Кто будет рассчитываться?

Присоединяя к своему бизнесу вновь приобретенную компанию, нужно помнить о том, что ее долги перед бюджетом придется погашать новому собственнику.

Обязанности по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняются его правопреемником (п. 1 ст. 50 НК РФ). Стоит отметить, что эти обязанности возлагаются на него независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям.

На правопреемника реорганизованного юридического лица возлагается также обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации. Правопреемник реорганизованного юрлица при исполнении возложенных на него обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном НК РФ для налогоплательщиков (п. 2 ст. 50).

Между тем на правопреемника не может быть возложена обязанность по уплате штрафных санкций за налоговые правонарушения, допущенные реорганизованным лицом и выявленные после завершения его реорганизации. Это подтверждается постановлениями ФАС Уральского округа от 7 августа 2003 г. по делу № Ф09-2343/03-АК, ФАС Центрального округа от 16 сентября 2004 г. по делу № А35-1462/03-С23, ФАС Западно-Сибирского округа от 17 мая 2004 г. по делу № Ф04/2668-389/А70-2004.

В соответствии с пунктом 4 статьи 50 НК РФ, при слиянии нескольких юрлиц их правопреемником в части исполнения обязанности по уплате налогов признается возникшее в результате такого слияния предприятие. При присоединении одного юридического лица к другому правопреемником присоединенной фирмы в части исполнения обязанности по уплате налогов признается предприятие, к которому она примкнула (п. 5 ст. 50 НК РФ).

Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов не только свидетельствует о неэффективности деятельности фирмы, но и может послужить поводом для проведения выездной налоговой проверки. Это следует из Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@. Вот почему необходимо очень внимательно изучать состояние расчетов с бюджетом покупаемой компании. При этом следует проверять налоговые декларации, регистры налогового учета, выписки из лицевого счета и другие финансовые документы организации.

Проверка правового статуса контрагентов

При налоговом анализе приобретаемой компании имеет смысл ознакомиться с правовым статусом ее основных контрагентов, поскольку порой налоговики возлагают ответственность за действия третьих лиц на самого налогоплательщика. В частности, налоговые органы могут отказать компании в вычете сумм НДС, перечисленных неблагонадежному поставщику.

В то же время существует определение Конституционного Суда РФ от 16 октября 2003 г. № 329-О, в котором сказано, что налогоплательщик не несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. Кроме того, в пункте 10 постановления пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 указано, что факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения им необоснованной налоговой выгоды.

Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если инспекцией будет доказано, что деятельность компании, ее взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.

Арбитражные судьи полагают, что компания, вступая в отношения с новым контрагентом, обязана проявлять осмотрительность в выборе партнеров по сделкам. Такой вывод содержится, например, в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 25 октября 2007 г. № Ф08-14/2007-5А по делу № А32-64710/2005-53/1289. По другому налоговому спору суд отметил, что организация в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности систематически выбирает недобросовестного контрагента, а это, в свою очередь, ставит под сомнение добросовестность ее самой как участника сделок (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14 cентября 2005 г. по делу № Ф08-3679/2005-1487А).

Таким образом, изучение правового статуса контрагентов поможет выявить и правильно оценить налоговые риски приобретения новой компании.

Сообщение в налоговую инспекцию

Покупая новую компанию, надо уведомить об этом свою налоговую инспекцию. Так, согласно пункту 2 статьи 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны письменно сообщать в налоговый орган:

· обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях – в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

· о реорганизации или ликвидации организации – в течение трех дней со дня принятия такого решения.

Формы сообщений об участии в российских и иностранных организациях и о реорганизации фирмы утверждены приказом ФНС России от 17 января 2008 г. № ММ-3-09/11@.

Неисполнение названной обязанности чревато для предприятия негативными последствиями. В частности, организацию могут привлечь к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ, согласно которому непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет за собой взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ. Это подтверждается, например, постановлением ФАС Уральского округа от 7 мая 2002 г. по делу № Ф09-880/02-АК.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: