Проблемы хозяйственных взаимоотношений торговли с поставщиками в современных условиях

На сколько сложна в современных условиях проблема организации коммерческих связей между поставщиками и потребителями в Беларуси видно из того, что в стране имеются сотни тысяч предприятий и организаций, находящихся в многообразных связях друг с другом по взаимным поставкам продукции. Именно сегодня в условиях перехода к рынку возникло огромное множество торгово-посреднических структур, обслуживающих хозяйственный оборот предприятий, фирм и компаний. Всё это определяет особенности формирования коммерческих связей, характер их организации и методологию управления ими в современных экономических условий.

Для обеспечения целенаправленной и эффективной работы по созданию и внедрению в практику современного, отвечающего требованиям рыночной экономики, хозяйственного механизма нужна система показателей, методов и способов регулирования деятельности субъектов хозяйствования потребительского рынка в их взаимообусловленности.

В соответствии с принципами формирования методов регулирования рынка предполагается обосновать комплекс экономических рычагов, направленных не на ограничение товаропроизводителя и продавца в процессах купли-продажи, а на формирование правил поведения покупателя и продавца в условиях рыночных отношений.

Рынок как экономическая система отношений в сфере производства и реализации товаров и услуг строго и определенно диктует свои требования к формированию прогнозных показателей, обеспечивающих социальную защищенность потребителя, механизм кредитования (инвестирования), ценообразования и налогообложения, направленных на достиже­ние экономических интересов субъектов хозяйствования потребительского рынка.

В экономической литературе рыночные отношения безальтернативно противопоставляются системе планирования и прогнозирования. В то же время практически все страны независимо от существующего в них социального политического строя применяют те или иные элементы, методы планирования и прогнозирования, формы прямого регулирования и вмешательства в хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования (во Франции и Германии разрабатываются и реализуются пятилетние планы, в Японии - используются комплексные целевые программы, как инструмент правительственного регулирования рыночных отношений, в США используется корпоративное планирование, сочетающее в себе элементы стратегического и программно-целевого планирования, в Китае все больше внимания уделяется долгосрочным и среднесрочным прогнозам). Бесспорно, иногда подход к разработке планов-прогнозов, применяемый в нашей республике, основанный зачастую на экстраполяции сложившихся тенденций, приводящий к консервации структурных образований в экономике, воспроизводящий дефицит, регламентирующий практически все стороны деятельности предприятий и организаций, себя не оправдывает.

Материально-техническое обеспечение (торговые балансы), регулирова­ние ценообразования и финансово-кредитной политики, системы оплаты труда - подчиняются одной цели: регламентировать все стороны деятель­ности любого товаропроизводителя. Так, если на верхних уровнях управ­ления (регулирования) экономикой число директивно утверждаемых по­казателей сократилось до 11 (на 2002 год утверждены указом Президента Республики Беларусь от 8.11.2001 г. № 640), в основном документе Пра­вительства Республики Беларусь, прогнозе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2002 год количество прогнозных пока­зателей исчисляется несколькими сотнями, то, например, в Программе развития внутренней торговли Республики Беларусь на 2001-2005 годы число прогнозных показателей приближается к тысяче. И это не считая доводимых до каждого торгового предприятия обязательных ассорти­ментных перечней, до торговых организаций и предприятий - утвер­жденных квот, объемов на закладку на межсезонный период отдельных товаров животноводства и т.д.

В таких условиях товаропроизводитель, осуществляя свою хозяйст­венно-финансовую деятельность на основе административно-распорядительных отношений, не заинтересован в пополнении потреби­тельского рынка своими товарами, так как его продукты труда не прода­ются, а распределяются, т.е. не становятся товаром на рынке (квотирова­ние товаров усиливает этот процесс), и его оплата труда не зависит в ос­новном от объема деятельности. Потребитель с его потребностями и воз­можностями (в виде платежеспособного спроса) вообще выпадает из сфе­ры решаемых задач, а его запросы практически не учитываются в про­гнозных показателях.

 Изменения в прогнозировании должны осущест­вляться по нескольким направлениям одновременно. Это, во-первых, рас­ширение прав и свобод субъектам хозяйствования в выборе решений по развитию прибыльной деятельности в условиях рынка; во-вторых, состав­ление прогнозных показателей должно осуществляться с учетом законов рынка и его регулирующего воздействия (применяются методы маркетинга, изучения конъюнктуры торговли и прогнозирования платежеспособного покупательского спроса и т.д.); в-третьих, формирование прогнозов и про­грамм необходимо обосновывать с учетом конечных потребителей в той или иной продукции, развитии пропорционального и сбалансированного функционирования всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности; в-четвёртых, отражение через систему показателей и зада­ний выполнения социальных задач и обеспечения реализации социальных гарантий при эффективной деятельности предприятий, их экономической заинтересованности в реализации этих задач.

Для современного этапа экономики потребительского рынка характерны следующие цели, задачи, направления прогнозирования и подходы к экономическому регулированию.

Во-первых, основной целью прогнозирования потребительского рынка на перспективу следует полагать обеспечение возможности доступа к информации  по ценам и другим условиям продаж удовлетворения платеже­способного спроса населения в товарах и услугах, а также повышение уровня регулирующего воздействия этих рынков товаров и услуг на развитие отечественного бизнеса. В связи с этим в прогнозах следует предусмотреть:

- удержание достигнутого уровня насыщенности товарных рынков, предпочитающего дифференциацию товарного предложения для удовлетворения потребностей различных контингентов потребителей при одновременном увеличении массы товарооборота;

- преодоление резких различий между региональными рынками в структуре и уровнях спроса и предложения, в комфортности продаж, а пока несоответствия в развитии сегментов рынка, обслуживающих различные группы потребителей;

- формирование современного оснащения и организационного оптового звена, отвечающего требованиям потребительского рынка;

- развитие институтов защиты прав потребителя, ужесточение механизма сертификации и стандартизации товаров и услуг, защиты отечественного рынка от недоброкачественного импорта;

- совершенствование товаропроводящей сети (инфраструктуры товарных рынков), которая должна учитывать географическое положение и специализацию регионов.

Во-вторых, особое внимание при прогнозировании должно быть уделено развитию инфраструктуры товарных рынков. Главной целью прогнозирования развития инфраструктуры товарных рынков должно быть, формирование системы организаций и условий их функционирования, обеспечивающих эффективное товародвижение, непрерывность процесса воспроизводства продукции, взаимосвязи между структурными сегментами рынков. Следует предложить следующие пути решения этих задач;

- совершенствование сети оптово-посреднических организаций,

-создание основанных на современных компьютерных технологиях республиканской и отраслевых систем информационного обеспечения данными о конъюнктуре внутреннего и внешнего рынков;

- организация оптовых рынков, биржевой торговли, выставок и яр­марок;

-организация сети предприятий, предоставляющих консалтинго­вые, маркетинговые, банковские, телекоммуникационные и другие ус­луги, необходимые для функционирования товарных рынков;

- развитие дилерской и дистрибьюторской сети в стране и за ее пре­делами;

- совершенствование форм управления деятельностью рыночной инфраструктуры и ее регулирование, поддержка малого и среднего биз­неса, развитие конкурентной среды;

- совершенствование нормативно-правовой базы функционирова­ния товарных рынков и их инфраструктуры;

- формирование системы подготовки кадров;

- развитие системы защиты прав потребителей, в том числе путем совершенствования сертификации и стандартизации товаров.

В-третьих, основными направлениями в прогнозировании развития оптово-посреднических организаций и складского хозяйства должны стать:

- развитие крупных предприятий оптовой торговли, обеспечиваю­щих потребности крупных товаропроизводителей, которые предостав­ляют розничным предприятиям услуги по хранению, развесу, разукруп­нению крупных партий товаров, их доставке, организации помощи в коммерческой деятельности и др.;

- совершенствование работы мелкооптового звена, расширение по­ставок товаров в розничную сеть небольшими партиями;

- создание ярмарочных центров с сетью постоянно действующих оптовых и мелкооптовых рынков в областях, а также товарных бирж;

- реконструкция и обновление действующих складских помещений и за счет этого значительное повышение уровня технической осна­щенности и эффективности их использования, реконструкция действу­ющих холодильников для хранения сельхозпродукции.

В-четвёртых, в процессе разработки прогнозов следует учитывать развитие экономических связей с другими странами, в том числе:

- создание в странах СНГ, особенно в России, торговой сети Рес­публики Беларусь, состоящей из торговых центров, складов, розничных и оптовых предприятий;

В- пятых, в сфере розничной торговли целесообразно:

-создание добровольных (в том числе ассоциированных) объеди­нений розничных торговых предприятий, включающих наряду с круп­ными небольшие магазины со статусом юридического лица;

-формирование оптово-розничных объединений, включающих, мелкооптовые базы;

-создание совместных предприятий розничной торговли.

В-шестых, определить направления и задачи по совершенствованию транспортного блока инфраструктуры. К краткосрочным задачам этого направления могут относиться:

- модернизация транспортных средств, прежде всего вагонов и грузовых автомобилей;

- обеспечение ввода в эксплуатацию крупных объектов потребительского рынка в районах массовой жилой застройки только при условии наличия около них автостоянок в соответствии с нормативами;

- организация новых открытых автостоянок, в том числе за счет до­полнительных землеоотводов для действующих и реконструируемых предприятий;

- развитие услуг независимых фирм по выполнению товарной экспертизы, направленной на снижение рисков для экспортно-импортных, транзитно-экспедиторских и страховых отечественных и зарубежных компаний;

-совершенствование нормативного обеспечения стандартизации и сертификации тары и упаковки с учетом требований международной торговли.

В долгосрочной перспективе целесообразно решить следующие проблемы в сфере транспортной инфраструктуры:

-развитие мощностей и средств пакетирования грузов, а также производства современных видов тары и упаковочных материалов;

-создание и развитие транспортных терминалов, обеспечивающих комплексное обслуживание транспортом, складскими помещениями, погрузочно-разгрузочными средствами, развесочными, расфасовочными цехами, тароупаковочными средствами и торговыми площадями;

-оснащение вычислительной техникой, компьютеризацию.

В-седьмых, одним из основных условий эффективного функциони­рования потребительских рынков является формирование общедоступной системы информационного обеспечения потребителей и производителей данными о рыночной конъюнктуре. Для организации системы анализа состояния и прогнозирования товарных рынков важно создание и разви­тие Республиканского банка данных оперативной коммерческой инфор­мации о состоянии внутреннего и внешнего потребительских рынков и рыночной конъюнктуре.

Исходным этапом разработки прогноза потребительского рынка яв­ляется определение номенклатуры товаров и услуг, которые целесо­образно производить в республике, ввозить и вывозить за ее пределы.

Вся аналитическая работа по прогнозированию потребительского рынка должна группироваться в четыре взаимосвязанных основных бло­ка: - «Производство» - «Товар» - «Потребление» - «Реализация».

В блоке «Производство» предполагается:

- изучение состава производителей данного товара на внутреннем рынке;

- анализ развития производства и производственных условий вы­пуска товара;

- выявление соответствия ассортимента и потребительских свойств вырабатываемых изделий запросам потребителей;

- оценка возможностей повышения конкурентоспособности изде­лий;

- изучение спроса на новые товары;

-определение степени монополизированности конкретного товар­ного рынка.

При анализе развития производства необходимо:

- выявить тенденции развития его общих объемов, реализации и ос­татков товаров;

-определить изменение доли выпускаемой продукции в общем объеме производства отрасли; провести анализ использования производ­ственных мощностей, сырья;

-выяснить изменения структуры производства, реализации и остат­ков товаров.

В блоке «Товар» осуществляется изучение товарного предложения. Исследуется качество товаров, их ассортимент, соответствие различных параметров запросам потребителей. Изучаются возможные изменения в характеристиках представленных на рынке товаров. Производится оценка конкурентоспособности изделий.

В блоке «Потребление» должны быть даны ответы на следующие вопросы:

- в чем особенности потребности в данном продукте, каковы тенденции изменения потребности;

- что представляют собой потребители данного товара (типология потребителей, сегментация рынка, структура покупателей по социально- демографическим и другим признакам);

- каков уровень удовлетворения потребности и спроса населения региона в этом товаре, в том числе за счет импорта;

- чему равен потребительский потенциал (емкость рынка в целом и но отдельным товарам);

- каковы перспективы развития спроса на данный товар, эластич­ность спроса.

В блоке «Реализация» исследуются каналы продвижения товаров непосредственно к потребителю: существующие методы и формы продаж; возможности совершенствования традиционных каналов сбыта, новые методы продаж.

В этом же блоке рассматриваются показатели пропорциональности рынка: соотношение спроса и предложения; товарная структура товаро­оборота; раздел рынка между отечественными и зарубежными производителями.

В контексте регулирования потребительского рынка особенно остро обсуждается проблема цены, принципы ценообразования в переходный к рынку период и в рыночной экономике. При этом свободное ценообразование связывается с решением проблемы интенсификации производства засчет обеспечения его эффективности, ликвидации дефицита товаров и продукции за счет сбалансированности спроса и предложения, оптимиза­ции структурной политики национальной экономики за счет свободного перелива материальных, финансовых и трудовых ресурсов в высокорен­табельные отрасли и сферы деятельности. Этот подход практически возвращает нас к периоду возникновения и становления капиталистического особа производства, когда преобладали мелкие предпринимательские фирмы, не было современного уровня специализации и кооперации, когда не существовала конкуренция в ее классическом виде.

Именно конкуренция обеспечивала снижение цен в условиях мелкого товарного производства, тогда как существующее крупное производство (но многим видам продукции - монопольное) при его специализации и современной системе кооперации не может обеспечить стабилизацию цен на уровне общественно необходимых затрат и соответственно политика победно формирующихся цен не может быть принята в основу концеп­ции ценообразования, как в переходный период, так и в рыночной эконо­мике (если не будет изменена структура экономики страны).

Таким образом, регулирование цен (прямое) осуществляется во многих странах независимо от социально-политического строя. В Беларуси необходимость регулирования цен особенно важна в переходный период, когда обостряется проблема инфляции и стабилизационные меры являют­ся жизненно важными (по регулированию уровня инфляции, обеспече­нию сбалансированности спроса и предложения, гарантированности со­циальной защищенности населения и т.д.).

И то же время контроль за распределением многих видов потребительских товаров по действующим фиксированным государственным це­нам хотя и помогает в определенной мере сохранить доступность това­ров для всех слоев населения, но в большей мере является тормозом в формировании и развитии рыночных отношений. По мнению белорус­ских экономистов, начальная (1992-1993 гг.) либерализация цен в рес­публике (вслед за Россией) не привела к ощутимым положительным из­менениям в структуре рынка труда, сфере потребления и производства. Рост цен одномоментно обесценил годами накапливаемые вклады в сбе­регательных кассах «на черный день» и на крупные покупки, вымыл обо­ротные средства у субъектов хозяйствования.

Меры по совершенствованию системы ценообразования должны быть подкреплены комплексом экономических регуляторов саморазвития (налогообложение, договорная дисциплина и экономические санкции, це­ленаправленное льготное кредитование и финансирование наиболее важ­ных направлений развития и т.д.).

Исходя из этого целесообразно:

- ужесточить договорную дисциплину между производителями и покупателями, предусмотрев значительные штрафные санкции за нару­шение поставки товаров и несоответствие их согласованному ассорти­менту;

- преобразовать систему по полному или частичному освобождению коммерческих предприятий от налогов, зачисляемых в местный бюджет, ют коммунальных платежей за преимущественную продажу отечественных товаров, товаров первой необходимости и низко рентабельных, а так­же обслуживаемых социально незащищенную часть населения;

- выделять специальные кредитные ресурсы для заготовки товаров сезонного назначения для хранения их в межсезонный период;

- создавать благоприятные экономические условия в течение не­скольких лет для формирования субъектов современного предпринима­тельства, особенно в сфере инфраструктуры, включая специальный транспорт для доставки товаров (пакетированных грузов);

- стимулировать создание конкурентной среды на потребительском рынке за счет обновления технологий торговли, ассортимента товаров, инновационного менеджмента и маркетинга;

- образовать специальный фонд поддержки малых предприятий с целью оказания им стартовой помощи и менее безболезненного вхожде­ния в рыночные отношения и т.д.

Эти предложения должны решить некоторые проблемы возникающие между поставщиками и покупателями такими как, недостаточное информационное обеспечение по ценам и другим условиям продаж, проблемы развития инфраструктуры товарных рынков, совершенствование сети оптово-посреднических организаций, совершенствование нормативно-правовой базы функционирования товарных рынков и их инфраструктуры, низкое качество производимой продукции, недостаточное развитие транспортной инфраструктуры.

Перечисленные экономические регуляторы развития потребительского рынка в целом и его отдельных субъектов хозяйствования охватывают лишь основные проблемы их деятельности в условиях переходной экономики к рынку.

 В то же время их комплексное использование позволит повысить заинтересованность работников, субъектов хозяйствования в увеличении объемов производства, реализации и интенсификации про­изводительного труда.

Для рассмотрение краткой экономико-организационной характеристики исследуемого объекта предлагается рассмотреть следующую главу.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: