Педагогический эксперимент

 

    Педагогический эксперимент проводился на базе общеобразовательной школы № 10 города Семея в третьих классах (3 «А» и 3 «Б» классы). Экспериментальная группа учащихся – 3 «А» класс, контрольная группа – 3 «Б» класс.

    В соответствии с гипотезой и задачами нашего исследования нами был разработан план проведения педагогического эксперимента, который состоял из трёх этапов:

· констатирующий;

· формирующий;

· контрольный.

Констатирующий этап проводился 20 ноября 2009 года. Целью этого этапа явилось изучение уровня этнокультурных знаний учащихся в аспекте сформированности ценностных ориентаций личности. Для этого нами был составлен тест (приложение 1), включавший в себя 10 вопросов разных уровней сложности. Тест включал в себя как традиционные вопросы, касающиеся традиционной музыкальной культуры казахского народа, например, народно-поэтические жанры, народно-профессиональные музыканты, так и вопросы, касающиеся качества личности того или иного человека, героя легенд.

На констатирующем этапе педагогического эксперимента нами изучались знания детей о народных инструментах казахского и русского народов, народно-профессиональных музыкантов, и, самое главное, знают ли учащиеся имена знаменитых культурных деятелей Семипалатинского региона, представленных в тесте.

Для выявления у детей уровня соответствующих этнокультурных знаний в аспекте сформированности ценностных ориентаций нами были разработаны критерии, которые отображены в следующей таблице:

 

Уровень сложности вопросов % Описание
1. Высокий уровень 90 – 100 Учащийся отвечает правильно на 9 – 10 вопросов теста
2. Средний уровень 60 – 89 Учащийся отвечает правильно на 6 – 8 вопросов теста
3. Низкий уровень 10 – 59 Учащийся отвечает правильно на 1 – 6 вопросов теста

Материалы диагностики помещены в следующих таблицах:

Результаты анализа констатирующего этапа эксперимента

А» класса (экспериментальная группа)

№ вопроса

Количество учеников,

правильно ответивших на вопросы

Абсолютное число % соотношение
1 7 30
2 23 100
3 10 43
4 20 86
5 12 52
6 20 86
7 14 60
8 4 17
9 8 34
10 0 0

Результаты анализа констатирующего этапа эксперимента

Б» класса (контрольная группа)

№ вопроса

Количество учеников,

правильно ответивших на вопросы

Абсолютное число % соотношение
1 8 40
2 12 60
3 3 15
4 16 80
5 11 55
6 15 75
7 12 60
8 5 25
9 4 20
10 0 0

Соотношение уровня знаний

Контрольной и экспериментальной групп детей

На констатирующем этапе эксперимента

Уровень знаний

Экспериментальная группа

Контрольная группа

абсолютное число % абсолютное число %
Высокий (90 – 100%) 1 4 1 5
Средний (60 – 89%) 5 22 3 15
Низкий (10 – 59%) 17 74 16 80

 

Анализ констатирующего этапа эксперимента показал следующие результаты: уровень знаний учащихся экспериментальной и контрольной группы оказался практически одинаковым, лишь с тем отличием, что уровень знаний экспериментального класса был на 1% выше, однако практически ни один из учеников не ответил на вопросы №8, 9 и 10. Результаты анализа размещены в следующих таблицах.

Таким образом, проведённая экспериментальная работа, дала нам возможность судить об уровне знаний учащихся, позволила определить пути и средства достижения цели нашего исследования: перевод личностных возможностей школьников на новый качественный уровень, при котором их богатый потенциал мог бы стать основой ценностных ориентаций, при помощи возможностей традиционной казахской культуры.

Формирующий этап педагогического исследования проводился в период с 21 ноября по 22 декабря 2007 года в 3 «А» классе общеобразовательной школы №10 с добавлением к традиционной программе тематические занятия, театрализованные уроки, актуализирующие народные музыкальные традиции, игры, воссоздающие принципы народного воспитания средствами музыкального фольклора. Контрольная группа – 3 «Б» класс – работала по типовой программе.

Для определения содержания эксперимента было изучено перспективное планирование занятий по предмету «Музыка» на период с 12 ноября по 22 декабря 2007 года. На основании этой программы мы подобрали этнокультурный материал, дабы расширить рамки стандартной программы «Музыка», разнообразив теоретическую часть урока этнокультурным материалом, стилизованными постановками.

Кяоверка заданияриментальной чпсти урока - проверка        онтрольный этап, проведённый 22 декабря 2007 года, позволил подвести итог всей экспериментальной работе, а также ставил своей целью проверить уровень сформированности ценностных ориентаций личности школьников в опоре на традиционную казахскую культуру. В нём также участвовали дети контрольной группы (3 «Б» класс) в количестве 20 человек и экспериментальной группы (3 «А» класс) в количестве 23 человек.

Для контрольного среза знаний учащихся нами использовался тот же тест (приложение 1), который разрабатывался и для констатирующего этапа эксперимента. Результаты анализа контрольного этапа размещены нами в следующих таблицах:

Результаты анализа контрольного этапа эксперимента

А» класса (экспериментальная группа)

№ вопроса

Количество учеников,

правильно ответивших на вопросы

Абсолютное число % соотношение
1 12 52
2 23 100
3 11 48
4 21 91
5 13 57
6 21 91
7 21 91
8 20 87
9 16 70
10 14 61

Результаты анализа контрольного этапа эксперимента

Б» класса (контрольная группа)

№ вопроса

Количество учеников,

правильно ответивших на вопросы

Абсолютное число % соотношение
1 10 50
2 13 65
3 5 25
4 17 85
5 12 60
6 15 75
7 13 65
8 5 25
9 4 20
10 0 0

Соотношение уровня знаний

Контрольной и экспериментальной групп детей

На контрольном этапе эксперимента

Уровень знаний

Экспериментальная группа

Контрольная группа

абсолютное число % абсолютное число %
Высокий (90 – 100%) 5 22 1 5
Средний (60 – 89%) 18 78 7 35
Низкий (10 – 59%) 0 0 12 60

 

Анализ полученных результатов тестирования позволил нам сделать следующий вывод: уровень знаний экспериментальной группы детей по сравнению с контрольной группой повысился приблизительно на 20%. Кроме того дети стали более отзывчивыми, качества личности того или иного персонажа для них стали выдвигаться па первый план (тестирование), они стремятся помочь своим товарищам (беседы). Это говорит о том, что наша гипотеза полностью подтвердилась.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процесс современного культурного развития в Казахстане вызвал интерес широких слоев казахского народа к своей истории, народно-художественному творчеству. Освоение ценностей национальной культуры в данном случае выступает как предпосылка и условие развитие национального самосознания. Процесс возрождения национальной культуры – явление неоднородное, включающее не только позитивные, но и негативные процессы.

Комплексный анализ культурных, экономических, политических проблем, характерных для современного общества, позволяет определить наиболее значимые направления в культурной жизни молодого государства, выявляет оптимальные условия для эффективного формирования музыкальной культуры учащихся в системе общего и высшего музыкального образования. «Этнический ренессанс» 80-90-х годов, для которого характерно резкое усиление интереса к национально-самобытным сферам культуры, осознанное стремление к сохранению исторического прошлого, может оказаться хорошей предпосылкой для воссоздания художественно-творческого духа, способствовать актуализации определенного культурно-исторического среза национальной культуры и явиться мощным стимулом эстетического развития современного общества. Д.С.Лихачев писал: «Массовой культуре, с завидной энергией вторгающейся в нашу жизнь, следует противопоставить высокую культуру, имеющую народную, эмоциональную основу – в том одна из задач эстетического и нравственного воспитания» [49].

О тесной связи национальной культуры и дальнейшим формированием общества писал О.Сулейменов «Культурное прошлое – неотъемлемая часть нашего настоящего, и возможно, продвижение в будущее, как-то связано с приближением нашим к тому, от чего стремимся скорей отказаться. Речь идет о народной культуре, о той целостности, где эстетические формы предметов быта неразрывно связаны с их функциональной предназначенностью, где эстетическое естественно перерастает в этическое и является основой социального проектирования» [50].

Внимание исследователей и педагогов к проблемам сохранения и развития национально-культурных традиций казахского народа привело к углублению и развитию понятия «культура», определению функции, роли и места, которое занимает этнохудожественная культура в структуре общества. Е.Стариков предлагает следующую модель: «Культура многослойна, в ней сосуществуют, лежащие на поверхности нормы поведения, под ними общие мировоззренческие принципы и идеологемы, и, наконец, есть у культуры ядро крепящихся в коллективно-бессознательном этнических архитипов. Это ядро – своеобразная мета-структура культуры, ее генетический код» [51].  

Главные функции ядра культуры – «сохранение  и передача самоидентичности социума» (Иванчук А.П.) [52]. Именно ядро культуры сохраняет информацию в виде принципов, стандартов и норм поведения, передавая по следующим поколениям систему ценностей и способов их создания, определяя, таким образом, суть национальной культуры.

Выдающийся педагог современности, основатель нового научного направления – этнопедагогики академик Г.Н. Волков сделал много важных и интересных научных открытий. В их числе мы можем назвать известные постулаты:

Без исторической памяти нет традиций;

Без традиций нет культуры;

Без культуры нет воспитания;

Без воспитания нет духовности;

Без духовности нет личности;

Без личности нет народа, как исторической личности [53].

Проведённое нами теоретическое и практическое педагогическое исследование на предмет воспитания ценностных ориентаций личности школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе позволил нам сделать следующие выводы:

1. Понятие воспитание ценностных ориентаций личности школька средствами казахского фольклора – сложное комплексное понятие. Оно включает в себя понятия культура, этнос, воспитание, этнокультура, ценностные ориентации.

2.   Культура – многоёмкое понятие, имеющее до 800 дефиниций. Это понятие изучается многими учёными, рассматривается ими как «в призму», в разных ракурсах.

3. Традиционная (этническая) культура казахского народа проявляется буквально во всех областях жизни этноса: в языке, в воспитании детей, в одежде, в устройстве жилища, рабочего места, домашнем хозяйстве и, конечно, в фольклоре. На формирование этнической культуры оказывают влияние природные условия, язык, религия, а также психический склад этноса. Важным элементом этнической культуры является самоназвание народа (этноним).

4. Этническая культура – это совокупность присущих этносу способов освоения условий своего существования, направленных на сохранение этноса и воспроизводство условий его жизнедеятельности.

5. Этнокультурное воспитание – целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, способствующее выработке и совершенствованию в подрастающем человеке способности воспринимать, правильно понимать и ценить традиции, обычаи, веру, язык, ценностные ориентации своего этноса и других этносов.

6. Этнокультурное воспитание – это не набор определённых этнографических элементов, чаще всего подаваемых весьма примитивно, и не задача реставрации того, что было когда-то утрачено. Неправильное понимание сущности этнокультурного воспитания приводит к тому, что начинается работа по «возрождению» национальных обычаев, традиций, которая в школьных условиях находит отражение в виде использования в учебно-воспитательном процессе национальных игр, инсценировок свадебной обрядности, облачения в национальные костюмы. Задачи этнокультурного воспитания нельзя понимать узко, только как приобщение к национальной культуре, возрождение её элементов. Его цель – подготовить учеников к полноценной жизни в условиях многокультурной мировой цивилизации.

7. Ценности. Ценности – это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов. Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.

8. Ценности не только сами нуждаются в обосновании, но и, в свою очередь, сами могут служить обоснованием. Они обосновывают нормы или ожидания и стандарты, реализующиеся в ходе взаимодействия между людьми.

9. Казахстанские программы по музыке в общеобразовательной школе предусматривают воспитание ценностных ориентаций личности учащихся, однако содержательного этнокультурного материала по воспитанию ценностных ориентаций личности школьников представлено в программе мало. Для расширения информационно-познавательных знаний учащихся мы ввели в содержание уроков музыки в 3 классе общеобразовательной школы № 10 материалы о выдающихся деятелях культуры прошлого казахского народа, ввели тематические беседы по курсу, театрализованные представления, которые ввели в ход урока, развивающие игры на основе казахского музыкального фольклора.

10. Проведённые нами уроки показали, что у детей расширился этнокультурный кругозор, повысился интерес к урокам музыки, они стали отзывчивыми, качества личности того или иного персонажа для них стали выдвигаться па первый план (тестирование), они стремятся помочь своим товарищам (беседы).

 

Список используемой литературы:

1. Концепция высшего педагогического образования Республики Казахстан //Учитель Казахстана. – Алматы.: 14.04.2004. - № 13 – 15.

2. Закон Республики Казахстан «Об образовании». 27.07.2007 г., № 319 – III ЗРК. Астана. Аккорда.

3. Назарбаев Н.А. «Обращение Президента Республики Казахстан к студенческой молодежи Казахстана». – Алматы: Білім, 2003.

4. Акимжанова Г.У. Идеалы и действительность: историко-философский подход к проблеме. Семей.  - 2008.

5. Демеуова Ф.Г. К вопросу о ценностно-ориентационных компетенциях учащихся колледжа. – Алматы, 2007.

6. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. – М., 1968.

7. Р.Б.Пери Педагог в пространстве Мысли и Духа. Учебное пособие.-М.,2001.

8. Андреев В.И.Педагогика творческого самообразования: инновационный курс. – Кн.1.-Казань: Изд-во Казанского университета, 1996.

9. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.

10. Артановский С.Н. Ценностные ориентации студентов негосударственных высших учебных заведений. – М., 2005.

11. Айдарбеков З.С. Ценностные ориентации современной молодежи.- Алматы,2000.

12. Государственная программа «Патриотическое воспитание» Сб. статей «О ценностных смыслах» журнал «Профессия - педагог» Алматы – 2002, С. 100.

13. Лисовский В.Т. Ценности жизни и культуры современной молодежи //Тугариновские чтения. Материалы научной сессии. Серия «Мыслители», выпуск 1. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000.

14. Вебер М. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб., 1997.

15. Батищев Г.С. Бесконечное мировоззренческое становление человека // Философия. Мировоззрение. Практика. – Алма-Ата: Наука, 1987.

16. Соколов А.В., Щербакова И.О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества.

17. Франк С.Л. Фр. Ницше и этика «любви к дальнему»// Франк С.Л. Сочинения.- М.: Правда, 1990.

18. Асатрян О.Ф. Методолого-методическая подготовка учителя музыки в вузе: проблема становления социально-ценностных профессиональных ориентаций педагога-музыканта / Музыкальное образование в современном мире. Сост. Р.Р.Джердималиева, Т.Ш.Ахметова, Ж.А.Абенова – Алматы, 2008. – Вып.1.

19. Гажим И.Ф. Еще раз о цели музыкального образования //Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. Учеб. Заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.

20. Целковников Б.М. Мировоззрение педагога-музыканта. В поисках смысла. Исследование / Под ред. Э.Б.Абдуллина. – М., 1999.

21. Концепция высшего педагогического образования Республики Казахстан //Учитель Казахстана.- Алматы.: 14.04.2004. - № 13 – 15.

22. Муромцева Г.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя к музыкально-эстетической деятельности (культурологический подход) – Липецк, 2004.

23. Кожахметова К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика. – Алматы: Гылым, 1998. – 317 с.

24. Булатова Е.А. Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности. – Екатеринбург, 2001г. – 145 с.

25. Музыка: Энциклопедия / под. Ред. Г.В.Келдыш.- М., Большая Российская энциклопедия, 2003 – 672 с.

26. Материалы Генеральной конференции ЮНЕСКО в странах переходного периода Восточной Европы и Азии. Рекомендаций по сохранению фольклора. – Алматы, 1999. – 537 с

27. Балтабаев М.Х. Современная художественная культура Казахстана: гносеология, ментальность, преемственность, перспективы – Алматы: РНЦПК, 1997 – 156 с.

28. Колесов М.С. Человек в мире художественной культуры.- М., 1968.

29. Земцовский И.И. О современном фольклоризме (традиционный фольклор в современной художественной жизни). – Л., 1984.

30. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. – М.: Просвещение, 1981. – 48с.

31. Николов Л. Структура человеческой деятельности / Под ред. Л.П. Буевой. – М.: Прогресс, 1984. – 175 с.

32. Божович Л.И. Изучение личности и ее формирование в онтогенезе //В кн.: Проблема управления процессом формирования /Под ред. А.В.Зосимовского и Л.И.Рувинского. – М.: МГУ, 1972. – С.7 – 13.

33. Махмутов М.И. Проблемное обучение. – М.: Педагогика, 1975. – 367 с.

34. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 224 с.

35. Булыго К.М. Повышение эффективности проблемных ситуаций в учебной деятельности музыканта: Автореф. дис…канд.пед.наук. – М., 1983. – 16 с.

36. Арчажникова Л.Г. Творческое мышление – основа профессиональной деятельности учителя музыки // Методы формирования музыкального мышления студентов-заочников в процессе обучения. – М., 1980. – С. 4 – 8.

37. Абдуллин Э.Б. Теоретические и методические основы музыкального обучения в общеобразовательной школе: Учебное пособие. – М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1982. – 135 с.

38. Мухамбетова А. Изучение традиционной казахской музыки в Х1Х – ХХ вв.

39. Аманов Б.Ж., Мухамбетова А.И. Казахская традиционная музыка и ХХ век. Алматы: Дайк-Пресс, 2002, 544 с.

40. Балтабаев М.Х. Современная художественная культура Казахстана: гносеология, ментальность, преемственность, перспективы – Алматы: РНЦПК, 1997 – 156 с.

41. Балтабаев М.Х. Педагогическая культурология: Уч.пособие. – Алматы: РИК КАО им.Алтынсарина, 2000.

42. «Елим–ай» /Учебное пособие для учителя музыки. – Алматы: Атамекен, 1993. – 91 с. (авторы: М. Балтабаев, Б.С. Утемуратова.

43. Кульманова Ш.Б. О методах обучения на уроках музыки в процессе изучения младшими школьниками казахской народной музыки /Музыкальное образование в Казахстане. Алматы, 2007. – 272 с.

44. Программа по музыке для казахской общеобразовательной школы «Мурагер» /Сост. Раимбергенов. – Алматы, 1990.

45. Кац М.Г. Музыкально–поэти­че­ский фольклор в воспитании школьников Казахстана (Ме­тод. рекомендации). – Алма–Ата, 1993. – 19 с.

46. Жармухамедов М. Айтыс жанрының қазақ әдебиетінде дамуы. Алматы, 1976.

47. Фельдштейн Д.И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков. – М., 1982. – 224 с.

48. Мухамбетова А. И. Календарь и жанровая система традиционной музыки казахов // Традиции и перспективы изучения музыкального фольклора народов СССР. М., 1989. с. 106-130.

49. Касьянов В. В. Социология: Учебник для студентов высших учебных заведений. Ростов Н/Д: «Феникс», 2003. – 320 с.

50. Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Феникс. 1995. - 576 с.

51. Арутюнов С. А. Инновация в культуре этноса и их социально-экономическая обусловленность // Этнографические исследования развития культуры. – М.: Наука, 1985. – 262 с.

52. Психология. Словарь/Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.

53. Санджиев А. Б. Педагогические постулаты академика Волкова. Этнопедагогика в системе образования. Республиканский научно-методический журнал / Под общ. ред. К.Ж. Кожахметовой. – 2007(№5). – 59с. [с. 2 – 5]

54. Этнопедагогика в системе образования. Республиканский научно-методический журнал / Под общ. ред. К.Ж. Кожахметовой. – 2007(№6). – 59с. [с. 2 – 7]

55. Этнопедагогика в системе образования. Республиканский научно-методический журнал / Под общ. ред. К.Ж. Кожахметовой. – 2008(№1). – 59с. [с. 3 – 7]

56. Этнопедагогика в системе образования. Республиканский научно-методический журнал / Под общ. ред. К.Ж. Кожахметовой. – 2006(№5). – 59с. [с. 15 – 21]

57. Этнопедагогика в системе образования. Республиканский научно-методический журнал / Под общ. ред. К.Ж. Кожахметовой. – 2006(№6). – 59с. [с. 2 – 5]

58. Этнопедагогика в системе образования. Республиканский научно-методический журнал / Под общ. ред. К.Ж. Кожахметовой. – 2007(№4). – 59с. [с. 7 – 13]

59. Этнопедагогика в системе образования. Республиканский научно-методический журнал / Под общ. ред. К.Ж. Кожахметовой. – 2008(№1). – 59с. [с. 11 – 15]

60. Этнопедагогика в системе образования. Республиканский научно-методический журнал / Под общ. ред. К.Ж. Кожахметовой. – 2006(№1). – 59с. [с. 20 – 25]

61. Этнопедагогика в системе образования. Республиканский научно-методический журнал / Под общ. ред. К.Ж. Кожахметовой. – 2007(№3). – 59с. [с. 15 – 16]

62. Этнопедагогика в системе образования. Республиканский научно-методический журнал / Под общ. ред. К.Ж. Кожахметовой. – 2006(№3). – 59с. [с. 33 – 37]

63. Этнопедагогика в системе образования. Республиканский научно-методический журнал / Под общ. ред. К.Ж. Кожахметовой. – 2007(№5). – 59с. [с. 17 – 18]

64. Менеджмент в образовании. Информационно-методический вестник. – А.: 2001 (№2). – 192 с. [с. 99]

65. Высшая школа Казахстана. Международный научно-педагогический журнал / Под ред. Б. Амзеевой. – А.: 2003(№1). – 257 с. [с. 167 – 171]

66. Педагогическое образование и наука. Научно-методический журнал / Гл. ред. В.А. Сластёнин. – М.: 2007(№2). – 81 с. [с. 42 – 45]

67. Высшая школа Казахстана. Международный научно-педагогический журнал / Под ред. Б. Амзеевой. – А.: 2007(№1). – 331 с. [с. 131 – 132]

68. Музыка: Учебник для 3 класса общеобразовательной школы / С.А. Елеманова, А.А. Саильянц, А. Жайымов, Ж. Енсепов, Б. Искаков, Ж. Сарсембенов. - Алматы: Атамура, 2001. – 128 с., илл., ноты.

 

 

Приложение 1

Тест


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: