Государственная служба США

Как и во многих странах, в США категория государственных служащих включаеткак должностных лиц и вспомогательно-технический персонал, так и работниковпо найму (в том числе преподавателей госу­дарственных учебных заведений, работников государственных предприятий исферы коммунальных услуг). В США "государственными служащими" ("goverment employee") или "служащими общественного сектора" ("public employee") вширокомсмысле считается любое лицо, труд которого оплачивается из бюджета федерации, штата или местного органа власти. Соответственно широко употребляютсятермины "гражданскаяслужба" (civil service), "публичная служба" (public service), "правительственная служба" (goverment service), которые синонимичны по характеру.

На американскую государственную службу оказаливлияние федеративная форма государственногоустройства, президентская форма правления, конституционные принципы "разделения властей", "сдержеки противовесов" и другие особенности политической организации. Федеративная форма государственного устройстваСША предопределила размежевание функций центрального исполнительного аппарата и органов управления штатов, графств и муниципалитетов. Конституция обошла вниманием вопрос о системе государственной службы па местах, вследствие этогоорганизация служебной деятельности в управленческом аппарате штатов и местных органов власти является прерогативой властей штатов и местного управления. Служебная деятельность чиновников исполнительных органов штатов, за исключением видов деятельности, финансируемых из федерального бюджета, не подлежит регулированию федеральнымзаконодательством. Работа служащих местных органов власти также в значительной степени строится на независимой от властей штатов основе.[16]

Таким образом, с юридической точки зрения в США не существует единой государственной службы, она разделена по административно-территориальномупринципу. Федеральная государственная служба состоит из множества административно-управленческих структур, правовая основа деятельности которых различна. Существуюттакже особые федеральные службы (ФБР, ЦРУ и др.).

Система организации государственной службыв США носит название "система открытой государственной службы" или "система найма". Должности в государственной администрации классифицируются в зависимости отквалификации и выполняемых задач. Служащий нанимается на конкретную должность, может оставить ее по своему желанию, имеет право перехода в частный сектор.[17]

В основу организации федеральной государственной службы положено деление служащих на две категории конкурсную и патронажную. К первой категории относятся государственные служащие, поступающие на службу и продвигающиеся по службе в соответствии с принципами "системы заслуг". Ко второй категории относятся те государственныеслу­жащие, которые назначаются на должности единолично президентом, ли­бо по совету и с согласия сената (главы федеральных органов исполни­тельной власти и т.п.). Кроме того, к числу патронажных относятся дове­ренные лица, которые обеспечивают организациюработы глав федеральных исполнительных органов (советники, секретари министров и др.).[18]

В стране 14 правительственных департаментов, в которых за­нято от 85 до 90% всех федеральных государственных служащих24. Они имеют общую структуру, хотя могут отличаться по размерам и по своим функциям. Каждый возглавляется секретарем, кото­рый назначается президентом с одобрения сената. Основной функцией правительственных департаментов является проведение законодательной и исполнительной полити­ки. Правительственные департаменты подразделяются на бюро, которые возглавляются чаще профессиональным чиновником, чем назначенным лицом.[19]

Федеральные агентства выполняют чаще одну, но весьма сложную функцию, которая иногда может быть более по­литической, чем административной.

Федеральные корпорации, принадлежащие прави­тельству, являются сочетанием правительственных агентств и пред­приятий частного бизнеса. Хотя главы корпораций назначают­ся президентом (с согласия сената), они обладают значительной автономной властью.

Независимые постоянные агентства созданы для экономической регуляции частного бизнеса, который непо­средственно влияет на общественное благосостояние. Они обладают значительной властью, полученной от конгресса.

В целом, законодательство выделяет следующие категории государ­ственных служащих:

- карьерные служащие;

- государственные служащие, нанимаемые на определенный срок

(до трех лет);

служащие, нанимаемые на срок действия чрезвычайных обстоя­тельств (на срок не более 18 месяцев);

- государственные служащиена резервируемых должностях (пере­чень должностей ежегодно определяется Управлением по делам граждан­ гражданской службы);

- служащие, занимающиепатронажные должности.

Должности государственных служащих делятся на 18 категорий. Первые 8 отведены техническим исполнителям; с 9 по 15 - среднему ру­ководящему составу и вспомогательно-техническому персоналу высшей квалификации; с 16 по 18 - высшему руководящему составу. Характеристика и опи­сание каждой из должностных категорий утверждены в зако­нодательном порядке и содержатся в разд. 5 Свода законов США[20]

"Патронажныедолжности" занимают лица, пользующиеся доверием президента или глав министерств и ведомств. Отборна должности карь­ерной службы проводится в двух формах - "открытой" (для должностей конкурсной службы) и "закрытой" (для государственного департамента, служб здравоохранения и лесного хозяйстваи ряда других ведомств). При открытом наборе должность может быть занята любым лицом, успешносдавшим экзамен. При закрытом наборе занятие постов осуществляется в порядке карьерной службы в данной системе. В целом через конкурсную систему проходят свыше 60% всех государственных служащих. "Закры­тая" форма требует от служащего начинать службу с низшей должности, доступ лицам "со стороны" на средние и высшиепосты практически не­возможен.

Деятельность американских чиновников регулирует Закон о гражданской службе 1883 года.

Одним из главных принциповгосударственной службы США явля­ется соблюдение равенства возможностей при трудоустройстве, льготы установлены лишь для некоторых категорий, в том числе для ветеранов войны, бывших военнослужащих, представителей национальныхмень­шинств. Среди условий приема на гражданскую службу важную роль иг­рают вопросы гражданства. Согласно законодательству, в государствен­ные учреждения лица, не имеющие гражданства США, принимаютсяв том случае, если на данную должность не претендуют граждане страны.

При подборе кадров на высшие должностные посты действует сис­тема "патронажа". Отбором персонала в этом случае занимаются советни­ки президента. Служебная деятельность политических служащих подчи­няется специальным положениям федеральной службы, где зафиксирова­ны правила приема, порядок установления зарплаты, нормы социального обеспечения и прочие вопросы. В целом численность назначенных по по­литическому признаку составляет около3 тысяч.

Процедура приема на работу включает проверку заявления, проведе­ние экзаменов или собеседование, проверку благонадежности, подбор кандидатов на должность, проверку деловых ипрофессиональных качеств в течение испытательного срока. Основными форма­ми проведения экзаменов являются письменные или устные тесты.

Продвижение государственных служащих по служебной лестнице осуществляется в соответствие с "системой заслуг". Мно­гие процедуры оценки деятельности работников заимствованы из админи­стративной практики частного бизнеса.

Большое внимание уделяется повышению квалификации служащих. Она проходит не реже одного раза в 3,5 года. Курсы повышения квалификации организованы во всех министерствах и ведомствах. Особенно интенсивно ведется переподготовка руководящего состава.

Специализированными органами но управлению государственной службой США являются Управление по делам государственной службы, Совет по вопросам защиты системы заслуг, специальная комиссия.

Американское законодательство не содержит специального раздела о правах государственных служащих, соответствующие нормы разбросаны по всему тексту титула 5 Свода законов США. Правовая защищенность служащих основывается на "системе заслуг", что означает, что любое дей­ствие администрации в отношении персонала должно быть связано только со способностями данного служащего и качеством исполняемой работы.[21] Обязанности государственных служащих в общих чертах закрепле­ны в Кодексе этики государственной службы, утвержденном Конгрессом в 1958 г.

Успех возникшего более двухсот лет назад конституционного строя (по мнению самих американцев) заключается в жестком разделении властей, федерального правительства и правительств штатов.[22]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: