Изменение критериев конфликта в состоянии постмодерна и его особенности

 

Выделив в качестве критериев конфликта интенсивность и насильственность необходимо проанализировать, как изменились факторы, которые на эти критерии влияют. Так как целью работы является рассмотреть особенности конфликтов постмодерна и выдвинута гипотеза об «унификации» конфликтов, изменение уровня насильственности и интенсивности и упорядочивание их примерно в одинаковых рамках станет доказательством этой гипотезы.

Общество постмодерна открыто и плюралистично, следовательно, манифестация сторон конфликта проходит достаточно просто. Практически не существует запрещённых движений, плюрализм взглядов, интересов и мнений может быть проявлен без угрозы каких-то репрессий. По – прежнему сохраняется разница в ресурсах у конфликтующих сторон, но самый, пожалуй важный ресурс, информационный, благодаря интернету и электронным СМИ, доступен всем в равной мере. В этом случае, при лёгкости процесса манифестации, ожидаемо падает и его насильственность, так как пропадает необходимость борьбы за признание и за шанс быть услышанными. Интенсивность также ослабляется, открыто выраженная позиция позволяет снизить накал участия.

Следующий фактор – социальная мобильность. Открытые границы, обилие социальных лифтов, терпимость к разным культурам и доступное образование поднимают мобильность в обществе постмодерна на высочайший уровень. Очевидно снижение интенсивности и насильственности конфликтов в обществе с большим количеством вариантов «альтернативного развития» и «жизненных шансов». Всякое столкновение интересов теряет свою остроту в том случае, если проигрыш в нём не ведёт к катастрофическим последствиям для одной из сторон и всегда присутствуют иные варианты для осуществления своих интересов.

Ещё один немаловажный критерий – феномен «гарантированной выживаемости» когда уровень социального обеспечения позволяет человеку не задумываться об удовлетворении самых минимальных насущных потребностей. Оставаясь на гарантированном минимуме индивид поначалу теряет мотивацию интенсивного участия в конфликте. Но здесь важно отметить другой фактор. После прошествия определённого времени, такое положение воспринимается как должное и естественное. Амбиции индивида возрастают и то положение, которое недавно могло казаться невероятным достижением становится обыденностью. И здесь кроется проблема с которой общество постмодерна столкнулось совсем недавно. Возрастающие социальные требования должны быть как-то удовлетворены, но ресурс ограничен. Нагнетание искусственного потребления для успешного сбыта продукции является опасным способом поддержания социального бюджета так как в конечном итоге ситуация становится неуправляемой. Возникает абсолютно по Лиотару «неконтролируемый рост усложнения», который может привести к чему угодно. Главный вопрос здесь состоит не в том, что отдельные группы способны требовать всё большего увеличения каких-то прав или финансового обеспечения, в этом отношении механизмы сдержек и противовесов будут гарантированы плюрализмом интересов и ограниченностью ресурсов. Проблема кроется в том, что произойдёт если по каким-то причинам государство уже не сможет гарантировать тот самый минимум «гарантированной выживаемости». Насильственность и интенсивность возможного в таком случае конфликта могут подняться до серьезнейшей степени.

В какой-то мере примером подобной ситуации выступает современная Греция, хотя нельзя полностью считать её обществом постмодерна, отмена выплат малоимущим, урезание пенсий и расходов на социальное обеспечение вызвало волнения в стране. Но Греция часть Евросоюза и даже при наличии серьёзных разногласий другие страны ЕЭС не рискнули отказаться от помощи этой стране. Здесь автор может сильно отойти от темы, так как проблемы ЕЭС и вызовы, которые стоят перед ним заслуживают много больше внимания, чем одно исследование. Поэтому для понимания возможного конфликта нужно представить положение, при котором серьёзные экономические проблемы начнутся не у одной страны, а целого ряда членов Евросоюза.

Следует отойти немного от экономических факторов, влияющих на критерии конфликта и обратиться к фактору общественного и политического плюрализма. Плюрализм – одна из основ общества постмодерна, без него оно не полно. Это общество, нацеленное на реабилитацию поддержку и гарантии прав разнообразных меньшинств, причём не столь важно, что это за меньшинства. Этнические, культурные, гендерные, сексуальные, религиозные и многие другие – все они в постмодернистском обществе имеют равные права как друг с другом, так и с большинством. Таким образом, мы можем говорить, что и данный фактор ведёт к снижению насильственности и интенсивности конфликтов по шкале от наибольшего к наименьшему.  

Чтобы рассмотреть это на примере, обратимся к такой форме проявления конфликта как рабочие забастовки. Бастовать могут трудящиеся самых разных профессий, от привычных нам рабочих заводов, до сценаристов Голливуда. В основном забастовки инспирированы профсоюзами и ими же координируются. При этом законодательство многих стран еврозоны придерживается довольно строгого регулирования подобных акций. Например, в Германии, забастовка может быть санкционирована, только если речь идет о зарплате или о сроках контракта, политические же стачки обычно нелегальны. Существуют правила, ограничивающие деятельность профсоюзов. В таблице 1 приведены данные по продолжительности забастовок с 1990 по 2004 год. Конечно в настоящее время, в связи с кризисом число забастовок возросло, но общая картина данной таблицей отражена.

                            Источник: http://scepsis.ru/library/id_905.html

   Как видно из таблицы, в Германии, Нидерландах, Бельгии, Люксембурге и немного в меньшей степени во Франции продолжительность забастовок по сравнению с другими странами совсем небольшая. Япония в данном случае выступает рекордсменом, но здесь нужно учитывать специфику этой страны, менталитет самих японцев и их преданность той компании в которой они работают.  Если посмотреть на среднюю продолжительность забастовок в рамках ЕЭС, то она также окажется относительно невысокой. Причём забастовки могут возникать «спонтанно», в связи с кризисом в какой-то отрасли производства или услуг, неудачами компаний в управлении и как следствие в снижении их прибыли.

Продолжительность забастовки имеет прямую корреляцию с критерием интенсивности конфликта. Чем более длительна забастовка, тем решительнее настроены стороны, тем больше они вовлечены в конфликт. В среднем невысокая продолжительность забастовок в странах постмодерна показывает, что интенсивность данных конфликтов падает.

Ещё одним важным фактором является положение гендерного равенства. Женщины получили не только равные с мужчинами права, но и равные возможности. В постмодерне нет «мужских» или «женских» профессий, происходит стирание разницы между полами. Возрастающее число женщин во власти, крупном бизнесе, науке и искусстве тоже оказывает влияние на общество и конфликты в нём. Не будем углубляться в психологические особенности, важно то, что женщины не менее склонны к конфликтам, но у них нет той склонности к насилию и порой бессмысленной агрессии. Это ещё один из факторов общего смягчения критериев конфликта.

В обществе постмодерна индивид все менее готов рисковать комфортным существованием, карьерой и тем более жизнью. Конфликты теряют остроту, так как участвующим сторонам есть что терять и на потери они идти не готовы. Некоторые конфликты смещаются в виртуальную область, на просторы интернета, где в условиях анонимности и как следствие определённой безнаказанности можно вести дискуссии и полемику не стесняясь методов. Это становится похоже на игру, в которой уже не столь важно какой позиции стоит придерживаться, а намного важнее сам процесс. З.Бауман говорит об «усиление взаимного отчуждения людей друг от друга и от общества, разрыв социальных связей, в силу чего возрастает степень индивидуализации общества и возникает разбалансированный мир одинокого потребителя».[58] Автор не был бы столь категоричен в оценках, но очевидно, что проблемы подобного свойства существуют, а их решением выступает имитация принадлежности к виртуальным группам. Термины имитации и игры очень часто упоминаются вместе с постмодерном, они выступают своего рода следствиями этого состояния.

Постмодерн можно рассматривать и как вызов обществу, процесс который необходимо преодолеть, своего рода переходный период. Ответом на данный вызов становится отрешение от ускользающей (из-за огромного и непрерывного потока информации) реальности в пользу имитации участия и «игры в жизнь». При прочтении работ французских постмодернистов, то и дело возникает ощущения ирреальности описываемого. Дело здесь даже не в том, что говорится о каких-то невозможных и нереальных вещей, а в том, что непонятно как такое возможно. Жан - Франсуа Лиотар пишет: «Наблюдается "утрата детства", так как дети с малого возраста оказываются во власти масс-медиа. Под влиянием последних происходит "опустение интимности" и индивидуальности, стирание половых различий. Прогрессирует феномен всеобщей анестезии, растущей бесчувственности ко всему, что связано с чувствами и ощущениями. Современное сознание, становится "чувствительным" только под влиянием шока, только к сенсационным чувствам, к количеству информации».[59] Это в свою очередь играет роль и на конфликтах. В какой-то степени конфликт становится ещё одним способом развлечения. Потребность в шоке может быть осуществлена и с помощью конфликта. Рост числа сторонников радикальных движений, провокационные акции «новых зелёных», саентология – вот способы противопоставить себя обществу.

Мы можем говорить о снижении интенсивности и насильственности конфликтов в обществе постмодерна, но с учётом смещения конфликтов в несколько иную плоскость. Проявляются новые, характерные именно для постмодернистских обществ конфликты, которые выражаются не столь ярко как «старые», но имеют очень важное значение.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: