Анализ функционирования внебиржевого рынка ценных бумаг в Республике Беларусь

 

 

Рынок ценных бумаг Беларуси начал формироваться еще до превращения республики в независимое государство – после того как Совет Министров CCCP 19 июля 1990 г. принял Положение "O ценных бумагах". В соответствии с Положением в республике началось образование акционерных обществ на базе предприятий союзных министерств. К середине 1991 г. в Беларуси было акционировано около десятка предприятий. Акции предприятий продавались только их работникам и в ограниченных количествах. Свободная торговля акциями была запрещена.

1 июня 1992г вступает в действие Закон Республики Беларусь "O ценных бумагах и фондовых биржах", а в конце года был принят Закон "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью". В соответствии с Законом "О ценных бумагах…" был создан и государственный регулятор рынка ценных бумаг - Государственная инспекция Республики Беларусь по ценным бумагам.

Еще в августе 1991г. началась подписка на акции АO "Белорусская фондовая биржа", а первые торги на ней состоялись 28 января 1992 года. Она являлась единственной площадкой по торговле ценными бумагами. В 1992 г. в Беларуси появились и первые профессиональные участники рынка. Сначала они работали без лицензий, поскольку их выдача началась только в 1993 г. Число компаний - профучастников росло быстрыми темпами: в 1994 г. их количество достигло 174, что в 3,5 раза превышало показатель 1993 г.

Наиболее интенсивно процесс возникновения профессиональных участников рынка ценных бумаг шел в 1994-1995 гг., когда с началом проведения программ массовой приватизации на фондовом рынке республики наблюдался настоящий бум.

Однако с 1996 г. из-за замедления приватизации происходит сворачивание деятельности профучастников. Если в 1995 г. юридическим лицам было выдано 160 лицензии, то в 1996 г. - лишь 35. С этого времени происходит снижение общего числа профессиональных участников рынка ценных бумаг. Если к 1996 г. в было зарегистрировано 293 профучастника, то по итогам 2000 года в республике действовало только 142 профучастника, а в реестре действующих профессиональных участников рынка ценных бумаг по состоянию на 31 мая 2001 года значится только 119 организаций [ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ЦЕННЫМ БУМАГАМ Республики Беларусь].

В октябре 1997 г. была принята Концепция развития рынка ценных бумаг Республики Беларусь. В ней звучала идея создания монобиржевой системы, концентрации сделок с акциями на бирже, двухуровневой депозитарной системы, в которой все депозитарии объединены вокруг центрального. По мнению большинства белорусских специалистов такая модель в наибольшей мере подходит для Республики Беларусь в силу небольших размеров страны.

Важным шагом в реализации концепции стал Указ Президента от 20.07.1998 г. "О совершенствовании системы государственного регулирования рынка ценных бумаг". Согласно Указу, органом государственного управления рынком ценных бумаг стал Государственный комитет по ценным бумагам, ЗАО "Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг" преобразовывалось в государственное предприятие, а Белорусская фондовая биржа реорганизовывалась путем присоединения к ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" (БВФБ).

Учредителями новой биржи выступили Национальный банк Республики Беларусь и Мингосимущество. В течение 1999 г. новая биржа практически полностью подготовилась к торговле акциями. Была создана секция фондового рынка, в 2000 г. начала работать информационная система БЕКАC (Белорусская котировочная автоматизированная система), а с 1 декабря 2000 года на бирже начали регистрироваться все сделки, совершаемые с корпоративными ценными бумагами.

Ценные бумаги являются гибким инструментом инвестирования свободных денежных средств юридических и физических лиц, а также эффективным способом мобилизации ресурсов для развития производства и удовлетворения общественных потребностей. С каждым годом отмечается их активное участие в обслуживании товарного и денежного обращения.

Белорусская котировочная автоматизированная система ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» (БЕКАС) введена в эксплуатацию с 1 июня 2000 года. Она позволяет максимально широкому кругу инвесторов выставлять индикативные заявки для поиска потенциальных контрагентов, а также раскрывает информацию об уже заключенных внебиржевых сделках.

Официальный интернет-сайт ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» (www.bcse.by) является центральным элементом системы раскрытия информации по результатам деятельности биржи на валютном, фондовом и срочном рынках.

Система БЕКАС не является торговой и не представляет возможности оформления сделок. Физические лица, юридические лица, их представительства или филиалы, в том числе государственные органы, органы местного управления и самоуправления могут стать участниками системы, пройдя регистрацию.

