Тема 3: Полномочия исполнительной власти в сфере обеспечения оказанию юридической помощи гражданам

1. Президент РФ в своем ежегодном послании Федеральному Собранию: «В нашей стране существуют и конструктивно работают тысячи гражданских объединений и союзов. Но далеко не все они ориентированы на отстаивание реальных интересов людей…». Что на ваш взгляд имел ввиду Президент РФ? На что ориентировал деятельность органов исполнительной власти?

Ответ:

Из общего контекста выступления Президента РФ перед федеральным собрание РФ можно сделать вывод, что он имел ввиду стремления ряда некоммерческих общественных организаций подменить социально значимую деятельность сиюминутными политическими интересами. Некоторые общественные организации и гражданские объединения занимаясь фактически политической деятельностью, маскируют ее под общественные мероприятия. Однако это два принципиально разных контекста социальной активности. Ведение политической деятельности, в том числе организациями, финансируемыми из-за рубежа, может создавать угрозу для национальной безопасности РФ, поэтому органы исполнительной власти должны проводить четкое разграничение между собственно общественными организация и политическими объединениями.

2. Что составляет правовую основу включения российских негосударственных правозащитных организаций в механизмы индивидуальной защиты в рамках ООН? В работе каких международных организаций участвуют отечественные негосударственные организации?

Ответ:

В обеспечении выполнения государствами международных договоров в области защиты прав человека, определении наиболее эффективных форм их применения значительную роль играет ООН, одной из целей которой является содействие соблюдению обязательств, вытекающих из договоров, «утверждающих веру в основные права человека» (преамбула Устава ООН)[9].

Ответственность за выполнение функций ООН но содействию обеспечению прав человека несет Генеральная Ассамблея ООН. Согласно п. «b» ст. 13 Устава ООН Генеральная Ассамблея ООН «содействует международному сотрудничеству в осуществлении прав человека и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка и религии», организации исследований и принятии рекомендаций, которые не являются юридически обязательными для государств – членов ООН.

Исследования, относящиеся к правам человека, по поручению Генеральной Ассамблеи ООН выполняются ЭКОСОС и его вспомогательными органами, специализированными учреждениями и Генеральным секретарем ООН (ст. 62, 63). Согласно ст. 68 Устава ООН ЭКОСОС вправе создавать необходимые вспомогательные органы по поощрению прав человека. В связи с этим на первой сессии ЭКОСОС в 1946 г. была создана Комиссия ООН по правам человека (далее – Комиссия), которая сыграла важную роль при установлении стандартов в области нрав человека. В частности при активном участии Комиссии разрабатывались проекты Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах[10] и Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.[11]

В целях укрепления правозащитных механизмов ООН и обеспечения эффективного осуществления прав человека, Генеральная Ассамблея ООН резолюцией 60/251 от 15 марта 2006 г. учредила Совет по правам человека ООН (СПЧ) – уставной правозащитный орган в системе ООН, заменивший Комиссию по правам человека. Резолюция о создании СПЧ гласит, что «члены Совета должны поддерживать самые высокие стандарты в области поощрения и защиты прав человека». Генеральная Ассамблея уполномочена, путем голосования в две трети его членов, приостанавливать права и привилегии члена Совета, если он настойчиво совершает грубые и систематические нарушения прав человека.

Из российских НПО в рамках ООН представлены Московская Хельсинская Группа (МХГ), Федерация независимых профсоюзов, Российский Красный Крест.

МХГ - одна из самых первых в нашем государстве. Она была создана еще в 1976 г. в Москве по инициативе известного ученого того времени физика, члена-корреспондента АН Армянской ССР, проф. Ю. Ф. Орлова. Данная организация создана не случайно. Дело в том, что 1 августа 1975 г. в Хельсинки завершилось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, участниками которого были главы всех европейских государств (за исключением Албании), а также США и Канады.

3. Правозащитные организации в большей степени ориентированы именно на права и законные интересы меньшинства, т. е. интересы отдельной личности. Почему?

Ответ:

Потому что обыкновенно нарушаются права малых социальных групп или отдельных индивидов. Меньшинства наиболее неуязвимо перед лицом государственного давления, обыкновенно выступающего с позиции большинства. Дискриминация, нарушение прав традиционно осуществляется в отношении меньшинства со стороны большинства, а не наоборот. Следовательно и защита прав требуется в первую очередь отдельным малым группам и индивидам.

4. Общественную палату Российской Федерации некоторые исследователи рассматривают как «государственно-общественный орган», созданный с целью вовлечения граждан в процесс принятия государственно значимых решений, для осуществления общественного контроля за деятельностью государственных органов и местного самоуправления, занимающий особое место в системе органов публичной власти в посреднической между государством и гражданским обществом сфере жизнедеятельности». Если согласны, по ваши аргументы «за». Если не согласны – аргументы «против».

Ответ:

С данным мнением следует согласиться. Статус «государственно-общественного органа» указывает на двоякую природу Общественной палаты РФ – государственную и общественную.

Это можно подтвердить несколькими аргументами.

Во-первых, статус Общественной палаты устанавливается государством, потому что существует специальной закон РФ «Об Общественной палате Российской Федерации» от 04.04.2005 № 32-ФЗ[12]. Этот закон устанавливает правовую основу, цели, задачи, статус членов Общественной палаты РФ и ряд других вопросов.

Во-вторых, самим инициатором создания Общественной палаты выступило российское государство.

В-третьих, Общественная палата РФ формируется государством в лице Президента РФ.

Тем не менее, Палата является также и общественным органом, так как включает в себя представителей гражданского общества – общественных организаций, движений профсоюзов, правозащитных структур.

В этом проявляется двойственная природа Общественной палаты РФ как государственно-общественного органа.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: