Тема 4: Полномочия должностных лиц органов государственной власти по оказанию юридической помощи населению

1. Ежегодно в начале июня и в начале декабря в районных судах одного из субъектов РФ от имени руководителя этих судов вывешивается объявление о том, что с 15 июня по 15 июля и с 15 декабря но 15 января прием жалоб и исковых заявлений не производится в связи со статистической отчетностью. Правомерны ли данные действия?

Ответ:

Данные действия неправомерны и нарушают право граждан на осуществление правосудия.

Статьей 33 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Федеральным Законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»[13] регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданами РФ закрепленного за ними Конституцией РФ права на обращения в государственные и местные органы власти в целях защиты своих законных прав и интересов, а также обращения иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением установленных международными договорами или иными федеральными законами правилами.

Статьи 8, 9 вышеуказанного Федерального закона определяют, что все обращения граждан должны быть приняты соответствующим органом власти к обязательному рассмотрению и подлежать регистрации в учетных формах в течение трех дней с момента поступления.

Прием и регистрация заявлений и сообщений о правонарушениях осуществляются круглосуточно.

2. В постановлении Главы администрации Ц-го района от 14.09.1998 «О мерах по снижению напряженности на рынке труда к сокращению уровня безработицы в Ц-м районе» расширен круг условий, необходимых для признания гражданина безработным. Исключено требование закона об обязательности соответствия среднего заработка гражданина с предполагаемым заработком при направлении на подходящую работу. Какой иск предъявил прокурор? Какие права граждан нарушены?

Ответ:

Порядок и условия признания граждан безработными установлены ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»[14]. Данное постановление выходит за рамки полномочий органов местного самоуправления.

В таких случаях прокурор подает иск об оспаривании нормативно-правового акта, т.к. им нарушено право граждан на получение пособия по безработице.

3. К Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации обратилась гражданка 13. с жалобой на действия сотрудников районного отдела внутренних дел в связи с незаконным задержанием и доставлением ее несовершеннолетней дочери М. Заявитель указывала, что ее дочь около 24 ч провела в отделе полиции и более б ч в приемнике-распределителе, обращая при этом внимание на факты грубого нарушения прав М.. в частности, на незаконное изъятие сотового телефона, отказ в уведомлении родственников о ее задержании. проведение в ночное время допроса, который сопровождался угрозами и издевательствами. Какие действия предпринял Уполномоченный? Какие меры примет прокурор?

Ответ:

В соответствии со ст. 22 Федерального конституционного закона от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»[15] приступив к рассмотрению жалобы, Уполномоченный вправе обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению, а также направить запрос уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации.

При проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе:

- беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения;

- запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;

- получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

- проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;

- поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

- знакомиться с уголовными, гражданскими, административными делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.

В связи с изменением содержания полномочий прокурора проверка законности задержания граждан, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, ныне осуществляется прокурором во время проверки изоляторов временного содержания, а также после получения уведомления от дознавателя о задержании подозреваемого, а согласие на возбуждение ходатайства перед судом об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста прокурор дает только по ходатайствам дознавателя (органа дознания). Поддержание же аналогичных ходатайств следователей ныне перешло в компетенцию руководителей следственных органов.

4. На основе обобщения практики Конституционного Суда РФ приведите примеры судебных решений Конституционного Суда РФ по отдельным категориям, касающихся определенного вида прав человека.

Ответ:

Рассмотрим примеры решений Конституционного Суда РФ по защите избирательных прав граждан.

С течением времени границы деятельности гражданского общества постоянно расширяются, и, соответственно, меняются тенденции в избирательном процессе. Конституционный Суд, рассматривая дело, не может это не учитывать. Так, прямые выборы глав субъектов Российской Федерации по представлению Президента РФ в 2005 г. были отменены. Кандидатуры на должность главы региона Президент вносил на утверждение в региональный законодательный орган. Эта практика вызвала множество нареканий, однако Конституционный Суд РФ признал данное положение соответствующим Конституции РФ. В Постановлении от 21 Декабря 2005 г. № 13-П[16] было определено, что, так как право избирать и быть избранным путем прямых выборов на должность главы региона не закреплено в Конституции Российской Федерации, то данное положение не нарушает конституционных прав граждан, предусмотренных статьями 32 и 55 Конституции. Прямые выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации не являются естественным способом получения данной должности. Так, согласно позиции Конституционного Суда РФ, для обеспечения общенародных интересов государство вправе самостоятельно регулировать установленный государственно-правовой механизм. Таким образом, вплоть до введения прямых выборов в 2012 г. государство, помимо урегулирования внешних проблем, создавало условия для развития гражданского общества.

Но сегодня прямые выборы глав регионов проводятся не во всех субъектах Российской Федерации. В 2013 г. в законодательство внесены изменения, позволяющие уполномоченным органам субъектов самим определять порядок выборов глав регионов. Прежде всего данный вопрос касается субъектов с различным национальным составом населения, так как подобное ограничение вводится с целью обеспечения равной возможности доступа каждой национальной группы к власти на высшем уровне управления.

Некоторое время назад поднимался вопрос о целесообразности досрочного голосования. Многие политические деятели, ученые высказывались против, так как данная процедура лишает систему выборов прозрачности, отчего существенно возрастает риск фальсификации результатов. В связи с этим в 2010 г. в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» были внесены поправки, согласно которым положение о досрочном голосовании по уважительным причинам было исключено. Однако Конституционный Суд РФ не разделил данную точку зрения и в Постановлении от 15 апреля 2014 г. № 11-П признал пункт 1 ст. 65 не соответствующим Конституции РФ[17].

Согласно мнению судебного органа, законодатель обязан соблюдать конституционные права, учитывая, что невозможность голосовать по месту жительства в день выборов не является препятствием при осуществлении активного избирательного права. Конечно, голосование в день выборов признается преимущественным способом, но необходимо также учитывать то, что есть обстоятельства, исключающие данную возможность обстоятельства, независимо от воли гражданина. Поэтому процедура досрочного голосования наряду с голосованием по открепительным удостоверениям, по почте, вне помещения для голосования должна признаваться.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: