В Германии сегодня нет понятия «государственная служба». После первой мировой войны появился термин «публичная служба», и это понятие прочно вошло в словарь немецких политологов. В функциональном плане «публичная служба» понимается как деятельность в целях выполнения общегосударственных задач управления. В институциональном плане под ней подразумевается определенный круг лиц, для которых выполнение публичных дел составляет профессиональную деятельность.
Понятие «публичная служба» охватывает три категории лиц: чиновников, служащих и рабочих. Критерием различения выступает правовая форма назначения: для чиновника — издаваемый в особом порядке компетентными властями акт назначения; для служащего и рабочего — заключаемый сторонами договор о поступлении на службу. Чиновники выделены в группу особо доверенных лиц, специально облеченных функцией управления и наделенных в связи с этим особым правовым и политическим статусом.
Современное правительство Германии имеет достаточно сильную федеральную администрацию. Теоретически она отвечает за контроль иностранных дел, сбор налогов, оборону, транспорт, почтовую службу, программы социального обеспечения и разведывательную деятельность. Но на практике федеральное правительство контролирует только наиболее общие внутренние программы.
|
|
Сегодня в Германии каждая из 16 земель имеет собственную конституцию и свою организацию управления. Административные учреждения земель составляют единую систему с соответствующими федеральными административными учреждениями. Область их компетенции распространяется на образование, местное хозяйство, деятельность полиции, здравоохранение, социальное обеспечение. Земли в административном отношении делятся на округа, округа — на уезды, уезды состоят из общин. Вся полнота административной власти в округе сосредоточена в руках регирунгс-президента, назначаемого правительством земли. При нем действует регирунгс-президиум, члены которого тоже назначаются сверху. В уездах органом исполнительной власти является ландрат. В компетенцию администрации ландрата входит местный бюджет, налоги и все коммунальное хозяйство.[25]
В городских общинах функции исполнительного органа выполняет бургомистр — профессиональный чиновник, назначаемый городским советом на 8—12 лет. В некоторых городах существует коллегиальный исполнительный орган — магистрат, в состав которого входят профессиональные чиновники, назначаемые также на 8—12 лет.
Основными действующими законодательнымиактами ФРГ, регулирующими вопросы государственной службы являются:
|
|
- Основной закон ФРГ от 23 мая 1949 г.;
- Общий закон о положении государственных служащих от 1 июля
1957 г. в новой редакции от 27 февраля1985 г.;
- Закон о федеральныхслужащих от 14 июля 1953 г. в редакции от 18 сентября 1957 г.;
- Положение о прохождении государственной службы в Федерации
от 15 ноября 1978 г. в новой редакции от 8 марта 1990 г.;
- Закон об обеспечении государственных служащих от 24 августа
1976 г. в новой редакции от 24 октября 1990 г.;
- Федеральный дисциплинарный устав от 20 июля 1967 г.;
- Закон об окладах федеральных служащихот 27 июля 1957 г. в но
вой редакции от 6 февраля1991 г. и др.
Основным нормативным актом, регулирующим деятельность чиновников является Федеральный закон о чиновнике (ФЗоЧ) в редакции 1971 г. По этому закону чиновниками считаются следующие лица: чиновники государственного аппарата, судьи, преподаватели школ и высших учебных заведений, военнослужащие, работники почты, железнодорожной службы, государственных банков.[26]
В соответствие с Общим законом о правовом положении государственных служащих устанавливает четыре вида должностей государственных служащих:[27]
- нижний уровень (простая служба)
- средний уровень службы (средняя служба);
- повышенный уровень службы (ответственная служба);
- высший уровень службы (высшая служба).
В пределах каждой группы государственным служащим присваиваются ранги. Всего их 16:
АЗ-А5 -низшие ранги (вспомогательно-технический персонал);
А6-А9 - средние ранги (правительственные секретари);
А10 Л13 - высшие ранги первой ступени (правительственные инспекторы);
Л14-А16 - высшие ранги второй ступени (высшие правительственные советники).
Законодательство определяет ряд условий для занятия должности того или иного ранга. Так, для прохождения службы нижнего ранга требуется: успешное окончание основной общеобразовательнойшколы, подготовительная практика для работы. Прохождение службы среднего уровня предполагает окончание реального училища, стаж работы в один год, сдачу экзамена для занятия должности этого уровня. Если чиновник претендует на службу повышенного уровня, он должен иметьобразование в объеме высшей школы, подтвержденное дипломом о ее окончании, 3-летнюю подготовительную практику, сдать экзамен на право прохождения службы. Для занятия должности высшего ранга необходимо иметь университетское образование, сдать государственный экзамен, пройти 2-летнюю подготовительную практику.
Существуют также возрастные требования для поступления на должность того или иногоуровня. Так. от 16 до 35 лет - низшая ступень, от 16 до 32 -- средняя, 18-30 лег - высшая.
Система продвижения по службе строго регламентируется законами. Она основана на двух принципах: повышении квалификации (что подтверждается либо специальной проверкой и соответствующей оценкой, либо сдачей специального экзамена) и принципе постепенного продвижения (нельзя «перескакивать» через очередную ступень). Исключения из двух правил допускаются лишь до специальному разрешению Федеральной комиссии по кадрам.[28]
Основной формой контроля за деятельностью чиновников выступает административная юстиция. Она действует как система специальных административных судов. Принятие в 1960 г. федерального уложения об административных судах установило их трехинстанционную структуру. Суды первой инстанции создаются, как правило, в больших городах. Второй инстанцией являются верховные административные суды земель (всего их 16). Эти суды являются ревизионными по решению к судам первой инстанции. Третьей, высшей, инстанцией выступает Федеральный административный суд (ФАС), состоящий из нескольких сенатов. Все судьи ФАС избираются из профессиональных судей специальной комиссией под председательством федерального министра внутренних дел.
|
|
В Германии понятие "служебная карьера" охватывает все должности одного и того же профессионального направления. Карьера чиновника осуществляется практическив пределах одного уровня службы, переход на более высокий уровень возможен крайне редко.
Современная государственная служба Германии развивается на основе тех же принципов, что и в других западных странах. Престиж и эффективность деятельности чиновников высоки.