Глава 1. Социально-педагогическая поддержка в профессиональном самоопределении старших школьников

Введение

Актуальность исследования. В настоящее время стремительно возрастает роль образования, усиливается его влияние на все сферы социальной жизни. Переход от индустриального общества к постиндустриальному и информационному означает, что процессы создания и распространения знания становятся ключевыми. Усиление роли знаний в общественном развитии, постепенное превращение информации в основной капитал принципиально изменяют роль образования в структуре общественной жизни современного мира.

В это же время существенно увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом. Российская система образования пока еще способна конкурировать с системами образования передовых цивилизованных стран, однако ее преимущества могут быть быстро утрачены, если не будет осуществлена глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования, в том числе профессиональной ориентации и их социально-педагогической поддержки.

Следует разобрать его сущность и взаимосвязь с такими понятиями как «помощь» и «поддержка». В современной практике многие педагоги воспринимают эти понятия как синонимы. Отчасти это указывает на их взаимосвязь и действительную сложность в некоторых случаях разграничить эти понятия на практике. Логика соотношения понятий «помощь», «поддержка» и «сопровождение» станет понятной, если мы рассмотрим ее во взаимосвязи с онтогенезом ребенка.

Обобщенно можно так определить разные формы педагогической деятельности, ориентированной на развитие индивидуальности.

Защита – процесс ограничения, ограждения, отстаивания жизненно важных интересов ребенка в случае физической и/или психической опасности, при условии, если ребенок не справляется или просит о защите.

Помощь – процесс обеспечения становления индивидуальности, зачастую с демонстрацией способов и приемов разрешения трудностей при условии, если ребенок не справляется или просит о помощи.

Педагогическую поддержку О.С. Газман[9] определял как процесс совместного определения с ребенком его собственных интересов и путей преодоления проблем, мешающих сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в различных сферах деятельности и жизнедеятельности.

«Профессиональная ориентация — это целостная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов, объединённых общностью цели и единством управления: профессиональное просвещение; развитие интересов, склонностей школьников в различных видах деятельности — игровой, познавательной, трудовой (профессиональная активизация); профессиональная психодиагностика; профессиональная консультация; профессиональный отбор (подбор); профессиональная адаптация и профессиональное воспитание»[15].

Существование проблемы профессионального самоопределения связано с противоречием между системой внешних стимулов, характеризующих современную практику работы школ, и системой реально действующих мотивов старшеклассников.

Главное в формировании мотивационной сферы школьников не в том, что они формально овладели моральными ценностями, заключёнными в требованиях общества, нормах и правилах поведения и т.п., а в осознании этих требований, норм и правил, образовании на их основе индивидуальной убеждённости, обеспечивающей социальную активность, деятельную позицию каждого школьника по отношению к своему будущему. Итак, только наличие сформированной потребности в овладении конкретной предметной деятельностью, конкретным видом труда делает выбор профессии мотивированным и образует механизм сознательного выбора профессии.

Профессиональная ориентация учащихся была и остаётся важной задачей школы. На деле всё обстоит иначе. Профориентационная работа если и проводится, то чаще всего от случая к случаю. Ликвидированы кабинеты профориентации, распались связи с предприятиями. В результате неграмотной профконсультационной работы или отсутствия таковой вообще профессиональное самоопределение выпускников школ происходит зачастую стихийно.

Основное противоречие состоит в том, что, несмотря на то, что вопрос профориентации изучен достаточно подробно, существует множество методик по выявлению способностей к той или иной профессии, зачастую профориентационная и профконсультационная работа осуществляется в отрыве от реальной потребности в рабочей силе и не способствует развитию навыков самостоятельного выбора профессии. Это противоречие обусловлено недостаточной обеспеченностью педагогической практики: нормативными документами; методической литературой; обменом конкретным опытом профориентационной работы.

Методологические основы исследования составили: социально-экономические, теоретические и научные подходы к профориентации (Калугин Н.И., Максимов В.Г., Сазонов А.Д., Симоненко В.Д., Шацкий С.Т.);личностно-ориентированный подход, рассматривающий взаимосвязь возрастных особенностей с выбором профессии подростком (Абрамова Г.С., Божович Л.И., Воробьёва А.И., Кон И.С., Немов Р.С., Обухова Л.Ф., Петровский В.А., Фельдштейн Д.И. и др.); этапно-уровневый подход к формированию мотивационной структуры ребёнка и формированию мотивов профориентации (Ахметжанова Г.В., Купцов И.И., Леонтьев А.Н., Максимов В.Г., Мудрик А.В., Немов Р.С., Павлютенков Е.М., Реан А.А.,. Чирков В.И и др.);системный подход в решении проблемы профориентации (Захаров Н.Н., Сазонов А.Д., Симоненко В.Д.).

Объект исследования: школьники старших классов

Предмет исследования: социально-педагогическая поддержка учащихся старших классах в профессиональном самоопределении.

Цель исследования: теоретически проанализировать особенности профессионального самоопределения старших школьников, подобрать средства и разработать программу социально-педагогической поддержки учащихся старших классов в профессиональном самоопределении.

Гипотеза исследования:

Эффективная социально – педагогическая поддержка в профессиональном самоопределении старших школьников характеризуется динамикой количества учащихся, определивших свой дальнейший профессиональный путь.

Социально-педагогическая поддержка является эффективной, если:

· на основании анализа теоретических источников конкретизирована сущность и структура ключевых понятий по проблеме исследования (профессиональное самоопределение, социально-педагогическая поддержка, готовность к выбору профессии подростком);

· учащийся мотивирован в определении профессионального пути, учащиеся профильных классов более склонны к продолжению образовательного пути, чем учащиеся обычных классов;

· социально-педагогическая поддержка будет более успешной, если реализовать ее на ранней стадии обучения (возраст 15-16 лет).

Задачи исследования:

· Проанализировать основные научные подходы к социально-педагогической поддержке старших школьников.

· Проанализировать структуру и особенности работы социального педагога по поддержке профессионального самоопределения в старших классах общеобразовательных школ.

· Эмпирически подтвердить эффективность социально-педагогического моделирования в профессиональной ориентации старших школьников.

В работе использовались следующие методы исследования:

· теоретические (теоретический анализ философской, педагогической, социально-едагогической, психологической литературы; анализ, обобщение и систематизация социально-педагогического опыта);

· эмпирические (тестирование, опрос (анкетирование, беседа), наблюдение);

· методы математической статистики (t-критерий Стъюдента);

· методы моделирования в работе социального педагога;

В исследовании использовались следующие методики: Методика «Оценка уровня общительности (тест В. Ф. Ряховского)»; Тест «Как вы относитесь к обучению» (Адаптация и модификация для учащихся — Ю.А. Кореляков); Методика «Дефференциально-диагностический опросник (ДДО)» (Е.А. Климов); Методика «Типы интеллекта» (согласно теории Говарда Гарднера); Методика «Опросник К. Юнга».

Практическая значимость исследований заключается в разработке социально-педагогической программы продержки профессионального самоопределения младших школьников, в определении форм, методов и содержания социально - педагогической деятельности по профессиональной ориентации старших школьников.

Эмпирической базой исследования стала МОУ СОШ № 43 им. Г. К. Жукова г. Курска.

В исследовании приняли участие 87 человек. Первая группа состояла из 44 школьников 9 классов (14-15 лет), во вторую группу вошли 43 школьника 11 классов (16-17) лет.

Основное исследование прошло в три этапа:

Первый (с 1.10.08 по 1.11.08) заключался в изучении специальной литературы по теме «Особенности социально-педагогической поддержки профессионального самоопределения старших школьников», выявлении проблемы, определении объекта, предмета, цели и задач, формулировании рабочей гипотезы и разработке плана эмпирического исследования.

Второй этап (с 1.11.08 по 1.12.08) связан с осуществлением основной социально-педагогической работы по теме «Особенности социально-педагогической поддержки профессионального самоопределения старших школьников».

Третий этап (с 2.12.08 по 30.12.08). На данном этапе проводилась исследовательская работа, анализ и обобщение полученных результатов.

Четвертый этап (с 16.03.09 по 10.04.09) заключался в разработке и внедрении социально-педагогической программы на базе МОУ СОШ №43 и в редактировании и оформлении текста выпускной квалификационной работы.

Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения библиографического списка (51 источников) и приложений.



Глава 1. Социально-педагогическая поддержка в профессиональном самоопределении старших школьников


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: