Реализация МСФО в процессе развития бюджетного учёта

Процесс становления национальной системы учёта сложен и неоднозначен. Основным инструментом реформирования бухгалтерского учёта и отчётности в бюджетной сфере стали Международные стандарты финансовой отчётности в государственном секторе (МСФОГС), позволяющие формировать отчётность о состоянии государственных и муниципальных финансов. МСФОГС являются аналогом МСФО и применяются некоммерческими и муниципальными (общественными) организациями, включая учреждения органов государственной власти и местного самоуправления, они максимально соответствуют требованиям МСФО и лишь в части специфических для государственного сектора операций содержат особые учётные правила.

Международные стандарты финансовой отчётности в государственном секторе представляют собой набор отдельных документов (стандартов), который окончательно ещё не сформирован и пополняется постепенно. На данный момент принято 12 стандартов, многое документы находятся в процессе разработки.

Структуру каждого стандарта МСФОГС условно можно представить следующим образом. Сначала формируется цель и сфера его применения, т.е. кто, когда и для каких объектов учёта должен этот стандарт использовать. Далее закрепляются термины и определения, необходимые для понимания стандарта. Затем дается описание объекта учёта, правила его оценки, момент списания с баланса, правила раскрытия информации в финансовой отчётности.

Какие цели преследует внедрение МСФОГС в Российскую практику бюджетного учёта? Ведь бюджетные учреждения не привлекают международные источники финансирования, не стремятся продать акции иностранному акционеру и не работают с иностранными контрагентами. Бюджетные учреждения являются участниками бюджетного процесса и через них осуществляется львиная доля расходов бюджета. При этом государство (или муниципалитет), расходуя общественные деньги, обязательно отчитывается перед гражданами о своей финансовой деятельности, для чего, собственно, и составляется отчётность об исполнении соответствующего бюджета. Однако на уровне финансовых органов государства, которые готовят отчётность об исполнении бюджета, не формируется информация о том, какой объём, скажем, медикаментов был закуплен на бюджетные деньги и израсходован в районной поликлинике. Поэтому бухгалтерская информация, формируется в каждом бюджетном учреждении, представляется в соответствующий финансовый орган для дальнейшей консолидации и подготовки отчётности о доходах и расходах государства в целом. Составить отчётность об исполнении государственного (муниципального) бюджета по Международным стандартам нельзя, не организовав учёт по этим стандартам в бюджетных учреждениях.

Одна их основных задач финансовой отчётности, подготовленной в соответствии с МСФОГС, - представить информацию о состоянии общественных финансов внешним пользователям, под которыми, кстати, понимаются не только кредиторы и инвесторы. Государственная финансовая отчётность используется рейтинговыми агентствами для составления рейтингов инвестиционной привлекательности стран. Простые граждане также заинтересованы в понимании финансовых операций, производимых государством, и в действительном контроле за ними. На практике такой контроль обеспечивается в лице общественных организаций, политических партий, а также средств массовой информации.

МСФОГС разрабатываются международным профессиональным сообществом бухгалтеров. Это позволяет включать в стандарты самые “удачные” и проверенные десятилетиями правила бухгалтерского учёта. МСФОГС закрепляют передовые методы учёта, выработанные лучшими специалистами и проверенные международной практикой и временем. Это не только обеспечивает сопоставимость финансовой отчётности, но и повышает её качество.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: