Исследования подготовки и технологии разработки анимационного обслуживания для детей

 

Для определения сущности профессиональной деятельности менеджеров- аниматоров необходимо более подробное рассмотрение понятия «досуг», соотнесение этого понятия с понятиями рекреации и отдыха и выяснения понимания культуры досуга.

В Советском энциклопедическом словаре досугу дается такое определение: «Досуг (свободное время) - это часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года) остающегося у человека (группы, общества), за вычетом непреложных, необходимых затрат. В структуре свободного времени выделяют активную творческую деятельность; учебу, самообразование; культурное (духовное) потребление (чтение газет, книг, посещение кино), занятия спортом; любительские занятия, игры см с детьми; общение с другими людьми».

Культурный досуг способен сформировать в обществе достойную среду воспитания нравственности и гармонически развитой личности. Однако клубы, центры, гостиницы, тематические парки, санаторно -курортные комплексы, дома отдыха и туристские базы нуждаются в организаторах досуга – аниматорах, которые должны уметь общаться с людьми, планировать досуг, предлагать туристам и отдыхающим большой выбор интересных, увлекательных анимационных шоу-программ.

 В современных условиях есть потребность в организации качественно нового досуга, который смог бы заменить большое количество неформальных объединений и различных увеселительных заведений с сомнительной репутацией.

Если вооружить работников сферы туризма интересными и увлекательными анимационными шоу- программами, учитывающими возрастные и психологические особенности, традиции, то это позволит сделать туризм в нашей стране действительно массовым, способным вовлечь в свою сферу все слои населения, в том числе и семьи с детьми.

В настоящие время необходимы следующие условия для внедрения анимационной деятельности в туристскую деятельность:

- разработка основных требований к развитию методического обеспечения туризма разнообразными видами анимационной деятельности;

- специальная подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров – специалистов анимационной деятельности;

- разработка типовых сценариев разнообразных театрализованных мероприятий, праздников, шоу, корпоративных вечеров отдыха и циклов рекреационных занятий;

- разработка методов и форм вовлечения различных групп и слоев населения в создание инфраструктуры развлечения;

- формирование отраслевых заказов на внедрение анимационных программ обслуживания населения туристскими предприятиями, фирмами, объединениями.

Кадровое обеспечение процессов внедрения анимационной деятельности в санаторно - курортную деятельность включает:

- перестройку системы профессиональной ориентации руководителей туристских предприятий, фирм, объединений и организаций;

- подготовку и переподготовку специалистов, способных разрабатывать сценарии анимационных программ для туристских предприятий, фирм, объединений и организаций, их готовность к реализации процессов анимации.

Кроме того, необходимо создание отраслевого банка типовых сценариев анимационных программ на местах с учетом региональных особенностей.

Успех массового мероприятия зависит от многих факторов (Рис.2).

 

Рис.2.Схема условий успешного массового мероприятия (шоу- программы)

 

В связи с этим важнейшим становится вопрос подготовки квалифицированных кадров в сфере анимационного мастерства.

Анимационная команда придает большое значение тщательной подготовке праздников, рекламирует их проведение, оформляет сценическую площадку, шьет костюмы, делает декорации.

Сценаристу приходится осваивать большое количество литературных источников, чтобы создать интересный, необычный и оригинальный сценарий анимационного мероприятия. Особенно это сложно для тех, кто проходит курс лечения в санаторно - курортных комплексах различного направлений. В сценарии анимационных мероприятий важно включать конкурсы, интеллектуальные викторины, которые будут отражать направления лечения.

Требования к работникам анимационной команды:

1. Режиссер, сценарист, актеры, звукотехник, светорежиссер принимаются на конкурсной основе по результатам квалификационных испытаний и тестирований.

2. В анимационную команду включают аниматоров, владеющих различными языками, если происходит прием и обслуживание иностранных туристов.

3. Регулярно, по специальной программе должна проводиться профессиональная переподготовка работников туристского предприятия на курсах повышения квалификации. К работникам анимационной команды предъявляются особые требования: аниматоры должны владеть актерским мастерством, сценическим движением, культурой речи, иметь сценарии игровых программ для занятий с детьми и подростками, театрализованных шоу- представлений, вечеров отдыха.

4. Все работники должны быть одеты в форменную одежду и обувь установленного для данного санаторно - курортного предприятия образца, на одежде носить личный значок с эмблемой данного предприятия, указанием должности, фамилии, имени.

5. Работники анимационной команды должны быть внешне аккуратными, бодрыми и иметь подтянутый вид, быть вежливыми и предупредительными в отношениях с посетителями. В случае возникновения конфликтной ситуации любой работник санаторно - курортного предприятия должен обратиться к дежурному администратору, метрдотелю или директору предприятия.

Обучение и подготовка аниматоров санаторно-курортного предприятия включает:

- повышение образовательного уровня, издание специальных учебных материалов по вопросам обслуживания клиентов;

- современную работу с опытными аниматорами санаторно- курортных предприятий для овладения новыми методами анимационной работы, которая включает различные виды обслуживания и лечения.

Правильный подход к всестороннему обучению вносит значительный вклад в успех общего дела. Основная задача профессиональной подготовки аниматоров – научить их понимать нужды клиентов, иметь индивидуальный подход к каждому, удовлетворять желания клиента. Основные качества, которые учитываются при профессиональной подготовке аниматоров,- это: научить избегать нареканий со стороны клиентов, улаживать конфликтные ситуации, уходить от ошибок в обслуживании.

Профессиональное обучение аниматоров санаторно - туристских предприятий проводится постоянно. Для этого создаются специальные курсы обучения и повышения квалификации аниматоров.

Каждая программа обучения предполагает определение конкретных потребностей в обучении аниматоров и постановку конкретных целей. Поскольку всякое учение направлено на лучшее обслуживание гостей,программа фокусируется на подготовке и переподготовке работников анимации.

Каждый сотрудник должен понимать что, что индивидуальные задачи помогают бизнесу добиваться в целом более высокой прибыли. А увеличение бизнеса непосредственно влияет на увеличение заработной платы.

Однако многим аниматорам как творческим людям недостаточно только материального вознаграждения, их необходимо хвалить за проведение интересных мероприятий, творческие находки. Нужно обращать внимание на качество их работы - когда задание выполнено отлично или когда аниматор выходит за рамки своих профессиональных обязанностей, чтобы выполнить работу лучше.

Необходимо регулярно проводить собрания аниматоров, на которых они могли бы обсуждать, какие меры предпринимать, чтобы анимационные программы стали более интересными и привлекательными. Какие проблемы могут возникнуть и как действовать аниматорам, чтоб избежать этих проблем? Что говорят клиенты по поводу положительных и отрицательных сторон анимационной деятельности санаторно - курортного предприятия?

Важно регулярно проводить заполнение анкет, что поможет аниматорам творчески раскрыться, раскрепоститься.

В анимационной команде применяется линейная структура управления которая характеризуется тем, что все функции управления сосредоточены в линейных звеньях - каждый аниматор подчиняется шефу анимации и получает от него указания по вопросам анимационной деятельности. Это исключает получение аниматорами противоречивых и не связанных между собой указаний, повышает ответственность шефа анимации за результат анимационной работы[ 24, c.320-326].

Подобная структура максимально обеспечивает принципы единоначалия в управлении. При линейной структуре управления шеф анимации отвечает за весь объем работы анимационной команды и выполняет все функции управления. Для более слаженной работы требуется соблюдение следующих условий: минимальное количество ступеней управления; оптимальное количество руководителей и подчиненных.

Аниматоры с первого дня отдыха формируют у детей способность правильно, интересно использовать, организовать свой досуг. Аниматоры ненавязчиво предлагают дело, помогают в организации занятий, проведении культурно- развлекательных мероприятий, приучают детей к самостоятельности. Важно, чтобы дети принимали решения в вопросах подготовки, организации и проведении мероприятий самостоятельно. Аниматор лишь корректирует деятельность детского коллектива и направляет его в нужное русло[16, c.59]. Необходимо проводить специальные маркетинговые исследования, на основе которых определяются пожелания детей, выявляются их интересы, определяются те моменты, которые больше всего волнуют детей перед поездкой на отдых. На основе результатов этих исследований строить программу таким образом, чтобы она удовлетворяла запросам ребенка (Таблица 2).

 

Таблица 2

Пожелания детей. Пример результатов исследований за 2009 год

Пожелания детей Сочи Финляндия Чехия Испания
Насыщенность экскурсиями 70% 70% 65% 60%  
Познавательность 54% 60% 70% 70%
Увеличение театрализованной деятельности 67%   30% 50% 89%
Увеличение количества кружков 35% 91% 60% 45%
Увеличение свободного времени 30% 46% 60% 30%

 

В комнате творчества детям можно предложить занятия: рисование, выжигание, лепку из глины или пластилина, шитье, вязание, конструирование моделей самолетов, техники, выпиливание. Художественный руководитель (аниматор) поможет советом, подберет нужные репродукции художников, книги по искусству, пособия по конструированию,вышиванию.

Особое место в воспитании детей должен занимать анализ поведения детей в различных жизненных ситуациях, моделируемых аниматором в процессе проведения ролевых и деловых игр. Полезные упражнения формируют мировоззрение, нравственную силу, повышают интеллект.

Вовлекая детей в игровую деятельность, аниматоры учат их жить, строить свои отношения с окружающими, формируют моральные принципы поведения, обогащают запас чувств и впечатлений, создают основу для активации положительных эмоций, формируют ответственность личности, развивают творческий потенциал.

Детский туризм – явление многообразное. Он все шире используется как средство воспитания, укрепления здоровья, предоставления содержательного отдыха. Роль и место детско-юношеского туризма возрастают и благоприятствуют эстетическому воспитанию ребенка, развивают творчество, воспитывают воображение, способность воспринимать и ценить прекрасное, повышают культурный уровень, совершенствуют нравственно.

Анимационные занятия связаны со сменой привычной, повседневной обстановки, с продолжительным пребыванием на воздухе, с интенсивной физической нагрузкой (шейпинг, аэробика, спортивные танцы), которые закаляют организм, повышают работоспособность ребенка. Эмоциональная и интеллектуальная насыщенность анимационной программы, ее оздоровительный эффект, устойчивые межличностные связи делают занятия с аниматором продолжительным и постоянным увлечением. Анимационная деятельность развивает у детей такие нравственные качества, как честность, трудолюбие, коллективизм, взаимная поддержка; обязательность выполнения следующих требований: бережного отношения к природе, стремление приумножить ее богатство; соблюдение норм гуманности; бережного отношения к общественной собственности; передаче опыта младшим и оказания помощи слабым.

Анимационные программы включают спортивные игры и состязания, танцевальные вечера, карнавалы, игры, занятия, входящие в сферу духовных интересов[ 35, c.71].

Классификация анимационных программ представлена в виде

таблицы 3.

Таблица 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: