Основные законодательные, нормативные правовые

И НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ ПО подготовке

К ЭВАКУАЦИИ населения, материальных и культурных

Ценностей в безопасные районы

1. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002г. №1-ФКЗ «О военном положении» (с последующими изменениями).

2. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001г. №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (с последующими изменениями).

3. Федеральный закон от 31 мая 1996г. №61-ФЗ «Об обороне» (с последующими изменениями).

4. Федеральный закон от 12 февраля 1998г. №28-ФЗ «О гражданской обороне» (с последующими изменениями).

5. Федеральный закон от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями).

6. Гражданский кодекс Российской Федерации.

7. Федеральный закон от 26 февраля 1997г. №31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (с последующими изменениями).

8. Федеральный закон от 21 июля 2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (с последующими изменениями).

9. Федеральный закон от 21 декабря 1994г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с последующими изменениями).

10. Указ Президента РФ от 2 октября 1998г. №1175 «Об утверждении Положения о военно-транспортной обязанности».

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня 2004г. №303 дсп.

12. Постановление Правительства РФ от 16 марта 2000г. №227 «О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне».

13. Директива МЧС России от 27 мая 1997г. № ДНГО-001.



I. Правовая и нормативно-методическая база мероприятий по подготовке безопасных районов для размещения эвакуируемого населения и его жизнеобеспечения, хранения материальных и культурных ценностей

В настоящее время отсутствует правовой механизм изучения, освоения, закрепления безопасных районов загородной зоны с целью размещения эвакуируемого населения, его всестороннего жизнеобеспечения, размещения и обеспечения сохранности в безопасных районах эвакуируемых материальных и культурных ценностей.

У руководителей органов местного самоуправления безопасных районов отсутствуют полномочия (юридические права) для выдачи ордеров на занятие помещений различных форм собственности: дачных кооперативов, садоводческих товариществ, немуниципального жилого фонда и т.п. С полным правом ордеры могут выдаваться только на муниципальные площади, которые интенсивно приватизируются.

Недостает нормативных правовых документов, обязывающих руководителей автотранспортных предприятий, независимо от их формы собственности, выделять (передавать) транспорт для целей эвакуации до введения военного или чрезвычайного положения, а значит, проблематично привлекать к учениям и тренировкам автомобильные и другие формирования, участвующие в эвакуационных перевозках и прочих обеспечивающих мероприятиях по планам эвакуации.

Менее всего проработан на сегодняшний день вопрос правового регулирования и финансового обеспечения мероприятий по временному размещению эвакуируемого населения, материальных и культурных ценностей в безопасных районах (загородной зоне). Недостаточно проработан и не приведен в соответствие с реальными рыночными механизмами вопрос жизнеобеспечения эвакуируемого населения в местах временного расселения.

Организации различных форм собственности не предусматривают финансовые затраты на подготовительные мероприятия с целью заблаговременной подготовки своих безопасных районов к размещению, продолжению их деятельности в период эвакуации.

Как один из способов решения проблемы обеспечения эвакуационных мероприятий по планам гражданской обороны рассматривается способ заключения предварительных договоров под отлагательным условием.

Для осуществления единого подхода к заключению договоров с целью обеспечения эвакуационных мероприятий и заблаговременной подготовки загородной зоны рекомендуется принятие муниципального нормативного правового акта «О заблаговременной подготовке безопасных районов к проведению эвакуационных мероприятий в военное время» (приложение №2).

Издание вышеуказанного муниципального нормативного правового акта обосновывается следующими законодательными и нормативными правовыми актами и положениями.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 января 2002г. №1-ФКЗ «О военном положении» (пункт 2 статьи 7) на основании указов Президента Российской Федерации на территории, на которой введено военное положение, применяются следующие меры:

3) эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;

7) изъятие в соответствии с федеральными законами необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества;

8) запрещение или ограничение выбора места пребывания либо места жительства;

11) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра и другие.

Согласно статьи 8, в период действия военного положения федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в целях производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд и для нужд населения могут быть предусмотрены меры, связанные с введением временных ограничений на осуществление экономической и финансовой деятельности, оборот имущества, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, временно изменены форма собственности организаций, порядок и условия процедур банкротства, режим трудовой деятельности и установлены особенности финансового, налогового, таможенного и банковского регулирования как на территории, на которой введено военное положение, так и на территориях, на которых военное положение не введено.

Согласно статьи 13, Правительство Российской Федерации организует разработку и обеспечивает применение мер, направленных на производство продукции (выполнение работ, оказание услуг) для государственных нужд и для нужд населения, а также определяет порядок заключения договоров (контрактов) на выполнение организациями заданий (заказов) в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также порядок прекращения действия ранее заключенных договоров (контрактов) (в соответствии со ст.2 Федерального закона от 31 мая 1996г. №61-ФЗ «Об обороне», организация обороны включает планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне).

Согласно пункта 1 статьи 14 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. №1-ФКЗ «О военном положении» к полномочиям федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения режима военного положения относятся:

1) организация производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд и для нужд населения;

2) организация снабжения (при необходимости нормированного) населения продовольственными и непродовольственными товарами и медицинского обслуживания населения;

3) регулирование деятельности организаций промышленности, торговли, общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства;

Для реализации мер, предусмотренных пунктом 2 статьи 7, федеральными органами исполнительной власти на основании указов Президента Российской Федерации осуществляются следующие полномочия:

2) организация эвакуации объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временного отселения жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;

5) изъятие в соответствии с федеральными законами транспортных средств и другого необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества;

6) установление запретов или ограничений на выбор места пребывания либо места жительства на территории, на которой введено военное положение;

7) установление ограничения движения транспортных средств и порядка осуществления их досмотра.

Согласно статьи 15 вышеуказанного закона, на территории, на которой введено военное положение, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции осуществляются полномочия, указанные выше под номерами 1), 2), 3) в списке полномочий федеральных органов исполнительной власти.

На основании указов Президента Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации привлекаются для применения мер, указанных выше под номерами 3), 7), 8), 11) спредоставлением им полномочий, перечисленных выше под номерами 2), 5), 6), 7).

Органы местного самоуправления оказывают содействие органам государственной власти и органам военного управления в обеспечении режима военного положения (часть 3 статьи 6 закона).

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

I. Организация эвакуации объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временного отселения жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений это мероприятие, осуществляемое федеральными органами исполнительной власти или органами военного управления (часть 1 статьи 10), к реализации которого привлекаютсяорганы исполнительной власти субъекта Российской Федерации с предоставлением им соответствующих полномочий. На органы местного самоуправления возложена задача только по оказанию содействия при выполнении указанных мероприятий.

II. Организация производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд и для нужд населения – это мероприятие в равной степени как федерального органа исполнительной власти, так и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, обеспечение которого возложено на Правительство Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 18 вышеуказанного федерального закона, граждане, находящиеся на территории, на которой введено военное положение, обязаны выполнять требования федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц и оказывать содействие таким органам и лицам, а также предоставлять в соответствии с федеральными законами необходимое для нужд обороны (включая гражданскую оборону) имущество, находящееся в их собственности, с последующей выплатой государством стоимости указанного имущества.

Из вышеизложенного следует, что при проведении эвакуации в особый период граждане-владельцы частного жилья, частных бань в обязательном порядке должны будут выполнять требования по размещению и обеспечению эвакуируемых.

Согласно части 2 статьи 19 закона, организации, находящиеся на территории, на которой введено военное положение, обязаны выполнять требования федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц и оказывать содействие таким органам и лицам.

Организации в период действия военного положения (часть 3) обязаны предоставлять в соответствии с федеральными законами необходимое для нужд обороны (включая гражданскую оборону) имущество, находящееся в их собственности, с последующей выплатой государством стоимости указанного имущества, а также выполнять задания (заказы) в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации в соответствии с заключенными договорами (контрактами).

В соответствии со статьей 8 федерального закона от 31 мая 1996г. №61-ФЗ «Об обороне», организации независимо от форм собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечивают и принимают участие в выполнении мероприятий по гражданской обороне, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляют для нужд обороны здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности, с последующей компенсацией понесенных расходов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации, согласно статьи 9 вышеуказанного закона, принимают участие в мероприятиях по гражданской обороне, а также предоставляют в военное время для нужд обороны по требованию федеральных органов исполнительной власти здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности, с последующей компенсацией понесенных расходов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Согласно статьи 21 вышеуказанного федерального закона, задачи, организация и ведение гражданской обороны определяются в соответствии с федеральным законом («О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ).

Реализация мероприятий в области обороны в соответствии с указанным федеральным законом является расходным обязательством Российской Федерации (статья 26).

В соответствии со статьей 6 закона, Правительство Российской Федерации устанавливает порядок компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации, в связи с использованием их имущества для нужд обороны (включая гражданскую оборону).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000г. №227 «О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне» установлено, что расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, понесенные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от формы собственности, возмещаются при включении этих мероприятий в состав государственного оборонного заказа за счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Расходы, понесенные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых по заказу федеральных органов исполнительной власти, возмещаются этими органами в соответствии с условиями заключенных договоров (контрактов)за счет предусмотренных им на эти цели средств федерального бюджета и внебюджетных средств.

Расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, возмещение которых выше не предусмотрено, финансируются:

бюджетными учреждениями - в соответствии с утвержденными в установленном порядке сметами доходов и расходов этих учреждений;

организациями (за исключением бюджетных учреждений) в размерах, согласованных с соответствующими органами, осуществляющими управление гражданской обороной, - путем отнесения указанных расходов на себестоимость продукции (работ, услуг).

Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

I. Возмещение из средств федерального бюджета расходов на гражданскую оборону, а именно - на использование помещений для временного проживания эвакуируемого населения, для продолжения деятельности организаций в безопасных районах, складских помещений - для размещения в загородной зоне эвакуируемых материальных и культурных ценностей, а также расходов в интересах первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения, - возможно при включении этих мероприятий в состав государственного оборонного заказа. С этой целью по одному экземпляру заключенных предварительных договоров (в оригинале) представляются в органы, уполномоченные на решение вопросов в области гражданской обороны, для включения расходов и мероприятий в планы расчетного года соответствующего уровня. Обязательным (неотъемлемым) приложением к предварительным договорам являются заказы на поставку продукции (работ, услуг), включаемые в расчетный год.

II. В соответствии с условиями заключенных договоров возможно возмещение расходов, понесенных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых по заказу федеральных органов исполнительной власти.Это положение стимулирует к заключению предварительных договоров организации в безопасных районах, являющиеся поставщиками услуг жизнеобеспечения для эвакуируемых территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (МВД, МЧС, Министерства экономического развития Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службы государственной статистики, Министерства здравоохранения и социального развития).

III. При отсутствии у организаций и индивидуальных предпринимателей в безопасных районах договоров значительно уменьшаются возможности возмещения их расходов. В то же время, выполнять обеспечивающие мероприятия, предоставлять свои здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности, в период военного положения организации и граждане обязаны на основании федеральных законов «Об обороне» (ст.ст.8, 9) и «О военном положении» (ст.ст.18, 19),
о чём было указано выше.

При определении заказчиков по предварительным договорам поставки продукции (работ, услуг) в субъекте Российской Федерации исходят из положений Постановления Правительства Российской Федерации от 22 июня 2004 года №303дсп «О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы».

В соответствии с п.6 «Правил эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы», утвержденных указанным Постановлением:

организация планирования, подготовки и проведения эвакуации, а также подготовка районов для размещения эвакуированного населения и его жизнеобеспечения, хранения материальных и культурных ценностей возлагаются:

в федеральных органах исполнительной власти - на руководителей федеральных органов исполнительной власти;

в субъектах Российской Федерации и входящих в их состав муниципальных образованиях - на руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководителей органов местного самоуправления;

в организациях - на руководителей организаций.

Согласно п.15. Правил, эвакуация работников организаций, переносящих производственную деятельность в загородную зону, рассредоточение работников организаций, а также эвакуация неработающих членов семей указанных работников организуются и проводятся соответствующими должностными лицами организаций;

эвакуация остального нетрудоспособного и не занятого в производстве населения организуется по месту жительства должностными лицами соответствующих органов местного самоуправления.

Согласно п.23. Правил, работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, имеющих жилые, общественные и административные здания, расположенные в безопасных районах, размещаются в указанных зданиях с членами семей (следовательно, на эти помещения договоров не заключают).

Согласно п.42. Правил, финансирование эвакуации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации:

федеральными органами исполнительной власти и подведомственными им бюджетными организациями - за счет средств федерального бюджета;

субъектами Российской Федерации и входящими в их состав муниципальными образованиями - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов;

организациями - за счет собственных средств.

Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

I. Администрации муниципальных районов и городских округов, из которых планируется эвакуация населения, материальных и культурных ценностей, заключают предварительные договоры (являются заказчиками) с организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в безопасных районах, в интересах размещения, жизнеобеспечения в загородной зоне самих администраций, их структурных подразделений, муниципальных учреждений и предприятий, а также эвакуируемого по месту жительства нетрудоспособного и не занятого в производстве населения, не являющегося членами семей рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций (немуниципальных).

II. Руководители предприятий, учреждений, организаций, подлежащих рассредоточению и эвакуации, заключают договоры (являются заказчиками) в интересах размещения в загородной зоне работников организаций и неработающих членов семей указанных работников, а также их жизнеобеспечения, создания условий для продолжения деятельности в загородной зоне (при необходимости) и хранения эвакуируемых материальных и культурных ценностей.

III. Органы исполнительной власти области заключают контракты и договоры (являются заказчиками) в целях обеспечениявыполнениямероприятий гражданской обороны, в том числе подготовки к реализации всех видов обеспечения в ходе эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы (на маршрутах, на сборных, промежуточных и приемных пунктах эвакуации, в пунктах посадки-высадки эваконаселения, погрузки-выгрузки ценностей и др.), их размещения, подготовки к развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения.

IV. Возложение расходов (деньги по предварительным договорам не выделяются и не платятся, следовательно, на данном этапе - лишь расчетов финансовых средств в ценах расчетного года) на эвакуацию в безопасные районы, на основании предварительных договоров (заказов) осуществляется согласно п.42 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2004 года №303дсп, до решения о возмещении указанных расходов.

V.Согласно нормам Федерального закона от 12 февраля 1998г. №28-ФЗ «О гражданской обороне» (статья 8) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации планируют мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения. В свою очередь, органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: