№ п/п | ФИ обследуемого | Диагноз | Идентификация диагноза в соответствии с МКБ-10 | ||
I | II | III | IV | ||
Учащиеся 2 класса | |||||
1 | Алена Г. | F-71.1 | Умеренная умственная отсталость со значительным нарушением поведения, требующим ухода и лечения | ||
2 | Боря А. | F-70.1 | Умственная отсталость легкой степени со значительным нарушением поведения, требующим ухода и лечения | ||
3 | Виталий Г. | F-70.1 | Умственная отсталость легкой степени со значительным нарушением поведения, требующим ухода и лечения | ||
4 | Вова К. | F-70 | Умственная отсталость легкой степени | ||
5 | Вова Ц. | F-70 | Умственная отсталость легкой степени | ||
6 | Катя С. | F-70.1 | Умственная отсталость легкой степени со значительным нарушением поведения, требующим ухода и лечения | ||
7 | Ксюша К. | F-71.1 | Умеренная умственная отсталость со значительным нарушением поведения, требующим ухода и лечения | ||
8 | Олег К. | F-70 | Умственная отсталость легкой степени | ||
9 | Петя Ю. | F-70.1 | Умственная отсталость легкой степени со значительным нарушением поведения, требующим ухода и лечения | ||
10 | Сергей И. | F-70 | Умственная отсталость легкой степени | ||
Учащиеся 3 класса
| |||||
1 | Андрей С. | F-70.1 | Умственная отсталость легкой степени со значительным нарушением поведения, требующим ухода и лечения | ||
2 | Антон П. | F-71.1 | Умеренная умственная отсталость со значительным нарушением поведения, требующим ухода и лечения | ||
3 | Женя Г. | F-70 | Умственная отсталость легкой степени | ||
4 | Кристина К. | F-70 | Умственная отсталость легкой степени | ||
5 | Ксюша К. | F-70 | Умственная отсталость легкой степени | ||
6 | Лена А. | F-70 | Умственная отсталость легкой степени | ||
7 | Марина М. | F-70 | Умственная отсталость легкой степени | ||
8 | Света Г. | F-70.1 | Умственная отсталость легкой степени со значительным нарушением поведения, требующим ухода и лечения | ||
9 | Света М. | F-70 | Умственная отсталость легкой степени | ||
10 | Света П. | F-70 | Умственная отсталость легкой степени |
При анализе психолого-педагогических характеристик школьников, составленных классным руководителем, было выявлено наличие практически у всех испытуемых неблагоприятной социальной ситуации в семье, нарушений детско-родительских отношений (неполные или многодетные семьи; алкоголизм и безработица родителей; жестокость в обращении с ребенком, брань в семье, эмоциональное отчуждение членов семьи и др.)
В педагогических характеристиках практически у всех детей есть указания на нарушение взаимоотношений со сверстниками. Дети часто вступают в конфликты с одноклассниками. Многие учащиеся нарушают дисциплину в школе, негативно реагируют на замечания педагогов.
2. Методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга
|
|
Обрабатывая результаты методики рисуночной фрустрации С.Розенцвейга, нами было акцентировано внимание на направлениях и типах реакций учащихся в ситуациях препятствия (таблица 9) и обвинения (таблица 10).
Анализ этих показателей в количественном соотношении позволил нам оценить следующие параметры:
- уровень агрессивности;
-уровень развития умения решать конфликтные ситуации конструктивным способом (таблица 11).
У младших школьников с нарушением интеллекта наблюдается низкий уровень развития умения решать конфликтные ситуации конструктивным способом: из 20 обследуемых учащихся только у двоих мы выявили средний уровень развития данного умения.
На основе анализа результатов данной методики мы установили, что в большинстве случаев конфликтная ситуация для младших школьников с нарушением интеллекта носит незначительный характер. При этом учащиеся отрицают собственную вину и не готовы нести ответственность за свершенный поступок (10 человек). Восемь учащихся из числа обследуемых детей в конфликтной ситуации склонны к агрессии: в состоянии аффекта они нападают на обидчиков, «вымещают злобу» на случайные лица или попавшиеся под руку предметы. Двое учащихся в конфликтной ситуации принимают вину или ответственность за исправление возникшей ситуации. При этом дети пытаются найти конструктивное решение проблемы.
Анализируя количественные показатели ответов, имеющих экстрапунитивную направленность, мы определили уровень агрессивности у учащихся: у 6 человек наблюдается высокий уровень агрессивности; у 10 человек - средний уровень; у 4 человек - низкий.
Сравним состояние агрессивности по классам (рис. 1). Из диаграммы мы видим, что состояние агрессивности у учащихся второго класса значительно превалирует.
3. Интерпретативная проективная методика - тест «Рука».
После проведения проективной методики - теста «Рука» нами была сделана формализация ответов учащихся по категориям: активность, пассивность, тревожность, агрессивность, директивность, коммуникативность, демонстративность, зависимость и дефицитарность. (Таблица 12)
У четырех учащихся 2 класса (Бори А., Виталия Г., Кати С., Пети Ю.) наблюдается большое количество ответов агрессивного характера. При этом данные ответы сочетаются с ответами категории «пассивность» и «тревожность», что по интерпретации методики обозначает: развитие агрессивности обусловлено повышенной тревожностью и ожиданием агрессии извне.
У двух учащихся 3 класса (Андрея С., Светы Г.) большое количество ответов агрессивного характера сочетается с ответами категории «директивность». По интерпретации методики это обозначает, что развитие агрессивности обусловлено высоким уровнем притязаний на успех. Эти учащиеся, не имея адекватных средств общения, с помощью агрессивного поведения стремятся занять лидерское место в классе.
У двоих учащихся (Олега К., Лены А.) ответы по категории «коммуникативность» сочетаются с «активными» ответами, что свидетельствует о наличии опыта коммуникации со сверстниками. У остальных учащихся наблюдается возрастание числа ответов Тр.+Пас.+Ком. По интерпретации методики это говорит о наличии в потребности в общении при недостаточно простроенных коммуникативных взаимодействиях (чаще всего со сверстниками).
На основании полученных числовых значений характеристик-коэффициентов (таблица 13) мы определили основные тенденции эмоционального и личностного развития ребенка (таблица 14).
Используя результаты числовых значений, мы вычислили коэффициент агрессии. В соответствии с интерпретацией, нами был определен уровень агрессивности у обследуемых учащихся (таблица 15).
Таблица 9
ФИ ученика | Направление реакций в ситуациях препятствия
| Относительная частота направлений реакций в ситуациях препятствия | Тип реакций в ситуациях препятствия | Относительная частота типов реакций в ситуациях препятствия | ||||||
Эк | Ин | Им | АНП | АНС | АНУП | |||||
Учащиеся 2 класса | ||||||||||
1.Алена Г. | 6 | 2 | 8 | Им | 6 | 8 | 2 | АНС | ||
2.Боря А. | 10 | 2 | 4 | Эк | 10 | 4 | 2 | АНП | ||
3.Виталий Г. | 10 | 2 | 4 | Эк | 10 | 3 | 3 | АНП | ||
4.Вова К. | 5 | 2 | 7 | Им | 6 | 8 | 2 | АНС | ||
5.Вова Ц. | 4 | 2 | 10 | Им | 5 | 9 | 2 | АНС | ||
6.Катя С. | 9 | 2 | 5 | Эк | 10 | 4 | 2 | АНП | ||
7.Ксюша К. | 6 | 3 | 7 | Им | 5 | 9 | 2 | АНС | ||
8.Олег К. | 5 | 7 | 4 | Ин | 5 | 5 | 6 | АНУП | ||
9.Петя Ю. | 10 | 3 | 3 | Эк | 9 | 6 | 1 | АНП | ||
10.Сергей И. | 6 | 3 | 7 | Им | 5 | 6 | 5 | АНС | ||
Учащиеся 3 класса | ||||||||||
1.Андрей С. | 10 | 3 | 3 | Эк | 9 | 6 | 1 | АНП | ||
2.Антон П. | 6 | 3 | 7 | Им | 5 | 9 | 2 | АНС | ||
3.Олег Г. | 7 | 6 | 3 | Эк | 6 | 8 | 2 | АНС | ||
4.Кристина К. | 5 | 2 | 7 | Им | 5 | 6 | 3 | АНС | ||
5.Ксюша К. | 6 | 3 | 7 | Им | 6 | 7 | 3 | АНС | ||
6.Лена А. | 5 | 7 | 4 | Ин | 4 | 4 | 8 | АНУП | ||
7.Марина М. | 4 | 2 | 10 | Им | 6 | 7 | 3 | АНС | ||
8.Света Г. | 10 | 3 | 3 | Эк | 9 | 6 | 1 | АНП | ||
9.Света М. | 5 | 2 | 7 | Им | 6 | 7 | 3 | АНС |
Таблица 10