БЕКАС (www.bcse.by/bekas) — информационно-котировочная система, функционирующая на базе интернет-технологий, предназначенная для поиска контрагента для совершения сделок с различными видами ценных бумаг на внебиржевом рынке, а также обслуживающая процессы обязательной регистрации сделок с ценными бумагами на неорганизованном рынке (в качестве примера, приложение 1, 2, 3).

Идеология работы системы базируется на следующих основных принципах:

доступность системы для любых категорий инвесторов (юридических и физических лиц, как резидентов, так и нерезидентов Республики Беларусь), независимо от уровня находящихся у них в распоряжении материальных ресурсов и программно-технических средств;

котировка в системе любых финансовых инструментов фондового рынка (акции, облигации, доли, паи и др. независимо от страны происхождения эмитента);

возможность помимо информации о ценах на финансовые активы получать и размещать общую информацию о пользователях системы, котируемых в ней ценных бумагах;

распространение информации, аккумулируемой в системе, среди максимально широкого круга лиц.

Биржа предоставляет зарегистрированному участнику доступ к системе БЕКАС: в режиме «администратор-пользователь», в автоматизированном режиме.

Наиболее устойчивая работа системы обеспечивается при использовании MS Internet Explorer. Для работы в системе БЕКАС не требуется установки никакого дополнительного программного обеспечения.

Автоматизированный режим системы БЕКАС позволяет зарегистрированному участнику самостоятельно подавать в систему:

Индикативные заявки на покупку и продажу эмиссионных ценных бумаг;

Индикативные заявки по пакетам акций, принадлежащим государству;

Индикативные заявки по долям в уставных фондах;

Максимальный срок действия индикативной заявки - 60 календарных дней. Индикативная заявка автоматически удаляется по истечении срока ее действия.

Подавать в систему информацию об условиях заключения зарегистрированных сделок купли-продажи и РЕПО[3] с акциями акционерных обществ, облигациями юридических лиц, совершенных на внебиржевом рынке.

Право представления информации о внебиржевых сделках имеют только участники системы, имеющие разрешение (лицензию) на право осуществления профессиональной и биржевой деятельности, включающую в качестве составляющих работ и услуг брокерскую и (или) депозитарную деятельность, а так же их представительства и филиалы.

Все действия пользователей в системе протоколируются в специальных электронных журналах, которые служат для разрешения спорных ситуаций.

Приказом Председателя Правления ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» от 27.01.2010 №21 утвержден список категорий внебиржевых сделок купли-продажи, допустимый для указания в заявке на регистрацию информации о внебиржевой сделке, в модуле Белорусской котировочной автоматизированной системы ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» (БЕКАС) – ИКС «Внебиржевой рынок»:

1. Купля-продажа ценных бумаг государством на аукционе;

2. Купля-продажа ценных бумаг государством на конкурсе;

3. Купля-продажа акций государством (иная форма);

4. Выкуп акций по требованию акционеров;

5. Выкуп акций обществом по решению общества;

6. Продажа акций инвестору по бизнес-плану;

7. Купля-продажа акций по решению Президента Республики Беларусь;

8. Прочие (для сделок, не относящихся к перечисленным в пунктах 1-7 категориям) [27].

Процедура допуска к биржевому обращению называется листингом. В соответствии с правилами в ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" листинг — совокупность процедур по включению ценных бумаг в котировальный лист биржи и осуществлению контроля за соответствием эмитента и его ценных бумаг условиям и требованиям правил [31]. Делистинг — исключение ценных бумаг из котировальных листов биржи.

Внесписочные ценные бумаги — перечень ценных бумаг определенного вида и выпуска, допущенных к обращению на бирже без прохождения листинга.

Котировальный лист биржи — список ценных бумаг определенного вида и выпуска, допущенных к обращению на бирже с прохождением листинга.

К обращению на бирже допускаются только ценные бумаги, включенные в котировальные листы и соответствующие определенным условиям и требованиям, а также включенные в перечень внесписочных ценных бумаг.

Итак, на бирже инвестору предлагают акции и облигации. Акция – ценная бумага, выпущенная акционерным обществом (АО) и удостоверяющая право ее владельца на долю в уставном капитале этого АО.

Акции бывают обыкновенные и привилегированные. Первые дают владельцу право голоса на собрании акционеров и право на получение дивидендов в зависимости от прибыли общества. Вторые не дают права голоса на собрании акционеров (за редкими исключениями, специально оговоренными в законе), но гарантируют владельцу получение дивидендов в размере, установленном уставом акционерного общества.

Акции обоих типов дают также право на получение части имущества АО при его ликвидации (иными словами, банкротстве).

На номинальную стоимость акции, объявленную при ее выпуске, не влияют факторы, действующие на рыночную цену. Цена акции номиналом 1000 рублей на бирже может подниматься, например, до 5000 рублей или опускаться до 500 – на номинале акции это не отразится, но продать или купить акцию вы можете только по рыночной цене.

На сегодняшний день ограничение права граждан на выбор способа и места совершения сделок с акциями открытых акционерных обществ закреплено в постановлении Министерства финансов Республики Беларусь от 12.09.2006 N 112 "О регулировании рынка ценных бумаг".

Согласно п. 8 Инструкции о порядке совершения сделок с ценными бумагами на территории Республики Беларусь, в частности, сделки купли-продажи акций открытых акционерных обществ совершаются только на биржевом рынке, если иное не предусмотрено законодательными актами, за исключением:

размещения акций;

сделок, стороной по которым выступает Республика Беларусь или ее административно-территориальная единица;

сделок, совершаемых в связи с выкупом акционерным обществом акций собственного выпуска по решению общего собрания акционеров;

продажи акционерным обществом акций собственного выпуска инвестору на условиях, предусмотренных бизнес-планом эмитента;

сделок, совершаемых по решению Президента Республики Беларусь.

Как видно, исключения сделаны только для тех сделок, в которых стороной выступает либо само акционерное общество, либо государство.

На бирже обращаются акции открытых акционерных обществ (ОАО) – их участники могут продавать принадлежащие им акции без согласия других акционеров (в отличие от участников закрытых акционерных обществ (ЗАО)). По закону акции могут быть только именными, то есть записанными на конкретное юридическое или физическое лицо.

Облигация – ценная бумага, удостоверяющая право владельца на получение в заранее предусмотренный срок ее номинальной стоимости с процентами. Существуют еще дисконтные облигации, в которых процент не указан: они размещаются по цене ниже номинальной стоимости (с дисконтом, то есть как бы со скидкой) и погашаются в установленный срок по номиналу – разница в цене покупки и погашения является доходом инвестора. На рынке большинство облигаций – именно дисконтные (еврооблигации, муниципальные и корпоративные облигации многих эмитентов). В отличие от акций, облигации являются предъявительскими ценными бумагами.

Согласно подп.1.7 п.1 Указа Президента РБ от 28.04.2006 № 277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг» исполнение обязательств по облигациям обеспечивается не только залогом, но и (или) поручительством, или (и) банковской гарантией, или (и) договором страхования ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств эмитента облигаций, или (и) правом требования по кредитам, выданным банками на строительство, реконструкцию или приобретение жилья под залог недвижимости. При этом сделано исключение для банков: выпуск ими облигаций без обеспечения может быть осуществлен по согласованию с Национальным банком РБ и при условии, что общий размер обязательств по таким облигациям не превышает 80 % нормативного капитала.

В соответствии с п.66 Инструкции о некоторых вопросах выпуска и государственной регистрации ценных бумаг, утвержденной постановлением Минфина РБ от 11.12.2009 № 146, облигации могут быть номинированы как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте.

13 мая 2010 г. вступил в силу Указ Президента РБ № 245 «О выпуске государственных облигаций Республики Беларусь» (далее - Указ № 245). Несмотря на достаточно общее название, он посвящен так называемым еврооблигациям, выпуск которых согласно Указу № 245 в 2010-2011 гг. будет осуществляться Советом Министров РБ в сумме до 2 млрд.долл. США со сроком обращения не менее 5 лет и размещением их за пределами территории Республики Беларусь. В белорусском законодательстве термин «еврооблигации» известен (постановление Совета Министров РБ и Национального Банка РБ от 21.01.2008 № 78/1 «О Программе развития рынка корпоративных ценных бумаг Республики Беларусь на 2008-2010 годы»), однако нормативно определенного значения не имеет.

В специальной литературе под еврооблигациями (евробондами) понимаются ценные бумаги, удостоверяющие заем на определенную сумму, выпущенные государственным или частным заемщиком, подчиняющиеся единому для всех держателей правовому режиму, выраженные в одной или нескольких валютах, размещенные банковским синдикатом среди инвесторов, резидентов различных стран и прошедшие котировку на международной бирже.

С помощью акций и облигаций разных эмитентов инвестор формирует портфель ценных бумаг. Так принято называть все ценные бумаги, которыми владеет инвестор. Портфель формируется в зависимости от предпочтений инвестора. Более высокая доходность ценных бумаг повышает его риски, а более высокая надежность снижает доходность ценных бумаг. Поэтому портфельный принцип инвестирования помогает распределить риск и получить доход.

Сделки купли-продажи с акциями открытых акционерных обществ, прошедшими листинг, а также с акциями открытых акционерных обществ и облигациями юридических лиц, если обеими сторонами сделки являются профессиональные участники рынка ценных бумаг совершаются только на биржевом рынке.

Порядок заключения сделок с ценными бумагами на внебиржевом рынке установлен Инструкцией о порядке совершения сделок с ценными бумагами на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства финансов  Республики Беларусь от 12.09.2006 № 112 (в ред. постановлений Минфина от 21.11.2007 N 169, от 28.02.2008 N 27, от 05.09.2008 N 133, от 14.11.2008 N 167).

Действие этого документа не распространяется на отношения, связанные с обращением государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка Республики Беларусь.

Сделки с ценными бумагами, за исключением сделок с ценными бумагами на предъявителя, совершаются в простой письменной форме путем заключения договора между совершающими сделку лицами.

Договор, направленный на изменение прав собственности на ценные бумаги, должен содержать вид сделки, полное наименование и местонахождение сторон сделки, наименование эмитента, наименование ценной бумаги с указанием ее вида и категории, количество ценных бумаг и их номинальную стоимость, договорную цену одной ценной бумаги (кроме договора дарения), сумму сделки, форму и порядок расчетов.

Обращение акций и облигаций на внебиржевом рынке осуществляется с обязательной регистрацией совершаемой сделки профессиональным участником, осуществляющим депозитарную или брокерскую деятельность, в том числе являющимся стороной сделки, за исключением:

- наследования ценных бумаг;

- изменения или прекращения прав и (или) обязанностей по решению суда или по решению ликвидационной комиссии;

- передачи ценных бумаг в залог;

- обмена акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе разгосударствления и приватизации, на именные приватизационные чеки "Имущество", а также при льготной продаже государством акций за денежные средства по цене на 20 % ниже номинальной стоимости;

- иных случаев, предусмотренных законодательством.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь биржа осуществляет обязательную регистрацию всех совершенных на внебиржевом рынке сделок с ценными бумагами акционерных обществ, а также сделок с именными приватизационными чеками «Жилье».

Инструкцией о порядке совершения сделок дополнен перечень случаев, когда не требуется регистрации профучастником сделок, совершенных на внебиржевом рынке. Поскольку в соответствии с п.4 сделки совершаются в простой письменной форме путем заключения договора и профучастником фактически регистрируются договоры, на основании которых происходит переход прав на ценные бумаги, предусматривается, что в случае расторжения ранее заключенных договоров, по которым еще не произошел переход права собственности на ценные бумаги, такие договоры профучастником не регистрируются.

Не требуется объявление об условиях совершения сделок купли-продажи с акциями открытых акционерных обществ в котировочной автоматизированной системе биржи при совершении сделок купли-продажи акций на аукционе (конкурсе), покупке эмитентом акций собственного выпуска, а также совершении сделок купли-продажи акций, стороной по которым выступает государство или его административно-территориальная единица.

При регистрации сделки профессиональный участник обязан ознакомить стороны сделки с информацией о ценах на акции открытых акционерных обществ и (или) облигации юридических лиц, которые были объявлены в котировочной автоматизированной системе биржи.

Регистратор сделки должен проверить соответствие оформления договора требованиям законодательства, потребовать документы, подтверждающие права собственности на ценные бумаги и удостоверяющие личность владельца ценных бумаг. Регистрация сделки совершается путем записи ее в учетном регистре. На самом договоре указываются наименование профессионального участника и номер его лицензии, фамилия и инициалы сотрудника, совершившего регистрацию сделки, дата регистрации, порядковый регистрационный номер в учетном регистре. Эти записи заверяются печатью.

Кроме того, на договоре фиксируется факт ознакомления сторон с информацией о ценах на акции открытых акционерных обществ и (или) облигаций юридических лиц, которые были объявлены в котировочной автоматизированной системе биржи.

При регистрации сделки с акциями закрытого акционерного общества профессиональный участник должен дополнительно потребовать документы, подтверждающие согласие акционеров и общества на отчуждение акций третьему лицу.

После регистрации сделки профессиональный участник обязан не позднее следующего рабочего дня представить на биржу информацию о зарегистрированных сделках.

При совершении профессиональным участником на внебиржевом рынке более одной сделки с акциями одного и того же эмитента в течение 30 календарных дней предельная граница колебания рыночной цены по сделке не должна превышать 20 % цены по предыдущей сделке.

Обращение ценных бумаг может осуществляться как на биржевом, так и на внебиржевом рынке. Исключительно на биржевом рынке совершаются сделки купли-продажи, если:

– обеими сторонами сделки являются профессиональные участники рынка ценных бумаг;

– сделки являются частями сделки РЕПО;

– предметом сделки являются биржевые облигации, а также акции открытых акционерных обществ, если иное не предусмотрено законодательными актами, за исключением:

размещения акций;

сделок, стороной по которым выступает Республика Беларусь или ее административно-территориальная единица;

сделок, совершаемых в связи с выкупом акционерным обществом акций собственного выпуска по требованию акционеров;

сделок по приобретению акционерным обществом акций собственного выпуска по решению общего собрания акционеров;

продажи акционерным обществом акций собственного выпуска инвестору на условиях, предусмотренных бизнес-планом эмитента;

сделок, совершаемых по решению Президента Республики Беларусь.

Иные виды сделок (мена, дарение, отступное) с указанными ценными бумагами совершаются на внебиржевом рынке.

Исключительно на внебиржевом рынке совершаются сделки с акциями закрытого акционерного общества в силу особого порядка их отчуждения.

Сделки на биржевом рынке совершаются только профучастниками − членами биржи и оформляются протоколами о результатах торгов.

Сделки с облигациями юридических лиц - открытых и закрытых акционерных обществ могут совершаться на биржевом, а также на внебиржевом рынке в зависимости от условий выпуска и желания сторон сделки [23].

Практически на каждой фондовой бирже или организованном внебиржевом рынке процессы клиринга и расчетов организованы по-своему, хотя имеются и общие моменты. Каждая страна выстраивает систему клиринга исходя из исторического развития собственных биржевых институтов, имеющегося уровня доверия между участниками рынка, действующих принципов торгов и расчетов.

Очевидна основная задача клиринга - четкое определение и вычисление взаимных требований и обязательств участников торгов.

На практике могут использоваться различные способы расчета денежных сумм и количества ценных бумаг, подлежащих, соответственно, уплате и поставке. Главным фактором, определяющим конкретный способ и процедуру вычислений, является избранный способ организации взаимозачета встречных требований.

В случае применения валовых расчетов каждая сделка исполняется отдельно от других сделок в полном соответствии с теми параметрами, с которыми она была заключена. Поэтому на этапе клиринга для продавца по каждой конкретной сделке производится вычисление количества ценных бумаг, которое он должен поставить, и суммы денежных средств, причитающихся ему, за минусом различных сборов и налогов. Для покупателя по каждой отдельной сделке рассчитываются количество причитающихся ему ценных бумаг и сумма денежных средств, которую он должен уплатить контрагенту, плюс различные налоги и сборы.

С целью снижения количества платежей и поставок ценных бумаг по сделкам, заключаемым членами той или иной биржи, используется взаимозачет встречных требований, что приводит к значительному усложнению процедуры клиринга.

Взаимозачет может быть двусторонним и многосторонним. Двусторонний взаимозачет применяется на небольших фондовых биржах с малым количеством участников и небольшим оборотом, а также на внебиржевом рынке в отношениях между доверяющими друг другу участниками сделок. При таком методе взаимозачета на этапе клиринга производится попарно (по каждой паре контрагентов) вычитание требований одного контрагента из требований другого до тех пор, пока после включения в расчет всех сделок установленного периода не определится чистое сальдо задолженности одного контрагента другому.

Такое вычисление может производиться как по денежным средствам, так и по ценным бумагам (по каждому виду отдельно). К концу всей процедуры сделки участники должны исполнить свои обязательства и удовлетворить свои требования. Если применяется взаимозачет, то удовлетворение многих "встречных" требований происходит одновременно единым платежом (поставкой).

Использование многостороннего зачета предполагает начало вычислений с того, что для каждого участника клиринга производится калькуляция его собственных чистых требований или чистых обязательств по всем включаемым в расчет сделкам за установленный период. При этом из всех требований данного участника вычитаются все его обязательства, и таким образом определяется чистое сальдо. Полученное сальдо именуется "позицией". Позиция "закрыта", если сальдо равно нулю, и "открыта", если сальдо не равно нулю. При положительном сальдо, то есть если объем требований данного участника превышает его обязательства, говорят, что у участника клиринга открыта "длинная позиция". Когда сальдо отрицательное, то есть участник клиринга должен больше, чем должны ему, говорят, что у участника "короткая позиция".

По итогам взаимозачета среди участников клиринга отдельно по каждому виду финансовых инструментов и по денежным средствам выявляются те, кто имеет короткие позиции (нетто-должники), и те, кто имеет длинные позиции (нетто-кредиторы).

Сальдо встречных требований (позиция), определенное путем их взаимозачета, показывает, какую сумму денежных средств или ценных бумаг по итогам клиринга каждый участник должен дать или получить на завершающем этапе сделки.

Применение на этапе клиринга механизма многостороннего взаимозачета с вычислением чистых позиций участников сделок именуется в иностранной литературе как "нэттинг" (англ. netting).

Наиболее развитым сегментом рынка ценных бумаг Республики Беларусь является рынок государственных облигаций и облигаций Национального банка. Первые три-четыре года существования рынка государственных ценных бумаг вторичные операции регулировались законодательством в общем виде.  Сделки купли-продажи заключались на внебиржевом рынке напрямую между профессиональными участниками рынка ценных бумаг, при этом доминирующую роль играли банки. Определенную степень системности во вторичное обращение облигаций вносило требование обязательной регистрации данных сделок на бирже. Внебиржевые сделки с государственными облигациями с 1994 г. и вплоть до ноября 1998 г. регистрировались на Межбанковской валютной бирже.

С целью создания в республике инфраструктуры рынка ценных бумаг в 1994 г. Национальный банк обратился в Совет Министров Республики Беларусь с предложением о создании сети депозитариев, ориентированной на двухуровневую систему взаимодействия, включающую Центральный депозитарий и региональные депозитарии. Затем в Национальном банке началась работа по созданию депозитария, который выполняет функции центрального, - первичным инвесторам открыты счета "депо", им выдается свидетельство о приобретении ценных бумаг.

В 1995 г. создано ЗАО "Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг", учредителями которого стали Национальный банк, Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь и банки страны. Через год создана система уполномоченных депозитариев.

К концу 1997 г. на Межбанковской валютной бирже были созданы все условия для начала реальных вторичных торгов государственными ценными бумагами.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 20 июля 1998 г. 366 "О совершенствовании системы государственного регулирования рынка ценных бумаг" на базе Межбанковской валютной биржи было создано ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа". Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 02.11.1998 1681/63 "О вторичном рынке государственных ценных бумаг Республики Беларусь и ценных бумаг Национального банка Республики Беларусь " установлено, что:

- ОАО БВФБ осуществляет деятельность по организации вторичного рынка государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка в соответствии с законодательством;

- заключение сделок купли-продажи государственных краткосрочных облигаций Республики Беларусь начиная с 75-го выпуска, государственных долгосрочных облигаций с купонным доходом и краткосрочных облигаций Национального банка, на вторичном рынке осуществляется только через торговую систему ОАО БВФБ.

Открытие биржевых торгов состоялось 16 января 1998 г., было совершено 3 сделки на общую сумму 181,2 млн. руб.

В 1999 г. принят Закон Республики Беларусь "О депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь".

Таким образом, к 1999 г. Был накоплен определенный опыт проведения биржевых торгов ценными бумагами, учета прав в депозитарной системе, расчетов по итогам сделок на бирже с соблюдением принципа "поставка против платежа", создана законодательная база. Однако системе расчетов по операциям с ценными бумагами принадлежал еще ряд недостатков:

- денежные средства для участия банков в торгах переводились на корреспондентский счет биржи, что отрицательно влияло на их ликвидность, а само наличие такого счета биржи в Национальном банке противоречило законодательству;

- отсутствовала возможность изменения объема зарезервированных денежных средств в течение торговых сессий;

- существовали проблемы с хранением, переводом и отражением в учете ценных бумаг, которые для торгов переводились на счет "депо" биржи и могли находиться там до момента их продажи. Владельцы ценных бумаг при этом не имели подтверждающих документов (кроме отчета дилеров) о праве собственности на ценные бумаги и др.

В целях устранения указанных проблем, минимизации расчетных рисков, а также выработки подходов к дальнейшему развитию и совершенствованию расчетов в 1999 г. была разработана и принята Концепция формирования расчетно-клиринговой системы Республики Беларусь по ценным бумагам.

Результатом первого этапа ее реализации стало введение в марте 2000 г. расчетно-клиринговой системы по государственным ценным бумагам и ценным бумагам Национального банка Республики Беларусь. Клиринговой организацией в данной системе являлось ОАО БВФБ, расчетным банком - Национальный банк, расчетным депозитарием - Депозитарий Национального банка. Основными принципами функционирования данной системы расчетов были следующие:

100%-ное предварительное резервирование денежных средств и ценных бумаг;

денежные средства резервировались на корсчетах банков в Национальном банке, обслуживающих участников торгов;

ценные бумаги блокируются на счетах "депо" владельцев с одновременным блокированием на корреспондентских счетах "депо" обслуживающих их уполномоченных депозитариев;

расчеты как по денежным средствам, так и по ценным бумагам производятся на неттинговой основе с соблюдением принципа "поставка против платежа";

расчеты производятся в день заключения сделок в течение двух расчетных периодов: после первой торговой сессии и по окончании биржевых торгов.

Усовершенствование указанной системы в 2001 г. Позволило участникам биржевых торгов производить разблокирование государственных ценных бумаг и уменьшение резерва денежных средств во время торговых сессий, а профессиональным участникам рынка ценных бумаг, получившим статус участника торгов в ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа", - являться депонентом Центрального депозитария Национального банка.

С 01.04.2002 введена в действие расчетно-клиринговая система в части осуществления расчетов по операциям с корпоративными ценными бумагами, предусмотренная II этапом Программы реализации Концепции формирования расчетно-клиринговой системы по ценным бумагам Республики Беларусь.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28.04.2006 277 "О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг" с 01.01.2008 в стране начал функционировать единый центральный депозитарий на базе РУП "Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг". С учетом этого, в Республике Беларусь все расчеты по сделкам с ценными бумагами, независимо от их вида и режима торгов, осуществляются в единой системе, центральными звеньями которой являются ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа", РУП "Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг" и Национальный банк.

Международный опыт совершения биржевых сделок с ценными бумагами указывает, в частности, на то, что выход на биржу только тогда выгоден потребителю, когда объем совершаемых им сделок превышает определенную сумму в денежном выражении. В противном случае затраты на оплату услуг биржевых посредников лишают сделки экономического смысла.

Однако отсутствие выбора у потребителя каких бы то ни было услуг никогда не приводит к снижению стоимости этих услуг и повышению их качества.

К категории потребителей услуг на белорусском рынке ценных бумаг, которые в наибольшей степени испытывают негативный эффект от ограничения в выборе места и способа совершения сделки с собственными акциями, можно смело отнести рядовых граждан, далеких от знания специфики законодательства об обращении ценных бумаг.

Согласно открытым источникам информации в настоящее время владельцами акций являются более миллиона белорусских граждан.

Подавляющее большинство из них приобрело акции в процессе приватизации государственной собственности в обмен на именные приватизационные чеки "Имущество" и за денежные средства на льготных условиях.

Поскольку приобретение таких акций осуществлялось гражданами в пределах определенных законодательством квот, потенциальная рыночная стоимость пакета акций, принадлежащих одному гражданину, как правило, не столь высока, чтобы оправдать затраты, связанные с продажей акций через биржу (затраты по оплате услуг биржи, брокера, депозитария и др.).

В свое время многие граждане, руководствуясь рекомендациями экспертов в области экономики о необходимости формирования портфеля ценных бумаг, обменивали свои приватизационные чеки на акции разных акционерных обществ, приобретая порою по одной - две акции нескольких десятков ОАО.

В результате теперь такие граждане практически лишены возможности получения экономического эффекта от отчуждения своего портфеля ценных бумаг, так как затраты на совершение биржевой сделки с каждой акцией намного превысят саму сумму сделки даже в условиях наличия наивысших рыночных цен на акции. Исключения, безусловно, бывают, но на рынке ценных бумаг их вероятность близка к вероятности выигрыша в лотерею.

По данным о тарифах на услуги, размещенным на интернет-сайтах профессиональных участников рынка ценных бумаг, в настоящее время совокупные затраты на совершение разовой сделки продажи акций через биржу могут достигать 150 тыс.руб. И это без учета затраченного времени на посещение депозитария, банка и брокерской компании и без гарантий того, что сделка вообще будет совершена.

Некоторые брокеры взимают оплату за каждый день выставления акций на торги, и если акцию быстро никто не купит, попытка ее продажи может стать настоящим разорением для мелкого акционера.

На практике сделки даже с одной акцией все же совершаются.

Однако мотивом для их совершения может являться, например, желание заинтересованной стороны сократить количество миноритарных акционеров в акционерном обществе и получить долгосрочный эффект от снижения организационных издержек на проведение собраний акционеров и правовых рисков, связанных с оспариванием в суде их результатов миноритарными акционерами, либо желание зафиксировать рыночную цену на определенные акции путем совершения множественных сделок с одной акцией.

В таких случаях заинтересованная сторона в той или иной форме компенсирует продавцу расходы по оплате услуг, связанных с совершением сделки, в том числе путем установления завышенной цены на его акцию.

Введение ограничения на внебиржевые сделки с акциями совпало по времени с предстоящей отменой ограничений других, более значимых прав граждан - прав распоряжения собственными акциями.

В Республике Беларусь действует так называемый мораторий на отчуждение акций, приобретенных гражданами в процессе приватизации.

Ограничения на отчуждение акций впервые были установлены Декретом Президента Республики Беларусь от 20.03.1998 N 3 "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь" (далее - Декрет).

С течением времени согласно вносившимся в Декрет изменениям и дополнениям ограничения на отчуждение части акций (определяемой по установленным Декретом критериям) уже прекратили свое действие, а оставшиеся согласно части 9 подпункта 1.12 п. 1 Декрета прекратят действие 31 декабря 2010 г.

После почти тринадцатилетнего перерыва еще несколько сотен тысяч граждан получат возможность распорядиться своими акциями. Но тех, кто пожелает это сделать, ждут новые препятствия в виде ограничений на обычные гражданско-правовые сделки.

В силу исторического развития процессов приватизации государственной собственности в Республике Беларусь возрастная структура состава владельцев акций представлена в основном гражданами пенсионного либо предпенсионного возраста.

Сложность и дороговизна процедур продажи акций может вызывать недовольство и критику с их стороны в адрес профессиональных участников рынка ценных бумаг, которые в свою очередь вынуждены будут объяснять происходящее наличием в законодательстве ограничения на совершение внебиржевых сделок купли-продажи акций.

Еще одной стороной вопроса об оправданности рассматриваемого ограничения на совершение внебиржевых сделок с акциями являются официально декларируемые цели существования этого ограничения - повышение прозрачности рынка ценных бумаг и защиты интересов граждан при продаже акций.

Представляется, что эти цели не могут быть достигнуты подобным образом по следующим причинам.

Механизм совершения и раскрытия информации о внебиржевых сделках с акциями был апробирован и внедрен в практику задолго до установления ограничения на их совершение, и в этом смысле прозрачность рынка никоим образом не повышается. Этот механизм эффективно действует и сейчас в отношении иных видов сделок с акциями.

Информация обо всех внебиржевых сделках, зарегистрированных профессиональными участниками рынка ценных бумаг (в т.ч. информация о сторонах сделки, о цене и количестве ценных бумаг), оперативно представляется ими на фондовую биржу, а биржа размещает ее на своем интернет-сайте (за исключением информации о сторонах сделки).

За непредставление информации о сделках установлена административная ответственность.

Ничто не мешает рассчитывать рыночную цену акций не только на основе данных о сделках, совершенных в торговой системе биржи, но и на основе данных о внебиржевых сделках. Вся информация в любом случае концентрируется на бирже.

Таким образом БЕКАС является информационно-котировочной системой, функционирующей на базе интернет-технологий, предназначенной для поиска контрагента для совершения сделок с различными видами ценных бумаг на внебиржевом рынке, а также обслуживания процессов обязательной регистрации сделок с ценными бумагами на неорганизованном рынке.

Для работы в системе БЕКАС не требуется установки никакого дополнительного программного обеспечения.

Обращение акций и облигаций на внебиржевом рынке осуществляется с обязательной регистрацией совершаемой сделки профессиональным участником, осуществляющим депозитарную или брокерскую деятельность, в том числе являющимся стороной сделки.

Внебиржевая сделка - сделка с акциями акционерных обществ, облигациями юридических лиц, подлежащая в соответствии с законодательством Республики Беларусь обязательной регистрации у профессионального участника рынка ценных бумаг;

Исключительно на внебиржевом рынке совершаются сделки с акциями закрытого акционерного общества в силу особого порядка их отчуждения и иные виды сделок (мена, дарение, отступное) с указанными ценными бумагами.

Ценные бумаги: акции ОАО, акции ЗАО, облигации юридических лиц, а также ценные бумаги стороной по которой является государство – обращаются на внебиржевом рынке ценных бумаг Республики Беларусь.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: