Организационная структура авиакомпании. Место и роль Службы организации перевозок в деятельности авиакомпании

 

С позиции системного подхода модель управления авиакомпанией выглядит следующим образом (см. Приложение 1):

Как и в любой бизнес-системе, на вход авиакомпании поступают ресурсы: материальные, финансовые, трудовые, информационные, на выходе создается продукция - авиатранспортные услуги (при перевозке пассажиров - пассажирокилометры, при перевозке грузов - тоннокилометры). Для создания авиатранспортной продукции авиакомпания должна располагать парком воздушных судов. Численность и номенклатура парка воздушных судов должна соответствовать реальному платежеспособному потребительскому спросу. Она зависит также от выбранной сферы деятельности - целевого рынка, географического направления и степени развитости сети воздушных линий авиакомпании и ряда других параметров. При этом деятельность любой авиакомпании будет эффективной только в том случае, если располагаемые провозные возможности парка воздушных судов могут быть задействованы с высоким коэффициентом использования предельной коммерческой загрузки самолетов (в пределах 0,6 - 0,7) и при достаточно высоком среднегодовом налете часов на среднесписочный самолет.

Решение данной задачи во многом зависит от организационной структуры авиакомпании и, прежде всего, от того, насколько эффективно будут задействованы три ее основные функциональные подсистемы: летной, технической и коммерческой эксплуатации (см. Приложение 2).

При этом подсистема летной эксплуатации должна располагать высокопрофессиональным летно-подъемным составом, обеспечивающим безопасность полетов; подсистема технической эксплуатации должна обеспечить исправность авиатехники и ее безаварийную эксплуатацию; подсистема коммерческой эксплуатации несет ответственность за высокое качество организации обслуживания пассажиров и грузоотправителей и коммерческую работу, направленную на привлечение потенциальной клиентуры и продажу перевозок.

Для более полного понимания места и роли СОП в деятельности авиакомпании рассмотрим организационную структуру ОАО "Авиакомпания "Татарстан" (см. Приложение 3). В данном случае под организационной структурой понимается "состав и формы взаимосвязей единиц и звеньев, выполняющих определенные функции".

Тип данной организационной структуры позиционируется как линейно - функциональный. Как следует из представленной схемы, во главе авиакомпании стоит генеральный директор. Структура авиакомпании представлена различными отделами. При этом в состав подсистемы летной эксплуатации входят:

главный летный штурман;

1-й летный отряд (Казань);

2-й летный отряд (Нижнекамск);

служба бортпроводников;

шеф-пилот;

врач летного отряда

под общим руководством Директора летной службы.

Подсистема технической эксплуатации представлена следующими звеньями:

Авиатехнический комплекс, Казань (АТК)

Авиатехническая база, Нижнекамск (АТБ);

Отдел качества;

ОМТС

Транспортный участок;

РСУ;

Отдел охраны

под общим руководством заместителя генерального директора по ИАО, производству и качеству.

В качестве подсистемы, отвечающей за коммерческую эксплуатацию, выступает Служба организации перевозок (далее именуется - СОП).

Служба организации перевозок является структурным подразделением ОАО "Авиакомпания "Татарстан" и подчиняется коммерческому директору авиакомпании. СОП осуществляет организацию воздушных перевозок пассажиров, багажа, почты и грузов рейсами авиакомпании. Организационная структура СОП в настоящее время включает (см. Приложение 4):

группа расписания:

ведущий специалист по расписанию;

специалист по расписанию;

группа поддержки SITA DCS:

старший специалист SITA DCS;

группа контроля наземного обслуживания рейсов в ОАО "МАК":

Специалист по контролю наземного обслуживания рейсов авиакомпании в ОАО "Международный аэропорт "Казань";

группа организации питания и сервиса на борту:

специалист по организации бортпитания и сервиса;

специалист по коммерческой деятельности;

группа управления перевозками:

ведущий специалист по организации внутренних перевозок;

старший специалист по организации внутренних перевозок;

специалист по организации внутренних перевозок;

специалист по организации международных перевозок;

специалист по организации грузовых перевозок;

группа продаж:

специалист по организации продажи авиаперевозок;

старший билетный кассир;

билетный кассир;

специалист по рекламной деятельности.

При этом Положение при описании структуры не содержит упоминания должности специалиста по рекламной деятельности, хотя в схеме организационной структуры данная должность присутствует. Кроме того, фактически отсутствуют должности старшего специалиста по организации внутренних перевозок и специалиста по организации международных авиаперевозок.

Рассмотрим положение каждой должности СОП на предмет ее положения в организационной иерархии:

Группа расписания:

ведущий специалист по расписанию - подчиняется непосредственно начальнику СОП; кроме того, фактически напрямую подчиняется еще одному руководителю - заместителю коммерческого директора СОП;

специалист по расписанию - подчиняется непосредственно начальнику СОП. Следует отметить, что существует противоречие в понимании сотрудником, а также персоналом СОП места данной должности в структуре авиакомпании. Широко распространено мнение, что должность специалиста по расписанию входит в структуру Производственно-диспетчерской службы авиакомпании. Таким образом, данный специалист непосредственно подчиняется начальнику СОП и в то же время начальнику Производственно-диспетчерской службы.

Группа поддержки SITA DCS:

старший специалист SITA DCS - подчиняется непосредственно начальнику СОП.

Группа контроля наземного обслуживания рейсов в ОАО "МАК":

Специалист по контролю наземного обслуживания рейсов авиакомпании в ОАО "Международный аэропорт "Казань" - подчиняется непосредственно начальнику СОП.

Группа организации питания и сервиса на борту:

специалист по организации бортпитания и сервиса - подчиняется непосредственно начальнику СОП;

специалист по коммерческой деятельности - подчиняется непосредственно начальнику СОП.

Группа управления перевозками:

ведущий специалист по организации внутренних перевозок - подчиняется непосредственно начальнику СОП, выполняет его функции во время отсутствия;

специалист по организации внутренних перевозок - исходя из декларируемой организационной структуры СОП, непосредственно подчиняется ведущему специалисту, однако на деле данная взаимосвязь отсутствует, подчиняется напрямую начальнику СОП;

специалист по организации грузовых перевозок - подчиняется непосредственно начальнику СОП.

Группа продаж:

специалист по организации продажи авиаперевозок - подчиняется непосредственно начальнику СОП;

старший билетный кассир - исходя из декларируемой организационной структуры СОП, непосредственно подчиняется специалисту по организации продажи авиаперевозок, фактически - напрямую начальнику СОП;

билетный кассир - подчиняется непосредственно начальнику СОП и старшему билетному кассиру.

Специалист по рекламной деятельности - подчиняется непосредственно начальнику СОП.

В данном случае следует отметить высокую централизацию власти руководителя, фактически организационная структура СОП имеет только один уровень управления - все сотрудники подчиняются напрямую начальнику СОП. Исключение составляет билетный кассир, непосредственно подчиняющийся старшему билетному кассиру.


2.3 Анализ содержания деятельности персонала СОП ОАО "Авиакомпания "Татарстан"

 

Проведение анализа содержания деятельности персонала СОП в контексте данного исследования имеет своей целью выявление фактических функций, выполняемых персоналом СОП в процессе своей профессиональной деятельности.

Под функцией в данном исследовании понимается совокупность видов деятельности, наиболее часто выполняемых сотрудником СОП в процессе своей профессиональной деятельности. Используемый метод для анализа содержания деятельности - метод структурированного собеседования.

При обработке собранной в результате анализа информации были определены состав и наименование функций, фактически выполняемых персоналом СОП, взаимодействия, возникающие между СОП и другими подразделениями в процессе выполнения персоналом СОП данных функций.

На собственно аналитическом этапе была сформулированы функции персонала СОП, проведена их классификация и декомпозиция, проведен анализ функциональных взаимосвязей персонала СОП.

Кроме того, был проведен сопоставительный анализ фактически выполняемых специалистами функций с теми, выполнение которых предусматривается нормативными документами - должностными инструкциями СОП по следующим основным позициям:

A. функция выполняется специалистом, ее выполнение регламентируется нормативными документами;






Подборка статей по вашей теме: