Анализ игровой деятельности в детских анимационных программах

 

Разнообразные теоретические объяснения сущности игры связаны с множественностью ее функций. Игра является средством развлечения, общения, отдыха. В игре ребенок получает удовольствие, снимает нервное напряжение. Игра носит характер активной познавательной деятельности. Уже в детских играх человек познает мир, приобретает жизненный опыт, необходимый для реальных жизненных ситуаций. Игра есть средство воспитания, обучения, формирования мироощущения человека. Игра в качестве средства общения особо ценна. Замкнутый ребенок учится в игре чувствовать себя свободно, а импульсивный, подчиняясь логике игры, ведет себя сдержаннее, между ранее незнакомыми детьми налаживаются дружеские отношения. Безусловна практическая польза от спортивных игр.

Каждая игра обладает набором правил. Правила предусматривают получение игроком выигрыша или проигрыша. Каждый игрок стремится выиграть. Характерная особенность игр - постоянство их правил. Большинство правил веками не изменяется (например, правила игры в лото, шахматы, городки). Популярность некоторых игр со временем уменьшается. Однако техническое переоснащение игр придает им новый импульс. Так, в популярных компьютерных играх числятся игры-перевоплощения, классические настольные игры, интеллектуальные карточные игры.

Определение факторов игровой деятельности ребенка имеет не только познавательную, но и практическую направленность, обеспечивая в дальнейшем возможность создания новых игр с ожидаемыми последствиями.

Следует анализировать не только сам процесс игры, но и период жизни ребенка, предшествующий игре. Важны периоды: формирования личности игрока, мотивации игры, принятия решения об игре, время непосредственной игры. На протяжении различных периодов жизни имеет место взаимодействие личности с окружающей средой. Под влиянием среды формируются установки личности, оцениваются возможности удовлетворения потребностей и воздействия ребенка на игровую среду. Окружающая среда в сочетании с особым внутренним миром ребенка детерминируют поведение игрока. Изучение периода жизни детей, предшествующего игре, поможет раскрыть происхождение и развитие их игрового поведения[7, c. 15].

Игры сопутствуют нам на протяжении всей жизни, изменяясь по степени сложности. В организации досуга в оздоровительных лагерях и туристских предприятиях, для взрослых игра - это эффективная форма отдыха, позволяющая снять физическое и психическое напряжение, а для детей (при умелом руководстве со стороны взрослых) игра становится действенным средством умственного и физического развития, нравственного и эстетического воспитания. Единая и исчерпывающая классификация игр отсутствует

Существуют игры-упражнения, главное назначение которых - воспроизведение предметных действий, и ролевые игры, в которых на первый план выдвигается воспроизведение общественных отношений и трудовых функций. Игра является хорошим методом обучения и воспитания. Она социальна по своему происхождению, по своей природе, и именно поэтому она социальна по своему содержанию. С помощью игры не только познается окружающий мир, но и воспитывается творческая инициатива, пробуждается любознательность, формируется чувство ритма, вырабатывается пластичность, активизируется мышление. Благодаря игре дети легко вовлекаются в различные действия, учатся взаимодействовать с окружающими.

В результате анализа экспертных заключений многих педагогов и психологов, можно сделать вывод о большом влиянии игры на интеллектуальное, эстетическое, духовное, нравственное развитие детей. Игра учит соотносить свою позицию с позицией другого участника игры, и доставляет радость творчества, радость победы[ 25, c.26].

Детскому аниматору, организующему досуг, необходимо знать все разновидности игр: спортивные, интеллектуальные и, конечно, традиционные народные. Русская народная культура издавна богата играми, в которых живет уважение к прошлому и вера в будущее. Обычно игра имеет определенные задачи, решение которых требует необходимых знаний и умений. Оформление игровой задачи имеет важное значение для подвижных игр с правилами. Во многих из них игровая задача оформляется в виде ролей. Разнообразные дидактические и подвижные игры способствуют развитию и уточнению восприятия отдельных качеств вещей, развитию наблюдательности, формированию обобщений и других сторон интеллектуальной деятетельности, совершенствованию координации движений, быстроты, силы, меткости, ловкости.

Почти все эти игры, поскольку они являются коллективными и требуют выполнения определённых правил поведения, имеют существенное значение для воспитания воли, умения подчинять свои действия общей задаче.

Большое значение имеют игры в детском и подростковом возрасте. Наибольшая роль принадлежит играм, наполненным романтико-героическим содержанием, связанным с туристскими походами, жизнью в лагерях. В этом возрасте игра становится мощным средством самовоспитания и самоусовершенствования. Не утрачивают своего значения игры и в старшем возрасте. Усложняются правила, меняется возраст участников, игры становятся сложнее и интереснее, а значение их в жизни человека становится еще более значимым.

Главное назначение игр - развитие человека, ориентация на творческое, экспериментальное поведение. Техника многих игр отрабатывалась столетиями, достигая своего художественного совершенства, поэтому установить авторство многих из них невозможно.

Моделей игры не много, разновидностей и забав великое множество (Таблица 4). Вся педагогическая мудрость игры в ее простых или чуть усложненных (заданных) правилах, в обычном ее описании. Взяв игру как заготовку, менеджер-аниматор продумывает сам, какому возрасту детей она подходит, усложняет или облегчает правила и технологию той или иной игровой миниатюры[ 32, c.24]. Игра обучает, развивает, помогает восстановить силы, дает хороший эмоциональный заряд бодрости. Игры могут с успехом применяться при организации детского, подросткового, молодежного и семейного досуга на туристских предприятиях.

Таблица 4

Классификация игр

Направление Характеристика
1 По возрасту Детские, подростковые, юношеские и игры для взрослых
2 По месту проведения Игры в помещении, на спортивной площадке, в лесу, на реке
3 По времени проведения Летние, зимние
4 По содержанию Спортивные, обрядовые, деловые, клубные
5 По физической и интелле-ктуальной нагрузке Подвижные, подвижные. По назначению: игры-тренировки (тренинга), игры-упражнения, игры- шутки

 

Игру необходимо рассматривать, как явление культуры, процесс творческой деятельности личности, с целью самореализации игры являются сокровищницей человеческой культуры. Огромно их разнообразие. Они отражают все области материального и духовного творчества людей. Естественно, что изучением игр занимались и занимаются многие отрасли знаний: история, этнография, антропология, педагогика, теория и методика физического воспитания.

Существует обширная отечественная литература как теоретического, так и методического характера, в которой рассматриваются роль игры, ее распространение, сходство и различие игрового фольклора у разных народов, методические особенности. Крупнейшие педагоги, ученые, прогрессивные общественные деятели считали игру весьма полезной для народного воспитания детей. На основе их работ и учета зарубежных публикаций подвижная игра рассматривается как осмысленная деятельность, направленная на достижение конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях. В ней проявляется творческая инициатива играющего, выражающаяся в разнообразии действий, согласованная с коллективными действиями. В игровой деятельности ребенка объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания о мире, жизни. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.

Игра – одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность(через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих. Главным признаком, отличающим большинство игр, является их сознательный характер. Перед играющим всегда ставится цель - выполнение какой-либо конечной задачи игры, т.е. получение результата, хотя и в рамках определенных способов его достижения, но такие, которые позволяют самим играющим выбирать пути, находить сообразно, своим возможностям новые решения в зависимости от постоянно меняющейся ситуации.

Понятие «игра» включает в себя множество различных форм игрового фольклора, каждая из которых, в конечном счете, способствует всестороннему развитию: физическому, психологическому, интеллектуальному.

Во многих играх, от дифференцированных, боевых условий, сохранились сюжеты военного характера, представленные в аллегорическом виде. Игры детей на военную тему, в процессе которых развивались физические и нравственные качества, формировались прикладные навыки, отвечающие требованиям военной подготовки, поощрялись взрослыми, поскольку читались лучшей формой подготовки к жизни. Если в историческом плане подвижная игра представляет собой подражение выполнению какого-либо трудового, бытового или военного действия, то в настоящее время такое действие не всегда осознается играющими Они выбирают игру сообразно опыту взрослых, но это не исключает, а предполагает, что в нее постоянно вносится творчество самих играющих, их небольшой, но все же определенный жизненный опыт. Вместе с тем происходит постепенное абстрагирование, частично связанное с состязательным характером, стремлением проявить превосходство в тех или иных двигательных действиях, в физических качествах. Именно поэтому состязательный характер подвижных игр способствовал тому, что определенная часть их легла в основу формирования спортивных игр. Надо отметить, что развивающийся спорт также оказывал влияний на народные игры[14, c.39].

Любая народная игра, попадая в иную среду, в зависимости от условия бытования либо получает дальнейшее развитие, либо трансформируется в новый вариант с сохранением основного сюжета. Принадлежность игры к тому или иному этнографическому району или региону, видимо, следует определять по наибольшей полноте сохранения первоначальной игровой канвы. В одних случаях игра сохранилась более полно, в других - частично, в-третьих, изменилась настолько, что лишь пристальное изучение сюжета может дать ключ к отысканию некоторых сторон истоков. Встречаются нетипичные игры, часть которых со временем адаптировалась к местным условиям.

Поскольку подвижные игры рассматриваются с точки зрения средств физического воспитания, то, естественно, интересна и эволюция изменения характера и содержания их в возрастном аспекте. Анализ формы и содержания народных подвижных игр показывает диалектику тесной взаимосвязи ее национальной и интернациональной сторон. Национальная форма подвижных игр выражается в том, что она по своему происхождению и развитию является характерной для конкретной нации, определена общественно- историческим ее развитием, своеобразием быта, особенностью психического склада. Получив распространение за пределами своей страны (несмотря на то, что для данной нации эта игра продолжает оставаться национальной) она становится международной. Признаком того, что игры получили социалистическое содержание, является подчинение их государственным интересам воспитания всего народа при регламентирующем факторе – этике советского общества, не допускающей унижения человеческого достоинства, грубости, применения болевых наказаний.

В культурно-историческом развитии любого народа игра являлась важным фактором воспитания в процессе первоначальной подготовки людей к жизни. В основе этой подготовки лежали особенности взаимоотношения с окружающей средой. Игра вводит человека в жизнь, в общение с окружающими людьми, с природой, способствует приобретению знаний, трудовых навыков, совершенствованию двигательной деятельности, активности, мышления, развития фантазии. Поскольку обширная и разнообразная по тематике игровая деятельность во многом отображает конкретные формы объективной действительности, то, следовательно, в ней на протяжении исторического развития проявляются такие важнейшие факторы преобразований, как конкретный для данного народа жизненный уклад, мировоззрение, степень культурного развития, культурные межнациональные связи и многое другое. В условиях современной цивилизации в связи с резким снижением двигательтельной активности человека возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми.

Особое значение народных подвижных игр заключается в том, что они широко доступны людям самого разного возраста.

Подвижные игры, несмотря на огромное разнообразие, связанное с этническими и другими особенностями, так или иначе, отражают такие общие характерные черты, присущие этой форме деятельности, как взамоотношение играющих с окружающей средой и познание реальной действительности. Целенаправленность и целесообразность поведения при достижении намеченной цели, связанного с внезапно возникающими и постоянно изменяющимися условиями, потребностью широкого выбора действий, требуют проявления творческих способностей, активности, инициативы. Такая широта использования возможностей, выражающаяся в самостоятельности и относительной свободе действий, сочетающихся с выполнением добровольно принятых или установленных условностей при подчинении личных интересов общим, связана с ярким проявлением эмоций. Все это с методической точки зрения характеризует подвижную игру как многоплановое, комплексное по воздействию, педагогическое средство воспитания детей. Комплексность выражается в формировании двигательных навыков, развитии и совершенствовании жизненно важных физических, умственных и морально-волевых качеств. Однако такое разностороннее воздействие не препятствует избирательной направленности в использовании народных подвижных игр.

Наличие соревновательного элемента в естественных видах движений позволяет использовать народные подвижные игры для подготовки к занятиям спортивными играми. Правильный отбор и руководство играми приобретают решающее значение в воспитании у детей чувства коллективизма, активности, инициативы, сознательной дисциплинированности; настойчивости в достижении поставленной цели, смелости.

Широта воспитательного воздействия народных подвижных игр, естественно, предъявляет и определенные методические требования к их проведению. Наиболее общими из них являются: соответствие игр образу жизни людей, их психическому складу, уровню культуры, традициям; соответствие сложности сюжета и содержания уровню развития, уровню знаний, умений, навыков и физических качеств занимающихся, их возрасту; соответствие задачам воспитания, образования, развития и, наконец, условиям, отвечающим успешному осушествлению педагогического процесса.

Гибкое применение известных принципов классификации, предоставляет детским аниматорам широчайшие возможности для рационального использования сокровищницы народного игрового фольклора, будь то задача преимущественного развития физических качеств или формирования и совершенствования, координированных и экономных движений, образования умения быстро входить в нужный ритм и темп физической деятельности, ловко, быстро и целесообразно выполнять разнообразные двигательные задачи, определенным образом отвечающие требованиям, которые предъявляет жизненно практическая деятельность. Разнообразие двигательных действий в народных подвижных играх содействует нормальному физическому развитию, укреплению здоровья детей.

Необходимо углубленное изучение и научное описание всего богатства народных подвижных игр и вековых традиций их использования, внедрение особенно ценных народных подвижных игр в современную физкультурно-спортивную работу. Правильное использование этого наследия в современной жизни людей содействует физическому и духовному воспитанию подрастающего поколения, а в конечном итоге - сближению и взаимообогащению национальных культур[ 23, c. 69-72].

Забота о воспитании всесторонне развитого, физически крепкого молодого поколения является задачей государственной важности. Для ее реализации необходимо широкое использование разнообразных средств и методов физической культуры как одного из важнейших условий укрепления здоровья, правильного воспитания и развития детей с самого раннего возраста.

Игра занимает важнейшее место и в жизни ребенка, и потому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания, образования.

 В практике широко используются игры ролевые, идактические, строительные, подвижные, игры с пением, географические, литературные, математические игры, познавательные, шуточные и музыкальные, сюжетные и массовые.

Но среди всего многообразия игр следует выделить особо подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия. Эти действия обусловлены сюжетом и правилами игры и направлены на достижение определенной условной цели, поставленной перед детьми взрослыми или самими играющими.

В русских селах и городах среди молодежи были широко распространены игры подвижного характера. Без них не обходился ни один даже самый скромный народный праздник.

В игру вовлекались целые группы подростков, которые состязались в силе, ловкости, быстроте, меткости. В связи с тем, что игры, как правило, проводились на улице, на свежем воздухе, это способствовало укреплению здоровья.

С развитием педагогической мысли происходит постепенный отбор из числа народных наиболее целесообразных в воспитательном отношении игр. В процессе длительной практики определилось их содержание, были сформулированы правила. Создавались и новые игры, преследующие специальные педагогические цели.

Наряду с творческими играми, возникающими в самостоятельной двигательной деятельности студентов, выделялись так называемые организованные, педагогически наиболее целесообразные подвижные игры с готовым зафиксированным содержанием и определенными правилами (Таблица 5).

При отборе игр, способствующих физическому воспитанию детей целесообразно ориентироваться на особенности их содержания, под которыми понимается, прежде всего, сюжет, тема игры, ее правила и двигательные действия.

Именно содержание игры определяет ее образовательную и воспитательную значимость, от содержания зависит своеобразие организации и характер выполнения двигательных заданий.

 Все игры, построенные на движении, можно разделить на две большие группы: подвижные игры с правилами и спортивные игры.

Активные двигательные действия при эмоциональной подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов.

Одной из задач педагогического руководства подвижными играми является поддержание в них достаточной активности всех игроков, постепенное усложнение заданий в соответствии с возрастными особенностями, физической подготовкой.

 

Таблица 5

Виды игр

Игры Характеристика игр
1 Сюжетные Игры строятся на основе личного опыта играющих. Знания о явлениях природы, образе жизни, повадках животных и птиц, характерных моментах выполнения трудовых действий людьми разных профессий служат основой для развертывания сюжета и установления правил игры.
2 Бессюжетные Наличие правил, ответственных ролей, взаимосвязанные игровые действия всех участников. Бессюжетные игры требуют большей самостоятельности, быстроты, ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные. В сюжетных играх действия тесно взаимосвязаны активность ребенка, исполняющего роль, побуждает и остальных участников игры двигаться быстрее, энергичнее, активнее.
3 Подвижные Игра имеет в основе определенный замысел (образный или условный)
4 Игры- забавы (аттракционы) Часто проводятся на вечерах, праздниках - это веселое зрелище, развлечение для всех присутствующих, доставляющее радость, вызывающее заразительный смех; игры-забавы требуют от участников ловкости, сноровки, находчивости и фантазии
5 Интеллектуальные Предметные забавы, сюжетно- интеллектуальные, дида-ктические игры(обучающие,познавательные)          
6 Ролевые Является способом проведения досуга, т.е. развлекательной

Исследование инфраструктуры отеля «Планерное» в Химкинском районе

Отель «Планерное» в Подмосковье входит в состав Гостиничного Комплекса Управления Делами Президента РФ.

Площадь о теля «Планерное» составляет 21 га и представляет собой прекрасный парк с хвойно-лиственными деревьями и открытыми ландшафтными площадками. По территории дома отдыха Планерное в Подмосковье протекает река Сходня, от которой отходит искусственное озеро.

Удачное расположение отеля «Планерное»( всего 9 км от МКАД по Ленинградскому шоссе) делает его привлекательным для людей, чей плотный рабочий график не позволяет уехать далеко от Москвы, для тех, кому нужно отдохнуть или провести деловую встречу.

В летнее время Дом отдыха «Планерное» может предложить прекрасную рыбалку, прокат спортинвентаря, открытые теннисные корты, волейбольная и минифутбольная площадки - все это позволит найти каждому отдыхающему занятие по душе (Рис. 6).


Рис. 6. Контингент участников анимационных программ отеля «Планерное».

 

В 15 минутах ходьбы от Дома отдыха «Планерное» расположена Олимпийская спортивная база «Планерная» с открытым подогреваемым бассейном, тренажерным залом и конноспортивной базой, где отдыхающие могут стать не только зрителями конных соревнований, но и, по желанию, освоить верховую езду, с помощью высококвалифицированных тренеров. Обогреваемый бассейн и тренажерный зал работают круглый год. Анимационные программы проводятся в отеле круглогодично (Рис. 7).

В стоимость проживания включены завтраки «шведский стол» в ресторане отеля «Планерное».

Дом отдыха «Планерное» предлагает прекрасную возможность провести банкет или отметить торжество на природе[43].

 

Рис.7. Участие детей в анимационных программах отеля «Планерное»

Отдыхающие могут арендовать беседки или накрыть столы для торжества на берегу озера, расположенного на территории Дома отдыха «Планерное».

Профессиональные повара сервируют стол и помогут приготовить великолепный шашлык. Вы сможете прекрасно поесть и отдохнуть, даже если вы не проживаете в Доме отдыха «Планерное».

Отель «Планерное» предлагает своим гостям следующие услуги: ресторан, бар, бильярд, кинозал, интернет Wi-Fi, оборудованные места для шашлыка, спортивные площадки, прокат спортинвентаря, тренажерный зал, охраняемая стоянка, конно- спортивная база, бассейн под открытым небом.

В летнее время отель «Планерное» может предложить: прекрасную рыбалку, прокат спортинвентаря, открытые теннисные корты, волейбольная и мини-футбольная площадки.

Любители активного отдыха могут найти здесь разнообразный спортивный инвентарь.

 Постоянно проводится анкетирование гостей отеля для выявления предпочтений в развлекательных программах (Рис. 8).

Местность вокруг дома отдыха в Подмосковье холмистая: по ней проложены прекрасные лыжные трассы различной сложности и протяженности.


Рис. 8. Предпочтение культурно- развлекательных программ постояльцами отеля «Планерное».

 

Действующая на территории спортивного комплекса Дома отдыха «Планерное» конно - спортивная база, даст вам возможность совершить незабываемую конную прогулку. Для детей регулярно проводятся мастер- классы по прикладным видам творчества (Рис. 9).

Лебяжий остров - Живописный остров с романтическим названием Лебяжий является одним из главных притягательных пунктов на территории отеля «Планерное». Со вкусом подобранный ландшафтный дизайн «острова», удобные скамеечки на чистом воздухе, беседка, откуда можно наслаждаться прекрасным видом на озеро, способствуют благоприятному отдыху участников любых корпоративных мероприятий.


Рис. 9. Мастер- классы для детей в отеле «Планерное» (месячный объем).

В современном восьмиэтажном корпусе гости могут разместиться в 1- и 2-местных стандартных номерах. Есть и 2-местные «полулюксы» и «люксы». «Планерное» имеет 3- и 4-комнатные апартаменты. В номерах - все удобства, телевизоры. Холодильники - в «полулюксах» и «люксах». Сюда можно приезжать с детьми, и, при необходимости, в каждом номере легко оборудуется дополнительное спальное место.

Для отдыхающих работает сувенирный киоск, парикмахерская, медицинский пункт, массажный кабинет, библиотека. Ежедневно работает бар, где по выходным проводятся дискотеки. К услугам клиентов также предлагается бильярд, настольный теннис и тренажёрный зал.

В доме отдыха имеется охраняемая бесплатная автостоянка.
На территории дома отдыха проводятся интерактивные игры, пейнтбол, ролевые игры для детей и взрослых.

Выводы по главе 2:

1. Анимационные программы, решая многогранные задачи (прежде всего воспитания, формирования оптимистического настроения, образования, отдыха развития культуры человека) по сути своей формируют и развивают личность.

2. Детская анимация - это прежде всего творческий процесс, и ребенок может проявить себя во всех качествах, которые он не может проявить, например, в школе на занятиях или дома с родителями. Детский аниматор должен заострять внимание на одаренности детей, на их таланте и гениальности, ведь в непринужденной обстановке анимационной программы, будь то спектакль или игра, спортивная программы или любое другое действие, ребенок может проявить себя намного естественней и реальней, чем в обычной жизни.

3. Главное назначение игр - развитие человека, ориентация на творческое, экспериментальное поведение. Техника многих игр отрабатывалась столетиями, достигая своего художественного совершенства, поэтому установить авторство многих из них невозможно.

4. Ведущие зарубежные и отечественные аниматоры рассматривают игру как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Игра в детском возрасте – норма, ребенок должен играть, даже если он делает самое серьезное дело.

5. Для современной деятельности специалистов в области анимационной деятельности характерно стремление воссоединить традиционные, а иногда и забытые формы работы с новыми технологиями культурно-анимационного процесса, ориентированными на конечный «продукт культуры» в его общественном значении.

 







Глава 3. Разработка детской анимационной программы обслуживания на территории отеля «Планерное» в Химкинском района

Разработка тура с детской анимационной программы на базе отеля «Планерное»

 

Анимационное обслуживание в отеле «Планерное»построено на высоком профессиональном уровне. Анимационная команда постоянно повышает свою квалификацию, обменивается опытом с иностранными коллегами, разрабатывает новые анимационные программы. В состав команды входит 5 человек. Аниматоры отеля «Планерное» - это молодые люди от 18-28 лет. В обязанности аниматоров входит проведение спортивных программ, праздничных шоу-программ, шуток и розыгрышей, создание благоприятной атмосферы на протяжении всего отдыха.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: