Оценка состояния рынка кредитования субъектов малого предпринимательства на примере Северокавказского банка Сбербанка России

 

Теоретическим исследованием рынка банковских услуг установлено, что в силу отсутствия правового толкования, существования различных подходов и терминологии практикующих банковских работников до сих пор нет четкого разграничения понятий «банковский продукт» и «банковская услуга».

В современных условиях развития «банковских супермаркетов», предлагающих комплекс услуг своим клиентам, целесообразно продвигать на розничный банковский рынок именно банковский продукт, который представляет собой совокупность взаимодополняющих банковских услуг и операций, нацеленных на удовлетворение разностороннихинтересов клиента. Банковская услуга, в свою очередь, представляет собой совокупность операций, производимых банковскими работниками и непосредственно направленных на удовлетворение конкретной потребности клиента. В связи с тем, что «кредитная услуга» и «кредитный продукт» являются основными элементами спроса и предложения на банковском рынке кредитных услуг населению, необходимо провести их разграничение. «Кредитная услуга» – это совокупность технологически обоснованных банковских операций, направленных на удовлетворение конкретной типичной потребности клиента в кредитных ресурсах для каких-либо нужд. «Кредитный продукт» – совокупность взаимодополняющих кредитных и банковских услуг, удовлетворяющих разносторонние интересы и потребности клиента в процессе кредитования.

Таким образом, деятельность банка на рынке кредитования населения должна развиваться в направлении отслеживания и корректировки конкурентоспособности, прежде всего кредитных услуг и продуктов.

Конкурентоспособность, присущая всем элементам экономической системы, проявляется в ситуациях конфликта, результатом которого должно стать перераспределение рынка. Конкурентоспособность банка – это потенциальные и реальные возможности кредитной организации создавать и продвигать на рынок конкурентоспособные продукты и услуги, формировать положительный имидж надежного и современного банка, отвечающего всем требованиям клиентов. Конкурентоспособность банка нельзя рассматривать без конкурентоспособности его продуктов и услуг – между ними существует тесная прямая и обратная связь, как показано на рис. 3, они определяют друг друга и выявить, какая из категорий важнее и является первопричиной успешной деятельности банка на розничном рынке достаточно сложно.

Комплексное исследование внешнеэкономических и внутрибанковских факторов позволит с достаточной степенью точности определить уровень конкурентоспособности банка и его основных конкурентов, а также конкурирующих кредитных продуктов и услуг, предлагаемых населению. Несмотря на то, что российский рынок кредитных услуг возник и развивался довольно спонтанно и хаотично, сегодня можно отметить стабильное увеличение как объемов предоставляемых банками услуг населению, так и числа потенциальных клиентов, то есть емкость рынка растет. В такой ситуации перед банками стоит задача либо удерживать свои позиции на рынке, либо расширять границы розничного бизнеса, внедряя новые банковские продукты. Одним из конкурентоспособных и лидирующих банков на российском банковском рынке является Сбербанк России.

Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации создан в форме акционерного общества открытого типа в соответствии с Законом РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР».


Критерии, определяющие конкурентоспособность банка и его кредитных услуг

 

Учредителем и основным акционером Сбербанка России является Центральный банк Российской Федерации. Его акционерами являются более 200 тысяч юридических и физических лиц. Сбербанк России зарегистрирован 20 июня 1991 г. в Центральном банке Российской Федерации.

Северокавказский банк Сбербанка России – один из крупнейших финансово-кредитных институтов на Юге России, осуществляющий кредитование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Широкий спектр предлагаемых кредитных продуктов позволяет эффективно удовлетворять финансовые потребности как представителей малого бизнеса, так и предприятий – промышленных гигантов. При поддержке банка заемщики смогли существенно нарастить свой оборотный капитал, модернизировать существующие производство или создать новое, расширить свой бизнес за счет приобретения других предприятий.

В настоящее время Северокавказский банк Сбербанка России обладает финансовыми и экономическими возможностями для реализации практически любых экономических и хозяйственных проектов – как текущих, так и в долгосрочной перспективе. Роль банка для региональной экономики трудно переоценить. Однако финансисты уверены, что инвестиционный потенциал Юга России только начинает раскрываться.

Учреждения Северокавказского банка работают на территории восьми из 13 административных субъектов Южного Федерального округа: в Ставропольском крае и республиках Дагестан, Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Северная Осетия-Алания и Чеченская Республика.

Разветвленная филиальная сеть Северокавказского банка, состоящая из 26 отделений и 502 внутренних структурных подразделений, позволяет гибко управлять финансами – консолидировать ресурсы для выполнения крупномасштабных задач, или перераспределять средства для финансирования проектов, значимых в масштабах отдельно взятых городов и районов.

Высокая эффективность работы позволяет банку поступательно наращивать объем собственного капитала. Только за прошлый год по данным финансовой отчетности, размер капитала Северокавказского банка возрос на 37 процентов, достигнув 5,2 млрд. руб.

Ресурсная база банка увеличилась за прошлый год на 24 процента, превысив 37 млрд. руб. На счета по вкладам граждан банк привлек 80 процентов от общего объема рынка средств физических лиц. Доля банка на региональном рынке средств юридических лиц составляет 52 процента. Учреждения Северокавказского банка обслуживают 10,7 млн. счетов физических лиц и свыше 50 тыс. счетов корпоративной клиентуры.

Активы Северокавказского банка превышают совокупные активы всех остальных коммерческих банков региона. Доля банка на кредитном рынке региона достигла 42 процента в общем объеме кредитов всех банков юридическим лицам и 73 процента – в объеме кредитов населению. Темп прироста работающих активов составил 28 процентов.

Значительное внимание уделяется малому бизнесу и развитию инфраструктуры его поддержки. Каждый четвертый кредитный рубль направлен малому бизнесу. Начиная с 2005 года, объявлен курс на развитие и поддержку малого бизнеса в Северокавказском банке, и финансисты рассчитывают увеличить приток инвестиций в малый бизнес и тем самым стимулировать его развитие, вовлечь в активную экономическую жизнь новые слои населения.

В последние годы значительно возрос спрос на долгосрочные кредиты. Треть в общем остатке ссудной задолженности занимает именно инвестиционная составляющая: кредиты на создание новых производств, строительство цехов, закупку технологий, оборудования.

В числе наиболее значимых инвестиционных проектов, профинансированных банком в 2007 году, замена турбоагрегата на Невинномысской гидроэлектростанции, техническое перевооружение и модернизация производства шампанских вин на ОАО «Исток» в республике Северная Осетия-Алания, развитие мобильной связи в республике Дагестан, реализуемое ООО «Дагтелеком», строительство второй очереди железнодорожной паромной переправы в Махачкалинском морском торговом порту, техническое перевооружение и создание новых высокотехнологичных производств ОАО «Концерн Энергомера», приобретение современного диагностического оборудования ОАО Медицинский центр им. Р.П. Аскерханова в Махачкале. Только на реализацию этих проектов Северокавказский банк предоставил более 1,1 миллиарда рублей.

В настоящее время рассматриваются масштабные проекты в животноводческой отрасли, общая сумма которых может составить до 1 миллиарда рублей. В частности, ООО «Гвардия» в Красногвардейском районе Ставропольского края планирует создать свиноводческий откормочный комплекс на 80 тыс. голов. Аналогичные проекты стартуют в Карачаево-Черкесии и Северной Осетии-Алании.

У Северокавказского банка сложились партнерские отношения с крупнейшими производителями минеральной воды. В числе активных заемщиков банка как по краткосрочным, так и долгосрочным ссудам – производитель известнейшей минеральной воды «Новотерская» ЗАО «Кавминводы», ЗАО «Висма» и ООО «Меркурий» из Карачаево-Черкесии, продукция которых соответствует высшим стандартам качества, перспективное дагестанское предприятие ОАО «Денеб». Традиционно в ссудном портфеле значительный удельный вес занимают вложения в агропромышленный комплекс – 18,6 процентов кредитного портфеля. За прошлый 2007 год аграриям выдано более 4,1 млрд. рублей, пятая часть средств – это долгосрочные займы на 3–5 лет.

Северокавказский банк в кредитно-инвестиционной деятельности активно использует лизинг. Яркий пример – приобретение самолета для авиапредприятия «Эльбрус-авиа», которое до этого за счет кредитных средств уже пополнило парк самолетов двумя современными авиалайнерами ЯК-42Д. Использование лизинговой схемы позволило авиапредприятию воспользоваться субсидированием части платежей за счет средств федерального бюджета.

Активное сотрудничество банка с органами власти позволяет расширить сферу кредитных вложений. Так, в 2007 году в рамках Постановлений Правительства Российской Федерации и Ставропольского края на условиях компенсации части процентной ставки за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ выдано аграриям более 2 миллиардов рублей кредитов. Дополнительно объем инвестиционного кредитования в рамках соглашения с Министерством экономического развития и торговли Ставропольского края в 2007 году превысил 320 млн. руб. Соглашения о сотрудничестве в области финансирования инвестиционных проектов действуют также с правительствами республик Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Ингушетия, Дагестан. Общий объем кредитов, по которым осуществляется или будет осуществляться субсидирование процентных ставок по долгосрочным кредитам в республиках, превысит 500 миллионов рублей.

Северокавказский банк один из немногих в регионе активно финансирует проекты в сфере строительства, для этого специально разработаны схемы кредитования строительных организаций. За прошедший год предоставлено более 400 миллионов рублей для возведения жилья, торговых и офисных центров, на дорожное строительство. С использованием кредитных средств банка возводится в настоящее время более 166 тыс. кв. метров жилья.

Одновременно Северокавказский банк форсирует развитие жилищного кредитования. Учитывая, что формирование рынка доступного жилья является одним из приоритетных для экономики России, основные усилия банка направлены на повышение доступности жилищных кредитов для различных категорий клиентов. Законодатели в настоящее время проводят огромную работу по модернизации ипотеки. Однако в Сбербанке не ждут, пока все вопросы, препятствующие развитию массового жилищного кредитования, будут решены. Финансисты уже предложили три жилищных программы.

В 2003 году к традиционному кредиту на покупку жилья добавилось ипотечное кредитование – для приобретения новых квартир на первичном рынке. 2004 год ознаменовался стартом кредитной программы «Молодая семья», эта кредитная программа действует в настоящее время и будет развиваться и совершенствоваться дальше. Этот уникальный банковский продукт повысил доступность ипотечного кредита для молодых семей, которые, как правило, еще не обладают достаточным первоначальным капиталом и высоким уровнем дохода. Необходимый размер собственных средств для получения кредита по программе «Молодая семья» составляет всего 10 процентов против стандартных 30 процентов, а при расчете суммы кредита во внимание принимаются доходы не только супругов, но и родителей с обеих сторон. Интерес к данному продукту подтверждает статистика – треть всего объема ссуд банка приходится на «Молодую семью». За 2007 год с помощью данного кредита 966 молодых семей региона приобрели собственную крышу над головой.

Значительный потенциал в комплексном решении жилищной проблемы зависит от заинтересованности местных органов власти в поддержке финансовых структур. Так, взаимодействие Северокавказского банка и правительства Карачаево-Черкесии позволило 50 молодым семьям республики участвовать в федеральной подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», в рамках которой при рождении ребенка заемщики получили государственные субсидии из расчета 120 тысяч рублей на одну семью. Подобные начинания есть и в других регионах Южного Федерального округа.

Еще один из способов повышения доступности ссуд – взаимодействие с корпоративными клиентами. Большой популярностью, в частности, пользуется «Корпоративный кредит». Изюминка данной кредитной программы заключается в том, что работник предприятия имеет возможность получить значительный кредит и купить жилье независимо от уровня легальных доходов, поскольку гарантом возврата ссуды выступает предприятие-работодатель. «Корпоративный кредит» реализуется уже для 214 корпоративных клиентов, в том числе крупнейших предприятий ООО «Концерн «Энергомера», ОАО «Арнест».

Ежегодно Северокавказский банк перевыполняет плановые объемы прибыли. Так, за 2007 год по данным Госкомстата капитал банка возрос на 20% и превысил 6 млрд. руб. Все это является гарантией динамичного развития банка, внедрения в практику новейших технологий, расширения и обновления сети подразделений, предлагающих банковское обслуживание клиентов на качественно новом уровне.

Именно на повышение качества работы с клиентами Правление банка делало акцент, определяя задачи года. Клиент ориентированная стратегия позволила банку укрепить свои позиции на региональном рынке, существенно нарастить ресурсную базу, инвестиционный портфель и досрочно справиться со всеми количественными показателями, установленными на 2007 год – Сбербанк в числе 4 из 17 территориальных банков выполнил годовой бизнес-план. Такая стратегия импонирует всем, кто приходит в Сбербанк. Весь комплекс преимуществ обслуживания в данном банке, над совершенствованием которого постоянно работают, способствует тому, что этому банку доверяют все больше.

Ресурсная база Северокавказского банка за 9 месяцев 2007 года возросла на 5,5 млрд. руб. до 42,7 млрд. руб. За эти же 9 месяцев объем вкладов вырос на 2,8 млрд. руб. до 31,4 млрд. руб. В среднем на каждого жителя региона уже приходится по два счета, открытых в Сбербанке.

Объем привлеченных средств юридических лиц возрос на 34,3 процента и составил 8,6 млрд. руб. Северокавказским банком аккумулировано более половины средств корпоративных клиентов, привлеченных коммерческими банками региона.

Показательно, что ресурсы других коммерческих банков на счетах в Сбербанке значительно выросли. Это свидетельство консолидации банковского сообщества в Северокавказском регионе на основе качественного сервиса, который необходим всем клиентам, где бы они ни обслуживались.

Сбербанк России – крупнейший кредитор российской экономики. Всего с начала 2007 года в реальную экономику Северокавказским банком вложено более 30 млрд. руб. Основными получателями займов являются крупные предприятия. На промышленность приходится свыше трети кредитов. Торговля, которая еще недавно возглавляла список заемщиков, получила 32,1 процента ссуд. Более 20 процентов занимают вложения в агропромышленный комплекс.

На средства Сбербанка оснащаются летной техникой аэропорты Северного Кавказа, обновляется пассажирский автотранспорт, финансируются модернизация медицинских учреждений и инновационные проекты.

Сегодня Северокавказский банк финансирует 70 строительных проектов, среди которых возведение 30 жилых многоквартирных домов, кирпичного завода, водного спортивно-оздоровительного комплекса, зданий промышленно-торгового, туристического назначения, автомобильных дорог.

Инвестиционная составляющая в общей кредитной массе выросла за последние четыре года в два раза. Каждое третье прибыльное предприятие крупного и среднего бизнеса Ставропольского края пользуется ресурсами Северокавказского банка. Сегодня реализуются общекраевые и общереспубликанские инвестиционные приоритеты и полностью удовлетворяются потребности юридических лиц в долгосрочных кредитах.

Все больше внимания банк уделяет кредитованию малого и среднего бизнеса, населению. Это естественный процесс – именно малый и средний бизнес испытывают сейчас острую потребность в инвестициях.

В Сбербанке объявлены специальные акции по предоставлению банковских услуг малому бизнесу по сниженным тарифам, введен новый более либеральный порядок кредитования малых предприятий.

Общий объем выдачи кредитов малому бизнесу в 2007 году составил уже 9,7 млрд. рублей, что на 30% превосходит динамику 2006 года. На последующие годы в Северокавказском банке также разработана «Программа поддержки субъектов малого предпринимательства».

Банк постоянно работает над совершенствованием и расширением спектра предоставляемых кредитных услуг. Так в настоящее время крупные клиенты могут воспользоваться такой новой схемой, как финансирование импорта товаров, оборудования и услуг из стран Европы и Юго-Восточной Азии в рамках соглашений, заключенных Сбербанком России с рядом иностранных банков. Данная схема позволяет привлекать в регион дешевые кредитные ресурсы, а значит снижать процентные ставки по выдаваемым кредитам.

С давних лет банк активно участвует в развитии агропромышленного комплекса. Более 500 заемщиков – сельхозпроизводителей, используя четырехмиллиардный заемный ресурс, смогли обновить производственные мощности, восстановить технологию земледелия, нарастить объемы продукции.

Сейчас банк приступил к финансированию предприятий животноводческой отрасли, которые будут строить производственные комплексы по интенсивному откорму свиней на основе самых передовых мировых технологий. На рассмотрении находятся три проекта на общую сумму около 40 млн. долларов с конечной проектной мощностью выращивания около 200 тысяч свиней в год.

Повысить кредитную активность могло бы усовершенствование действующего в крае механизма отбора инновационных проектов, чтобы в первую очередь финансировать наиболее актуальные и гарантированно востребованные конечным потребителем.

Есть сдерживающие факторы и в развитии финансирования субъектов малого бизнеса, в частности, отсутствие необходимых объемов ликвидного имущества для обеспечения возврата ссуды и не для всех предприятий приемлемые расходы по обслуживанию заимствований.

Усиливающаяся конкуренция за средства клиентов требует от современных банков повышенного внимания к вопросам совершенствования используемых методов управления привлеченными ресурсами. Актуален этот вопрос и с научной точки зрения, поскольку методы управления привлеченными ресурсами коммерческого банка практически не изучены. Поскольку методов управления выделено довольно много, то более подробно остановимся на наиболее актуальных.

Методы управления привлеченными ресурсами банка можно охарактеризовать как методы воздействия на привлеченные ресурсы и отношения по поводу их формирования для реализации стратегических и тактических целей.

Для выявления причин изменения состояния привлеченных ресурсов, а также оценки степени влияния различных причин на состав и структуру привлеченных ресурсов применяется факторный анализ.

На состояние привлеченных ресурсов банка могут влиять как внутренние факторы, так и факторы, непосредственно не связанные с самим банком.

В числе внутренних факторов, влияющих на структуру ресурсов банка, можно выделить: размер и имидж коммерческого банка, число клиентов, специализацию, финансовое состояние банка, численность филиалов.

К внешним факторам относятся: общая экономическая ситуация в стране, правовая среда, региональные особенности, состояние банковской системы, состояние денежного рынка, денежно-кредитная политика Центрального банка.

Влияние вышеперечисленных факторов обусловливает состав и структуру ресурсов коммерческого банка, в связи, с чем банки очень тщательно должны анализировать степень их влияния в целях прогнозирования возможных изменений. От полноты охвата факторов зависит эффективность анализа.

Таким образом, повышение эффективности деятельности банка возможно только за счет совершенствования процесса формирования депозитного портфеля, прежде всего путем обеспечения притока в банк более стабильных ресурсов и ориентации на снижение его средневзвешенной стоимости с обеспечением рентабельности каждой операции по привлечению нового или обслуживанию старого клиента.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: