А.Илья не вспомнил ни одного слова правильно, при припоминании он предложил три слова, одно из которых было искажено по фонематическому сходству (стол-толк), два – по смыслу (топор-молоток, молоко-чай). У него было констатирован очень низкий уровень развития долговременной слухоречевой памяти.
В. Даша правильно припомнила только одно слово, и одно слово было предложено как смысловая замена (стул-табуретка). Д.Тимур так же припомнил два слова, одно из которых было смысловой заменой слову «стол» (еда). К Радик правильно припомнил два слова, и одно было предложено по фонематическому сходству (книга-игла). К. Рустам припомнил два слова, не допустив замен и искажений слов. У этих детей был констатирован очень низкий уровень развития долговременной слухоречевой памяти.
Л.Марат, Н.Ильмира, Х. Сергей вспомнили по 3 слова, не допустив замен и искажений слов. Т. Саша вспомнил 4 слова, 3 из которых были названы правильно, одно искажено (тетрадь-тетрадка). Я.Эллина вспомнила 4 слова, без искажений и замен. У этих детей был констатирован низкий уровень развития долговременной памяти.
Результаты методики парных ассоциаций «Запомни пару» представлены в таблице 4.
Таблица 4
Результаты методики парных ассоциаций «Запомни пару» на констатирующем этапе эксперимента
№ | Ф.Имя | Общее количество слов | Количество запомнившихся слов | Коэффициент смысловой памяти | Уровень |
1 | А.Илья | 10 | 2 | 20 | Очень низкий |
2 | В. Даша | 10 | 3 | 30 | Низкий |
3 | Д. Тимур | 10 | 3 | 30 | Низкий |
4 | К. Радик | 10 | 4 | 40 | Низкий |
5 | К. Рустам | 10 | 4 | 40 | Низкий |
6 | Л. Марат | 10 | 4 | 40 | Низкий |
7 | Н. Ильмира | 10 | 5 | 50 | средний |
8 | Т. Саша | 10 | 6 | 60 | средний |
9 | Х. Сергей | 10 | 6 | 60 | средний |
10 | Я. Эллина | 10 | 7 | 70 | средний |
Итак, констатирующий эксперимент показал, что среди дошкольников с ОНР III уровня 10% детей имеют очень низкий уровень развития смысловой слухоречевой памяти, 50% - низкий, 40% - средний. См. гистограмму 3.
Гистограмма 3
Особенности развития смысловой слухоречевой памяти дошкольников с ОНР III уровня на констатирующем этапе эксперимента
Очень низкий уровень развития смысловой слухоречевой памяти был выявлен у А.Ильи (он запомнил 2 слова), низкий – у В.Даши, Д.Тимура, К.Радика, К.Рустама, Л.Марата, (они запомнили по 3-4 слова). Средний – у Н.Ильмиры, Т.Саши, Х.Сергея, Я.Элины (они заполнили слова из 5-6 пар).