Определение оптимального парка подвижного состава

 

При выборе автобусов необходимой вместимости для определенного маршрута, учитываются следующие факторы:

1) мощность пассажиропотока в одном направлении на наиболее загруженном участке в часы "пик";

2) неравномерность распределения пассажиропотоков по часам суток и участкам маршрута;

3) целесообразный интервал следования автобусов по часам суток;

4) дорожные условия движения автобуса и пропускную способность улицы;

5) провозную способность, т.е. максимальное количество пассажиров, которое может быть перевезено автобусами за 1 ч в одном направлении;

6) себестоимость автобусных перевозок.

Использование автобусов малой вместимости при большой мощности пассажиропотоков увеличивает необходимое количество автобусов и водителей, а также повышает загрузку улиц. Наоборот, эксплуатация автобусов большой вместимости на направлениях с пассажиропотоком малой мощности приводит к слишком большим интервалам движения, к излишним затратам времени пассажирами на ожидание автобусов и в связи с этим к большим неудобствам для населения.

Выручка от городских перевозок пассажиров коммунальным транспортом не покрывает затрат на их выполнение. Одной из причин такого состояния является низкий средний коэффициент использования пассажировместимости транспортных средств, . Одной из причин низкого наполнения пассажирских транспортных средств является их неоптимальная вместимость. Завышенная вместимость снижает средний коэффициент использования пассажировместимости или вызывает необходимость применения движения транспортных средств с большими интервалами, заниженная - повышает затраты за счет применения менее эффективных пассажирских транспортных средств. Движение транспортных средств с большими интервалами или слишком высокий коэффициент использования пассажировместимости снижают качество обслуживания пассажиров. Поэтому пассажировместимость единицы транспортного средства, применяемого на маршрутах перевозок в регулярном сообщении, необходимо оптимизировать. В качестве критерия оптимальности предлагается принять минимум целевой функции Z в виде суммы затрат , возникающих при выполнении перевозок, и потерь пассажиров от ожидания транспортных средств на остановочных пунктах за определенный период времени, например за 1 ч:

 

, (5.1)

 

где q - значение вместимости транспортного средства, пасс.

Величина часовых затрат на выполнение перевозок может быть описана формулой:

 

, (5.2)

 

где  - величина затрат за один оборот ТС на маршруте;  - число оборотов на маршруте за 1 ч. Величина может быть выражена формулой:

 

, (5.3)

 

где  - длина оборота на маршруте, км;

 - затраты на 1 км пробега ТС на маршруте, руб;

 - длительность периода оборота на маршруте, ч;

 - затраты на 1 ч работы транспортного средства на маршруте, руб.

Длина оборота определяется из характеристики маршрута.

Длительность периода оборота определяется на основе параметров маршрута и работающих на нем ТС по формуле:

 

, (5.4)

 

где  - средняя техническая скорость транспортного средства за оборот на маршруте, км/ч;

 - суммарное время простоев на промежуточных и конечных остановочных пунктах на маршруте за оборот, ч.

Величины и могут быть выражены формулами:

; (5.5)

, 5.6)

где  - параметры зависимостей.

Значение  определяется формулой:

, (5.7)

где  - частота движения ТС на маршруте;

 - число ТС, работающих на маршруте.

С другой стороны требуемая частота движения ТС определяется по наиболее напряженному участку маршрута по формуле:

 

, (5.8)

 

где  - максимальный часовой пассажиропоток по участкам маршрута в наиболее напряженном направлении, пас/ч.

Потери пассажиров от ожидания ТС при работе их по интервалу движения определяются формулой:

 

, (5.9)

 

где  - общий часовой объем перевозок пассажиров на маршруте, пасс;

 - стоимость потерь пассажира за 1 ч ожидания транспорта;

J - интервал движения ТС на маршруте, мин;

 

.5.10)

 

В свою очередь значение  выражается формулой:

 

, (5.11)

 

где  - среднечасовая общая загрузка ТС при движении на маршруте, пас;  - средний коэффициент сменяемости пассажиров за один рейс ТС на маршруте;  - коэффициент неравномерности пассажиропотока по участкам маршрута за оборот ТС, определяемый по формуле:

 

. (5.12)

 

После подстановок получаем, что определяется выражением:

 

 (5.13)

 

Производная от  по , приравненная к нулю, определяет оптимальное значение .

В результате преобразований имеем:

 

. (5.14)

 

Однако значение изменяется в течение суток, а вместимость единицы ТС, работающей на маршруте, остается величиной постоянной. Поэтому принятие решения должно приниматься по минимуму значения целевой функции:

, (5.15)

 

где Z - значение целевой функции для i- го часа суток;

 - число часов за суточный период, в течение которых выполняются перевозки пассажиров на маршруте.

С учетом суточной изменчивости  оптимальное значение пассажировместимости определяется формулой:

 

, (5.16)

 

где  - среднечасовой пассажиропоток на наиболее загруженном участке маршрута по периодам, когда работа ТС на маршруте организована без информирования пассажиров о расписании движения, пас/час;

 - стоимость 1 пассажирочаса, 1000 д. е.

Кроме того, при выборе вместимости ТС должно учитываться ограничение на минимально допускаемый интервал движения их на маршруте, . При значениях интервала движения ТС менее  возникают очереди при подъезде к остановочному пункту, ухудшается безопасность движения и тем самым снижаются качество перевозок и провозная способность на маршруте. Исходя из данного ограничения вместимость,  составляет:

 

, (5.17)

 

где  - максимальный часовой пассажиропоток по участкам маршрута в наиболее напряженном направлении в час "пик", пас/ч. Тогда для выполнения перевозок на маршруте должна приниматься вместимость пассажирских транспортных средств  как:

 

. (5.18)

 

Если значение  оказывается больше максимально возможной вместимости пассажирского транспортного средства рассматриваемого вида транспорта, то это указывает на необходимость применения более высокопроизводительного вида транспорта. Итак, заключением всех выше выведенных значений является следующее: основным критерием для выбора рациональной вместимости автобуса для того или иного маршрута является целесообразный интервал движения, который определяют данными обследования пассажиропотока. Для обеспечения оптимального наполнения автобусов на маршрутах соответственно колебаниям пассажиропотоков должно меняться количество, вместимость и распределение подвижного состава по маршрутной сети. Коэффициент сменности определяется по формуле:

 

= , (5.19)

 

где  - средняя дальность ездки пассажиров, =3,4 км.

Расчёт коэффициентов сменности сведён в таблицу 5.1

Таблица 5.1 - Определение коэффициента сменности

№ маршрута

Длина маршрута, км

Средняя дальность ездки, км

Коэффициент сменности

1 (п)

16

3,4

4,71

1 (л)

16

4,71

200

11,2

3,3

3

6,2

1,82

4

11,1

3,26

5

11,7

3,44

6

13,9

4,1

 

Затраты на 1 км. пробега и на 1 час работы единицы подвижного состава по каждому маршруту представлены в таблице 4.2

Таблица 5.2 - Затраты на работу подвижного состава по маршрутам

№ маршрута

1 (п)

1 (л)

200

3

4

5

6

, руб.

940

940

1170

1170

940

1045

950

, руб

9680

9680

9350

9350

9870

19070

10720

 

На основании таблицы 5.1 и формулы 5.16 определяется потребная вместимость подвижного состава для маршрута №1 (левое кольцо) с 5 до 6 часов.

 

пас.

 

Результаты дальнейших расчётов сведены в таблицу 5.2.

Таблица 5.2 - Определение оптимальной вместимости автобуса

Маршрут

Время

05-06

06-07

07-08

08-09

09-10

10-11

11-12

12-13

13-14

14-15

1 (левое)

21

32

68

62

45

51

59

59

57

51

1 (правое)

16

24

74

61

45

51

46

56

49

55

200

5

0

0

19

0

30

24

33

34

26

3

7

38

75

51

46

5

26

24

35

31

4

4

73

151

134

102

103

112

84

79

101

5

33

113

235

197

192

148

138

150

168

153

6

0

59

158

136

100

61

75

89

90

79

1 (левое)

21

32

68

62

45

51

59

59

57

51

1 (правое)

16

24

74

61

45

51

46

56

49

55

200

5

0

0

19

0

30

24

33

34

26

3

7

38

75

51

46

5

26

24

35

31

4

4

73

151

134

102

103

112

84

79

101

5

33

113

235

197

192

148

138

150

168

153

6

0

59

158

136

100

61

75

89

90

79

В таблице 5.3 представлена характеристики подвижного состава АП №3, задействованного в городских перевозках по вместимости.

Таблица 5.3 - Характеристика подвижного состава по вместимости, стоящего на балансе АП №3

Наименование марок

Газель 22171

Газ

322133

Паз

3205 д.

А 09212

Икарус

260

Икарус

280

Маз

104

Маз

103

Маз

105

Число автобусов, ед

1

1

7

1

4

16

7

2

4

Количество мест для сидения

10

13

28

27

22

35

29

25

37

Номинальная вместимость, чел

10

13

55

40

100

150

89

100

160

 

В таблице 5.4 представлена вместимость автобусов, которые отсутствуют в автобусном парке, но которые можно использовать для перевозки пассажиров.

Таблица 5.4 - Характеристика подвижного состава по вместимости

Наименование марок

Маз 256

Маз 203 Маз 107

Количество мест для сидения

25

26 25

Номинальная вместимость, чел

43

102 150

 

Исходя из номинальной вместимости существующих марок автобусов и рассчитанной оптимальной вместимости автобусов, необходимо подобрать для каждого часа автобус, вместимость которого была бы близка к оптимальной (таблица 5.5)

Таблица 5.5 - Выбор оптимального подвижного состава

Маршрут

Время

05-06

06-07

07-08

08-09

09-10

10-11

11-12

1 (л)

А 09212

А 09212

Маз 104

Маз 104

Паз 3205

Паз 3205

Маз 104

1 (п)

А 09212

А 09212

Маз 104

Маз 104

Паз 3205

Паз 3205

Паз 3205

200

Газель 22171

-

-

А 09212

-

А 09212

А 09212

3

Газель 22171

А 09212

Маз 104

Паз 3205

Паз 3205

Газель 22171

А 09212

4

Газель 22171

Маз 104

Маз 105

Икарус 280

Икарус 280

Икарус 280

Икарус 280

5

А 09212

Икарус 280

Маз 105

Маз 105

Маз 105

Икарус 280

Икарус 280

6

-

Маз 104

Маз 105

Икарус 280

Икарус 260

Маз 104

Маз 104

Маршрут

Время

12-13

13-14

14-15

15-16

16-17

17-18

18-19

1 (л)

Маз 104

Маз 104

Маз 104

Паз 3205

Паз 3205

Маз 104

Маз 104

1 (п)

Паз 3205

Паз 3205

Паз 3205

Паз 3205

Маз 104

Маз 104

Паз 3205

200

А 09212

А 09212

А 09212

-

-

-

-

3

А 09212

А 09212

А 09212

А 09212

А 09212

Маз 104

Паз 3205

4

Маз 104

Маз 104

Маз 103

Икарус 280

Икарус 280

Икарус 280

Маз 104

5

Икарус 280

Маз 105

Маз 105

Маз 105

Маз 105

Маз 105

Маз 105

6

Маз 104

Маз 103

Маз 104

Маз 104

Икарус 280

Маз 105

Икарус 280

Маршрут

Время

19-20

20-21

21-22

22-23

23-24

24-01

01-02

1 (л)

Паз 3205

А 09212

А 09212

А 09212

А 09212

-

-

1 (п)

Паз 3205

А 09212

А 09212

А 09212

А 09212

-

-

200

А 09212

Газ 322133

Газ 322133

А 09212

Газель 22171

-

-

3

А 09212

А 09212

А 09212

А 09212

А 09212

-

-

4

Маз 104

А 09212

Маз 104

А 09212

А 09212

Газель 22171

-

5

Маз 105

Икарус 280

Маз 104

Маз 104

Маз 104

Паз 3205

А 09212

6

Маз 104

Маз 103

Маз 104

Паз 3205

А 09212

А 09212

А 09212

                                     

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: