Общая характеристика маршрутной сети г. Речицы

 

Автобусные маршруты подразделяются на постоянные и временные. На постоянных маршрутах движение автобусов организуется в течение всего года, на временных маршрутах - в течение определенного (сезонного) периода времени. Организация временных автобусных маршрутов вызвана наличием непостоянного (периодического) пассажиропотока в связи с наличием пунктов сезонных связей (речные вокзалы, курорты и др.) и климатическими условиями.

По характеру расположения на территории города маршруты подразделяются на диаметральные, радиальные, тангенциальные, кольцевые, полукольцевые и комбинированные.

Автобусные маршруты по расположению могут также различаться на центральные (обслуживающие центральную часть города) и периферийные, а по назначению - на основные и подвозящие к маршрутам других видов транспорта.

По условиям использования и характеру движения автобусов городские автобусные маршруты подразделяются на обычные и укороченные, скорые и экспрессные.

На обычных автобусных маршрутах остановка автобусов обязательна на всех промежуточных постоянных остановочных пунктах.

На укороченных автобусных маршрутах движение автобусов организуется лишь на определенной части обычного маршрута, где наиболее интенсивный пассажиропоток.

Укороченные автобусные маршруты могут либо совпадать с обычным маршрутом в средней его части, либо начинаться с одного или другого конечного пункта и включать определенные, наиболее загруженные участки. Укороченные маршруты могут быть постоянными или периодическими, т.е. с движением автобусов в течение определенного периода времени (например, в часы "пик").

При скором режиме движения (скорый маршрут) автобусы останавливаются лишь на отдельных, заранее установленных основных промежуточных остановочных пунктах.

На экспрессных автобусных маршрутах движение автобусов организуется прямым сообщением между конечными пунктами без остановок в пути следования.

Экспрессные и скорые автобусные маршруты, подобно укороченным маршрутам, могут быть постоянными, временными (в летний период) и периодическими, т.е. с движением автобусов в течение определенного периода времени (например, в ночное время).

К основным градостроительным особенностям города Речицы следует отнести: радиальный принцип застройки, четко выраженные промышленные и жилые зоны и классическое расположение города по отношению к реке. Маршрутная сеть внутригородского пассажирского транспорта города Речицы включает 6 автобусных маршрутов. Ее схема приведена в приложении А (к заданию). Маршрутная сеть проходит с использованием 16 улиц города. В ее состав включены 5 конечных пунктов: Автостанция в г. п. Горошково, Шурупный цех, Железнодорожный вокзал, "Ритм", Поликлиника, г. п. Озерщина. Совместно проходит 3 маршрута (№№1, 200,5). На маршрутах прямого и обратного следования автобусов совмещены 45, а не совмещены 8 остановочных пунктов. Максимальное число накладок маршрутов - 4 (на участке маршрутной сети от остановочного пункта "Поликлиника" до остановочного пункта "Дзержинского"), минимальное - 2 (от остановочного пункта "Ритм" до остановочного пункта "Краснознаменная", от остановочного пункта "Заслонова" до остановочного пункта "Ритм", остановочного пункта "Термопласт" до остановочного пункта "Снежкова" и от остановочного пункта "Снежкова" до остановочного пункта "П. Ильича"). По улицам Луначарского, Красикова, Сыдько проходит только по одному маршруту.

Основные рабочие поездки (жилой район - работа - жилой район) населения города приходятся на маршруты №№1, 4, 5, которые подходят к наиболее крупным производственным объектам: заводу РМЗ, "Ритм", гидролизному, кирпичному, "Термопласт", винзаводу, пивзаводу, МПМК-111, ДСУ-19, шурупному цеху, ПО "Красный октябрь", "Сельхозтехника", и т.д. Культурно-бытовые поездки населения (жилой район - культурно-бытовой объект [дача, места отдыха населения] - жилой район) осуществляются на всех городских маршрутах. В данном случае объектами массового тяготения пассажиров являются: Городской дом культуры, Дворец культуры и техники нефтяников, универмаг, рынок, железнодорожный вокзал, автостанция, микрорайоны "Новоречицкий", "Молодежный", "Центральный", больница и т.д. Протяженность каждого из маршрутов и перечень остановочных пунктов на них представлены в приложении Б (к заданию). Самоокупаемость каждого из маршрутов отражена в приложении Г (к заданию).

Маршрут №1 построен по кольцевому принципу. Движение автобусов на маршруте осуществляется в двух направлениях (правое и левое кольцо). На маршруте по левому кольцу размещено 27 остановочных пунктов, а по правому - 28. Протяженность маршрута составляет 16 км. Трасса маршрута проходит по улицам: Трифонова, Р. Люксембург, Советская, 10 лет Октября, Снежкова, Ленина, Привокзальная, Сыдько.

Основными пунктами тяготения пассажиропотоков на данном маршруте являются: Районная поликлиника, центральная часть города (универмаг, городской сквер и т.д.), Метизный завод, ПДО, рынок "Славянский", железнодорожный вокзал, автостанция и ткацкая фабрика "Красный октябрь". Характерной чертой данного маршрута является относительно равномерное распределение пассажиропотоков во времени, так как данный маршрут обслуживает как предприятия города (рабочие перемещения), так и пункты целодневного тяготения пассажиров (поликлиника, рынок и т.д.). Однако, по завершению вечернего часа "пик" пассажиропоток резко идёт на убыль, вследствие специфики функционирования вышеперечисленных пунктов тяготения.

Совмещение маршрута №1 с другими городскими маршрутами отмечается на следующих его участках:

1) от о. п. "Поликлиника" до о. п. "Дзержинского" - с маршрутами №№200, 3, 6;

2) от о. п. "Дзержинского" до о. п. "Универмаг" - с маршрутами №№5, 200;

3) от о. п. "Универмаг" до о. п. "Фрунзе" - с маршрутами №№4, 5, 200;

4) от о. п. "Фрунзе" до о. п. "Снежкова" - с маршрутами №200, 5;

5) от о. п. "Снежкова" до о. п. "Вокзал" - с маршрутом №5;

6) от о. п. "Мицкевича" до о. п. "Дзержинского" - с маршрутом №5.

Маршрут №200 является пригородным маршрутом, однако вследствие того, что он проходит через весь город, то его рассмотрение является актуальным, так как происходит некоторый отток пассажиров с маршрута №1 (левое кольцо), хотя и незначительный, вследствие большого интервала движения (на линии работает один автобус) и малоинформируемости пассажиров. Принцип построения маршрута №200 (Больница - Горошково) - диаметральный. В прямом следовании автобусов на маршруте расположено 18 остановочных пунктов, а в обратном - 19. Протяженность маршрута по городу составляет 11,2 км., а общая протяжённость маршрута - 17,9 км. По маршруту осуществляется связь города с автостанцией в г. п. Горошково, расположенной на автомагистрали Гомель - Калинковичи. Маршрут проходит по следующим городским улицам: Трифонова, Р. Люксембург, Советская, 10 лет Октября, Снежкова.

Совмещение маршрута №200 с другими городскими маршрутами отмечается на его участках:

1) от о. п. Поликлиника до о. п. Дзержинского - с маршрутами №№1, 3, 6;

2) от о. п. Дзержинского до о. п. Универмаг - с маршрутами №№1, 5;

3) от о. п. Универмаг до о. п. Фрунзе - с маршрутами №№1, 4, 5;

4) от о. п. Фрунзе до о. п. Снежкова - с маршрутами №№1, 5;

5) от о. п. Снежкова до о. п.П. Ильича - с маршрутом №4.

По принципу построения маршрут №3 (Озерщина - Дзержинского) относится к хордовому. На маршруте размещены 10 остановочных пунктов, из которых 3 относятся к городским. Протяженность маршрута составляет 6,2 км. Маршрут связывает г. Речицу с городским посёлком Озерщина, отстоящим от него на 6,2 км. В соответствии с решением городского исполнительного комитета г. Речицы маршрут приравнивается к городскому. В городе маршрут проходит по улице Трифонова.

На участке маршрута от о. п. Поликлиника до о. п. Дзержинского отмечается совмещение с городскими маршрутами №№ 1, 200, 6.

Маршрут №4 построен по диаметральному принципу. Число остановочных пунктов на маршруте в прямом следовании автобусов - 21, в обратном - 22. Протяженность маршрута составляет 11,1 км. Трасса маршрута проходит по улицам: Привокзальная, Луначарского, Советская, Красикова.

Совмещение маршрута №4 с другими городскими маршрутами отмечается на следующих его участках:

1) от о. п. Вокзал до о. п. "Термопласт" - с маршрутом №6;

2) от о. п. Универмаг до о. п. Фрунзе - с маршрутами №№1, 5, 200;

от о. п. Снежкова до о. п.П. Ильича - с маршрутом №200.

По принципу построения маршрут №5 (Вокзал - Ритм) относится к диаметральному. На маршруте в прямом следовании автобусов размещено 18 остановочных пунктов, а в обратном - 19. Протяженность маршрута составляет 12,1 км. Маршрут проходит по улицам: Привокзальная, Ленина, Снежкова, 10 лет Октября, Советская, Р. Люксембург, Трифонова, Нефтяников.

Совмещение маршрута №5 с другими городскими маршрутами отмечается на его участках:

1) от о. п. Вокзал до о. п. Снежкова - с маршрутом №1;

2) от о. п. Снежкова до о. п. Фрунзе - с маршрутами №№1, 200;

3) от о. п. Фрунзе до о. п. Универмаг - с маршрутами №№1, 4, 200;

4) от о. п. Универмаг до о. п. Дзержинского - с маршрутами №№1, 200;

5) от о. п. Дзержинского до о. п. Краснознаменная - с маршрутами №№1, 6;

6) от о. п. "Журавинка" до о. п. "Ритм" и от о. п. Заслонова до о. п. "Ритм" - с маршрутом №6;

7) от о. п. Мицкевича до о. п. Краснознаменная - с маршрутами №№1, 6.

Принцип построения маршрута №6 (Вокзал - Больница) - хордовый. На маршруте в прямом следовании автобусов расположено 15 остановочных пунктов, а в обратном - 13. Протяженность маршрута составляет 13,9 км. Трасса маршрута проходит по улицам: Трифонова, Нефтяников, Светлогорское шоссе, Привокзальная.

Совмещение маршрута №6 с другими городскими маршрутами отмечается на следующих его участках:

1) от о. п. Поликлиника до о. п. Дзержинского - с маршрутами №№1, 3, 200;

2) от о. п. Дзержинского до о. п. Краснознаменная - с маршрутами №№1, 5;

3) от о. п. "Журавинка" до о. п. "Ритм" и от о. п. Заслонова до о. п. "Ритм" - с маршрутом №5;

4) от о. п. Краснознаменная до о. п. Мицкевича - с маршрутами №№1, 5;

5) от о. п. "Термопласт" до о. п. Вокзал - с маршрутом №4.

В таблице 4.1 приведена информация по городским маршрутам.

Таблица 4.1 - Информация по городским маршрутам

№ маршрута

Количество

автобусов

Количество рейсов

по плану

Средняя

эксплуатационная скорость, км/ч

 

 

Средняя

продолжительность

рабочего дня, ч

 

Будние дни Выходные дни Будние дни Выходные дни
1 6 6 86 82 15,5 14,3
3 1 1 48 44 18,0 16,0
4 4 4 81 81 16,0 13,8
5 7 6 133 121 15,1 14,1
6 3 3 54 52 17,2 14,3
2 2 41 35 17,5 10,5
16э 3 2 56 40 17,5 11,1

 

Для характеристики разветвленности маршрутной системы установлен показатель, называемый маршрутным коэффициентом.

Маршрутный коэффициент, , представляет собой отношение протяженности всех автобусных маршрутов, к протяженности автобусной сети, т.е. к протяженности всех улиц и проездов, по которым проходят эти маршруты, :

 

. ( 4.1)

 

Маршрутный коэффициент показывает, сколько маршрутов проходит в среднем на каждом участке автобусной транспортной сети. Чем выше маршрутный коэффициент, тем больше удобств предоставляется пассажирам при выборе маршрута прямого сообщения и тем самым сокращается количество пересадок с одного маршрута на другой.

Для г. Речицы маршрутный коэффициент составляет:

 

.

 

Значение маршрутного коэффициента удовлетворяет нормативному значению (до 1,4).

Протяженность автобусной транспортной сети, приходящаяся на единицу площади города, называется плотностью транспортной сети:

 

, (4.2)

 

где  - площадь города, км2.

Плотность транспортной сети города составляет:

 

 км/км2.

 

Плотность сети характеризует насыщенность территории города линиями автобусного транспорта. От плотности автобусной сети зависит время, затрачиваемое пассажирами на подход к автобусным линиям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: