Сильными сторонами предприятий жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), которые могут стать основой будущих конкурентных преимуществ, являются налаженные контакты с микросредой (поставщиками, потребителями, властными структурами), опыт работы, база деятельности, организация, специальные знания и навыки, информационное обеспечение, наличие различных лицензий, рейтинг доверия к государственной организации со стороны населения.
Неустойчивое финансовое положение предприятий ЖКХ, нехватка оборотных средств, изношенность основных фондов, значительная дебиторская и кредиторская свидетельствует о том, что данные предприятия относятся к категории слабых, находящихся в состоянии кризиса организаций. Для таких организаций рекомендуются стратегии, представленные на рис. 4.1. Высокая социальная значимость предоставляемых услуг, слабая конкуренция или ее отсутствие для некоторых подотраслей ЖКХ ограничивают применение стратегий №№ 1-5. Изменить дотационный, высокозатратный характер отрасли в сложившихся условиях позволяет реализация стратегии глобальной экономии. В контексте рассматриваемых проблем муниципального менеджмента, глобальная экономия – это стратегия не самих жилищно-коммунальных предприятий (ЖКП), а органов власти по отношению к ним, что является правомерным ввиду их финансовой и административной зависимости от городской администрации. Глобальная экономия не предусматривает в краткосрочном периоде прямого сокращения выделяемых бюджетных средств или повышения тарифов при прочих равных условиях.
|
|
|
Рис. 4.1 Возможный набор стратегий для слабых организаций и организаций в состоянии кризиса
Огромные текущие расходы на ЖКХ и необходимость капитальных вложений нацеливают на формирование системы многовариантности источников их финансирования. С одной стороны, системный подход предполагает на основе четкого представления о внешнем окружении и имеющихся ресурсах выработку стратегической и тактической линии поведения. С другой, многоварантность финансирования достижения поставленных целей обеспечивается с помощью применения маркетинговых инструментов. Целостность и работоспособность системы многоварантности обеспечивается разработкой маркетинговой стратегии и соответствующего комплекса маркетинга или маркетингового коктейля, включающего собственно продукт / услугу, его / ее ценовой диапазон, мероприятия по продвижению, формированию сети сбыта. Все элементы учитывают интересы и возможности потребителей, определяемые по результатам комплексного маркетингового исследования (МИ). Причины неэффективности работы ЖКХ во многом связаны именно с отсутствием понимания того, что такое стратегия и маркетинг.
Для формирования системы многовариантного финансирования развития городской инфраструктуры в органе местного самоуправления должен быть разработан комплекс мер, способствующий притоку финансовых ресурсов. Этот комплекс основан на маркетинговых инструментах. Полученные средства направляются на внедрение ресурсосберегающих технологий, автоматизацию, механизацию, страхование и другие мероприятия, дающие в будущем сокращение текущих расходов в жилищно-коммунальной сфере.
Основным направлением стратегии глобальной экономии применительно к жилищным организациям является связанная диверсификация деятельности ЖКП. Широкий, но гармоничный номенклатурный ряд оказываемых услуг приведет к появлению новых источников финансирования ЖКП при сохранении профиля их деятельности и более полном удовлетворении потребностей населения.
Ядром маркетинговой стратегии являются люди, как клиенты, так и сотрудники организации. Сегодня структура ЖКХ во многом определяется коммуникативными связями внутри и между учреждениями, т.е. рассмотрением проблемы с точки зрения организации, а не населения. В качестве примера организации, отвечающей представлению клиентов, как в структурном, так и в процессном аспекте, являются сервисные системы в области частного предпринимательства, такие как банки, организационные структуры которых формируются на основе критериев маркетинга. Примером таких услуг является сервис по принципу «все из одних рук», банки в банках для определенных целевых групп. Для ЖКП этот элемент маркетингового микса включает ориентацию на клиента через преобразования в организационной структуре с созданием центров, нацеленные на социальный и финансовый результаты. Такие центры, образованные с помощью маркетинговых инструментов будут обеспечивать внутренние, т.е. образованные внутри системы ЖКХ, источники многовариантного финансирования инфраструктуры.
Стратегия глобальной экономии – эта стратегия органов власти по отношению к РЭУ, предполагающая комплексное сокращение затрат за счет реализации стратегии диверсификации внутри РЭУ, организационного и финансового реинжиниринга и механизации. Для коммунальных предприятий стратегия глобальной экономии выражается во внедрении энергоесурсосберегающих технологий.
На основе проведенного анализа оценки формирования финансового результата можно выделить основные этапы формирования финансового результата на примере жилищно-хозяйственной сферы:
1 этап. Разработка дерева - проблем и целей антикризисного управления.
2 этап. Проведение SWOT-анализа.
3 этап. Выбор участков жилого фонда на основе SWOT-анализа, проведение конкурса на уровне ЖКХ.
4 этап. Расчет эффекта от мероприятий по сокращению расходов в ЖКХ.