О. Шпенглер «Закат Европы»

 

Культура

 

    Работа «Закат Европы» была написана в и опубликованная в 1918 году О. Шпенглером. Философ посвятил свою книгу вопросам: что такое культура и ее кризис. В ней он сформулировал свою культурофилософскую концепцию, базовыми понятиями которой являются культура и цивилизация.

О. Шпенглер пишет о том, что культура это организм, то есть некое живое и целое образование. У всего живого есть свой определенный цикл, который можно разделить на несколько частей.: рождение, юность, старость и смерть. Таким образом, по О. Шпенглеру, каждую культуру ожидает смерть.

В своей книге Шпенглер утверждает нелинейность исторического процесса, то есть у него история представляется в виде протяженного во времени поля, в разных местах которого рождаются, живут и умирают культуры. Культуру, по мнению автора, замкнуты и взаимопроницаемы.

Шпенглер выделяет восемь «великих» культур:

· египетскую

· античную

· индийскую

· вавилонскую

· китайскую

· арабскую

· западную

· мексиканскую

В каждой из этих культур есть своя собственная идея, которая составляет душу культуры. Идея, то есть выражение души является ее прасимвол, и каждый прасимвол является индивидуальным по отношению к остальным культурам.

Эти системообразующие "идеи", отличающие одну культуру от другой, по мнению Шпенглера, не подлежат познанию, но только "чувствованию". Культуры замкнуты и непроницаемы для посторонних, но их своеобразие можно ощутить в разных проявлениях. Прочувствовать душу культуры легче, когда она достигает стадии зрелости и насыщеннее становится язык ее форм яснее проявляются черты души.

Например, у античной культуры прасимволом является «ограниченное материальное тело», поскольку для грека реальностью было только то, что можно увидеть, потрогать, то есть осязаемые, видимые, существующие тела.

Прасимволом арабской культуры – «мир-пещера». Идея такого мировосприятия нашла свое выражение в изобретении арки и купала.

В западной культуре прасимволом являлась «бесконечность». Душа такой культуры устремлена в даль, она хочет чего-то нового и неизведанного. Именно поэтому европейцы постоянно что-то изобретали, постоянно путешествовали. Также выражение бесконечности нашло себя и в религии: Бог бесконечно мудр и бесконечно могуч.

По мнению Шпенглера, европейскую душу культуры можно сравнить с фаустовской душой, поскольку она никогда не бывает удовлетворенна достигнутым, она нацелена на бесконечное движение вперед.

В своей книге философ мельком говорит о русской культуре, но не выделяет ее, поскольку не считает ее до конца сложившейся, и прасимволом этой культуры называет бесконечную равнину.

 

 

Кризис культуры

 

Как я уже сказала выше, Шпенглер утверждает, что каждую культуры ожидает смерть и в качестве примера немецкий теоретик приводит гибель Запада, которую он рассматривает как проблему цивилизации, поскольку по мнению автора цивилизация это логическое следствие и неизбежная судьба всякой культуры. С точки зрения Шпенглера, культура – это становление, а цивилизация – это ставшее. Культура по своему существу делает жизнь людей разнообразной, она предполагает неравенство, индивидуальную неповторимость каждого человека. Она нацелена на духовные идеалы и моральные ценности, она ориентирует человека на полезность результатов своих действий.

По мнению автора, культура – это выражение души, в которой люди живут вместе с природой, а цивилизация – это жизнь городского населения, оторванного от земли.

Цивилизации характерна большие города, предприятия, техника. Философия в цивилизации это лишнее звено, поскольку люди начинают заботиться о своем личном благополучии, которое связанно с деньгами, властью, удовлетворению своих личных интересах.

Шпенглер считает, что кризис наступает тогда, когда душа культуры осуществит всю совокупность своих возможностей, в виде народов, языков, религиозных учений, искусств, государств и наук. Вследствие этого культура вновь возвращается в объятия первобытной души.

Согласно Шпенглеру, кризис не есть стадия перед новым процветанием, он — завершение цикла, окончательное угасание культуры. В его трактовке переход от культуры к цивилизации в античном мире осуществлялся в IV в., а на Западе в XIX в. Все великие конфликты миросозерцания, политики, искусства, науки, чувства происходят под знаком противоположности культуры и цивилизации. Дух денег проникает во все исторические формы народного бытия, и даже захватывает искусство.

«Цивилизация есть завершение. Она следует за культурой, как ставшее за становлением, как смерть за жизнью, как окоченение за развитием, как духовная старость и каменный и окаменяющий мировой город за господством земли и детством души, получившими выражение, например, в дорическом и готическом стилях. Она неотвратимый конец; к ней приходят с глубокой внутренней необходимостью все культуры». Этими строками писатель говорит о том, что европейская культура уже подошла к стадии своей смерти. Шпенглер утверждает, что это культура скоро умрет, так как именно отмеченные выше черты про цивилизацию, характеризовали состояние западного мира на тот момент.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: