Годы | V р.у., руб. | Абс. прирост р.у. | Темп роста V, % | Темп прироста v, % | Знач.1 % прироста | ||||
пред. | баз. | пред. | баз. | пред. | баз. | пред. | баз. | ||
1996 | 978000,0 | - | - | - | - | - | - | - | - |
1997 | 1172353,2 | +194353,2 | +194353,2 | 119,9 | 119,9 | +19,9 | +19,9 | 9766,5 | 9766,5 |
1998 | 1009695,0 | -162658,2 | +31695,0 | 86,1 | 103,2 | -13,9 | +3,2 | 11702,0 | 9904,7 |
Из таблицы 2.3.1. можно видеть, что первые два года на МУПБО «Бодрость» происходило стабильное развитие. Об этом свидетельствует значительный рост объема реализации услуг в 1997 году по сравнению с 1996 годом (он составил 194353,2 руб.), который связан с внедрением новых видов услуг. В 1997 году на МУПБО «Бодрость» при парикмахерской был открыт салон красоты «Каприз».
За все три года наблюдается повышение абсолютного значения одного процента прироста объема. Если в 1997 году значение 1% прироста составило 9766,5 руб., то в 1998 году – 11702 руб., то есть возросло на 1935,5 руб.
Величина абсолютного прироста объема реализации услуг в 1998 году по сравнению с 1997 годом составила 162658,2 руб., то есть объем реализации уменьшился на 13,9%. Хотя эта величина по сравнению с 1996 годом увеличилась на 3,2% и составила 31695 руб. Уменьшение объема реализации услуг в 1998 году связано с ростом цен на основные виды деятельности, а также с экономическим кризисом и снижением общего уровня жизни.
|
|
Важной особенностью предприятий бытового обслуживания населения является сезонный характер поступления заказов. Сущность этой особенности заключается в том, что в различные периоды года наблюдается неравномерное поступление заказов, что приводит к нерациональному использованию оборудования. в периоды сезонных спадов часть оборудования простаивает, а в периоды максимальной загрузки порой не проводятся профилактические осмотры, что приводит к преждевременному износу оборудования.
Проанализируем данные сезонных колебаний спроса на МУПБО «Бодрость» на основе данных таблицы 2.3.2.
Для этого используем показатели:
1. Коэффициент сезонности:
_
К сез. = Оi / О, где (2.3.1.)
О i – объем услуг за месяц;
О - среднемесячный объем услуг.
2. Размах вариации:
Rv = К сез.max – К сез. мin; (2.3.2.)
3. Среднее линейное (абсолютное) отклонение:
q = Абсолютная сумма отклонений / 12; (2.3.3.)
4. Среднее квадратическое отклонение:
________________
t = (К сез. – К сез)2, где (2.3.4)
12
К сез – среднемесячный коэффициент сезонности, равный единице.
5. Коэффициент вариации:
К v = t * 100 (2.3.5)
К сез Определим эти показатели по каждому из рассматриваемых периодов: 1996 год: Rv = 1,78 – 0,54 =1,24; q = 3,41 / 12 = 0,28; _________ t = Ö1,3943 / 12 = 0,34; Кv = 0,17 * 100 = 34%. 1997 год: Rv = 1,43 – 0,47 = 0,93; q = 3,46 / 12 = 0,29; _________ t = Ö1,2174 / 12 = 0,32; Кv = 0,32 * 100 = 32%. 1998 год: Rv = 1,7 – 0,45 =1,25; q = 4,42 / 12 = 0,37; __________ t = Ö2,021 / 12 = 0,41; Кv = 0,26 * 100 = 41%. Таблица 2.3.2.