Концептуальные основы формирования финансового результата

 

Сильными сторонами предприятий жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), которые могут стать основой будущих конкурентных преимуществ, являются налаженные контакты с микросредой (поставщиками, потребителями, властными структурами), опыт работы, база деятельности, организация, специальные знания и навыки, информационное обеспечение, наличие различных лицензий, рейтинг доверия к государственной организации со стороны населения.

Неустойчивое финансовое положение предприятий ЖКХ, нехватка оборотных средств, изношенность основных фондов, значительная дебиторская и кредиторская свидетельствует о том, что данные предприятия относятся к категории слабых, находящихся в состоянии кризиса организаций. Для таких организаций рекомендуются стратегии, представленные на рис. 4.1. Высокая социальная значимость предоставляемых услуг, слабая конкуренция или ее отсутствие для некоторых подотраслей ЖКХ ограничивают применение стратегий №№ 1-5. Изменить дотационный, высокозатратный характер отрасли в сложившихся условиях позволяет реализация стратегии глобальной экономии. В контексте рассматриваемых проблем муниципального менеджмента, глобальная экономия – это стратегия не самих жилищно-коммунальных предприятий (ЖКП), а органов власти по отношению к ним, что является правомерным ввиду их финансовой и административной зависимости от городской администрации. Глобальная экономия не предусматривает в краткосрочном периоде прямого сокращения выделяемых бюджетных средств или повышения тарифов при прочих равных условиях.

 

5. Комбинированные усилия
2. Стратегия агрессивной защиты
1. Оборонительная стратегия

 

Рис. 4.1 Возможный набор стратегий для слабых организаций и организаций в состоянии кризиса

 

Огромные текущие расходы на ЖКХ и необходимость капитальных вложений нацеливают на формирование системы многовариантности источников их финансирования. С одной стороны, системный подход предполагает на основе четкого представления о внешнем окружении и имеющихся ресурсах выработку стратегической и тактической линии поведения. С другой, многоварантность финансирования достижения поставленных целей обеспечивается с помощью применения маркетинговых инструментов. Целостность и работоспособность системы многоварантности обеспечивается разработкой маркетинговой стратегии и соответствующего комплекса маркетинга или маркетингового коктейля, включающего собственно продукт / услугу, его / ее ценовой диапазон, мероприятия по продвижению, формированию сети сбыта. Все элементы учитывают интересы и возможности потребителей, определяемые по результатам комплексного маркетингового исследования (МИ). Причины неэффективности работы ЖКХ во многом связаны именно с отсутствием понимания того, что такое стратегия и маркетинг.

Для формирования системы многовариантного финансирования развития городской инфраструктуры в органе местного самоуправления должен быть разработан комплекс мер, способствующий притоку финансовых ресурсов. Этот комплекс основан на маркетинговых инструментах. Полученные средства направляются на внедрение ресурсосберегающих технологий, автоматизацию, механизацию, страхование и другие мероприятия, дающие в будущем сокращение текущих расходов в жилищно-коммунальной сфере.

Основным направлением стратегии глобальной экономии применительно к жилищным организациям является связанная диверсификация деятельности ЖКП. Широкий, но гармоничный номенклатурный ряд оказываемых услуг приведет к появлению новых источников финансирования ЖКП при сохранении профиля их деятельности и более полном удовлетворении потребностей населения.

Ядром маркетинговой стратегии являются люди, как клиенты, так и сотрудники организации. Сегодня структура ЖКХ во многом определяется коммуникативными связями внутри и между учреждениями, т.е. рассмотрением проблемы с точки зрения организации, а не населения. В качестве примера организации, отвечающей представлению клиентов, как в структурном, так и в процессном аспекте, являются сервисные системы в области частного предпринимательства, такие как банки, организационные структуры которых формируются на основе критериев маркетинга. Примером таких услуг является сервис по принципу «все из одних рук», банки в банках для определенных целевых групп. Для ЖКП этот элемент маркетингового микса включает ориентацию на клиента через преобразования в организационной структуре с созданием центров, нацеленные на социальный и финансовый результаты. Такие центры, образованные с помощью маркетинговых инструментов будут обеспечивать внутренние, т.е. образованные внутри системы ЖКХ, источники многовариантного финансирования инфраструктуры.

Стратегия глобальной экономии – эта стратегия органов власти по отношению к РЭУ, предполагающая комплексное сокращение затрат за счет реализации стратегии диверсификации внутри РЭУ, организационного и финансового реинжиниринга и механизации. Для коммунальных предприятий стратегия глобальной экономии выражается во внедрении энергоесурсосберегающих технологий.

На основе проведенного анализа оценки формирования финансового результата можно выделить основные этапы формирования финансового результата на примере жилищно-хозяйственной сферы:

1 этап. Разработка дерева - проблем и целей антикризисного управления.

2 этап. Проведение SWOT-анализа.

3 этап. Выбор участков жилого фонда на основе SWOT-анализа, проведение конкурса на уровне ЖКХ.

4 этап. Расчет эффекта от мероприятий по сокращению расходов в ЖКХ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: