Задачи производственной инфраструктуры на современном этапе

П Л А Н

 

Наименование разделов № стр.
Введение 4
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Теоретические основы проектирования производственной инфраструктуры 7
1.1. Задачи производственной инфраструктуры на современном этапе 7
1.2. Основные элементы производственной инфраструктуры 10
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Анализ основных аспектов производственно-хозяйственной деятельности МУПБО «Бодрость» 15
2.1. Краткая характеристика предприятия 15
2.2. Анализ конъюнктуры рынка 22
2.2.1. Анализ предложения услуг 23
2.3. Анализ основных ТЭП деятельности МУПБО «Бодрость» 28
2.3.1. Анализ производства и реализации услуг 29
2.3.2. Анализ заработной платы 34
2.3.3. Анализ численности работающих 37
2.3.4. Анализ производительности труда 39
2.3.5. Анализ использования рабочего времени 41
2.3.6. Анализ финансовых результатов деятельности МУПБО «Бодрость» 43
2.3.7. Сравнительная таблица показателей производственной деятельности МУПБО «Бодрость» 45
2.4. Характеристика производственной инфраструктуры МУПБО «Бодрость» 46
2.4.1. Анализ уровня использования производственной мощности 50
2.4.2. Анализ эффективности использования рабочего времени 57
2.5. Выводы 60
ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ Рекомендации по совершенствованию производственной инфраструктуры для МУПБО «Бодрость» 62
3.1. Технология влажной обработки белья 62
3.1.1. Последние достижения отрасли прачечного производства 62
3.1.2. Организационная структура производства прачечной МУПБО «Бодрость» 66
3.1.3. Анализ ассортимента изделий, поступающих в обработку 69
3.1.4. Расчет сменной производительности цехов по технологическим операциям 71
3.2. Охрана труда 83
3.2.1. Анализ условий труда в прачечном цехе МУПБО «Бодрость» 83
3.2.2. Расчет общеобменной вентиляции производственных помещений 87
3.3. Мероприятие по интенсификации процесса удаления воды во время центрифугирования 94
3.4. Мероприятие по совершенствованию ремонтного обслуживания (введение плана-графика ППР) 99
3.5. Мероприятие по сокращению времени обслуживания 104
3.6. Мероприятие по модернизации оборудования 106
3.7. Расчеты и выводы результативности и экономической эффективности организационно-технических мероприятий 109
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 112
4.1. Годовая программа производства бытовых услуг 112
4.2. Расчет плана по труду и заработной плате 114
4.3. Расчет плана по себестоимости, прибыли и рентабельности 116
4.4. Сравнительная таблица основных технико-экономических показателей деятельности МУПБО «Бодрость» 118
Заключение 119
Литература 121
Приложения 123

 

Введение

Известно, что развитая рыночная инфраструктура – необходимый атрибут товарной экономики с рыночным механизмом производства, распределения, обращения и потребления в процессе воспроизводства общественного продукта. Это – комплекс отраслей и сфер хозяйства, а также непроизводственных сфер деятельности, обеспечивающих общие условия воспроизводства в условиях рынка, в то числе адекватно обслуживающих систему товарного обращения средств производства.

Необходимо относить к данному комплексу, в первую очередь, отрасли, обслуживающие производство (производственная инфраструктура): транспорт и транспортное хозяйство в целом; связь; линии энергопередачи; материально-техническое снабжение; заготовку и сбыт продукции; рациональное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды.

Рынок на современном этапе предъявляет специфические требования к решению инфраструктурной проблемы. И, в первую очередь, к составу элементов производственной инфраструктуры, к направленности и результативности их функционирования как системы, обеспечивающей развивающийся в стране новый социально-экономический механизм.

Совершенствование производственной инфраструктуры является важным направлением интенсификации общественного производства. Высокий уровень ее развития позволяет полно и комплексно использовать накопленный производственный потенциал, сокращает время нахождения материальных благ в сфере обращения, повышает мобильность производственных ресурсов, способствует углублению разделения труда и тем самым – повышению эффективности общественного производства. Таким образом, на современном этапе переориентации экономики на рыночный тип развития вопросы улучшения функционирования и развития производственной инфраструктуры становятся особенно актуальными.

В предстоящем периоде становления рынка основными направлениями улучшения бытового обслуживания населения являются:

- увеличение объемов и расширение видов услуг;

- улучшение качества исполнения заказов и работ;

- сокращение затрат времени заказчиков на получение услуг;

- повышение культуры обслуживания;

- совершенствование ценообразования на услуги.

Эти задачи должны решаться на основе рационального и эффективного использования ресурсов предприятий бытового обслуживания.

Несмотря на сложности перехода к рынку, объективно необходимо быстрое и успешное развитие предприятий сферы сервиса на принципиально новой основе. Предстоит перестроить и существенно улучшить работу предприятий бытового обслуживания населения, повысить эффективность их хозяйственной деятельности как в сфере производства услуг, так и в процессе транспортировки изделий.

Бытовое обслуживание как система состоит из двух взаимосвязанных частей и обслуживающей их инфраструктуры. Первая часть охватывает организацию бытового обслуживания, вторая – производство бытовых услуг и работ. Инфраструктура системы обеспечивает рациональное соединение двух основных частей системы в единое целое. Основные функции инфраструктуры заключаются в обеспечении координации процесса функционирования частей системы по времени и месту, т.е. определении, согласовании, перераспределении моментов получения и выдачи заказов (заявок) на обслуживание с моментами их обработки или доработки; организации транспортировки принятых от клиентов заказов (заявок) до места их обработки (доработки) и после этого до места передачи клиенту.

Цель проекта – проектирование производственно инфраструктуры МУПБО «Бодрость».

Для достижения этой цели необходимо определить основные задачи проектирования:

- провести анализ основных технико-экономических показателей;

- проанализировать производственную инфраструктуру МУПБО «Бодрость»;

- разработать мероприятия, направленные на проектирование производственной инфраструктуры;

- рассчитать показатели экономической эффективности предлагаемых мероприятий;

- выполнить технико-экономические расчеты планируемых показателей деятельности МУПБО «Бодрость» на текущий год и выявить влияние на них проектируемых организационно-технических мероприятий.

Объектом исследования дипломного проекта является предприятие (МУПБО «Бодрость») в целом, и, в частности, его производственная инфраструктура.

Результаты деятельности предприятия в значительной мере зависят от организации работы производственной инфраструктуры. Входящие в нее звенья предприятия обеспечивают своевременный ремонт оборудования, бесперебойное снабжение основных производственных участков всеми необходимыми видами энергии, организуют рациональное использование транспортных средств и перемещение обрабатывающих изделий в процессе производства и за его пределами, правильное хранение материалов. Успешная работа этих участков создает необходимые условия для совершенной организации основного производства.

От работы производственной инфраструктуры в значительной мере зависит уровень обслуживания населения.

Таким образом, совершенствование организации и улучшение работы звеньев производственной инфраструктуры является одной из важнейших задач предприятия бытового обслуживания населения.

Для раскрытия темы проекта была использована работа В.П.Орешина «Планирование производственной инфраструктуры», в которой автор рассматривает проблемы развития производственной инфраструктуры народнохозяйственного уровня, а также локального уровня (т.е. инфраструктура отдельного предприятия). Решение этих проблем предлагается В.П. Орешиным на основе разработки методики комплексного планирования производственной инфраструктуры.



ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задачи производственной инфраструктуры на современном этапе

В экономической литературе имеется множество определений инфраструктуры, различающих последнюю как по выполняемым ею функциям, так и поп перечню входящих в нее отраслей. Одни ученые понимают под этим всю систему обслуживания, видя функцию инфраструктуры в «предоставлении услуг и производству, и населению». В «обслуживании производства и населения», в «осуществлении социально-экономических функций, обусловленных потребностями материального производства и населения»; другие понимают под инфраструктурой только систему производственного обслуживания, видя ее назначение в «создании общих условий производства», в «обеспечении деятельности основного производства».

В некоторых работах инфраструктура понимается как накопленное материальное богатство, как совокупность объектов и сооружений, «обеспечивающих необходимые материально-технические условия для успешного функционирования предприятий промышленности и сельского хозяйства», «как часть национального богатства, которая призвана обеспечить беспрепятственное поле деятельности». Другие экономисты считают, что инфраструктура – не просто накопленное материальное богатство, а сфера деятельности человека, «совокупность отраслей и предприятий, обеспечивающих выполнение определенных функций в процессе общественного воспроизводства».

Исходя из семантики данного термина (infra – под, struktura – строение), производственную инфраструктуру можно определить как фундамент экономики, видя в ней нечто вспомогательное по отношению к основному производству. Действительно, развитие инфраструктуры с точки зрения конечных задач функционирования экономической системы не является основополагающей целью социально-экономического развития, поскольку здесь не производится основа человеческого существования – продукт в материальной форме. В то же время инфраструктура является важнейшей предпосылкой налаживания современного по своим характеристикам общественного производства.

Можно выделить три понятия инфраструктуры. На уровне сущности – это сфера приложения труда, обеспечивающая обращение продукции в народном хозяйстве.

На уровне явления первого порядка – это совокупность отраслей, т.е. организационно обособленных предприятий или организаций, имеющих своей функцией транспортировку, хранение и реализацию продукции.

На уровне явления второго порядка – это совокупность материальных объектов, создающих условия для обеспечения нормального протекания процесса общественного воспроизводства.

Инфраструктура подвергается трансформации с развитием общественного производства, с более глубоким познанием действия объективных экономических законов рынка. Необходимо выделять два понятия: производственная инфраструктура и система производственного обслуживания. Первое охватывает объекты, функциональным назначением которых является создание благоприятных условий для осуществления процесса общественного воспроизводства путем обращения материальных благ (средств производства), т.е. их транспортировка, накопление, хранение и реализация.

Второе понятие – система производственного обслуживания – более широкого плана. Она предназначена для создания благоприятных условий постоянного возобновления процесса производства наиболее рациональным образом и включает в себя, помимо элементов сферы обращения, также элементы производящей сферы (подработка продукции в процессе обращения, капитальный ремонт, автосервис, машиносервис и т.д.)

В условиях рынка происходят трансформация понимания производственной инфраструктуры как сферы обращения в понимании ее как системы производственного обслуживания. То есть, система производственного обслуживание есть то состояние, к которому стремится производственная инфраструктура в своем развитии.

Производственная инфраструктура как объект анализа имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать. Деятельность отраслей инфраструктуры является производительной. Отрасли, входящие в ее состав, участвуют в производстве национального дохода и совокупного общественного продукта. Вместе с тем «работа» инфраструктуры имеет ряд существенных отличий от деятельности базисных отраслей. Главное из этих отличий заключается в том, что результат функционирования инфраструктуры выступает в виде полезного эффекта, но не в виде продукции в материально-общественной форме.

То, что продукция отраслей инфраструктуры не материализуется в вещи, а выступает в виде полезного действия и исчезает вместе с этим действием, предопределяет особую форму резервов в инфраструктуре. Здесь должно происходить не резервирование продукции, как в базисных отраслях материального производства, а резервирование производственных мощностей – пропускной способности, подвижного состава, трудовых ресурсов.

Роль инфраструктуры в процессе общественного воспроизводства состоит, в первую очередь, в обеспечении условий, необходимых для непрерывного возобновления процесса производства во времени и в пространстве.

Главной задачей производственной инфраструктуры является обеспечение связей между предприятиями (или подразделениями предприятий), создание материальных предпосылок для объединения их в единый хозяйственный организм в целях эффективного функционирования народнохозяйственного комплекса. Главная функция производственной инфраструктуры – обеспечение обращения средств производства.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: