняются потерями, вызванными повышением уровня их загрязнения. Загрязнено 70% водных ресурсов КНР, при этом вода из 52 рек, протекающих через городские поселения, не может быть использована даже для орошения[86]. По оценкам МБРР, улучшение качества воды помогло бы снизить на 50% число случаев заболевания тифом и сократить распространение гепатита А[87].

По объему возобновляемых гидроресурсов Китай сегодня занимает пятое место в мире, однако при этом население большинства районов страдает от острейшей нехватки воды. Причины крайне неравномерное распределении осадков по территории страны, сочетании частых наводнений с засухами и плохой водной экологии[88]. На сегодняшний день из 32 китайских мегаполисов 30 испытывают проблемы с водоснабжением, а к 2010 году китайские эксперты прогнозируют первый серьезный «водяной» кризис. Ожидается, что к 2030 году Китай превратится в импортера питьевой воды и будет ввозить около 240 млрд. куб. м ежегодно[89].

Сельскохозяйственные затраты являются самыми значительными в общем объеме потребления воды. Однако, если еще двадцать лет назад на нужды сельского хозяйства расходовалось 82% гидроресурсов, то в настоящее время, по данным Всемирного банка, только 66%. Это было вызвано быстрыми темпами развития промышленности, на которую сейчас приходится около четверти водопотребления в КНР. Вместе с тем расширяются посевы культур, требующих обильного орошения (рис, пшеница, кукуруза), что привело к стремительному истощению гидроресурсов в некоторых северных районах страны, где создано больше всего ирригационных систем. В результате на юге некоторые реки мелеют настолько сильно, что вода уже не доходит до моря. Более того, истощаются подземные источники воды, образуются пустоты, оседает земля. В засушливых приморских районах под землей все чаще встречается соленая вода. Нередко для ирригационных систем приходится качать воду с 400-метровой глубины[90].

Что касается личных нужд, горожане сейчас потребляют 3,8% запасов воды, тогда как на долю жителей деревень (а это основная масса населения) приходится 6,8%, но этот показатель непрерывно растет, по мере того, как правительство расширяет программу строительства водопроводов в деревнях. Нехватка воды ощущается как в засушливых западных провинциях, так и в обеспеченных водой, но густонаселенных городах Восточного Китая.

Особенности географии КНР таковы, что осадки распределяются крайне неравномерно. Примерно 50% всей возделываемой в Китае земли расположено в засушливых районах, тогда как земли, расположенные в бассейнах великих рек - Янцзы и Хуанхэ - страдают от разрушительных наводнений. Янцзы и Хуанхэ в сочетании с рекой Сицзян (Чжуцзян) дают 50% от всего объема годового речного стока страны (2600 млрд. куб. м), причем на долю одной только Янцзы приходится 37% (976 млрд. куб. м). Эта река в своем среднем и нижнем течении имеет чрезвычайно маленький уклон (всего 0,02 - 0,008°) и широкую долину, поэтому бурное таяние снегов у истоков Янцзы, в горах Тибета, может привести к подъему воды в низовьях на целых 17 м. В среднем наводнения на Янцзы происходят раз в десять лет[91].

В то же время все реки внутреннего стока КНР (в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, провинциях Ганьсу, Цинхай, Тибетском автономном районе) вместе с водой тающих ледников и подземными водами в состоянии дать не более 5% годового стока. На Западе большие территории занимают пустыни Гоби (372 тыс. кв. км) и Такла-Макан (327 тыс. кв. км), совокупная площадь которых намного превышает площадь Украины. Количество годовых атмосферных осадков в городах СУАР колеблется от 295 мм в Урумчи до 21 мм в городе Турфан. Естественно, что земледелие здесь невозможно без искусственного орошения, причем необходимо большое количество питьевой воды для населения и скота, а также технической воды для развития нефтегазодобычи.

При этом для сельскохозяйственных угодий Западного Китая характерны большие масштабы засоления почв даже в оазисах, опустынивание. Большая часть воды, используемая для орошения, теряется впустую. В связи с этим Министерство сельского хозяйства КНР в 1999 году начало реализацию специальной программы по сбережению воды для засушливых районов. В частности, особое внимание уделяется образовательным программам: крестьян призывают использовать пластиковые трубы, строить оросительные каналы с бетонным дном, чтобы избежать потерь воды от просачивания, использовать водосберегающие дождевальные установки. Однако в самых засушливых северо-восточных районах крестьяне самостоятельно, практически без всякой помощи государства и образовательных программ, стали создавать системы хранения дождевой воды, используя для этого подземные цистерны.

Программа предусматривает также создание новых видов культур с большой урожайностью и низкой потребностью в воде, внедрение новых влагосберегающих методов обработки почвы, создание террасированных полей, чтобы контролировать сток талых и дождевых осадков. При этом правительство компенсирует часть трат на приобретение гидротехнического оборудования. Кроме того, по всей вероятности, по мере того, как программы водосбережения будут внедряться шире, изменится сама структура сельского хозяйства КНР: уже сейчас крестьян побуждают переключиться на выращивание более прибыльных фруктов и овощей, отказавшись от относительно дешевых зерновых. Шире будут возделываться сорго и хлопчатник вместо требующих гораздо больше воды кукурузы и риса. В северных районах Китая уже отказываются от практики получения двух урожаев в год. Сейчас в районе Пекина в течение одного сезона крестьяне выращивают озимую пшеницу, затем кукурузу, но из-за нехватки воды вскоре им придется выбирать только одну культуру. Изменение структуры сельского хозяйства Китая коснется и его внешней торговли. Предполагается, что может увеличиться экспорт овощей и фруктов, но при этом придется импортировать пшеницу, кукурузу и сою[92].

Однако тенденция к обострению экологических противоречий на современном этапе развития Китая сохраняется, чему способствуют следующие моменты. Конкурентоспособность страны в глобальной экономике в значительной мере обеспечивается за счет минимизации вложений в экологическую и социальную сферу в рамках осуществления модели экстенсивного экономического роста. Связанный с этим иррациональный характер использования природных ресурсов (с сопутствующим увеличением производства отходов) усугубляется нарастанием нагрузки на природные системы со стороны растущей численности населения[93]. Именно это обстоятельство и обуславливает выход экологических проблем Китая за рамки национальных границ.

Западными экспертами рассматривается и возможность перерастания экологических протестов в общедемократическое движение. В экстремальных условиях, например, при резком обострении водной проблемы, социальное недовольство в обществе может проявиться в форме его массовой политической мобилизации с угрозой ослабления власти КПК в стране[94].

Существуют серьезные основания для таких прогнозов, если учесть, что в условиях роста соперничества за воду между городом и деревней интересы последней ущемляются. В ситуации крайне высокого перерасхода воды и уже существующего ее дефицита в 40 млрд. куб. м. значительная часть сельских жителей вынуждена ограничивать ее потребление. Последствием форсированной индустриализации стало и резкое ухудшение качества воды (Китай лидирует в мире по объему сбросов сточных вод, однако очищается менее половины этого объема), в результате чего 300 млн. крестьян вынуждены пить грязную воду.

В целом, по данным Министерства водного хозяйства КНР, в 2003 году на решение проблемы нехватки питьевой воды в сельских местностях, комплектацию оросительных систем и реконструкцию водосберегающих объектов выделено 4,8 млрд. юаней государственного займа. Эта мера позволила решить проблему водоснабжения 15 миллионов сельских жителей центрального и западного Китая.

Реализация проекта водоснабжения началась в 2000 году и в настоящее время на эти цели израсходовано 24,3 млрд. юней. Планируется к 2010 году обеспечить 60% сельских населенных пунктов водопроводной сетью водоснабжения и полностью завершить проект в 2020 году[95].

Однако существуют большие трудности в плане обеспечения населения водой в Поднебесной. В Китае началась пропаганда экономичного и бережного отношения к водным ресурсам. По официальным данным, недостаток воды в китайских городах составляет 6 млрд. кубометров. На этом фоне китайские власти проявляют обеспокоенность расточительным отношением к воде. В ответ на легкомысленное отношение населения к этому вопросу власти подняли тарифы за пользование водой и запретили бесконтрольное строительство объектов, потребляющих воду в избыточном количестве. К ним отнесены плавательные бассейны, бани, автомойки.

В настоящее время на душу населения в КНР в среднем приходится 2140 кубометров водных ресурсов, это составляет четверть мирового уровня. В некоторых северных и западных районах страны, то есть в двух третьих из более 600 городов Китая уже сейчас наблюдается серьезная нехватка воды. На фоне ожидающегося к середине века роста населения КНР до 1,6 млрд. человек объем водных ресурсов в среднем на душу населения страны уменьшится до 1700 кубометров - общепризнанной международной нормы водного дефицита[96].

Государственные чиновники высказывают предположение, что несбалансированность снабжения и потребления водных ресурсов в Китае обусловлена слабым менеджментом, и для достижения баланса водоснабжения необходимо ввести рациональную научную систему использования водных ресурсов. Более того, подчеркивается необходимость воспитания в людях осознания важности экономии воды[97].

Начиная со времени образования КНР в 1949 г. водными (точнее, пресноводными) ресурсами Китая ведали то Министерство гидромелиорации, то Министерство гидромелиорации и энергетики, структура которых многократно менялась. К числу основных задач этих министерств относились осуществление единого управления водными ресурсами, наблюдения за речными руслами, озёрами и водохранилищами страны, берегоукрепительные работы, организация работ по борьбе с наводнениями, засухами и эрозией почв, а также гидромелиоративное строительство. В целом, управление водными ресурсами в стране было разобщено и, например, вопросы водообеспечения городов относились к компетенции градостроительных ведомств (Яо ХУАЦЗЮНЬ, 2002). В настоящее время данными вопросами ведает Министерство водных ресурсов. В Китае хорошо понимают важность проблемы обеспечения водой и для её решения предпринимают серьёзные усилия. В ближайшее время намечено проведение тщательного обследования всех водных ресурсов страны. Ранее такие обследования выполнялись в 1940-х, 1950-х и 1997-1998 гг. Предстоящее обследование рассчитано на три года и обещает стать наиболее всеобъемлющим и достоверным.

28 февраля 2008 года Постоянный комитет Всекитайского Собрания народных представителей завершил работу по внесению поправок в закон о предотвращении загрязнения водных ресурсов. Доработанный вариант закона предусматривает ужесточение наказания за противозаконные действия, возлагает на местные правительства большую ответственность за работу по охране экологии. Общественность полагает, что новый закон в полной мере отражает решимость китайского правительства в деле по защите водных ресурсов[98].

В настоящее время многие страны мира столкнулись с проблемой ухудшения состояния водных ресурсов. В середине 80-х годов прошлого века в Китае выступил в силу закон о предотвращении загрязнения водных ресурсов. Внесение поправок в закон проходит второй раз за 24 года с момента вступления закона в силу. Главная цель – как можно лучше защитить водные ресурсы страны.

Самой большой особенностью новых поправок к закону является ужесточение наказания за противозаконные действия, негативно влияющие на состояние окружающей среды. Еще в августе прошлого года глава Государственного управления КНР по делам защиты окружающей среды Чжоу Шэнсянь сказал: «Для ужесточения наказания за совершение противоправных действий новый закон предусматривает комплексное использование различных административных методов наказания»[99].

В обновленном законе о предотвращении загрязнения водных ресурсов содержится 88 статей. Среди них полностью пересмотрели статью о мерах наказания за нарушение данного закона.

Чтобы избежать ситуации, когда в «верхнем течении реки загрязняют воду, а в нижнем течении должны нести за это ответственность» в новом законе о предотвращении загрязнения водных источников говорится, что будет осуществляться полный контроль за общим уровнем загрязняющих веществ.

Комментируя эту поправку к закону, глава Государственного управления КНР по делам защиты окружающей среды Чжоу Шэнсянь сказал: «Для предотвращения загрязнения водных ресурсов необходимо осуществлять единую программу охраны бассейнов рек. В обновленном законе предусматривается процедура разработки и ратификации программ по предотвращению загрязнения воды в бассейнах рек»[100].

Кроме того, закон предусматривает обязательное лицензирование предприятий, сильно загрязняющих реки. Это позволит максимально сократить уровень загрязнения источников воды.

Внесение поправок в закон о предотвращении загрязнения водных ресурсов приковало большое внимание различных кругов общественности. С учетом опросов общественного мнения были доработаны некоторые пункты закона. Следует отметить, что из инцидента с загрязнением реки Сунгари был извлечен урок, и новый закон предусматривает экстренное реагирование в случае непредвиденного загрязнения водных ресурсов.

23 марта 2009 года Министр водного хозяйства Китая Чэнь Лэй, который в Стамбуле принял участие в пятом Всемирном водном форуме, указал на необходимость международного сотрудничества для решения проблемы использования водных ресурсов.

На форуме Чэнь Лэй изложил позицию китайского правительства относительно предотвращения крупных стихийных бедствий, усиления управления водными ресурсами, обеспечения безопасности питьевой воды и продовольственной безопасности, а также принятия адекватных мер в ответ на изменения глобального климата.

По его словам, этот форум продемонстрировал горячее желание стран мира совместно преодолеть кризис нехватки водных ресурсов. Внимание участников форума было приковано к таким проблемам, как последствия изменения глобального климата и меры борьбы с климатическими изменениями, безопасность питьевой воды и продуктов питания, строительство соответствующей инфраструктуры в сфере здравоохранения и водохранилищ, усиление комплексного управления водными ресурсами и механизм аккумуляции финансовых средств для строительства ирригационных объектов[101].

Таким образом, можно сделать вывод, что Китай является страной, которая относительно бедна водными ресурсами и где часто происходят наводнения. К тому же в Китае помимо проблемы водного обеспечения, существуют не менее серьезные проблемы опустынивания и эрозии почв Китайское правительство придает большое значение строительству водохозяйственной инфраструктуры, предпринимая эффективные меры по значительному увеличению инвестиций в строительство гидросооружений и добиваясь заметных успехов в области обеспечения безопасности в ходе борьбы с наводнениями, обеспечения безопасности водоснабжения, безопасности продовольствия и экологической безопасности. Принимает все возможные меры по предотвращению опустынивания земель и эрозии почв. Создаются различные организации, призванные решать данные вопросы.

Борьба Китая с эрозией почвы продвигается стабильно, строительство общества, экономящего водные ресурсы и предупреждающего загрязнения, непрерывно углубляется. В последние 30 лет среднегодовой прирост объема потребления воды в Китае составляет 1%, что в значительной степени обеспечивает высокий экономический рост, составляющий примерно 10 %.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что Китай находится на том экологически опасном этапе своего развития при переходе от низкого уровня развития к среднему, на котором, согласно теоретическим расчетам и накопленным эмпирическим данным по многим странам мира, происходит неизбежное ухудшение экологической ситуации. Это создает особые трудности для государства в обеспечении экологической безопасности, особенно учитывая масштаб стоящих перед ним проблем.

КНР всесторонне претворяет в жизнь научную концепцию развития, активно осуществляет курс борьбы с наводнениями, характеризующийся поступательным развитием, всемерно развивает водное хозяйство, касающееся благосостояния населения, и ускоряет темпы гидротехнического строительства. Также осуществляется строгая система управления водными ресурсами и углубляются преобразования механизмов водного хозяйства. Большое внимание уделяется проблемам, связанным с деградацией земель. Осуществляются различные меры по преодолению этих проблем.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: