Анализ конъюнктуры рынка

Под конъюнктурой рынка понимают результат взаимодействия различных факторов, определяющих в каждый момент времени ситуацию на рынке (в нашем случае – на рынке прачечных услуг).

Конъюнктура рынка проявляется, прежде всего, в соотношении спроса и предложения, уровня цен, количества заказов и иных экономических показателях.

Обзор конъюнктуры рынка проведен по следующим пунктам:

- анализ предложения услуг;

- анализ спроса населения на услуги;

- анализ цены и тенденции ее изменения.



Анализ предложения услуг

МУПБО «Бодрость» оказывает услуги по стирке белья по заказам населения, организаций, а также ряд услуг по ремонту прачечного оборудования в детских садах; реализации сопутствующих товаров – стирального порошка, средств личной гигиены; банные услуги; парикмахерские услуги и др.

Но так как тема дипломного проекта предусматривает анализ только прачечных услуг, то и анализ конъюнктуры рынка будем проводить по ним.

МУПБО «Бодрость» дислоцируется в центральном районе города Тольятти и обслуживает в основном часть населения данного района.

Объем реализации услуг жителям города постоянно сокращается. Это связано, с одной стороны, с недостаточным развитием предприятий БОН подотраслевой группы, с другой стороны, ростом цен на услуги, что приводит, в свою очередь, к переливу услуг по стирке белья в сферу самообслуживания. Следовательно, закрытие ряда приемных пунктов, сокращение численности работающих на предприятиях прачечных услуг приводит к уменьшению объемов реализации бытовых услуг населению.

Несмотря на общие тенденции развития производства бытовых услуг в городе Тольятти, МУПБО «Бодрость» имеет устойчивые позиции. Так, с 1996 года по 1998 год значение одного процента прироста объема реализации по отношению к 1996 году выросло на 138,2 руб. В свою очередь, общее увеличение объема реализации бытовых услуг в 1998 году по отношению к 1997 году было связано не с увеличением заказов, а с ростом цены на единицу заказа. Поэтому, после приведения объема реализации к сопоставимым ценам, его уменьшение в 1998 году по отношению к 1997 году составило 162.658,2 руб.

В Центральном районе г. Тольятти действует ряд предприятий по оказанию банных и прачечных услуг. Однако, радиус их действия велик и практически они не вступают в серьезную конкурентную борьбу между собой.

Тем не менее, уровень потребления услуг со стороны предприятий БОН по стирке белья на одного жителя составляет 2,9% от нормы. Причиной тому является отток значительной части потребления в сферу самообслуживания. По данным социологических исследований лишь 20,72% потребности в услугах по стирке белья удовлетворяются на предприятиях службы быта. Далее представлен анализ спроса населения на услуги прачечных.

Анализ спроса населения

В целях изучения спроса населения на услуги прачечных было проведено социологическое исследование потребителей МУПБО «Бодрость». Результаты показали, что среди жителей микрорайона города, находящегося в радиусе обслуживания МУПБО «Бодрость», 18,85% имеют действительный спрос на услуги прачечной традиционной формы при среднегодовом потреблении услуг в 3,52 раза в год на одну семью. Кроме того, имеется спрос на услуги прачечных формы самообслуживания у 5,71% населения при интенсивности потребления 2,53 раза в год в среднем на одну семью. Значительным спросом пользуются услуги, которые по технологической принадлежности относятся к прачечным услугам, услуги по стирке мужских сорочек. Данная услуга имеет сформированный спрос у 8,09% населения с интенсивностью потребления 3,02 раза в год в среднем на одну семью.

При изучении потребителей прачечных услуг были выделены основные их сегменты в зависимости от уровня дохода (таблица 2.2.1.).

 

Таблица 2.2.1.

Сегментация потребителей прачечных услуг в зависимости от уровня дохода

Услуга

Уровень дохода, руб.

до 600 600-1200 1200-1800 1800-2400 2400 и выше
1. Услуги прачечной   - традиционной - 2,4 4,4 5,4 6,65
  - самообслуживание 3,4 2,31 - - -
2. Стирка мужских сорочек - - 1,65 2,58 3,86

 

Рассчитаем величину спроса на прачечные услуги в стоимостном выражении. При этом используем модель спроса:

е = [(У / 100*Д*r*Δr / 100)*Кэ] *d                                          (2.2.1.)

где У – процент расходов на услуги в годовом доходе потребителя, %,

Д – фактический уровень годового дохода потребителя, руб.,

r – численность населения района, тыс. человек,

Δr – доля населения, обращающаяся к данному виду услуг,

Кэ- экспертный коэффициент /Кэ = 0,9/,

d – доля населения района, попадающего в радиус обслуживания предприятия.

Сформируем таблицу исходных данных для расчета спроса населения (см. Таблицу 2.2.2)

 

Таблица 2.2.2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: