Конфликт идентификации и кризис постмодерна

Конфликты идентификации: характерны для обществ, в которых происходит отождествление субъектом себя с определенной группой (этнической, религиозной, языковой), а не с обществом (государством) в целом; этот тип конфликта возникаете условиях противоположности рас, этнической или языковой противоположности.[81] Считается, что данный конфликт возникает именно в условиях противоположности рас, этносов, религий или языка. Это действительно так, но лишь отчасти. Общество постмодерна прямое «поле боя» конфликтов идентификации самого разного рода. Во многом данный конфликт выступает в роли своеобразной игры где противостоят друг другу спортивные болельщики, молодёжные субкультуры, глобалисты и антиглобалисты, фанаты фэнтези и японского аниме. Всё это не исключает расовой, гражданской, религиозной или политической идентификации, но всё возрастающее число групп так или иначе приобретает как своих сторонников так и противников. Неконтролируемое усложнение общественной структуре на фоне растущей индивидуализации и безразличия ведут к неоднозначным эффектам. Человек не способен существовать вне общества, пример Робинзона Крузо, лишь исключение подтверждающее правило. Но ситуация когда общество доходит до такого состояния, что индивид вынужден от него отделиться, это частично и есть состояние постмодерна. Утрата идентификации и моральных ценностей вынужденная плата за «гарантированное выживание», но, во – первых, через неё проходят не все, во – вторых, не все из тех кто прошёл, готовы смириться с этим. Это и служит причиной для конфликта идентификации, когда старое уже не способно выдержать влияния новых тенденций, возникает необходимость нового.

На данный момент наиболее актуален этот конфликт для стран еврозоны. Ещё со времён Жана Монне и Роббера Шумана идеи единого европейского государства, своеобразного «котла» выплавляющего единую европейскую идентичность. С началом образования Евросоюза, создания единого экономического пространства, расширения шенгенской зоны такие идеи казались всё более реальными. Наибольшего расцвета эти настроения достигли в конце 90-х годов прошлого века. Своеобразным апофеозом всех интеграционных процессов стало выступление Йошки Фишера, министра иностранных дел Германии в университете Гумбольдта, в котором он не прямо, но вполне отчётливо говорил о создании федеративного европейского государства[82]. Эти заявления были поддержаны и Герхардом Шрёдером и менее явно, но без отторжения, официальной Францией и Жаком Шираком. Казалось, что европейская федерация отнюдь не за горами, но в реальности этого не произошло. Новые члены Евросоюза из восточной Европы оказались не до конца готовыми интегрироваться в существующее пространство. Но, даже не учитывая эти страны, мы по – прежнему видим, что европейцы остаются «разными», интеграция идущая дальше сферы экономики и удобства передвижения - «буксует». Своеобразный локальный пример данной ситуации это Югославия, вмещающая в себя разные страны и культуры и казалось бы единая, но с распадом социалистического лагеря в стране усилились противоречия между представителями разных наций и в итоге всё закончилось миротворческими силами и распадом страны. Конфликт идентификаций актуализируется с ростом интеграционного движения. Поначалу кажется, что различий в мировоззрениях и культуре совсем не много, но чем больше происходит сближение, тем виднее разрыв.

Кроме проявлений данного конфликта в результате интеграции стран Европы, он особенно сильно заметен в действиях различных «активных» меньшинств, религиозных, сексуальных и других. Один из самых характерных подобных конфликтов - это «исламизация Европы» и соответственно столкновение европейских мусульман с представителями традиционных для Европы религий.

Александр Цинкер пишет: «Неослабевающие миграционные потоки из регионов с высокой рождаемостью (Ближний и Средний Восток, Северная Африка) означают, что с каждым годом Европа будет становиться все более мусульманской. Рождаемость у мусульман в три раза выше, чем у немусульман, и уже 20% детей и молодых людей в Европе - выходцы из мусульманских семей.»[83]

Но миграция и снижение рождаемости в Европе не единственная причина «исламизации», антиклерикализм и атеизм, которые преобладают в Европе, особенно в среде элит, нивелируют привычные христианские традиции,  что ведёт к появлению пустых скамей в церквях. В полном контрасте с этим мусульмане проявляют религиозное рвение и нарочитую набожность, которые способствуют созданию притягательного и агрессивного образа этой религии и возникновению у её последователей чувства превосходства по отношению к немусульманам и вызывают надежды на то, что Европа намерена обратиться в ислам. Постмодерн в своём стремлении обеспечить равные права для всех религий делает шаг к равному их обесцениванию, когда проповедуемые религией вечные ценности превращаются в одну из трактовок амбивалентной реальности, крах такой системы ценностей неизбежен. А истово верующие мусульмане становятся примером для «зависти» со стороны потерявшихся в плюрализме взглядов европейцев. Ислам выступает новым откровением, он даёт жизненный ориентир и духовные ценности нуждающимся. Но происходит это вовсе не от того, что ислам по каким-то причинам «лучше» иных религий, а просто за счёт напора и агрессивных проповедей его последователей.

Чтобы предоставить работу достаточно большому числу рабочих для финансирования существующих пенсионных планов, Европе необходимы миллионы иммигрантов. А среди них обычно оказывается непропорционально много мусульман, поскольку они живут достаточно близко, имеют колониальные связи, а в мусульманских странах с уровнем жизни, работой и свободой граждан всё обстоит много хуже чем в Европе.

К тому же многие европейцы перестали гордиться своей историей, традициями и обычаями. И это связано отнюдь не только с постмодерном и обесцениванием морали. Ощущение вины за возникновение фашизма, вызывает у многих чувство того, что их культура имеет меньшую ценность, чем культура иммигрантов. Такая потеря самоуважения оказывает непосредственное влияние на мусульманских иммигрантов, они прибыли из совершенно другой среды, где ценности постмодерна и толерантное отношение к другим взглядам на мироустройство - явления не распространённое. Если  при этом учесть уже существующие сомнения мусульман о правильности большей части того, что является «западным» - и в особенности, того, что имеет отношение к сексуальности, то можно примерно понять, почему мусульманское население не желает проходить процесс ассимиляции, а наоборот стремиться к ассимилированию европейцев. Мусульмане принимают комфорт, права и свободы, социальную защищённость и уровень жизни европейского общества, но совсем не готовы принять иные ценности постмодерна, те, что противоречат их традициям. В результате, складывается ситуация, при которой, формально существуя в обществе постмодерна, мусульманское пока ещё меньшинство, активно борется с ним его же методами.

   Скандалы с карикатурами на пророка Муххамеда, запретом на ношение хиджабов в школах, с постройкой новых минаретов в Швейцарии - всё это следствия одной и той же причины. Мусульмане не готовы поставить свою культуру и религию в один ряд с другими и признать их равное право на существование. И это делает ислам столь привлекательным. Католическая церковь, вынуждена расплачиваться за грехи прошлого, за инквизицию и гонения на учёных. К тому же скандалы со священниками нетрадиционной сексуальной ориентации сильно подрывают заложенные самой церковью устои. Попытка идти в ногу со временем, принять некий «заряд» постмодерна может стать опасным экспериментом, а вернуться к строгой консервативной политике уже не возможно в связи с инерцией набранного движения. В итоге перед европейцами возникает дилемма, выбрать традиционную европейскую культуру и христианскую религию или же последовать за привлекательным исламом. Конечно, можно ничего не выбирать. Но в данном случае это уже может быть не просто постмодерновая игра и имитация, а конфликт результатом которого станут радикальные изменения в жизни Европы. Один из крайне показательных примеров - Даниэль Штрайх — бывший член Швейцарской народной партии и инициатор проведения референдума о запрете строительства минаретов и мечетей в Швейцарии, в 2008 году обратился в ислам. Своё обращение он скрывал от однопартийцев в течение 2-х лет. Штрейх признается, что теперь ему стыдно за его прошлое отношение к исламу и в качестве искупления, он хочет построить в Швейцарии самую красивую мечеть Европы. Он заявил: «Ислам ответил мне на все вопросы, которыми я задавался в течение всей жизни. Этих ответов я нигде не мог получить».[84]

Главная проблема постмодерна, на взгляд автора, кроется не в огромных потоках информации, которые выплёскиваются на индивида, не в возрастающем и часто бездумном потреблении, не в безликой культуре массового общества, а в том, о чём упомянул господин Штрейх. Постмодерн не даёт ответов на важные для всякого человека вопросы. Одинаково обесцененные ценности, амбивалентность бытия, размытие морали и «неконтролируемое возрастание сложности». Постмодерн напоминает взгляды Баруха Спинозы, его пантеизм и отрицание добра и зла в сторону полезного и не полезного. Но то, что хорошо для философа, вряд ли хорошо для множества людей оказавшихся лишёнными ориентиров.  

Но «исламизация» не единственный пример агрессивной активности со стороны меньшинств для оказания влияния на большинство. Менее массовый, но не менее интенсивный конфликт происходит и по поводу сексуальных меньшинств. Признание права на однополые отношения и признание их нормальным явлением социальной жизни проходило постепенно. Уголовное наказание за однополые отношения были отменены во Франции ещё в 1791 году, в Нидерландах в 1811, а в Норвегии лишь в 1972. Но, именно во второй половине XX века борьба сексуальных меньшинств за признание себя равноправными членами общества набирает обороты. Пять из семи стран, где узаконены однополые браки располагаются в Европе. Впервые они были законно разрешены в Нидерландах в 2001 г, а затем ещё в четырех европейских государствах: в Бельгии (2003), в Испании (2005), в Норвегии и Швеции (2009).[85] С сексуальными меньшинствами ситуация складывается практически также как и с исламом. Попытки ограничений таких групп в правах неминуемо приводят к разговорам о дискриминации угнетении. Ситуация складывается достаточно курьёзная, так как в случае отказа в приёме на работу представитель сексуальных меньшинств может подать в суд на работодателя с обвинением в дискриминации независимо от того была она или нет. В итоге работодатели становятся более осторожными и не редки случаи когда набирается определённый процент служащих «из меньшинств» для того, чтобы показать толерантность к ним компании и в случае вышеприведённых судебных исков иметь реальные доказательства в суде.

Конечно, данные случаи происходят не столь часто даже в Европе, но то что сексуальные меньшинства обретают всё большее влияние очевидный факт. И дело здесь не только в том, что обычно представители этих меньшинств более активны в отстаивании своих прав. Причины лежат всё в той же плоскости, что и в случае с религиозными конфликтами идентификации. Потеря традиционных ценностных ориентиров, размытие классического института семьи во множество разных ситуативных отношений и чрезмерный плюрализм позволяют таким группам считать себя полностью равноправными с гетеросексуальным большинством. Надо отметить, что автор не является гомофобом или выступает за полный запрет всяких нетрадиционных сексуальных отношений. Сексуальные меньшинства существуют с древнейших времён, но никак не могут расцениваться как нормальные хотя бы просто в биологическом плане. Следуя простому социологическому правилу – девиация становится нормой в случае если её придерживается определённый процент социума, можно сделать вывод, что если однополые браки перестали быть случаем девиантного поведения, то они стали нормой. Но в таком случае это ведёт к вымиранию биологического вида, который выбрал способ сексуальных отношений не предполагающий размножение. Но не будем заостряться на биологии, для нас важен происходящий в результате этого конфликт.

Пессимистический прогноз, говорящий о вымирании европейской нации в связи с обращением в нетрадиционную сексуальную ориентацию большинства населения видится автору не реалистичным. По всей видимости, даже при полном уравнение в правах членов традиционных браков и браков однополых, меньшинства так и останутся меньшинствами. Ожесточённых столкновений между гетеросексуалами и представителями меньшинств также в Европе не происходит. Оказалось, что получив наконец долгожданные права и терпимое к себе отношение сексуальные меньшинства перестали быть той угрозой для общества, которой их представляли. Следуя всем постмодерновым канонам, став обыденной, равной в правах группой они потеряли в масс медийной среде все свои преимущества. Человеку «информационному» нужны новые острые впечатления, а они могут предоставлены лишь в случае каких-то провокационных действий в отношении меньшинств. В отличие от ислама, который большую часть ценностей постмодерна не приемлет, а следовательно не может быть «встроен» в это общество, сексуальные меньшинства в него встраиваются прекрасно. Они не несут того базисного набора ценностей, который есть у мусульман и который прямо противоречит постмодерну, они все его ценности готовы принять и пользоваться ими в обмен на получение статуса нормальных членов общества и отсутствие дискриминаций.

Возвращаясь к проблемам «исламизации» нужно заметить, что идентификация индивида, равнение на референтную группу, необходимость отождествлять себя с кем-то в ситуации постмодерна набирает всё большие масштабы. Кроме социальных лифтов появляются своего рода идентификационные, когда индивид переходит из одной группы в другую в поисках своей принадлежности и ценностных ориентиров. Единые ценности потребления всё ещё удерживают общество от окончательного распада на множество автономных кусочков, но как долго они смогут оставаться привлекательными для столь большого числа людей? Декларируемая свобода выбора на самом деле лишает этот выбор особого смысла, в обществе плюрализма перестаёт быть важным веришь ли ты в Муххамеда, Будду или Иисуса, это превращается в игру, где настойчивое следование каким-то принципам становиться объектом насмешки. Во всей этой имитационной бессмысленности для европейца вдруг возникает «новый» образ, наполненный утерянным смыслом. Образ ислама не подрывают даже фундаменталисты и террористы, они ведь борются с «обществом потребления», бездуховностью и вестернизацией. Утрата моральных ценностей здесь приходится как нельзя кстати, легко оправдать смерти незнакомых людей, вряд ли в чём-то виноватых кроме того, что находились именно в том самолёте, поезде или вагоне метро. Но не стоит считать, что исламизация Европы процесс уже запущенный или более того неизбежный. Недовольство им зреет, и можно предположить, что исламисты дождутся того момента, когда в связи с убылью населения они станут большинством. Турцию не принимают в Евросоюз, хотя по части требований на вступлении она опережает многие из стран принятых в последние годы. Протестный потенциал против «засилья» хиджабов и строящихся мечетей достиг той точки, в которой одна из сторон для мирного исхода конфликта должна уступить. Конечно, запрет это не полноценное решение конфликта, это просто перевод его в новую стадию, которая способствует лишь обострению. Европейская идентичность не может себе позволить строиться ни на чём ином кроме диалога разных культур, их интеграции, особенно в системе образования и трудоустройства. По мнению Пинхаса Голдшмита, главного раввина Москвы, запретительные меры в отношении религий ошибочны по своей сути, так как направлены на устранение не проблемы, а одного из множества её следствий. Высокая религиозность со стороны иммигрантов, возникает как ответ на непривычное им общество, где на их взгляд царит бесконечная вседозволенность и радикальный атеизм. Там где они жили раньше у них никогда не было социальных инструментов, чтобы отстаивать свои права, а Евросоюз предоставляет их в полной мере.[86]  

Кризис постмодерна сравним с мировым экономическим кризисом, а частично они, взаимосвязаны так как экономический кризис ударил по темпам роста потребления и экономическому благосостоянию. Острая часть кризиса вроде бы миновала, остаются лишь локальные вспышки, но будущее туманно. Кризис оздоравливает систему, отрезвляет и позволяет несколько с иной точки посмотреть на происходящее. Мы не можем точно утверждать, что постмодерн видоизменится, перейдёт в пост постмодерн или вернётся к ценностям модерна, хотя второе маловероятно ввиду не останавливающихся темпов научного прогресса. Как бы то ни было, мы видим, что постмодерн достаточно жизнеспособен, чтобы попытаться справиться с возникающими в связи с изменениями конфликтами и кризисами и достаточно гибок, позволяя смягчить для индивида радикализм этих изменений. Справившись с крушением морали и обесцениванием традиционных ценностей, постмодерн способен стать наиболее благоприятной формацией для общества информационной и постиндустриальной эпохи.

 

Заключение.

В данной работе была произведена попытка выявить типы и особенности конфликтов в обществе постмодерна и постиндустриальном мире, на основе теоретической базы различных концепций изучения постмодерна и конфликтной теории Ральфа Дарендорфа.

В первом параграфе первой главы мы рассмотрели классические подходы к изучению постмодерна, основанные на работах французских философов Жана – Франсуа Лиотара, Жиля Дёлеза, Жана Бодрияра и других. Классические теории основанные в первую очередь на философии самого состояния постмодерна представляют большую ценность и интерес оригинальными взглядами на само положение и проблемы постмодерна. Но данные подходы не дают нам всей полноты картины для выделения особенностей конфликта и поэтому более подробно мы останавливаемся на альтернативных социогуманитарных подходах к постмодерну во втором параграфе.

  Тут для нас наиболее интересны взгляды М. Кастельса, Р. Инглхарта, З. Баумана и иных исследователей. Большой упор в этих подходах сделан на экономических и политических изменениях связанных с постмодерном, проблемные положения в частности, глобализацию и неконтролируемый рост потребления, а также определённую критику. В данной главе мы выделяем признаки и особенности общества постмодерна, рассматриваем изменяющиеся ценности нового общества. В этом параграфе содержится основная масса теоретического основания работы.

Третий параграф первой главы посвящён современной конфликтологической теории на базе работ Р. Дарендорфа в нём мы выделяем критерии конфликтов и факторы, которые на эти критерии влияют. Рассмотрены как конфликтологический подход, так и функциональный, но теоретической основой данной работы служит именно конфликтологический.

Вторая глава является практической частью работы, здесь мы рассматриваем особенности конфликтов в обществе постмодерна, изменения критериев конфликта и наиболее характерные их виды и примеры.

Первый параграф второй главы посвящён анализу изменения критериев конфликта в обществе постмодерна на основе изменяющихся факторов, которые на эти критерии влияют. Наша гипотеза о падении насильственности и интенсивности конфликтов и их общей унификации находит частичное подтверждение, но данное снижение больше характерно для трудовых и общественных конфликтов, в то время как в обществе постмодерна на первый план выходят конфликты другого рода, которые выделяются во втором параграфе.

Во втором параграфе мы выделяем наиболее типичные варианты конфликтов постиндустриального мира, который здесь рассматривается более широко, чем общество постмодерна, так как «новые» конфликты возникают по всему миру, и обусловлено это именно распространением постмодерна. Выделив наиболее характерные конфликты – конфликт индивида и общества потребления, конфликт сетевой и иерархической структуры, а также конфликт идентификации, во втором параграфе мы более подробно рассматриваем первые три из них. В частности, конфликт «сети» и иерархии рассмотрен на трёх примерах, среди которых, «восстание» антиглобалистов в Сиэтле 1998 года, мексиканские сапатисты и образ их лидера – субкоманданте Маркоса, и война между Израилем и террористической группировкой Хезболла базирующейся на южных территориях Ливана.

В третьем параграфе второй главы мы рассматриваем конфликт идентификации индивидов в обществе постмодерна и нарастающий в связи с утратой моральных и духовных ценностей кризис. Наиболее явно с данной проблемой столкнулись европейские страны и там получает распространение ситуация «исламизации», когда в поисках новых ценностных ориентиров все больше европейцев обращаются в ислам, который частично противопоставляет себя всему обществу постмодерна. Конкретные примеры попыток европейской интеграции и крушение идей Европы, как «плавильного котла» наций, ставит новые вопросы и заставляет искать новые пути и варианты интеграции. Мы приходим к выводу, что конфликт идентификации невозможно урегулировать запретительными мерами, так как это всего лишь борьба со следствием, а не с причиной. Поэтому важнейшим для интеграции принципом мы выделяем диалог между разными культурами и основа их мирного сосуществования кроется здесь в ранней социализации детей иммигрантов.

В ходе работы возник ряд трудностей, связанных в основном с обширностью темы и большим количеством материалов. Так как исследование позиционируется как междисциплинарное, крайне важно было соблюсти баланс представленных концепций постмодерна и конфликтной теории. Кроме того, из-за специфики исследования, основанного на контент анализе, важно было учесть отличия разных концепций, так как постмодерн наиболее явно представлен в западной Европе, но проблемы связанные с ним распространяются по всему миру, и имеют свои особенности.

Подводя итоги, хотелось бы отметить определённую новизну работы, так как подобное междисциплинарное исследование до сих пор достаточно редко встречается среди научных публикаций. Кроме того, сама тема набирает актуальность, но её разработкой занимается не столь большое число специалистов. Что касается цели работы, то на взгляд автора она достигнута, удалось на основе разных теорий рассмотреть практические особенности конфликтов общества постмодерна, провести некоторую типологизацию наиболее свойственных постиндустриальному миру конфликтов, а также выполнить другие поставленные задачи.

 

 

Приложение

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: