На сколько сложна в современных условиях проблема организации коммерческих связей между поставщиками и потребителями в Беларуси видно из того, что в стране имеются сотни тысяч предприятий и организаций, находящихся в многообразных связях друг с другом по взаимным поставкам продукции. Именно сегодня в условиях перехода к рынку возникло огромное множество торгово-посреднических структур, обслуживающих хозяйственный оборот предприятий, фирм и компаний. Всё это определяет особенности формирования коммерческих связей, характер их организации и методологию управления ими в современных экономических условий.
Для обеспечения целенаправленной и эффективной работы по созданию и внедрению в практику современного, отвечающего требованиям рыночной экономики, хозяйственного механизма нужна система показателей, методов и способов регулирования деятельности субъектов хозяйствования потребительского рынка в их взаимообусловленности.
В соответствии с принципами формирования методов регулирования рынка предполагается обосновать комплекс экономических рычагов, направленных не на ограничение товаропроизводителя и продавца в процессах купли-продажи, а на формирование правил поведения покупателя и продавца в условиях рыночных отношений.
|
|
Рынок как экономическая система отношений в сфере производства и реализации товаров и услуг строго и определенно диктует свои требования к формированию прогнозных показателей, обеспечивающих социальную защищенность потребителя, механизм кредитования (инвестирования), ценообразования и налогообложения, направленных на достижение экономических интересов субъектов хозяйствования потребительского рынка.
В экономической литературе рыночные отношения безальтернативно противопоставляются системе планирования и прогнозирования. В то же время практически все страны независимо от существующего в них социального политического строя применяют те или иные элементы, методы планирования и прогнозирования, формы прямого регулирования и вмешательства в хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования (во Франции и Германии разрабатываются и реализуются пятилетние планы, в Японии - используются комплексные целевые программы, как инструмент правительственного регулирования рыночных отношений, в США используется корпоративное планирование, сочетающее в себе элементы стратегического и программно-целевого планирования, в Китае все больше внимания уделяется долгосрочным и среднесрочным прогнозам). Бесспорно, иногда подход к разработке планов-прогнозов, применяемый в нашей республике, основанный зачастую на экстраполяции сложившихся тенденций, приводящий к консервации структурных образований в экономике, воспроизводящий дефицит, регламентирующий практически все стороны деятельности предприятий и организаций, себя не оправдывает.
|
|
Материально-техническое обеспечение (торговые балансы), регулирование ценообразования и финансово-кредитной политики, системы оплаты труда - подчиняются одной цели: регламентировать все стороны деятельности любого товаропроизводителя. Так, если на верхних уровнях управления (регулирования) экономикой число директивно утверждаемых показателей сократилось до 11 (на 2002 год утверждены указом Президента Республики Беларусь от 8.11.2001 г. № 640), в основном документе Правительства Республики Беларусь, прогнозе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2002 год количество прогнозных показателей исчисляется несколькими сотнями, то, например, в Программе развития внутренней торговли Республики Беларусь на 2001-2005 годы число прогнозных показателей приближается к тысяче. И это не считая доводимых до каждого торгового предприятия обязательных ассортиментных перечней, до торговых организаций и предприятий - утвержденных квот, объемов на закладку на межсезонный период отдельных товаров животноводства и т.д.
В таких условиях товаропроизводитель, осуществляя свою хозяйственно-финансовую деятельность на основе административно-распорядительных отношений, не заинтересован в пополнении потребительского рынка своими товарами, так как его продукты труда не продаются, а распределяются, т.е. не становятся товаром на рынке (квотирование товаров усиливает этот процесс), и его оплата труда не зависит в основном от объема деятельности. Потребитель с его потребностями и возможностями (в виде платежеспособного спроса) вообще выпадает из сферы решаемых задач, а его запросы практически не учитываются в прогнозных показателях.
Изменения в прогнозировании должны осуществляться по нескольким направлениям одновременно. Это, во-первых, расширение прав и свобод субъектам хозяйствования в выборе решений по развитию прибыльной деятельности в условиях рынка; во-вторых, составление прогнозных показателей должно осуществляться с учетом законов рынка и его регулирующего воздействия (применяются методы маркетинга, изучения конъюнктуры торговли и прогнозирования платежеспособного покупательского спроса и т.д.); в-третьих, формирование прогнозов и программ необходимо обосновывать с учетом конечных потребителей в той или иной продукции, развитии пропорционального и сбалансированного функционирования всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности; в-четвёртых, отражение через систему показателей и заданий выполнения социальных задач и обеспечения реализации социальных гарантий при эффективной деятельности предприятий, их экономической заинтересованности в реализации этих задач.
Для современного этапа экономики потребительского рынка характерны следующие цели, задачи, направления прогнозирования и подходы к экономическому регулированию.
Во-первых, основной целью прогнозирования потребительского рынка на перспективу следует полагать обеспечение возможности доступа к информации по ценам и другим условиям продаж удовлетворения платежеспособного спроса населения в товарах и услугах, а также повышение уровня регулирующего воздействия этих рынков товаров и услуг на развитие отечественного бизнеса. В связи с этим в прогнозах следует предусмотреть:
- удержание достигнутого уровня насыщенности товарных рынков, предпочитающего дифференциацию товарного предложения для удовлетворения потребностей различных контингентов потребителей при одновременном увеличении массы товарооборота;
|
|
- преодоление резких различий между региональными рынками в структуре и уровнях спроса и предложения, в комфортности продаж, а пока несоответствия в развитии сегментов рынка, обслуживающих различные группы потребителей;
- формирование современного оснащения и организационного оптового звена, отвечающего требованиям потребительского рынка;
- развитие институтов защиты прав потребителя, ужесточение механизма сертификации и стандартизации товаров и услуг, защиты отечественного рынка от недоброкачественного импорта;
- совершенствование товаропроводящей сети (инфраструктуры товарных рынков), которая должна учитывать географическое положение и специализацию регионов.
Во-вторых, особое внимание при прогнозировании должно быть уделено развитию инфраструктуры товарных рынков. Главной целью прогнозирования развития инфраструктуры товарных рынков должно быть, формирование системы организаций и условий их функционирования, обеспечивающих эффективное товародвижение, непрерывность процесса воспроизводства продукции, взаимосвязи между структурными сегментами рынков. Следует предложить следующие пути решения этих задач;
- совершенствование сети оптово-посреднических организаций,
-создание основанных на современных компьютерных технологиях республиканской и отраслевых систем информационного обеспечения данными о конъюнктуре внутреннего и внешнего рынков;
- организация оптовых рынков, биржевой торговли, выставок и ярмарок;
-организация сети предприятий, предоставляющих консалтинговые, маркетинговые, банковские, телекоммуникационные и другие услуги, необходимые для функционирования товарных рынков;
- развитие дилерской и дистрибьюторской сети в стране и за ее пределами;
- совершенствование форм управления деятельностью рыночной инфраструктуры и ее регулирование, поддержка малого и среднего бизнеса, развитие конкурентной среды;
|
|
- совершенствование нормативно-правовой базы функционирования товарных рынков и их инфраструктуры;
- формирование системы подготовки кадров;
- развитие системы защиты прав потребителей, в том числе путем совершенствования сертификации и стандартизации товаров.
В-третьих, основными направлениями в прогнозировании развития оптово-посреднических организаций и складского хозяйства должны стать:
- развитие крупных предприятий оптовой торговли, обеспечивающих потребности крупных товаропроизводителей, которые предоставляют розничным предприятиям услуги по хранению, развесу, разукрупнению крупных партий товаров, их доставке, организации помощи в коммерческой деятельности и др.;
- совершенствование работы мелкооптового звена, расширение поставок товаров в розничную сеть небольшими партиями;
- создание ярмарочных центров с сетью постоянно действующих оптовых и мелкооптовых рынков в областях, а также товарных бирж;
- реконструкция и обновление действующих складских помещений и за счет этого значительное повышение уровня технической оснащенности и эффективности их использования, реконструкция действующих холодильников для хранения сельхозпродукции.
В-четвёртых, в процессе разработки прогнозов следует учитывать развитие экономических связей с другими странами, в том числе:
- создание в странах СНГ, особенно в России, торговой сети Республики Беларусь, состоящей из торговых центров, складов, розничных и оптовых предприятий;
В- пятых, в сфере розничной торговли целесообразно:
-создание добровольных (в том числе ассоциированных) объединений розничных торговых предприятий, включающих наряду с крупными небольшие магазины со статусом юридического лица;
-формирование оптово-розничных объединений, включающих, мелкооптовые базы;
-создание совместных предприятий розничной торговли.
В-шестых, определить направления и задачи по совершенствованию транспортного блока инфраструктуры. К краткосрочным задачам этого направления могут относиться:
- модернизация транспортных средств, прежде всего вагонов и грузовых автомобилей;
- обеспечение ввода в эксплуатацию крупных объектов потребительского рынка в районах массовой жилой застройки только при условии наличия около них автостоянок в соответствии с нормативами;
- организация новых открытых автостоянок, в том числе за счет дополнительных землеоотводов для действующих и реконструируемых предприятий;
- развитие услуг независимых фирм по выполнению товарной экспертизы, направленной на снижение рисков для экспортно-импортных, транзитно-экспедиторских и страховых отечественных и зарубежных компаний;
-совершенствование нормативного обеспечения стандартизации и сертификации тары и упаковки с учетом требований международной торговли.
В долгосрочной перспективе целесообразно решить следующие проблемы в сфере транспортной инфраструктуры:
-развитие мощностей и средств пакетирования грузов, а также производства современных видов тары и упаковочных материалов;
-создание и развитие транспортных терминалов, обеспечивающих комплексное обслуживание транспортом, складскими помещениями, погрузочно-разгрузочными средствами, развесочными, расфасовочными цехами, тароупаковочными средствами и торговыми площадями;
-оснащение вычислительной техникой, компьютеризацию.
В-седьмых, одним из основных условий эффективного функционирования потребительских рынков является формирование общедоступной системы информационного обеспечения потребителей и производителей данными о рыночной конъюнктуре. Для организации системы анализа состояния и прогнозирования товарных рынков важно создание и развитие Республиканского банка данных оперативной коммерческой информации о состоянии внутреннего и внешнего потребительских рынков и рыночной конъюнктуре.
Исходным этапом разработки прогноза потребительского рынка является определение номенклатуры товаров и услуг, которые целесообразно производить в республике, ввозить и вывозить за ее пределы.
Вся аналитическая работа по прогнозированию потребительского рынка должна группироваться в четыре взаимосвязанных основных блока: - «Производство» - «Товар» - «Потребление» - «Реализация».
В блоке «Производство» предполагается:
- изучение состава производителей данного товара на внутреннем рынке;
- анализ развития производства и производственных условий выпуска товара;
- выявление соответствия ассортимента и потребительских свойств вырабатываемых изделий запросам потребителей;
- оценка возможностей повышения конкурентоспособности изделий;
- изучение спроса на новые товары;
-определение степени монополизированности конкретного товарного рынка.
При анализе развития производства необходимо:
- выявить тенденции развития его общих объемов, реализации и остатков товаров;
-определить изменение доли выпускаемой продукции в общем объеме производства отрасли; провести анализ использования производственных мощностей, сырья;
-выяснить изменения структуры производства, реализации и остатков товаров.
В блоке «Товар» осуществляется изучение товарного предложения. Исследуется качество товаров, их ассортимент, соответствие различных параметров запросам потребителей. Изучаются возможные изменения в характеристиках представленных на рынке товаров. Производится оценка конкурентоспособности изделий.
В блоке «Потребление» должны быть даны ответы на следующие вопросы:
- в чем особенности потребности в данном продукте, каковы тенденции изменения потребности;
- что представляют собой потребители данного товара (типология потребителей, сегментация рынка, структура покупателей по социально- демографическим и другим признакам);
- каков уровень удовлетворения потребности и спроса населения региона в этом товаре, в том числе за счет импорта;
- чему равен потребительский потенциал (емкость рынка в целом и но отдельным товарам);
- каковы перспективы развития спроса на данный товар, эластичность спроса.
В блоке «Реализация» исследуются каналы продвижения товаров непосредственно к потребителю: существующие методы и формы продаж; возможности совершенствования традиционных каналов сбыта, новые методы продаж.
В этом же блоке рассматриваются показатели пропорциональности рынка: соотношение спроса и предложения; товарная структура товарооборота; раздел рынка между отечественными и зарубежными производителями.
В контексте регулирования потребительского рынка особенно остро обсуждается проблема цены, принципы ценообразования в переходный к рынку период и в рыночной экономике. При этом свободное ценообразование связывается с решением проблемы интенсификации производства засчет обеспечения его эффективности, ликвидации дефицита товаров и продукции за счет сбалансированности спроса и предложения, оптимизации структурной политики национальной экономики за счет свободного перелива материальных, финансовых и трудовых ресурсов в высокорентабельные отрасли и сферы деятельности. Этот подход практически возвращает нас к периоду возникновения и становления капиталистического особа производства, когда преобладали мелкие предпринимательские фирмы, не было современного уровня специализации и кооперации, когда не существовала конкуренция в ее классическом виде.
Именно конкуренция обеспечивала снижение цен в условиях мелкого товарного производства, тогда как существующее крупное производство (но многим видам продукции - монопольное) при его специализации и современной системе кооперации не может обеспечить стабилизацию цен на уровне общественно необходимых затрат и соответственно политика победно формирующихся цен не может быть принята в основу концепции ценообразования, как в переходный период, так и в рыночной экономике (если не будет изменена структура экономики страны).
Таким образом, регулирование цен (прямое) осуществляется во многих странах независимо от социально-политического строя. В Беларуси необходимость регулирования цен особенно важна в переходный период, когда обостряется проблема инфляции и стабилизационные меры являются жизненно важными (по регулированию уровня инфляции, обеспечению сбалансированности спроса и предложения, гарантированности социальной защищенности населения и т.д.).
И то же время контроль за распределением многих видов потребительских товаров по действующим фиксированным государственным ценам хотя и помогает в определенной мере сохранить доступность товаров для всех слоев населения, но в большей мере является тормозом в формировании и развитии рыночных отношений. По мнению белорусских экономистов, начальная (1992-1993 гг.) либерализация цен в республике (вслед за Россией) не привела к ощутимым положительным изменениям в структуре рынка труда, сфере потребления и производства. Рост цен одномоментно обесценил годами накапливаемые вклады в сберегательных кассах «на черный день» и на крупные покупки, вымыл оборотные средства у субъектов хозяйствования.
Меры по совершенствованию системы ценообразования должны быть подкреплены комплексом экономических регуляторов саморазвития (налогообложение, договорная дисциплина и экономические санкции, целенаправленное льготное кредитование и финансирование наиболее важных направлений развития и т.д.).
Исходя из этого целесообразно:
- ужесточить договорную дисциплину между производителями и покупателями, предусмотрев значительные штрафные санкции за нарушение поставки товаров и несоответствие их согласованному ассортименту;
- преобразовать систему по полному или частичному освобождению коммерческих предприятий от налогов, зачисляемых в местный бюджет, ют коммунальных платежей за преимущественную продажу отечественных товаров, товаров первой необходимости и низко рентабельных, а также обслуживаемых социально незащищенную часть населения;
- выделять специальные кредитные ресурсы для заготовки товаров сезонного назначения для хранения их в межсезонный период;
- создавать благоприятные экономические условия в течение нескольких лет для формирования субъектов современного предпринимательства, особенно в сфере инфраструктуры, включая специальный транспорт для доставки товаров (пакетированных грузов);
- стимулировать создание конкурентной среды на потребительском рынке за счет обновления технологий торговли, ассортимента товаров, инновационного менеджмента и маркетинга;
- образовать специальный фонд поддержки малых предприятий с целью оказания им стартовой помощи и менее безболезненного вхождения в рыночные отношения и т.д.
Эти предложения должны решить некоторые проблемы возникающие между поставщиками и покупателями такими как, недостаточное информационное обеспечение по ценам и другим условиям продаж, проблемы развития инфраструктуры товарных рынков, совершенствование сети оптово-посреднических организаций, совершенствование нормативно-правовой базы функционирования товарных рынков и их инфраструктуры, низкое качество производимой продукции, недостаточное развитие транспортной инфраструктуры.
Перечисленные экономические регуляторы развития потребительского рынка в целом и его отдельных субъектов хозяйствования охватывают лишь основные проблемы их деятельности в условиях переходной экономики к рынку.
В то же время их комплексное использование позволит повысить заинтересованность работников, субъектов хозяйствования в увеличении объемов производства, реализации и интенсификации производительного труда.
Для рассмотрение краткой экономико-организационной характеристики исследуемого объекта предлагается рассмотреть следующую главу.