Органы управления в Новониколаевске – Новосибирске (1919 – 1945 гг.)

 

Начало двадцатых годов – время Гражданской войны, политики «военного коммунизма», голода, эпидемий и хозяйственной разрухи, продовольственной разверстки и крестьянских восстаний. Большая часть этого десятилетия прошла под знаком новой экономической политики (НЭП). Ее основной целью стало преодоление ужасающего кризиса, вызванного мировой войной, двумя революциями 1917г., Гражданской войной и иностранной интервенцией. В конце 1920-х годов НЭП свернули, и началась «сталинская революция» сверху – коллективизация сельского хозяйства, форсированная индустриализация страны.

С декабря 1919г., после восстановления Советской власти в Новониколаевске создание новых органов управления проходило в рамках существующей законодательно-нормативной базы советского государственного строительства. Городская дума и управа были окончательно упразднены. Весной 1920г. был создан городской Совет рабоче-крестьянских и красноармейских депутатов, который являлся представительным органом. Первое заседание Новониколаевского горсовета прошло 1 мая 1920г. В составе горсовета насчитывалось 149 членов пленума и 56 кандидатов. Горсовет своего исполнительного аппарата не имел, не имел самостоятельного городского бюджета. В июне 1920г. на первом Новониколаевском уездном съезде Советов избирается Новониколаевский горуездный исполком. В структуре горуездного исполкома имелись:

- отдел управления,

- отдел народного образования,

- отдел здравоохранения,

- земельный отдел, коммунальный отдел и др.

 При отделах, в свою очередь, образованы секции. Наиболее важной была крестьянская секция, в ведение которой находились вопросы сельского хозяйства, а также сбор продразверстки.

8 июня 1920г. был издан приказ Новониколаевского уездно-городского ревкома о передаче власти исполнительному комитету Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, с этого момента уездный революционный комитет прекратил свое существование. В 1920-1929гг. обязанности председателя Новониколаевского (Новосибирского 1926г) горисполкома возлагались до 1925г на председателя губисполкома, а с1925г. - на председателя окрисполкома.

Новониколаевский горуездный исполком упраздняется в августе 1921г., после создания Новониколаевской губернии; при этом отделам горуездного исполкома было предписано заниматься работой в губернском масштабе. Единственным городским органом остается городской Совет, по-прежнему не имеющий собственного исполнительного аппарата, бюджетных прав. В городском Совете имелся президиум с постоянным составом, отчасти заменявший исполнительный орган. Президиум определял порядок работы пленума горсовета, заседания которого проводились ежемесячно. Пост председателя горсовета занимал по совместительству председатель губисполкома. К середине 20-х гг. процесс организационного становления горсоветов не был завершен. С декабря 1925г. после принятия президиумом ВЦИК «Положения о горсоветах РСФСР» произошло заметное расширение полномочий этих органов. Городские Советы провозглашались высшими органами власти в пределах своей территории, наделялись самостоятельными бюджетными правами, укреплялась их материально-финансовая база. Советы наделялись правом самостоятельно решить вопросы в области:

- местной промышленности,

- администрации,

- суда,

- социального обеспечения,

- правом издавать обязательные постановления по проблемам застройки,

- социально-культурной сферы;

- охраны общественного порядка на территории города.

Вместе с тем нерешенным по-прежнему оставался один из ключевых вопросов – отсутствовал полноценный исполнительный аппарат. Руководство текущей работой возлагалось на президиум горсовета, тогда как реализацией его решений занимались отделы вышестоящих исполкомов - окружных, в составе которых функционировали городские власти. Однако постепенно начинается процесс перераспределения полномочий между органами власти и самоуправления.

1930-е годы вошли в историю как период масштабных государственных экспериментов, призванных осуществлять модернизацию страны. Проводимое в эти годы региональными властями социально-экономическое развитие города способствовало превращению Новосибирска в один из крупнейших индустриальных и научных центров Сибири. В результате очередной административной реформы страны Новосибирск становится центром Западно-Сибирского края. Проходит очередная реорганизация государственных органов. После ликвидации окружного звена управления права окрисполкома были частично переданы райсполкомам, а в городе – вновь образованному горисполкому.

8 августа 1930г. Новосибирским горсоветом сформирован первый состав горисполкома. В ведение горисполкома передавалась территория Новосибирского сельского района, райсполком которого ликвидировался. Являясь высшими органами власти в пределах своей территории, горсоветы наделялись самостоятельными бюджетными правами и правотворческими функциями. Постепенно происходило формирование полноценного исполнительного аппарата. До этого исполнительным органом при горсовете являлся его президиум. В состав президиума к 1930г. входили в качестве функционирующего аппарата:

- секретариат,

- орготдел,

- плановая комиссия,

- управление строительного контроля,

- совет физической культуры,

- детская комиссия.

К концу 1930г. в составе горсовета было создано 13 новых отделов:

- горколхоз,

- земельный,

- торгово-финансовый,

- народного образования,

- здравоохранения,

- военный,

- административный,

- социального обеспечения,

- дорожный,

- инспекции труда,

- архивное бюро,

- РКИ.

Кроме того, для участия трудящихся в практической деятельности горсовета образовывались секции, перечень которых определялся пленумом горсовета. В состав секций входили члены горсовета, представители от профоргана, комсомола и других общественных организаций. Помимо секций в горсовете создавались депутатские группы, являющиеся его ячейками на предприятиях.

Дальнейшим рубежом в становлении горсоветов как управленческих структур стало принятие в 1933г. нового «Положения». По новому «Положению уточнялась организационная структура самого Совета и его исполнительных звеньев. В «Положении» подтверждался принцип верховенства представительных органов по отношению к исполнительным.

В ведение горсовета из-под руководства вышестоящих органов управления передавалась:

- часть предприятий местной промышленности,

- промысловая кооперация,

- объекты коммунального хозяйства,

- предприятия торговли и общественного питания,

- расширялись источники дохода городского бюджета.

По мере роста города и числа избирателей в составе горсовета произошли значительные изменения. Число депутатов горсовета увеличилось с 310 человек в 1929г. до 564 человек в 1935г. Постоянно возрастало представительство среди депутатов рабочих, непосредственно занятых в сфере производства, увеличился удельный вес коммунистов, женщин, молодёжи.

В этот период времени усилилось сращивание партийных и советских органов на всех уровнях государственного управления. Происходило дальнейшее влияние партийных органов на деятельность городского Совета, возрастала роль ведомственного начала в формировании и развитии как производственного, так и социально-культурного потенциала Новосибирска. Созданные еще в 20-е годы коммунистические фракции в Советах всех уровней выступали прямыми проводниками партийной линии в них. Комфракции обсуждали предстоящие повестки заседаний горсовета, давали рекомендации по назначениям и перемещениям работников. Органы городского управления, Новосибирский горком ВКП(б) и Новосибирский горсовет являлись частью централизованной управленческой системы, которая находилась под непосредственным контролем и руководством со стороны региональных партийных и государственных органов.

28 сентября 1937г. Постановлением ВЦИК Западно-Сибирский край разделился на Новосибирскую область и Алтайский край. Новосибирск стал областным центром. В 1938г. в городе действовало 153 промышленных предприятия, в том числе, два завода оборонной промышленности, 7 вузов, 10 техникумов. Расширилась городская территория за счёт включения в городскую черту пригородных населённых пунктов. В левобережье образуется новый Заобский административный район (Кировский и Ленинский районы).

В период с 1937 по 1945 год бурное экономическое и культурное развитие города усложнила задачи управления им. По законодательно-нормативной базе советского государства функции городского управления находились в ведении Новосибирского городского Совета депутатов трудящихся. По Конституции СССР 1936г. Советы стали постоянно действующими органами власти и управления. Было проведено чёткое разграничение функций Совета исполкома. Если до 1936г. исполкомы являлись органами власти между съездами, то теперь произошла их трансформация в подотчётный Совету коллегиальный исполнительно-распорядительный орган. На сессиях горсовета:

- избирался исполнительный комитет и его председатель,

- утверждалась структура отделов и управления горисполкома,

- утверждался перечень постоянных комиссий горсовета.

Для непосредственного руководства отдельными отраслями городского хозяйства исполкомы создавали собственный аппарат, отделы и управления. Отделы исполкома находились в двойном подчинении – непосредственно исполкому Совета и соответствующему отделу вышестоящего Совета, что позволяло последнему лучше контролировать и организовывать их работу. В предвоенные годы при горсовете организуются постоянные комиссии, состоящие только из депутатов. Основная функция комиссии заключалась в систематическом контроле за выполнением решений вышестоящих директивных органов во всех областях народного хозяйства, культуры и быта. Комиссии также помогали органам управления осуществлять свои функции и занимались подготовкой материалов к сессии горсовета.

В местные Советы выборы состоялись только в конце 1939г., до этого времени структура Новосибирского горсовета оставалась прежней. На первой сессии Новосибирского горсовета, состоявшейся 4-5 января 1940г. был избран исполком, состоявший из председателя – В.Д. Бесова, двух заместителей председателя – И.А. Горячева и А.К. Родина, секретаря и 15 членов. Структура исполкома состояла из сектора кадров и 9 отделов:

- коммунального,

- финансового,

- народного образования,

- здравоохранения,

- торговли,

- соцобеспечения,

- общего,

- плановой комиссии,

- местной промышленности.

Постановлением первой сессии Новосибирского горсовета первого созыва в составе последнего было создано 14 постоянных комиссий:

- бюджетно-финансовая,

- плановая,

- по делам культуры и искусства,

- по делам железнодорожного, водного, воздушного, шоссейного, городского, автомобильного, трамвайного транспорта,

- телефонно-телеграфной связи,

- по делам промышленности, энергетики и топлива,

- по делам жилищно-коммунального хозяйства,

- по делам революционной законности и борьбы с детской беспризорностью,

- по делам учебных заведений начального и среднего образования и научно-исследовательских учреждений,

- по делам здравоохранение, соцобеспечения и курортно-санаторного лечения,

- по делам работы оборонных, физкультурных и спортивных учреждений,

- по делам торговли и общественного питания,

- по делам строительства и дошкольных детских учреждений.

Происходит дальнейшее усиление влияния партийных органов на деятельность местных Советов и вмешательство в распорядительные функции советских органов. Горком партии выполнял директивы вышестоящих органов, осуществлял руководство всеми сферами жизнедеятельности города, его структура повторяла структуру горсовета. Фактически управленческая деятельность Новосибирского горсовета ограничивалась решением проблем благоустройства города, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, городского транспорта, народного образования и т.д. Реальные властные полномочия фактически находились у выше стоящих партийно-советских органов. Руководство и решения всех наиболее важных вопросов в области и городе, в соответствии с вышестоящими указаниями, осуществлял Новосибирский областной комитет ВКП(б).

Начало Великой Отечественной войны внесло громадные изменения в жизнь города. Из прифронтовой полосы сюда эвакуировались заводы, научные и учебные институты, творческие коллективы. В первые месяцы войны в Новосибирск прибыли специалисты и оборудование более 50 заводов и фабрик, было организованно 26 госпиталей. В недостроенном здании Театра оперы и балета размещались экспонаты Третьяковской картинной галереи, Эрмитажа, музеев Москвы, Ленинграда, Новгорода, Севастополя и других городов. Создание в городе крупного военно-промышленного комплекса сыграло огромную роль в годы Великой Отечественной войны: город превратился в «…опорный край держав». Новосибирск, при участии эвакуированных заводских коллективов в 8 раз увеличивает выпуск промышленной продукции.

С началом войны вся система городского управления перестраивалась в соответствии с нуждами военного времени. 22 июня 1941г года состоялось заседание облисполкома, посвящённое вопросам оперативного управления делами мобилизации и перестройки экономики на военный лад. В управлении увеличивается роль ведомственного начала как в производственной, так и социально-культурной сферах. Усложнение задач поставленных перед руководством области, потребовало создания наиболее эффективной в условиях войны системы управления. В партийных и советских органах осуществляются структурные перестройки, ликвидируются старые и образуются новые отделы и сектора. Если в 1937г. в структуре Новосибирского обкома было 11 отделов, то в 1942г. их насчитывалось уже 30, и они охватывали все сферы жизнедеятельности области и города, поставив их под свой контроль и руководство. В 1943 году в структуре Новосибирского горисполкома ликвидировали земельный отдел. Создали два новых отдела:

- сельскохозяйственный,

- отдел по государственному обеспечению и устройству семей военнослужащих.

Создавались новые постоянно действующие комиссии:

- по делам топлива,

- по делам энергетики,

- по развитию продовольственной базы города,

- по делам гособеспечения и бытового устройства семей военнослужащих.

При Новосибирском облисполкоме 19 июля 1941г. постановлением Новосибирского обкома партии создан Научный совет по мобилизации ресурсов области во главе с председателем облисполкома И.Г.Гришиным.

В 1943 году в связи с изменением статуса Новосибирска отнесённого к числу режимных местностей I категории городов республиканского подчинения, в составе аппарата городского управления возникли новые подразделения:

- управление городского строительства,

- местных торгов и треста столовых,

- трамвайно – троллейбусный трест.

Военное время вносило свои коррективы в управленческую сферу. С одной стороны, руководители областного звена в основном не менялись - М.В. Кулагин занимал пост секретаря Новосибирского обкома партии с 1941г. по 1949г., а председатель облисполкома И.Т. Гришинс 1941г. по 1946г. Но с, другой стороны, в связи с мобилизациями в Красную Армию сохранялась высокая текучесть кадров среднего и низшего звеньев управления. Так в июле 1942г. в 150-ю добровольческую дивизию было зачислено 82 руководящих партийных, советских и хозяйственных работника.

В годы войны не только усложнились задачи управления, но и возросла персональная ответственность руководителей за порученные им участки работы. Это явилось одной из причин частых кадровых перестановок и смещений с должности. За военные годы только на посту председателя Новосибирского горсовета сменилось четыре человека.

В сложных условиях военного времени от городского руководства требовалось максимальное проявление управленческих и организаторских способностей. Война поставила перед руководством города новые задачи и требовала решений старых. Размещение эвакуированного населения для местных органов власти являлось чрезвычайно трудной проблемой. 8 июля 1941г. горисполком принял решение о мобилизации жилого фонда города для эвакуированных, а также о дополнительном строительстве бараков и землянок. С притоком эвакуированного населения из других регионов страны обнажились нерешенные в предвоенные годы вопросы, такие как благоустройство города, ремонт и эксплуатация жилого фонда, водоснабжения, работа транспорта. Некоторые районы Новосибирска испытали затруднения с водоснабжением и подачей электроэнергии для населения города. Новосибирскому горисполкому пришлось принять решение «О порядке и нормах расходования электроэнергии». Состояние городской торговли и снабжения городского населения было наиболее острой проблемой для властей. С сентября 1941г. в Новосибирске, как и в других городах, вводятся продовольственные карточки почти на все продукты.

Во время войны городские власти поощряли ведение горожанами личного подсобного хозяйства, являвшегося чуть ли не основным подспорьем, позволяющим им выжить в суровых условиях военного времени. На всех предприятиях города создавались фонды для оказания помощи семьям военнослужащих. Их дети определялись в детские учреждения: пионерские лагеря, санатории.

Максимальное напряжение сил в военное время позволило местной власти справиться с поставленными задачами. Сложившаяся в это время система управления характеризовалась дальнейшим усилением ведомственного начала при значительном росте влияния партийных органов на деятельность городских властей и их вмешательства в компетенции и функции Советов.


1.4 Управление Новосибирском в послевоенный период во время перестройки 1945- 1991 гг.

 

После военный период в истории Новосибирска сложен и результативен. В судьбе города и его жителей в полной мере отразилась история страны в целом. Это годы восстановления, когда началось строительство Новосибирской ГЭС, развертывание выпуска на заводе имени Чкалова реактивных истребителей «МИГ-15», и «хрущевский период», когда началось создание Сибирского отделения Академии наук СССР, строительство Академгородка, и период «застоя», когда, с одной стороны, продолжалось поступательное движении в экономической и социальной сфере, а с другой - нарастали противоречия и сложности, прежде всего в решении социальных проблем.

После войны структура городского управления в целом кардинально не менялась. Все изменения происходили с учетом требований времени, новых задач и проблем. Высшим органом управления городом являлся городской Совет депутатов трудящихся, избираемый на безальтернативной основе в количестве 500 депутатов. Срок полномочий депутатов, предусмотренный Конституцией 1936г., составлял 2 года. На своих сессиях городской Совет:

- принимал решения об основных направлениях развития города в соответствии с указаниями и задачами,

- поставленными высшими и местными партийными органами на конкретный период времени,

- руководил государственным, хозяйственным, социально-культурным строительством на территории города,

- утверждал народно-хозяйственный план и бюджет города,

- рассматривал итоги их выполнения,

- руководил деятельностью подчиненных Совету органов управления, предприятий, учреждений городского подчинения,

- обеспечивал соблюдение законности, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан,

- исполнял прочие иные функции, предусмотренные законодательством. Горсовет утверждал постоянные комиссии, которые разрабатывали проекты решений по конкретным отраслям, осуществлял проверки работы предприятий и организаций города. Количество и состав постоянных комиссий менялись в зависимости от требований времени. К числу стабильных постоянных комиссий горсовета относились:

- планово-бюджетная,

- по строительству,

- транспорту и связи,

- по культуре и искусству,

- по народному образованию,

- здравоохранению.

Работа депутатов в городском Совете и постоянных комиссиях осуществлялась на общественных началах.

На первой сессии каждого созыва:

- избирался исполнительный комитет,

- председатель горисполкома, его заместители,

- утверждалась структура исполкома,

- назначались начальники управлений и отделов горисполкома.

Горисполком занимался конкретными вопросами жизнеобеспечения города, его функционирования. В ведении горисполкома были вопросы:

- архитектуры,

- жилищно-коммунального, культурно-бытового строительства,

- водоснабжения и канализации,

- транспорта,

- связи,

- содержания автомагистралей и дорог,

- торговли,

- общественного питания,

- бытового обслуживания населения,

- благоустройства города,

- здравоохранения,

- образования,

- культурного обслуживания,

- работы предприятий и учреждений городского подчинения.

Райсполкомы рассматривали вопросы:

- по благоустройству района,

- содержания жилищного хозяйства,

- выделения земельных участков под строительство индивидуальных домостроений,

- работы учреждений и организаций в районе,

- усыновления,

- опеки,

- определения в специальные детские учреждения детей, оставшихся без попечения родителей,

- другие вопросы районного масштаба.

Как было уже указано выше, все вопросы развития города решались сначала на партийных конференциях потом на бюро обкома ВКП(б). На бюро обкома всегда присутствовал предгорисполкома. Как члены партии, руководители города, были обязаны выполнять принятые обкомом решения. В структуре партийных органов в основном находились те же элементы, что и в государственных. Партийные органы все в большей и большей степени занимались хозяйственными вопросами, подменяя соответствующие структуры. Решения обкома партии на уровне города выполнял городской комитет ВКП(б), который избирался на городских партийных конференциях. С 1955г. - горком имел право утверждать в должности комсомольские кадры, профсоюзные кадры (всех председателей фабзавкомов), советские кадры: председателя горисполкома, его заместителей, заведующих отделами, председателей райсполкомов, их заместителей и секретарей.

Бурный рост населения Новосибирска за годы войны (почти на 200 тыс. человек), по существу бесплановая застройка города вызвали серьезные трудности в развитии и поддержании городского хозяйства. В ответ на жалобы жителей города в 1947г. при Совете Министров РСФСР была создана комиссия по проверке работы Новосибирского горисполкома. По результатам проверки на заседании бюро Совмина работа горисполкома Новосибирска была признана неудовлетворительной. Были приняты меры по совершенствованию управления городом. Важную роль в этом сыграла избирательная компания 1947г. В результате выборов, проведенных впервые после окончания Великой Отечественной войны, в январе 1948г. на первой сессии нового Новосибирского горсовета был избран исполком в составе 15 человек, председателем - Благирев Владимир Иванович. Новый состав городского совета и горисполком активизировал работу по нормализации жизни города. Значительную помощь в этом оказал Совет Министров СССР, принявший в октябре 1848г. постановление «О мерах помощи городскому хозяйству Новосибирска». Однако, последующие проверки вышестоящими органами работы Новосибирской городской власти отмечали крупные недостатки в работе:

- транспорта,

- связи,

- торговли,

- общественного питания,

- плохой контроль за деятельностью отделов и управлений самого горисполкома,

- невыполнение планов капитального строительства и ремонта,

- недоиспользование опущенных на эти цели средств.

Вместе с тем, хотя и в недостаточном объеме, в городе все-таки шло строительство жилых и общественных зданий: строились поселки Оловозавода, завода «Тяжстанкогидропресс», район Красной горки, застраивались многоэтажными зданиями главные магистрали города. Была разработана широкая программа строительства учреждений культуры. В этот период в городе были построены два крупнейших объекта, коренным образом изменивших городскую жизнь. Это гидроэлектростанция и коммунальный мост через реку Обь. В строительстве коммунального моста городские власти принимали самое деятельное участие.

Вторая половина 50-х – начало 60-х годов характеризуется перестройкой управления в СССР, что сказалось в изменениях управления Новосибирском. В этот период, прежде всего, часто менялась структура областных органов. Структура органов городского управления в эти годы почти не изменилась, но на работу горисполкома стали больше оказывать влияние постоянные комиссии депутатов горсовета. Комиссии оказывали помощь горисполкому в работе, особенно:

- в контроле по исполнению решений,

- проводили обследования,

- вносили свои предложения на исполком горсовета или сессии,

- заслушивали на своих заседаниях руководителей отделов, управлений горисполкома, руководителей предприятий.

В 1963г. в аппарате горисполкома упраздняются управление культуры, отделы сельского хозяйства и зеленого строительства. Последний подчинен управлению коммунальных предприятий и благоустройства. В 1965г. это управление было разделено на два самостоятельных управления горисполкома: управление благоустройства и управления коммунальных предприятий. Изменились штаты горисполкома. Вместо 4 заместителей председателя стало 3, но помощников председателя вместо 1 стало 4, появилась должность старшего инструктора приемной по жалобам. К 1965г. в горисполкоме не стало отделов социального обеспечения, по делам архитектуры и искусства, отдела торговли. Зато появились отделы по делам строительства и архитектуры, капитального строительства, организационно-инструкторский.

В 1969г. в соответствии с Положением об органах контроля в СССР в горсовете стал действовать городской комитет народного контроля.

Депутаты городского Совета в 70-80-е гг. продолжали решать все стратегические вопросы жизни. Права и обязанности горсовета в эти годы огромны:

- утверждал сводные перспективы и годовые планы развития города;

- организовывал и контролировал их выполнение;

- рассматривал планы размещения и специализации организаций города;

- составлял балансы использования ресурсов;

- рассматривал и утверждал бюджет города, организовывал его исполнение;

- курировал жилищное, коммунальное и прочее строительство;

- руководил городским транспортом, торговлей и бытовым обслуживанием населения.

В горсовете появились новые постоянные комиссии:

- по науке и технике,

- по делам молодежи, физкультуре и спорту,

- использованию природных ресурсов и др.

В связи с ростом города, многократным разрастанием городского хозяйства менялась и структура горисполкома: реорганизовывались, создавались новые, специализировались управления и отделы. В 80-е годы в аппарат горисполкома входило 7 районных архитекторов при райсполкомах города. В состав горисполкома Советов, как и прежде, избирали 15 человек, в том числе как всегда, первого секретаря горкома КПСС. У председателя было 4 заместителя, помощники и помощники заместителей. В исполкоме по-прежнему было 7 отделов, 9 управлений, один комитет и плановая комиссия, а в горсовете 17 постоянных депутатских комиссий. И структура горисполкома Советов, и штатное расписание аппарата горисполкома говорят о том, что органы власти в тот период придавали большое значение проблемам благоустройства города, строительству, обеспечению более благоприятных условий жизни горожан.

Эта структура практически не менялась до конца 80-х годов, если не считать ввода начальника управления внутренних дел в состав горисполкома в июне 1982г. По-прежнему в эти годы горсовет и горисполком Советов управляли жизнью города, подчиняясь решениям вышестоящих партийных и советских органов.

В 70-80-е гг., в период работы председателем горисполкома И.П. Севастьянова, произошел резкий скачек в развитии города. За 20 лет его деятельности в городе были введены в эксплуатацию миллионы кв.м. жилой площади, большое количество горожан было переселено из бараков и аварийного жилья, построено много школ, детских дошкольных учреждений, объектов соцкультбыта, торговли, общественного питания. Резко улучшилось благоустройства жилого фонда, выросла мощность городских водопроводных сооружений, построены автовокзал, аэропорт «Толмачёво», ЦУМ, Универсам, Дворец бракосочетания, цирк, здание ГПНТБ, около десяти кинотеатров и многое другое. В Новосибирске, благодаря эвакуированным в годы Великой Отечественной войны заводам, сформировалась мощная производственная база.

В целом к концу 1980-х годов Новосибирск достиг значительных результатов в своем развитии, в том числе и социально экономической сфере. Прогресс по сравнению с 1946г. налицо. По мере преодоления последствий войны у руководителей города появилось больше возможности решать социальные проблемы, тем более что центральные органы власти неоднократно за послевоенные годы выделяли средства на развитие города, на строительство наиболее важных объектов. Исполнительные органы опирались на поддержку депутатов Советов различных уровней.

Однако существующая система власти в конечном итоге не смогла достаточно эффективно прореагировать на начавший стремительно возрастать разрыв между ростом потребностей населения и реальными возможностями их удовлетворения. Административно-командная система формировала поколение, ожидающее и требующее благ от власти, в какой-то мере беспомощное. С нарастанием нерешенных проблем горожане, как и в целом по стране, проявляли апатию к существующей системе власти, что позволило ее ликвидировать.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: