Тема 7: Европейский Суд по правам человека в системе оказания юридической помощи гражданам

1. Ознакомьтесь со статьями Конституции, в которых закреплены социальные, экономические и культурные права человека и найдите сходные по содержанию статьи во Всеобщей декларации прав человека, определите сходства и различия. Соответствуют ли положения Конституции основным международным стандартам гражданских прав?

Ответ:

В принципе каталог прав и свобод, зафиксированный в Конституции, соответствует международным обязательствам России, международным стандартам. Эти стандарты закреплены в целом ряде международно-правовых документов: во Всеобщей декларации прав человека (содержащей нормы-рекомендации), Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и в других международно-правовых актах о правах человека, обязательных для государств-участников. Россия является участником многих из них. Со вступлением России в Совет Европы обязательной для нее стала Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и Протоколы к ней[24].

И хотя последние документы содержат меньший объем прав и свобод по сравнению с названными выше международными актами, их принципиальная особенность состоит в разработанности механизма международно-правовой защиты прав. Конвенция обеспечивает гражданам и неправительственным организациям право жалобы в Европейский Суд по правам человека на нарушения государством (государственными органами) прав и свобод, гарантированных Конвенцией и Протоколами к ней (это в основном гражданские (личные) и некоторые политические права и свободы). Тем самым актуализировались положения ч. 3 ст. 46 Конституции России. Сопоставляя положения Конституции о правах и свободах с положениями международно-правовых актов, можно увидеть, что в них одни и те же права и свободы не всегда одинаково словесно выражены и в связи с этим иногда могут быть восприняты как различающиеся по объему.

Так, статья 6 Международного пакта о гражданских и политических правах, закрепляя право каждого на жизнь, оговаривает, что смертные приговоры в странах, которые еще не отменили смертную казнь, могут выноситься только за самые тяжкие преступления в соответствии с законом, не могут выноситься за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет, и не приводятся в исполнение в отношении беременных женщин. Статья 20 Конституции в своей основе аналогична этим положениям Пакта, однако не содержит указанной оговорки относительно лиц моложе 18 лет и беременных женщин.

Но она действует и в России в силу законодательных установлений ст. 59 УК[25], и даже в более широком объеме, так как, согласно УК, смертная казнь не назначается не только лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет, но и женщинам не только беременным, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора 65-летнего возраста. К тому же со вступлением России в Совет Европы в стране введен мораторий на применение смертной казни. Сам по себе факт отсутствия в Конституции того или иного общепризнанного права или свободы или их неполное словесное выражение в конституционной норме не является основанием для отказа в защите, в том числе судебной, такого права и свободы, в непосредственном применении международно-правовой нормы, если она относится к категории самоисполнимых. В силу ч. 3 ст. 5 ФЗ от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации» (СЗ РФ. 1995. № 29. ст. 2757) положения официально опубликованных международных договоров России, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в стране непосредственно.

2. Раскройте цели, задачи организации, структуру ООН. Определите механизм защиты прав человека в рамках органов ООН: Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности, Верховный комиссар ООН по правам человека. Верховный комиссар ООН по делам беженцев, Комиссия по правам человека и развитие стандартов в области прав человека.

Ответ:

Организация Объединённых Наций, ООН — международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

Главные органы ООН:

Генеральная ассамблея ООН (ГА ООН) - главный совещательный орган, состоит из представителей всех государств‑членов ООН (каждое из них имеет 1 голос).

Совет Безопасности ООН действует постоянно. Согласно Уставу, несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Совет Безопасности играет ведущую роль в определении наличия угрозы миру или акта агрессии. Он призывает стороны в споре урегулировать его мирным путем, и рекомендует методы урегулирования или условия урегулирования. В некоторых случаях Совет Безопасности может прибегать к санкциям или даже санкционировать применение силы в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

Совет Безопасности состоит из пятнадцати членов Организации: пять постоянных членов с правом вето (Китай, Россия, Великобритания, США и Франция) и 10 непостоянных членов, которые избираются Генеральной Ассамблеей на двухлетний срок.

Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) - учрежден Уставом ООН в качестве главного органа, отвечающего за координацию экономической, социальной и другой соответствующей деятельности ООН, а также специализированных учреждений и организаций.

Международный суд - главный судебный орган ООН, образованный в 1945 году, разрешает правовые споры между государствами с их согласия и дает консультативные заключения по правовым вопросам.

Секретариат ООН создан для обеспечения надлежащих условий деятельности организации.

Секретариат возглавляет главное административное должностное лицо ООН - генеральный секретарь ООН.

Генеральный секретарь назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. Нынешним, восьмым по счету, генеральным секретарем является Пан Ги Мун, который приступил к исполнению своих обязанностей 1 января 2007 года.

ООН имеет ряд собственных специализированных учреждений - международных межправительственных организаций по экономическим, социальным и гуманитарным вопросам, связанных с ООН через ЭКОСОС международными соглашениями: Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), Международный валютный фонд (МВФ), Международная организация труда (МОТ), Комиссия по правам человека и развитие стандартов в области прав человека и др.

3. Покажите роль специализированных учреждений ООП в сфере обеспечения прав человека (Международная организация труда (МОТ). Организация Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООП (ФЛО). Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ). Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Международный валютный фонд (МВФ)).

Ответ:

Широкий круг вопросов, связанных с правами человека, рассматривают различные межправительственные органы и межведомственные механизмы, расположенные в штаб-квартире Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке, а также Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций. Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) и их вспомогательные органы принимают политические решения и выносят рекомендации государствам-членам, системе Организации Объединенных Наций и другим заинтересованным сторонам. Постоянный форум Организации Объединенных Наций по вопросам коренных народов, консультативный орган Экономического и Социального Совета, наделен полномочиями для обсуждения проблем коренных народов, в том числе права человека. Управление Верховного комиссара ООН по правам человека взаимодействует с этими органами и механизмами и предоставляет им консультационную и иную поддержку по вопросам прав человека. Управление также внедряет проблематику прав человека во все области работы Организации, включая социально-экономическое развитие, поддержание мира и безопасности, миротворчество и гуманитарную деятельность. Вопросы прав человека также рассматриваются в контексте постконфликтных мероприятий по поддержке миростроительства ООН.

ВОЗ является направляющей и координирующей инстанцией в области здравоохранения в рамках системы Объединенных Наций. Целью ВОЗ является достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья. Согласно Уставу (Конституции) ВОЗ, здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней или физических дефектов.

Международный валютный фонд (МВФ) был создан в конце Второй мировой войны в рамках усилий, направленных на строительство новой, более стабильной международной экономической системы и во избежание дорогостоящих ошибок предыдущих десятилетий. Фонд способствует экономическому росту и занятости путем предоставления временной финансовой поддержки странам, чтобы помочь облегчить стабилизацию платежного баланса, и оказания технической помощи. В настоящее время МВФ имеет $28 трлн. непогашенных кредитов в 74 странах.

Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) осуществляет деятельность в 190 странах и территориях с тем, чтобы ни один ребенок не остался без внимания и права каждого ребенка были соблюдены с тем, чтобы они могли полностью реализовать свой потенциал.

Посредством программ «Продовольствие в обмен на создание материальных ценностей» ВПП ООН предоставляет продукты питания голодающим за выполняемую ими работу по проектам, которые закладывают основу для их лучшего будущего. Например, когда фермерам не приходится думать о том, где в очередной раз раздобыть себе еду, у них находится достаточно времени и энергии для строительства ирригационных систем, которые могут способствовать расширению сельскохозяйственного производства. Каждый год ВПП ООН оказывает продовольственную помощь почти 80 миллионам человек в 75 странах мира.

4. Проведите сравнительную характеристику международных региональных систем защиты прав человека. На основе изучения практики ЕСПЧ приведите примеры конкретных решений в сфере защиты прав человека.

Ответ:

Европейская система защиты прав человека является результатом длительного поэтапного исторического развития. Современная европейская система защиты прав человека – действующая в европейском правовом пространстве единая система принципов, норм, механизмов, обеспечивающих защиту прав человека, в демократических государствах.

Возникновение этой системы непосредственно связывается с созданием Советом Европы (СЕ) – международной организации, одной из главных сфер деятельности которых согласно Уставу СЕ являются права человека. Европейскую систему защиты прав человека составляют, прежде всего, действие и гарантии норм различных европейских конвенций по правам человека, а также непосредственная деятельность СЕ, его контрольных органов, особенно ЕСПЧ, по обеспечению выполнения европейских конвенционных норм по защите прав человека. В западноевропейских странах такие стандарты действуют уже несколько десятилетий. Европейская система защиты прав человека действует на основе единых стандартов.

Межамериканская система защиты прав человека была создана в рамках ОАГ. В Боготе в мае 1948 г. на Девятой международной конференции американских государств был принят Устав ОАГ, в преамбуле которого подчеркнуто, что исторической «миссией Америки является предоставление человеку земли и свободы, а также окружающей среды, способствующей развитию личности и ее устремлений». На той же Конференции была принята Американская декларация прав и обязанностей человека. 20 ноября 1969 г. на Межамериканской дипломатической конференции в Коста-Рике – Американская конвенция по правам человека. Ее подписали 12 из 19 латиноамериканских государств, участвовавших в Конференции. Только почти через 10 лет, в 1978 г., данная Конвенция вступила в силу, так как лишь по истечении этого срока ее ратифицировали 11 государств. США эту Конвенцию не подписали.

Согласно Американской конвенции по правам человека полномочия по контролю за выполнением обязательств, взятых государствами-участниками, возложены на Межамериканскую комиссию, созданную в I960 г., и Межамериканский суд по правам человека, учрежденный в 1978 г. Их функции во многом заимствованы из Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Африканская региональная система защиты прав человека была основана в 1981 г., когда Африканская ассамблея глав государств и правительств приняла Хартию прав человека и прав народов (вступила в силу в 1986 г.). В этом документе на первый план выдвигаются вопросы самоопределения, борьбы с колониализмом, с иностранным господством, вопросы социально- экономического и культурного развития, осуществления суверенных прав народа над природными богатствами и ресурсами и т.д. Хартия предусмотрела создание только Комиссии прав человека и пародов.

Европейский суд по правам человека — международный судебный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства — члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, включающий все вопросы, относящиеся к толкованию и применению конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц.

На сегодняшний день более половины постановлений ЕСПЧ по России — это постановления о нарушениях властями Российской Федерации, так называемых «абсолютных прав». Сюда же следует добавить для полноты картины около полтора десятка постановлений по нарушению статей 3 и 5 Конвенции в связи с экстрадицией или высылкой из России граждан других государств.

Крайне серьезной остается проблема неоказания медицинской помощи заключенным.

Заключенного Ахметова с опухолью мозга переводили в различные медицинские учреждения Владимира, Воронежа, Красноярска, Москвы, Санкт-Петербурга, Тюмени — пока он не стал не оперируемым, т.к. ни один из государственных медицинских центров не соглашался принимать обвиняемого в убийстве.

Практически никакого лечения не получал больной СПИДом и гепатитом В и С заключенный Кожокарь.

Заявитель Гладкий прибыл в ИЗ-39/1 г. Калининграда в декабре 1999 г. практически здоровым, а освободился в январе 2002 г. инвалидом 2-й группы с инфильтрированным туберкулезом.

Европейскому Суду приходится сталкиваться с примерами профессиональной небрежности российских судей. Судебные решения пишутся достаточно формально, а также без учета индивидуальных особенностей человека и других обстоятельств. На что уже обращал внимание Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 29 октября 2009 г. «О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста», которое, в настоящий момент, утратило силу в связи с принятием Пленумом ВС РФ Постановления от 19.12.2013 № 41 «О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога»[26].

Одними из центральных нарушений положений Конвенции со стороны Российской Федерации являются нарушения ст. 6 Конвенции (право на справедливое судебное разбирательство).

Дело «Сахновского против России» интересно тем, что Большая Палата Европейского Суда детально рассмотрела в нем процессуальные гарантии проведения видеосвязи при рассмотрении дела в кассационной и надзорной инстанциях. В 2010 г. также было рассмотрено дело осужденного Шугаева (Shugayev v. Russia, no. 11020/03, 14.01.2010), в котором Суд нашел нарушение ст. 6 § 1 и § 3 ввиду рассмотрения Верховным Судом РФ в кассации приговора Курганского областного суда по видеосвязи в отсутствие адвоката. В июле 2010 г. было вынесено постановление (SamoshenkovandStrokov v. Russia, no. 21731/03, 1886/04, 22.07.2010).



Список литературы

1. Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. – 1956.– № 12. – С. 14-47.

2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. – 1998. – 10 декабря.

3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1994. – № 12. – С. 35-39.

4. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1994. – № 12. – С. 45-52.

5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 12 декабря.

6. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с «Протоколом [№ 1] (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом № 7» (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_29160.

7. Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 36. – Ст. 4466.

8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Российская газета. – 1993. – 25 июня.

9. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 9. – Ст. 1011.

10. Федеральный закон от 04.04.2005 № 32-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «Об Общественной палате Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2005. – № 15. – Ст. 1277.

11. Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 10. – Ст. 1152.

12. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 19. – Ст. 2060.

13. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 31. – Ст. 3215.

14. Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 48. – Ст. 6725.

15. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 01.09.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 40. – Ст. 3822.

16. Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. от 17.10.2019) «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.

17. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 01.01.2019) «О занятости населения в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 17. – Ст. 1915.

18. Указ Президента РФ от 14.11.2002 № 1325 (ред. от 02.10.2019) «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4571.

19. Постановление Конституционного Суда РФ от 21.12.2005 № 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с жалобами ряда граждан» // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 3. – Ст. 336.

20. Постановление Конституционного Суда РФ от 15.04.2014 № 11-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 65 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом Законодательного Собрания Владимирской области» // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 16. – Ст. 1922.

21. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 № 41 (ред. от 24.05.2016) «О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога» // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2014. – № 2. – С. 15-22.

22. Закон Мурманской области от 26.06.2006 № 765-01-ЗМО «О государственной системе бесплатной юридической помощи на территории Мурманской области» // Мурманский вестник. – 2006. – № 118. – С. 24-35.

23. Постановление Правительства Мурманской области от 25.09.2012 № 459-ПП «Об оказании бесплатной юридической помощи на территории Мурманской области» // Мурманский вестник. – 2012. – № 189. – С. 15-27.

24. Постановление Правительства Мурманской области от 26.09.2012 № 461-ПП «О материально-техническом и финансовом обеспечении оказания юридической помощи гражданам в труднодоступных и малонаселенных местностях Мурманской области» // Мурманский вестник. – 2012. – № 189. – С. 14-19.

25. Карташкин, В.А. Права человека: международная защита в условиях глобализации / В.А. Карташкин. – М.: Норма, 2018. – 477 с.

 


[1] Карташкин, В.А. Права человека: международная защита в условиях глобализации / В.А. Карташкин. – М.: Норма, 2018. – С. 35.

[2] Карташкин, В.А. Права человека: международная защита в условиях глобализации / В.А. Карташкин. – М.: Норма, 2018. – С. 36.

[3] Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. от 17.10.2019) «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.

[4] Указ Президента РФ от 14.11.2002 № 1325 (ред. от 02.10.2019) «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4571.

[5] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 12 декабря.

[6] Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. – 1998. – 10 декабря.

[7] Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 31. – Ст. 3215.

[8] Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 10. – Ст. 1152.

[9] Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. – 1956.– № 12. – С. 14.

[10] Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1994. – № 12. – С. 35.

[11] Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1994. – № 12. – С. 45.

[12] Федеральный закон от 04.04.2005 № 32-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «Об Общественной палате Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2005. – № 15. – Ст. 1277.

[13] Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 19. – Ст. 2060.

[14] Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 01.01.2019) «О занятости населения в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 17. – Ст. 1915.

[15] Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 9. – Ст. 1011.

[16] Постановление Конституционного Суда РФ от 21.12.2005 № 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с жалобами ряда граждан» // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 3. – Ст. 336.

[17] Постановление Конституционного Суда РФ от 15.04.2014 № 11-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 65 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом Законодательного Собрания Владимирской области» // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 16. – Ст. 1922.

[18] Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 01.09.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 40. – Ст. 3822.

[19] Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 36. – Ст. 4466.

[20] Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 48. – Ст. 6725.

[21] Закон Мурманской области от 26.06.2006 № 765-01-ЗМО «О государственной системе бесплатной юридической помощи на территории Мурманской области» // Мурманский вестник. – 2006. – № 118. – С. 24.

[22] Постановление Правительства Мурманской области от 25.09.2012 № 459-ПП «Об оказании бесплатной юридической помощи на территории Мурманской области» // Мурманский вестник. – 2012. – № 189. – С. 15.

[23] Постановление Правительства Мурманской области от 26.09.2012 № 461-ПП «О материально-техническом и финансовом обеспечении оказания юридической помощи гражданам в труднодоступных и малонаселенных местностях Мурманской области» // Мурманский вестник. – 2012. – № 189. – С. 16.

[24] Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с «Протоколом [№ 1] (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом № 7» (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_29160.

[25] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Российская газета. – 1993. – 25 июня.

[26] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 № 41 (ред. от 24.05.2016) «О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога» // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2014. – № 2. – С. 17.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: