I. Организационный момент

Музыкальное приветствие                                                                                            2 мин.                                                             

II. Основная часть

Выход почтальона Печкина                                                                                      7 мин. 

Новые знания                                                                                                                10 мин.

Ритмическая минутка                                                                                                 3 мин.

Фиксирование новых знаний                                                                                    6 мин.

Вокальная работа                                                                                                      12 мин.

III. Заключительная часть

Музыкальное обобщение                                                                                          3 мин.

Домашнее задание                                                                                                      2 мин.

Ход урока

I. Организационный момент

Музыкальное приветствие:

                  Спасибо, спасибо,

                  Спасибо за сегодня!

                  Спасибо, спасибо,

                  Спасибо за сейчас!

II. Основная часть

Выход почтальона Печкина

Учитель: Ребята, сегодня мы познакомимся с новым понятием! Это – … (стук в дверь).

Почтальон Печкин: это школа № 10? 3-й класс здесь учится? Вы меня узнали?

Правильно! Я – Печкин, почтальон из Простоквашино, принёс вам посылку. Только я вам её не отдам, потому что у вас нет документов.

Учитель: Добрый день почтальон Печкин! Вы правильно попали, по адресу, и документы у нас имеются. Дети, покажите Печкину ваши дневники. Вот, посмотри Печкин – это дневник ученика: здесь есть фотография (у всех дневники – проверь), фамилия, имя, адрес, расписание уроков и домашнее задание, которое дети сейчас запишут: страница 5 в учебнике «Музыка».

Почтальон Печкин: Действительно! Это – документ! В них оценки, положительные (ходит, проверяет, как дети записали домашнее задание, хвалит тех, у кого «5» и «4»). Тогда распишитесь в получении посылки, её я вам оставлю, а сам пойду по другим адресам. (Уходит)

Учитель: Интересно, что там в посылке?

Учитель достаёт музыкальный инструмент дауылпаз и письмо от батыра Алпамыса:

«Дорогие дети! Я, батыр Алпамыс, передаю вам привет из далёкого прошлого. Много батыров сражались за родную землю, избавляя её от врагов. Дарю вам боевой инструмент батыра – дауылпаз. Звук у него громкий, он собирал войско и извещал о начале битвы. Будьте сильными, смелыми, любите свой народ и родную землю!

Алпамыс»

Новые знания

Учитель показывает инструмент детям и ведёт рассказ:

В давние времена, когда враги часто совершали набеги на селения мирных жителей, народ мечтал о надёжных и сильных защитниках. В русских сказаниях таких защитников называли богатырями, а в казахских - батырами. Богатырь обычно не уязвим: не тонет в воде, не горит в огне, меч не может его разрубить. О казахских батырах народ говорит: сильный, как лев; выносливый, как верблюд; справедливый, как орёл. Как гласят казахские легенды, такими были: Алпамыс, Кобланды, Ер-Таргын, Кашбар и другие.

Народ воспевал их героизм и мужество в эпических песнях, сопровождая их звуками кобыза или домбры. И взрослые, и дети часами напролёт слушали напевные рассказы о чудесном рождении батыров и об их необыкновенных подвигах. Такие сказания относятся – в устном народном творчестве – к эпосу.

Эпос – греческое слово, оно означает сказание, рассказ, песнь, поэтическая история народа. По-казахски эпос – это жыр. А певцов-исполнителей жыра называют жырши.

Жырши – это только исполнители эпосов, а жырау – поэт-исполнитель. И жырши, и жырау всегда были почётными гостями в аулах, их провожали в самую красивую и богатую юрту, угощали, одевали, оставляли погостить, чтобы ещё и ещё услышать про подвиги батыров.

В Казахстане существует более 100 таких жыров. Жыры бывают героическими и лирическими. Лирические эпосы рассказывают о социальной жизни народа и их чувствах. Это: «Кыз Жибек», «Сулушаш», «Козы Корпеш и Баян Сулу» и многие другие, в которых главные герои во имя любви жертвуют своими жизнями.

Героические жыры – прославление мужества, героизма защитников Родины и народа. Герои-батыры наделяются самыми справедливыми и мудрыми решениями, батыры выступают один на один с войском и выходят победителями. снаряжение батыра защищает его от стрел, огня и меча, и, конечно, у каждого батыра есть надёжный друг – его богатырский конь.

 

Ритмическая минутка

                          Как подушка он пузатый,

                              Круглый, толстый, важный пан.

                              Только не набит он ватой

                              Наш знакомый барабан.

                              Там – та – ра – рам! (4 раза)

Дети маршируют, активно работая руками – палочками барабана.

 

Фиксирование новых знаний

Учитель: теперь запишем основные понятия:

· Эпос – греческое слово, в переводе – сказание, песнь, рассказ;

· Жыр – эпос по-казахски;

· Жыр бывает лирический и героический;

· Батыр – главный герой жыра;

· Жырши и жырау – исполнители жыра под аккомпанемент домбры.

 

Вокальная работа

· Знакомство с новой песней – «Надо только захотеть».

Учитель: Песня учит добру и дружбе, как раз то, о чём нам писал батыр Алпамыс. Ритм сложный, будьте внимательны, точно пропевайте нижний и верхний звуки в припеве.

· Исполнение песни на казахском языке «Туган жер», точно интонируя мелодию, пропевая шестнадцатые ноты.

· Исполнение песни по желанию детей – доставить радость от встречи с песней. Следить за дыханием, умением слушать друг друга.

 

III. Заключительная часть

Музыкальное обобщение

Учитель: Теперь мы вспомним, что нового узнали на сегодняшнем уроке. Почтальон Печкин из деревни Простоквашино принёс нам посылку. Дауылпаз будет звучать и созывать всех на урок и извещать об его окончании.

Эпос, жыр, жырау, жырши, лирический и героический эпосы – всё это вы прочитаете в учебнике на странице 5.

Урок окончен.

 

2. Домашнее задание: Прочитать (стр. 5), подобрать пословицы про батыра и его верном друге – коне.

 

 

Урок 2

Тема урока: «Хороший конь – крылья джигита»

Цель: Знакомство детей с понятием эпос.

 

Задачи обучения: Закрепить знания о народном творчестве – эпос.

Воспитывать интерес и уважение детей к творчеству казахского народа. В процессе блиц опроса закрепить, знания пословиц на тему: «Конь – верный друг батыра»

Познакомить с графикой Е. М. Сидоркина «Казахский эпос», «Казахские народные игры». Развивать вокальные и творческие способности детей через музыкально-ритмические движения.

 

Задачи воспитания: Формирование интереса к традиционной казахской культуре;

                            Формирование доброжелательного отношения к миру, друг к другу, чувства поддержки, терпимости, умение любоваться красотой природы.

 

Задачи развития: Вокально-хоровая работа: формирование и развитие метроритмического чувства, развитие ладового чувства, пения в ансамбле, работа над фразировкой в песне «Надо только захотеть».

 

Оборудование: магнитофон, запись народного кюя, иллюстрации Е. Сидоркина «Казахский эпос» - оформленные в выставку, пословицы о батыре и коне, тетради для работы на уроке.

 

 

Музыкальный материал: «Кара жорга» казахский народный кюй, метроритмическое упражнение «Ручки и головка»; «Туган жер» К. Дюйсекеев, Ш. Сариев; «Музыкальная шкатулка» Ю. Чичков, З. Петрова.

 

 

Литература: учебник 3 класс; «Уроки музыки» - Л. В. Золина; «Казахский эпос» - Е. М. Сидоркин, графика; энциклопедические данные.

 

План


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: